Циклмероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшегодошкольного возраста на тему: «Учимся одеваться и раздеваться».
Цельцикла занятий:
целенаправленноформировать детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса доцелостного процесса.
Содержание:
*Игровыеобразовательные ситуации, дидактические упражнения, дидактические игры, игры –занятия.
*Игрыи упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующиеуспешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
*Игрыи упражнения, направленные на формирование навыка одевания и раздевания.
*Художественныепроизведения, используемые для формирования у воспитанников культурно -гигиенических навыков и воспитания самостоятельности в самообслуживании.
Игровыеобразовательные ситуации, дидактические упражнения, дидактические игры, игры –занятия, музыкальные развлечения.
Игроваяобразовательная ситуация «Путешествие с куклой Катей». Знакомство с раздевалкой.
Цель:обогащениепозитивного эмоционального опыта при освоении воспитанников первых правилповедения и умения ориентироваться в предметном пространстве;
знакомствос оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечка, большое зеркало настене, полочка для обуви), назначением и способами его использования ребёнком;
обогащениеи активизация словаря за счёт слов: раздевалка, одеваться, раздеваться,шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить,скамеечка, длинная, низенькая, удобно, зеркало, посмотреться, большое и др.
Оборудование: игровойперсонаж кукла – би — ба — бо Петрушка. Во время утреннего приёма Петрушкавместе с воспитателем встречает каждого ребёнка, облегчая ему процессрасставания с родителями.
Ходситуации:
Весёлый Петрушка приглашает нескольких воспитанников, называя их по именам, вувлекательное путешествие. «Я буду паровоз, а вы — вагончики. Поехаликататься!» — говорит он.
Петрушка:Ой, куда это мы с вами приехали? Как называется эта комната? (Воспитатель подхватываетверные ответы воспитанников и использует приём хорового проговаривания.)
Выходитеиз вагонов, присаживайтесь на скамеечку. На что села Саша? (На скамеечку.) Ктос Сашей рядом сел? (Никита.) И ты, Серёжа, садись рядышком. На что Серёжа сел?(На скамеечку.) Всем места хватило, потому что скамеечка какая? (Показываетрукой, делая длинное плавное движение в сторону.) Длинная скамеечка. Какаяскамеечка? (Побуждает к проговариванию.) Посмотрите, а это что? (Шкафчики.)Сколько здесь шкафчиков? (Много, много.) Почему их так много? Правильно, укаждого свой шкафчик. Вы помните свои шкафчики? Покажите мне свои шкафчики.Молодец, Серёжа, первый свой шкафчик нашел. Как ты узнал, что это твой шкафчик?(На шкафчике машинка.) Вот какая красивая машина. Как папина машина, на которойпапа привозит Серёжу в детский сад. Теперь, Саша, покажи нам, где твой шкафчик.Как ты его узнаешь? Какая на нём картинка?
Аналогичностроится диалог с другими воспитанниками.
Петрушка:А что в этих шкафчиках лежит? Откройте дверки. Что открыл Никита? (Дверку.)Заглянем в шкафчик. Что есть в шкафчике наверху? (Полочка.) Для чего нужна этаполочка? Что на ней хранится? (Вынимает по очереди предметы и называют хором:шапочка, шарфик.)
Ачто у шкафчика внизу? (Показывает.) Да, еще одна полочка. Для чего эта полочка?Что на ней лежит? (На ней лежат колготки, штанишки, кофточка.)
Аэто что такое? Правильно, это крючок. Что висит на крючке? (Курточка.) Зачемнужны крючки? (Педагог обобщает: «Чтобы одежду вешать, чтобы она аккуратновисела, чтобы не помялась».)
Атеперь закройте дверки. Так для чего нам в раздевалке шкафчики?
Воспитательвместе с Петрушкой обобщает детские ответы: «В шкафчиках хранится детскаяодежда для улицы. А когда дети уходят домой, в шкафчиках остаются их платьица,костюмчики, сандалики. Эта одежда и обувь будут немножко скучать и ждать своиххозяев, когда они снова придут в свой детский сад?!»
Петрушкапредлагает снова занять места в веселом поезде. Паровоз даёт гудок, всеотправляются в путь. «Чук, чук, чук!» — стучат колеса, а вот и маленькаяостановка.
Петрушка:Станция Зеркальная. Посмотрите, куда мы приехали? Что здесь висит на стенке?(Зеркало.) Покажите ручками, какое оно большое. Посмотритесь в зеркало. Ктотам? Саша, кого ты увидела в зеркале? А ты, Никита? Улыбнитесь, наше зеркалоочень любит, когда улыбаются. Кто догадается, для чего у нас в раздевалкезеркало повешено?
Воспитательвместе с Петрушкой обобщает детские ответы: «Посмотришься в зеркало — и сразуувидишь, все ли у тебя в порядке, не запачкался ли, красивая ли прическа, всели аккуратно в одежде. Как придете в детский сад, не забывайте заехать настанцию Зеркальную!»
Зеркалолюбит
Чистыелица.
Зеркалоскажет:
-Надо умыться.
Зеркалоохнет: —
Гдеже гребёнка?
Чтоже она
Непричешет ребёнка?!
Зеркало
Даже
Темнеетот страха,
Если
Внего
Поглядится
Неряха!
(А.Кондратьев)
Воспитанникивозвращаются в групповую комнату. Воспитатель предлагает рассказать, как быловесело путешествовать, а Петрушка приглашает в путешествие следующую подгруппувоспитанников.
Дидактическоеупражнение «Найди свой шкафчик».
Цель:знакомитьс назначением и способами использования шкафчика для одежды;
формироватьумение ориентироваться в предметном пространстве;
обогащатьи активизировать словарь воспитанников за счёт слов: шкафчик, дверца, полочка,открыть, закрыть, положить, сложить, повесить.
Ход:
Враздевалке воспитатель просит воспитанников показать свои шкафчики.
«Молодец,Саша, первой свой шкафчик нашла. Как ты узнала, что это твой шкафчик? Да, твойшкафчик в уголке. А какая картинка на твоём шкафчике? (Лисичка) Теперь, Глеб,покажи нам, где твой шкафчик. Как ты его узнаешь? Какая на нём картинка?»
Аналогичностроится диалог с другими воспитанниками.
Воспитательрассказывает воспитанникам (и показывает), где в шкафчике лежит (висит) каждаявещь, обучает воспитанников как её надо складывать (вешать).
Усложнения.Помогая воспитанникам запомнить, где какая вещь «живёт» в шкафчике, воспитательвместе с воспитанниками наклеивает на внутреннюю сторону дверцы предметныекартинки («шапка и шарфик», «пальто, брюки, колготки, кофта или свитер»,«носки, сандалики или туфельки»), расположение которых должно соответствоватьтому месту, где хранятся данные вещи.
Дидактическаяигра «Подберем куклам одежду».
Цель:обучатьназывать предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек,последовательно одевать куклу.
Материал: двекуклы — кукла Катя и кукла Коля, наборы одежды для Кати и для Коли: платье,кофта, юбка; рубашка, брюки, свитер.
Ходигры:
Педагог.Ребята, куклы Коля и Катя собирались прийти к нам в гости, но они никак немогут одеться, так как перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи.Давайте поможем им разобраться, где чьи вещи.
Далеепедагог предлагает воспитанникам выделить заранее подготовленную одежду длямальчика Коли и для девочки Кати.
Педагог.Что носят девочки, а что мальчики?
Послетого как дети выберут одежду для кукол, один ребёнок начинает одевать Колю, адругой — Катю.
Педагогв это время акцентирует внимание воспитанников на последовательности одевания.Если ребёнок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместнымидействиями. Педагог обязательно хвалит воспитанников за то, что куклы одетыправильно и красиво.
Педагог.Приглашайте, ребята, кукол за стол, будем чай пить.
Организуетсяигра «Угостим гостей чаем» (закрепляем умение сервировать стол к чаепитию,формируем навык адекватного поведения: за столом вести себя спокойно, уметьугостить друг друга и не забывать поблагодарить).
Впоследующих вариантах игра проводится со сменой кукол и одежды и помогаетзакрепить выбор одежды для мальчиков и девочек.
Образовательнаяситуация «Каждая ножка — в свой домик».
Цель:обучатьребёнка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильнодействовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь наметку — кусочек ярко окрашенной ткани или вышивку;
отыскиватьотверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия; надеватьколготки с носка, предварительно собрав их в «гармошку», чтобы пятка оказаласьна месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе).
фиксироватьвнимание ребёнка на последовательности действий и способах контроля. Вызвать умалыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности посамообслуживанию.
Материал:оборудование раздевальной комнаты; детские колготки с меткой, обозначающей«перед».
Ходситуации:
Воспитательпредлагает ребёнку достать из шкафчика колготки, сесть на скамеечку, приложитьколготки к себе и найти метку:
«Сделайтак, чтобы буковки были впереди. Нашел? Молодец. Теперь надевай: каждую ножку -в свой домик, а чтобы пяточка сразу попала на своё место, давай сделаем с тобой«гармошку».
Оказываетпомощь в случае затруднения, используя прием совместного выполнения действий сребёнком, чтобы он получил необходимое мышечное ощущение.
«Спряталправую ножку в домик? А теперь сделай «гармошку» для левой ножки. Каждую ножку- в свой… (побуждает ребёнка к завершению фразы) домик. Проверь: обе ножки всвоих домиках? Теперь прячь свои ножки в домики, подтягивай колготки доколеночек. Хорошо, а теперь вставай и берись за резиночку. Подтягивай колготкивверх. Проверь: оказалась резинка на поясе? Ай да Глеб! Ай да молодец, самколготки надел!»
Усложнения.Дидактические игры с картинками, предполагающие задания: разложить их впоследовательности одевания (картинки изображают предметы одежды, соответствуютсезону).
Игры -упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровке,завязывании.
Игра- занятие «Оденем куклу на прогулку».
Цель:формироватьнавык последовательных действий одевания на прогулку;
продолжатьобучать воспитанников запоминать и называть предметы зимней (демисезонной)одежды, знать её назначение;
воспитыватьаккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.
Материал: наборкукольной одежды; кукла.
Ходзанятия:
1.Воспитатель сообщает воспитанникам о том, что кукла Катя уже позавтракала ихочет гулять. Подводит воспитанников к выводу: «Надо куклу одеть на прогулку».
Воспитатель.Сейчас зима. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надонадеть на куклу? (Теплую, зимнюю.)
2.Показ и рассматривание одежды.
Педагогпоказывает воспитанникам предметы зимней одежды, называет их, рассказывает оцвете, материале, из которого сшита одежда, обращает внимание на детали одежды(карманы, рукава, воротник, отделку). Подчеркивает, что зимняя одежда очень тёплая,потому что зимой холодно.
3.Совместная деятельность: последовательное одевание куклы на прогулку.
Воспитатель.Серёжа одевает кукле штаны. Что Серёжа надел на Катю? Теперь надо надеть тёплуюкофту, застегнуть все пуговицы. Где пуговица на кофте? А это петля. Кристина, покажи,где петля? Вот пуговица на кофте, а это петля. Надо пуговицу застегнуть впетлю. Вот так (показывает и объясняет несколько раз). Что Кристина надела?
Взаключение воспитатель читает воспитанникам потешку:
НашаКатя маленька,
Наней шубка аленька,
Опушкабобровая,
Катячернобровая.
Дидактическаяигра «Научим куклу Катю раздеваться».
Цель: помочьвоспитанникам запомнить последовательность раздевания;
обучать аккуратно вешать и складывать одежду;
продолжатьвоспитывать бережное отношение к кукле.
Материал: наборкукольной одежды; кукла Катя.
Ходигры:
1.Воспитанники возвращаются с прогулки вместе с куклой Катей.
Когдавоспитанники разделись, воспитатель обращает их внимание на то, что кукле жарков тёплой одежде. Она ещё мала и сама раздеваться не может.
Подводитвоспитанников к выводу: «Кукле Кате надо помочь раздеться».
2.Побудить воспитанников рассказать кукле, в каком порядке надо раздеваться,складывать вещи в шкаф.
Воспитанники помогают раздевать куклу.
Раздеваниевоспитатель сопровождает чтением стихотворения А. Барто «Маша — растеряша».
Образовательнаяситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться».
Цель:закреплениепоследовательности и способов рационального выполнения действий одевания;
обучениеэлементарному самоконтролю по предметно — схематической модели последовательностиодевания на прогулку;
формированиегуманных способов поведения в совместной со сверстниками деятельности (умениепредложить помощь, поблагодарить).
Материал:оборудование раздевальной комнаты; предметно — схематическая модельпоследовательности одевания на прогулку (предметные картинки с изображениемпредметов одежды: 1) колготки, 2) носочки и сапожки, 3) свитер, 4) шапочка, 5)куртка и шарфик); игровой персонаж Петрушка.
Организация.Образовательнаяситуация конструируется во время сбора воспитанников на прогулку.
Ходситуации:
Воспитанники выходят в раздевалку, садятся возле своих шкафчиков. Появляется игровойперсонаж Петрушка.
Петрушка.Привет, ребята! Куда вы собираетесь? На прогулку? Это хорошо. Сегоднязамечательная погода. Скажите, а кто из вас одевается на прогулку сам?
Воспитатель.Петрушка, у нас уже все ребята умеют одеваться сами. А если, вдруг, кто-тозабудет, что надо одевать дальше, то посмотрит на картинки, которые ему помогутвспомнить последовательность одевания.
Педагогобращает внимание Петрушки и воспитанников на предметно-схематическую модельпоследовательности одевания на прогулку.
Руководядетской деятельностью, воспитатель использует игровой персонаж, который активносопереживает ребёнку, но, как правило, только замечает ошибки, не зная, как их исправить:«У тебя ботиночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же ихпомирить? (Ребёнок одел правый ботинок на левую, а левый — на правую ногу).«Свитер надел, а дальше что надевать? Ой, не помню! Как узнать?»
Конструируявозникшую образовательную ситуацию, воспитатель от лица куклы задаёт вопросы,активизирующие ребёнка и позволяющие ему осознать способы самоконтроля.
Петрушкапобуждает воспитанников помогать друг другу, стимулирует их эмоциональнуюотзывчивость, обращая внимание на проявление внимания к товарищу, отзывчивость,желание помочь, умение поблагодарить. При этом похвала должна быть заслуженной,вызывать желание преодолевать трудности, добиваться результата.
Игра -занятие «Уложим куклу Катю спать».
Цель:познакомитьвоспитанников с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать,застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку,накрыть одеялом;
обучатьласково обращаться с куклой.
Материал: кроватки,одеяла, пододеяльники, подушки, наволочки, простынки, матрасики, куклы по числувоспитанников, стулья. Сначала кукол легче давать раздетыми: «как будто они ужеразделись», позже раздевание можно включить в цепочку игровых действий.
Содержаниеигры:
Настолах — «квартирах», а лучше на ковре, но так, чтобы у каждого участника быласвоя «спальня», располагаются кроватки и кукольные стулья.
Педагогобращается к воспитанникам: «Мы сегодня будем… (воспитанники подсказывают)…правильно, укладывать спать нашу Катю. Куда положим Катю? Правильно, на кровать.Сиди, Катюша, пока на стуле, мы тебе всё приготовим».
Взрослыйдостает по очереди (по логике последовательности действий)
необходимыепредметы, медленно и чётко действует, комментируя короткой фразой: «Это…матрац. Что это? Зачем матрац? Правильно, чтобы было мягко спать. На матрацположим… правильно, простынку. Простынки для того, чтобы матрац не пачкался.Зачем простынка? Под голову положим… подушку. Зачем подушка? А чем накроемКатю? Правильно, одеялом. Зачем одеяло?»
Если воспитанникимогут назвать наволочку и пододеяльник, то педагог называет и эти предметы.Позже воспитанники обучаются самостоятельно надевать их.
Педагогпродолжает: «Ложись, Катя, голову клади на подушку. Я тебя накрою одеялом,чтобы было тепло. Спи. Я тебе песенку спою». Взрослый поет колыбельную,привлекая воспитанников подпевать: «Баю-баю-бай!» Может использоваться текст«Колыбельной» Ю. Гарей.
Спи,моя хорошая,
Баю– баю — бай!
Куколкалюбимая,
Глазкизакрывай.
Ятебя раздену,
Застелюкровать.
Завтравстанем вместе,
Будемвновь играть.
Музыкальноеразвлечение «Про то, как мишку спать укладывали».
Цель:закреплениеполученных культурно — гигиенических навыков; активизация у ребят инициативы итворчества.
Оборудование: игрушки- мишка, кошка; игрушечные санки, зимняя одежда, горшочек, стол, ложка,кровать, часы, зеркало; кубики; книжка.
Действующиелица:Ведущий, Мишка.
Ведущий:
Выпослушайте, малышки,
Расскажуя вам про мишку.
(Показываетмишку.)
Сейчасна улице зима,
Наступилихолода.
Мишкалюбит наш гулять,
Надомишку одевать.
Ребята,какую одежду нужно одеть мишке, чтобы не замерзнуть? (Воспитанники отвечают.)
Упражнение«Мишутка» О. Боромыковой. Воспитанники вместе с ведущим одевают мишку.
Шапкада шубка,
(Воспитанникиприкасаются руками к голове.
Проводятладонями по бокам сверху вниз).
Воти весь Мишутка,
(Вытягиваютруки вперед).
Лапамимашет,
(Поднимаюти опускают руки).
Веселопляшет.
Топаютногами.
Ведущий.Вышел Мишка погулять.
Назаснеженной полянке
Мишканаш, зима и санки.
Песня«Зима» В. Карасевой.
Ведущий.Холодно на улице, но мишка мороза не боится — лапками хлопает, лапками топает.
Танец«На дворе мороз и ветер».
Надворе мороз и ветер,
(Воспитанникиидут в свободном направлении),
Надворе гуляют дети.
Ручки,ручки потирают,
Ручки,ручки согревают.
(Потираютруки).
Незамерзнут ручки — крошки,
(Хлопаютв ладоши).
Мыпохлопаем в ладошки.
Воткак хлопать мы умеем,
Воткак ручки мы согреем.
Чтобне зябли наши ножки,
(Топаютногами).
Мыпотопаем немножко.
Воткак топать мы умеем,
Воткак ножки мы согреем.
(А.Ануфриева)
Ведущий:
Вечерапришла пора.
Идетмишка со двора.
Мама мишеньку встречает.
Вкуснойкашей угощает.
Песня«Варись, варись, кашка» Б. Туманян.
Варись,варись, кашка,
Вголубенькой чашке,
Варисьпоскорее,
Булькайвеселее!
(Воспитанникиводят указательным пальчиком по ладошке второй руки («варят кашку»)
Проигрыш.
(Сжимают иразжимают пальчики и произносят: «Буль! Буль!..»)
Варись,кашка, сладка
Изгустого молока,
Изгустого молока
Даиз мелкой крупки…
(«Варяткашку»).
Утого, кто кашку съест,
(Грозятпальчиком).
Вырастутвсе зубки!
(Щелкаютзубками).
(А.Рождестсвенская)
Ведущий.
Мишенька,пора спать ложиться.
Какнайти ко сну дорогу?
Какнайти его берлогу?
Может,кубикам известно
Этосказочное место?
(В.Степанов)
Решилмишка перед сном из кубиков дом построить.
Песня«Строим дом» М. Красёва. Ведущий вместе с воспитанниками строит домик.
Мишка.
Нехочу ложиться спать!
Хочетмишенька играть!
Ведущий.Хорошо, мишка, поиграй с ребятками.
«Играс мишкой».
Мишкаподзывает к себе ребяток, они к нему подходят и поют:
Мишкакосолапый
Манитдеток лапой,
Приглашаетвсех гулять,
Вдогонялки поиграть.
(В.Антонова)
Взаключение ребята убегают от мишки на стульчики.
Ведущий.
Тутза дверью кто-то заплакал.
Нашее бантик,
Рядоммиска.
Ну,догадались?
Это…(киска).
(В.Гудимов)
Песня«Кисонька» Л. Емельяновой.
Ведущий.Открыли дверь, пустили киску погреться.
Котмурлыкает в усы,
Мамасмотрит на часы.
(В.Степанов)
Часымишке тоже спать велят.
Упражнение«Часы».
Тик- так! — часы стучат.
Тик- так! — часы не спят.
Тик- так! — пора, пора.
Спитедо утра.
И.п. — стоя, ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях, пальчики выпрямленыи прижаты друг к другу («стрелочки») Качают руками и головой вправо — влево.
Ведущий.А мишка часов не слушается, не хочет спать.
Гдеже прячется она –
Этасамая страна?
Можетбыть, об этом мишке
Разузнатьудастся в книжке?
(В.Степанов)
Прокого же эта книжка? (Показывает книгу.) Ну, конечно же, про мишку. В этойкнижке рассказ о мишке косолапом и шишке. Мы эту историю знаем, споём её ипокажем.
Песня«Мишка косолапый».
Ведущий.Прочитал мишка книжку, но всё равно не спит. Пошёл он умываться в ваннуюкомнату, смотрится в зеркало.
Можетбыть, в стране зеркальной
Сонживёт, покрытый тайной?
Какчужие стали лапы,
Нехотят они идти.
Можетбыть, спросить у мамы.
Гдепропавший сон найти?
(В.Степанов)
Пошёлмишка к маме.
Песня«Маме улыбаемся» В. Агафонникова.
Ой,лады, лады, лады!
(Детихлопают в ладоши).
Небоимся мы воды.
(Наклоняютголовы вправо – влево).
Чистоумываемся — вот так
(Проводятладонями по лицу).
Мамеулыбаемся — вот так!
(Протягиваютладони перед собой и улыбаются).
Ведущий(укладывая мишку в кровать). Мама поцеловала своего малыша и положила его вкроватку.
Тише…
Кажется,подушка
Что- то шепчет мне на ушко:
«Мишка,здесь твой сон живет,
Онсейчас к тебе придет».
(В.Степанов)
Колыбельнаяпесня «Спи, мой мишка» Е. Тиличеевой.
Спатьне хочет бурый Мишка —
Ужтакой он шалунишка.
(Грозятпальцем)
ЯТоптыжку покачаю:
-Баю — баю, баю – баю!
(Складываютруки друг на друга и покачивают ими из стороны в сторону).
Тыложись-ка на кроватку,
Спи,мой Мишка, сладко — сладко.
Яведь тоже засыпаю:
-Баю — баю, баю — баю!
(Кладутладошки под щечки)
(Ю.Островский)
Игры иупражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующиеуспешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Формированиенавыка самостоятельно одеваться.
«Нанизываниекрупных шаров на шнурок с деревянным наконечником».
Цель:продолжать развивать умение хватать предметы щепотью, продолжать развиватьсогласованность работы обеих рук.
Словарь: бусы,шнурки; нанизываю, протягиваю.
Оснащение: белыйподнос, белая салатница с крупными деревянными бусинами, имеющими сквозныеотверстия, пластмассовый шнурок, прикрепленный на деревянную иголку.
Ходигры:
Предложитеребёнку сделать бусы для… Покажите, как правильно нужно нанизывать бусы нашнурок:
возьмитекрупную бусину тремя пальцами;
проденьтешнурок в отверстие;
протянитеего тремя пальцами левой руки;
правойпротяните их до узелка на конце шнурка.
Предложитеребёнку собрать остальные бусины на шнурок. Когда работа будет завершена,свяжите концы шнурка, наденьте бусы на себя или ребёнка. Полюбуйтесь в зеркалона себя в бусах, снимите бусы, развяжите шнурок. Снимите бусины по одной,складывая их в салатницу.
Предложитеребёнку собрать бусы ещё раз и надеть их (Саше, Ралине…)
«Подбери кшнурку бусину».
Цель:продолжатьразвивать умение действовать пальцами — хватать щепотью; нанизывать бусины нашнурок; соотносить цвет бусины и шнурка.
Оснащение:прозрачный поднос, прозрачная креманка с бусинами основных цветов (синий,красный, желтый), изготовленные из старых фломастеров цилиндров, не больше 1см; шнурки этих же цветов.
Ходигры:
Предложитеребёнку поиграть с бусинами.
Покажитекак надо надевать бусины на шнурок:
возьмитешнурок двумя пальцами ведущей руки;
бусинывозьмите двумя пальцами левой руки;
вставьтенаконечник шнурка в отверстие бусины;
протолкнитенаконечник в отверстие: возьмите его указательным и большим пальцами;
протянитекончик шнурка вперёд, через бусину.
Предложитеребёнку продолжить игру самостоятельно.
Формированиеумения надевать штанишки.
«Копилка».
Цель:совершенствует«пинцетный (щипковый) захват»; продолжает развивать зрительно-двигательнуюкоординацию; складывать мелкие монетки в узкое отверстие копилки.
Оснащение: поднос,копилка, маленькая салатница с набором мелких монет.
Ходигры:
Покажитеребёнку, как нужно взять монетку:
опуститемонетку в копилку, предложите послушать как она гремит, опускаясь на дно;
предложитеребёнку собрать все монетки в копилку.
Когдавсе монетки будут собраны, предложите ребёнку потрясти её и послушать, какгремят в ней монетки.
Формированиеумения застегивать «молнию».
«Чтолежит в кошельке?»
Цель:складыватьпальцы определенным образом, удобным для захватывания язычка «молнии»;
расстёгиватьи застёгивать застёжки «молния», кнопка;
развиватьпамять (класть вещи на свои места).
Оснащение:прозрачная косметичка, два кошелька с разными видами застёжек («молния»,кнопка); в каждом кошельке лежит мелкий предмет.
Расположениепредметов: два кошелька с мелкими предметами, лежащими в них; кошельки лежат вкосметичке.
Ходигры:
Предложитеребенку поиграть.
Покажите,как играть с кошельками:
возьмикосметичку за верхний угол;
потяниязычок влево до упора;
достаньтеиз косметички кошелёк с застёжкой кнопкой;
возьмитепальцами ремешок с кнопкой;
сожмитепальцы и потяните ремешок вверх;
откройтекошелёк;
достаньтенаходящийся в нём предмет;
попроситеребёнка назвать его, положите предмет перед ребёнком;
застегнитекошелёк;
положитекошелёк справа от себя;
правойрукой вытащите из косметички второй кошелёк — с застёжкой «молния».
Откройтеего так же, как открывали косметичку.
Когдаребёнок справится с заданием, предложите положить оба кошелька в косметичку изакрыть её.
Формированиеумения застегивать «молнию».
«Чтозабыла надеть Маня?»
Цель:застёгивать «молнию» на кофточке куклы, закрепить алгоритм одевания, развиватьпамять и воображение, совершенствует мыслительные процессы — анализ и синтез.
Оснащение: одетаякукла, кофта с застёжкой « молнией ».
Ходигры:
Прочитайтерифмовку:
Куколказамёрзла!
Холодноиграть.
Надонашей Мане
Кофтубыстро дать.
Предложитеребёнку помочь кукле.
Спросите,что нужно сделать, чтобы Маня согрелась? Выслушайте ответ ребёнка.
Предложитенадеть кукле тёплую вязаную кофточку.
Когдаребёнок наденет кукле кофту, обратите его внимание на то, что « молния » незастёгнута. Попросите ребёнка застегнуть застёжку « молнию».
Еслиу ребёнка не получится, вспомните вместе с ним, как застёгивать «молнию».
Давайтеребёнку поручения, которые будут пошаговыми (маленькими, поэтапными), какописано во 2-м этапе.
«Дверизакрываются».
Цель: совершенствоватьнавык застегивания и расстёгивания застёжки «молнии»; совершенствуеткоординацию мелкой моторики пальцев обеих рук.
Словарь: пониматьи называть части машины: «двери», «кабина»; использовать в активном словареглаголы настоящего и прошедшего времени «расстёгиваю — расстегнул», «открываю -открыл».
Оснащение: автобус,сделанный из плотной ткани, в автобусе три двери, состоящие из двух половинок,соединяющихся между собой застёжкой «молнией».
Ходигры:
Покажитеребёнку автобус. Рассмотрите и назовите все его части.
Прочитайтерифмовку, выполняя действия по её содержанию.
Наслово «закрываются» застегните «молнии» пришитые к дверям автобуса. Расстегните«молнии» на слова: «Он на остановке стоит».
Прочитайтерифмовку:
Автобусотправляется
-Дверизакрываются.
Наостановке он стоит,
Входитевсе –
Проходоткрыт.
Еслиу вас есть желание, а у ребёнка — потребность, сшейте другие виды транспорта -легковой автомобиль, грузовую машину. Мы надеемся, что ваши фантазия и желаниенаучить ребёнка всё делать самому, безграничны.
«Бабочки»
Цель:совершенствовать умение застёгивать различные виды застёжек: «молния»,пуговицы, липучка; подбирать по цвету насекомое к пуговице.
Словарь: понимать,знать, называть насекомых, обозначать их существительными « бабочка»,«стрекоза», «гусеница».
Оснащение: коврик спришитыми к нему пуговицами основных цветов, липучкой, половинкой разъёмной«молнии»; бабочки, сделанные из ткани основных цветов, с прорезанными в нихпетлями; стрекоза с пришитой второй частью «молнии»; гусеница с пришитой к нейвторой частью липучки.
Ходигры:
Рассмотритес ребёнком насекомых. Назовите их.
Прочитайтерифмовку:
Наполянке
Вжаркий день
Ползалибукашки,
Насолнышке лежали,
Вшезлонге загорали!
Расскажитеребёнку небольшую историю: «насекомые ползали по полянке, загорали на солнышке,но вдруг начался дождь. Все быстро улетели, уползли, убежали с полянки,спрятались кто куда. Но вот дождь закончился, и снова выглянуло солнышко. Онопозвало насекомых снова на полянку, но они забыли к ней дорогу». Предложите«насекомым» помочь вернутся на «полянку» и найти на ней своё место.
Формированиеумения застёгивать липучки на ботинках.
«Пристегнилисе хвостик».
Цель:совершенствование умения застегивать липучку;
закреплятьзнание частей тела лисы;
продолжатьразвивать ориентировку в пространстве (сзади).
Оснащение: лиса,вырезанная из плотной ткани, с пришитой сзади первой половины липучки; хвост спришитой второй половиной липучки.
Ходигры:
Прочтитерифмовку:
Лисонька-плутовка
Зайкудогоняла!
Зайкудогоняла —
Хвостикпотеряла!
Хвостпушистый , рыжий,
Посмотри,какой!
Алисичка плачет:
Ой,ой, ой!
Какже без хвоста я
Прибегудомой!
Предложитеребёнку рассмотреть лису без хвоста и назвать все части тела лисы, сказать ипоказать чего же у лисы не хватает?
Предложитепомочь горю лисы — вернуть её замечательный пушистый, рыжий хвост.
Попроситеребёнка прикрепить хвост при помощи застёжки-липучки.
«Ёжик сфруктами».
Цель:закреплять умение застегивать застежки липучки, прикреплять фрукты на спинуежику;
ориентироватьсяв пространстве — сверху; закреплять название фруктов; сочувствовать и помогатьнуждающимся в помощи.
Оснащение:вырезанный из плотной ткани еж с пришитыми на спине липучками (две сверху, однавнизу); игрушечная корзина с фруктами, также вырезанными из плотной тканисоответствующего цвета, и с пришитыми к ним вторыми половинками липучки.
Ходигры:
Рифмовка:
Быстро,быстро
Ой,ой!
Колючийёж спешил домой.
Топалон, пыхтел, бежал,
Фруктыгде-то потерял.
Напеньке наш ёж сидит,
Призадумался,грустит:
Чтоя деткам принесу?
Потеряля всё в лесу!
Предложитепомочь ёжику и дать ему фрукты для его малышей. Ребёнок должен назвать каждыйфрукт, определить и назвать то место, на которое он будет его прикреплять. Незабывайте хвалить ребёнка и восхищаться его добротой!
Формированиеумения застёгивать пуговицы.
«Сушимбельё».
Цель:братьпредмет «пинцентным захватыванием»;
продолжаетразвивать силу пальцев;
открыватьприщепку, прикреплять с её помощью «бельё к верёвке».
Словарь: пониматьи употреблять существительные единственного и множественного числа «прищепка -прищепки»; глаголы настоящего времени изъявительного наклонения: «открываю»,«закрываю», «развешиваю», «сушу».
Оснащение: триверёвки, подставка для прищепок, 10 прищепок, корзина для кукольного белья,кукольное бельё, носовые платки.
Расположениепредметов: прикрепите три верёвки на разной высоте (в три уровня длявоспитанников разного роста). Верёвка должна находиться на уровне глаз ребёнка.Прищепки висят на подставке.
Ходигры:
Предложитеребёнку поиграть. Прочтите рифмовку и попросите ребёнка выполнять действия всоответствии с текстом.
Мамочкуя обожаю
Ивсегда ей помогаю.
Вотбельё я постираю,
Апотом прополощу.
Наверёвочку повешу
Иприщепкой прикреплю!
Возьмитеиз бельевой корзины носовой платок. Перекиньте его через верёвку. Покажитеребёнку, как нужно держать прищепку:
возьмитеприщепку большим и указательным пальцами;
сожмитепальцы и скажите, что прищепка «открыта»;
поднеситеоткрытую прищепку к платочку, наденьте её на него;
разожмитепальцы и скажите, что прищепка «закрыта».
«Разложипуговицы».
Цель:продолжаетсовершенствовать соотносящие движения;
умениебрать предметы «пинцетным захватыванием» (двумя пальцами — большим и указательным);
различатьи обозначать словом величину предмета (большая, маленькая пуговица).
Словарь: пониматьи употреблять уменьшительно — ласкательные формы существительных «пуговица -пуговка»; глаголы настоящего и прошедшего времени «взял», «опустил», «упала».
Оснащение: четыребольшие и четыре маленькие пуговки одного цвета; две воронки, сделанные изпластиковых бутылок для питьевой воды (пятилитровой и полулитровой).
Расположениепредметов: поднос, справа пиала (или маленькая миска) с пуговицами; слева двеворонки.
Ходигры:
Поставьтеподнос на стол и предложите ребёнку поиграть.
Сядьтесправа от ребёнка и покажите ребёнку, как играть:
возьмитебольшую пуговицу, поднесите её к воронке с маленьким отверстием;
постарайтесьпротолкнуть в маленькое отверстие большую пуговицу — пуговица не проходит;
поднеситебольшую пуговицу к воронке с большим отверстием вложите в него пуговицу — онапровалится в воронку;
теперьвозьмите маленькую пуговку и вложите в воронку с маленьким отверстием — онапровалится.
Предложитеребёнку продолжать игру и разложить оставшиеся пуговки в воронки. Когда всепуговицы будут разложены, обратите внимание ребёнка на то, что пиала пустая.
Поднимитеворонки по очереди, сложите пуговицы обратно в пиалу. Обратите внимание ребёнкана то, что пиала стала полной.
Игруможно повторить по желанию ребёнка.
Усложнение:смените воронки (из пластика другого качества, цвета); смените пуговицы(другого цвета).
«С какогодерева упал листок?»
Цель:застёгивать маленькие пуговки; группировать листья по цвету — жёлтые, красные.
Словарь: понимать,употреблять в активной речи существительные единственного и множественногочисла: «лист — листья», «ветка — ветки»; глаголы настоящего и прошедшеговремени: «висит», «упал».
Оснащение:фланелеграф; два дерева с пришитыми на ветках пуговицами, соответствующимицвету листочка, висящего на нём (на первом дереве жёлтый лист, на втором -красный лист); красные и жёлтые листочки с прорезанными на них петлями, лежащиев корзинке.
Ходигры:
Прочитайтерифмовку:
Дует,дует ветер,
Дует- задувает.
Сдерева листочки
Веселобросает.
Скажите,что дереву скучно стоять с одним листочком. Предложите ребёнку статьволшебником и подарить каждому дереву свои листочки (дереву с жёлтымилисточками жёлтые листочки, а дереву с красными — красные листочки).
Когдаработа будет завершена, полюбуйтесь красотой осеннего парка. Поблагодаритемалыша за радость, полученную вами от рассматривания деревьев с разноцветнымиосенними листочками.
Игру можнопроводить несколько раз, добавляя другие деревья или кусты в вашем парке (нафланелеграфе).
Формированиеумения завязывать первый узел.
«Завяжишнурки на ботинках».
Цель: обучатьвоспитанников завязывать первый узел.
Оснащение: кукла вботинках с развязанными шнурками.
Ходигры:
Покажитеребёнку куклу. Прочтите рифмовку:
Каку куклы — крошки
Наногах сапожки,
Всапожках шнурочки.
Ктозавяжет дочке
Этивот шнурочки?
Может,мама?
Нет,нет, я!
Этож доченька моя!
Ах,шнурочки! Ох, шнурочки!
Завязатьбы узелочки!
Предложитеребёнку завязать шнурки на ботинках у куклы. Вспомните вместе с ребёнком, какнужно завязывать первый узелок на шнурке. Продолжите начатую ребёнком работу и завяжитебантики на шнурках.
Когдашнурки будут завязаны, возьмите куклу с собой на прогулку. Не забывайте хвалитьи поощрять ребёнка.
Подчеркнитезначимость выполненного ребёнком действия (если бы он не завязал шнурок наботинке куклы, она могла бы на него наступить и упасть. А падать всегдабольно.) Навык считается сформированным тогда, когда ребёнок легко сможетзавязывать узел на любом шнурке: на дидактическом пособии; на любом виде обуви;без помощи взрослого.
«Завяжемкукле бант»
Цель: закрепитьумение завязывать узел, сопереживать другим людям, радоваться вместе с ними.
Словарь: пониматьи употреблять в активной речи существительные «завязываю»; прилагательные,обозначающие цвет банта.
Оснащение: кукла сдлинными волосами, шкатулка с набором лент основных цветов (красный, синий,жёлтый).
Ходигры:
Попроситеребёнка принести куклу — дочку. Обратите внимание ребёнка на причёску куклы.
Прочтитерифмовку:
Мамадочку одевала,
Мамапесню напевала:
Вотзавяжем бантик
Ипойдём гулять.
Будетэтот бантик
Какзвезда сиять.
Всеувидят бантик,
Скажут:«Вот дела!
Гдеже бант красивый
Девочкавзяла?»
Попроситеребёнка помочь вам завязать кукле бант. Предложите ему открыть шкатулку ивыбрать понравившийся бант. Спросите ребёнка: «Какого цвета ленту ты выбрал?»
Ребёнок должен самостоятельно завязыватьузел на ленте. Заплетите кукле косичку, а ребёнок завяжет узел на ленте. Выпродолжите работу и завяжете бант.
Незабывайте хвалить ребёнка и восхищаться результатом совместной работы.
Игруможно проводить несколько раз, меняя банты на другие (по качеству, ширине,фактуре).
Игры иупражнения, направленные на формирование навыка одевания и раздевания.
«Катяв новом платье».
Цель:знакомство с предметами одежды девочки: называть предметы одежды (платье,колготки, туфли) и их наиболее яркие признаки.
«Коляв гостях у детей».
Цель:рассматривание одежды мальчика (брюки, рубашка, носки, ботинки): называтьпредметы одежды и их наиболее яркие признаки.
«Вочто одета кукла Аня».
Цель: обучать называтьпредметы одежды; учить снимать и надевать названный предмет одежды после показа(позднее по словесному побуждению); продолжать учить детей играть с куклой.
«Теплаяшапочка куклы Кати».
Цель:расширение детских представлений о предметах одежды и их назначении: на улицехолодно, дети стали носить теплые шапочки с завязочками, чтобы не поддувало ибыло тепло. Развитие умения рассматривать предмет, вычленяя части, назначениекаждой части. На основе простейшего сенсорного анализа выделение качества ткани(толстая, пушистая, мягкая).
«Чьяодежда?».
Цель:рассматривание предметов одежды на картинках и определение одежды для Кати идля Коли.
«Подберемкуклам одежду».
Цель: обучатьназывать предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек,последовательно одевать куклу.
«Уложимкуклу спать».
Цель:активизация в словаре названий предметов одежды и освоение слов, обозначающихдействия и качества предметов: расстегнуть, снять, аккуратно повесить, платьекрасное, красивое, чистое.
«Катяпросыпается».
Цель: одеватькуклу после сна; обогащать словарь за счет слов: надеть, завязать пояс,застегнуть, поправить бантик.
«НаучимКатю одеваться».
Цель: обучатьпоследовательному одеванию куклы, используя схему — алгоритм последовательностиодевания.
«Оденемкуклу на прогулку».
Цель:продолжать обучать воспитанников запоминать и называть предметы зимней(демисезонной) одежды, знать ее назначение, последовательность одевания.
«Подбериправильно».
Цель: уточнятьи закреплять знания предметов зимней (демисезонной) одежды.
«КуклаКатя не боится мороза».
Цель: узнаватьи называть предметы зимней верхней одежды и обуви; определять и называтьнекоторые характеристики предметов зимней одежды и обуви.
«Катяи Маша идут на праздник».
Цель: обучатьвоспитанников сравнению по цвету; называть наиболее яркие признаки.
«Каждаяножка — в свой домик».
Цель:обучатьребёнка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильнодействовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь наметку — вышитые инициалы; отыскивать отверстия для каждой ноги; просовыватьпоочередно ноги в отверстия, надевать колготки с носка, предварительно собравих в «гармошку», чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать колготки так,чтобы резинка оказалась на поясе). Обеспечить фиксацию внимания ребёнка напоследовательности действий и способах контроля. Вызвать у малыша положительныеэмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию.
«Мы теперьумеем сами на прогулку одеваться».
Цель: освоениеодевания как целостного процесса самообслуживания, закреплениепоследовательности и способов рационального выполнения действий. Обучениеэлементарному самоконтролю по предметно — схематической моделипоследовательности одевания на прогулку. Формирование умения предложить помощь,поблагодарить.
«Угадай,как кого зовут» (по описанию одежды); «Магазин одежды»; «Куклы собираются вотпуск» (какие летние вещи они с собой возьмут).
Художественныепроизведения, используемые для формирования у детей культурно-гигиеническихнавыков и воспитания самостоятельности в самообслуживании.
Народныепесенки, потешки: «Потягунушки»;«Наша Маша маленька…»; «Валенки, валенки,невелички, маленьки…»;
Писатели– детям: «Обновки», «Башмаки» А. Барто; «Наступили холода» А. Барто; «Научуобуваться я братца» Е. Благинина; «В рукавичках маленьких…» 3. Александрова;«Где мой пальчик» Н. Саконская; «Катя в яслях» 3. Александрова.
