Ценовая дискриминация третьей степени отличается тем, что за основу ее принимается не различие цен спроса на отдельные единицы товара, как это имеет место при дискриминации первых двух степеней, а разделение самих покупателей на группы с различными функциями спроса (сегментация рынка). В этом случае задача монополиста – установить такие цены для каждой группы покупателей, которые максимизируют общую прибыль.
Примером ценовой дискриминации третьей степени может служить то, что в России гостиничные тарифы, входная плата в музей для иностранцев значительно выше, чем для российских граждан. Другими примерами может служить различная оплата на подписку специализированных журналов для индивидуальных подписчиков и для организаций или различные цены в музеи, кинотеатры для пенсионеров, студентов и других граждан.
Условие максимизации общей прибыли для монополии, проводящей ценовую дискриминацию третьей степени, вытекает из уравнения:
MR1 =MR2 = … =MRå = MC, то есть предельные доход на каждом рынке одинаков и равен общему предельному доходу монополиста и предельным затратам на весь объем выпуска.
В целом выпуск в условиях ценовой дискриминации выше, чем в условиях простой монополии и приближается к тому же уровню, что и при совершенной конкуренции. Некоторые товары и услуги вообще не могли бы производиться без ценовой дискриминации при их реализации. В этом одна из причин того, что государство обычно поддерживает проведение такой политики и само проводит ее. Другая причина в том, что ценовая дискриминация уменьшает различия в реальных доходах потребителей.
Однако нельзя считать, что ценовая дискриминация безусловно выгодна обществу . она может сопровождаться неэффективным межотраслевым распределением ресурсов. Дело в том, что увеличение производства за пределы, определяемые равенством MC = MR, означает, что теперь каждая дополнительная единица продукции производится с затратами, превышающими цену спроса на эту единицу, и поэтому есть смысл поискать другую сферу приложения дополнительных затрат.
Итак, ценовая дискриминация третьей степени – реализация товара на разных сегментах рынка по разным ценам.
Выделение разных сегментов происходит, обычно, на основе уровня платежеспособности (пенсионеры и работающие, индивидуальные потребители и фирмы). Так фирма не допускает ухода с рынка потребителей с невысоким уровнем дохода при сохранении высоко платежеспособных клиентов. Часто этот способ применяется государством как часть социальной политики (льготы малоимущим и т.п.). Ценовая дискриминация третьей степени может рассматриваться как положительное экономическое явление. Обычно, чистая монополия порождает завышение цен и занижение объема производства (стагфляцию в макроэкономике). Здесь же мы видим обратные процессы.
На рис. 29.3 показана ценовая дискриминация третьей степени на двух рынках.
Рис. 29.3. Ценовая дискриминация третьей степени
Оба графика имеют общую вертикальную ось. Предельные издержки (МС) постоянны. На каждом рынке фирма-монополист, максимизируя прибыль при равенстве MR = МС, устанавливает более высокую цену (РД по которой спрос на ее блага менее эластичен.
Ценовая дискриминация часто применяется западными фирмами. Во многих случаях она осуществляется регулярно, фирмы-монополисты систематизируют потребителей по предпочтениям, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы и продают свои блага в соответствии с этой градацией.
Чаще всего к ценовой дискриминации фирмы-монополисты обращаются в ходе конкурентной борьбы для привлечения дополнительных покупателей.
Оценка ценовой дискриминации неоднозначна, поскольку она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительный аспект заключается в том, что она дает возможность расширить границы объемов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой-монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться.