Дефектология какотрасль педагогической науки. Задачи, принципы и методы дефектологии. Понятиеаномальный ребенок и особенности аномального развития. Основныепричины аномалий.
Дефектология как отрасльпедагогической науки. Дефектология (от лат. недостаток и греч. — слово,учение) относится к педагогическим наукам и изучает психофизиологическиеособенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания и обучения.
Предметом исследования дефектологии как отрасли научного познанияявляются дети с физическими и психическими недостатками и проблемы их обученияи воспитания.
Дефектология объединяет ряд самостоятельных отраслей: этосурдопедагогика, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостаткамислуха; тифлопедагогика — вопросы воспитания и обучения детей с дефектамизрения; олигофренопедагогика — вопросы воспитания и обучения умственноотсталых детей; логопедия — вопросы изучения и исправления недостатков речи.Дефектология включает также специальную психологию, изучающую психологическиеособенности аномальных детей.
Вдефектологии продолжается процесс дифференциации, возникают новые направлениянаучных исследовании (например, изучение детей с задержкой психическогоразвития, с двигательными нарушениями, а также с различными сложными дефектами— слепо-глухо-немота, слепота или глухонемота с интеллектуальными нарушениямии др.).
Воспитание и обучение аномальных детей — сложная социальная ипедагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей всоответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественнополезной жизни. Деятельность— основная социальная функция личности, поэтомуизучение ее своеобразия и путей совершенствования у аномальных детей способствуетих социальной адаптации, т. е. осознанному усвоению системы норм, ценностей иправил общества, приспособлению к условиям жизни и труда.
Используя различные методы научного исследования, ученые-дефектологиизучают объективные закономерности развития аномальных детей, обосновывают исовершенствуют систему их воспитания и обучения. Разрабатывая содержание,принципы, формы и методы воспитания и обучения аномальных детей, советскаядефектология исходит из возможности существенного развития их познавательнойдеятельности в условиях специально организованного учебно-воспитательногопроцесса.
Дефект развития, т. е. физический или психический недостаток, вызывающийнарушение нормального развития ребенка, не означает наличие толькоотрицательных признаков. Он не отрицает в развитии аномального ребенканекоторых положительных тенденций, которые зависят от соответствующих условийвоспитании и являются результатом адаптации ребенка к окружающей среде. Так, услепого ребенка обостряются слух, обонятельная и тепловая чувствительность,помогающие его ориентировке в пространстве. Глухой ребенок улавливает движение,музыку посредством вибрационных ощущений, доводя их до совершенства.
Особенности нарушения физического и психического развития ребенка влияютна весь процесс и конечный результат его познавательной деятельности. Вместе стем аномальный характер психофизического развития ведет к значительномусвоеобразию формирования личности ребенка
Дефектология как педагогическая наука оперирует рядом основныхпедагогических категорий.
Воспитание аномальных детей — одно из основных понятий дефектологии.Имеет большое значение для общего развития детей, их общения со сверстниками ивзрослыми, формирования личности.
Цели и задачи воспитания аномального ребенка определяются общимипринципами педагогики — подготовка к активной общественно полезной жизни,формирование гражданских качеств, но реализуются они в доступном объемеметодами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. Взависимости от характера нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные спреодолением его последствий. Воспитание аномального ребенка осуществляется втесном контакте семьи и школы, в обстановке взаимопонимания, взаимопомощи,разумного сочетания требовательности и щадящего режима.
Воспитательная работа с аномальным ребенком проводится с учетом егоиндивидуальных и возрастных особенностей, направлена на формирование у негосамостоятельности, навыков самообслуживания, труда и культуры поведения, уменияжни, и работать в коллективе.
Воспитание аномального ребенка требует деликатного, тактичного отношенияокружающих к его психическим или физическим недостаткам, исключающего фиксациювнимания на дефекте, подчеркивающую его неполноценность. Важно воспитать уребенка оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолеватьтрудности, стимулировать его компенсаторные возможности, ориентировать наположительные качества и вместе с тем развить способность к критической оценкесвоих действий и поступков.
Обучение и развитие аномальных детей — это целенаправленный процесспередачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средствоподготовки к жизни и труду.
В ходе обучения осуществляются цели образования и воспитания.Дефектология занимается вопросами специальной дидактики (теории образования иобучения аномальных детей). Задачи, содержание, принципы, организация учебногопроцесса разрабатываются для каждого конкретного типа специального учебногозаведения с учетом глубины и характера дефекта. В зависимости от этоговыбираются методы обучения, наглядные и технические средства, решается проблемадифференциации обучения. Эта проблема является одной из главных в дефектологии.По мнению Т. А. Власовой, цель всех разделов данной науки — определение техусловий обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенностиразвития аномального ребенка и максимально способствуют преодолению имеющихся унего отклонений. Например, результатом совершенствования дифференциальнойдиагностики было выявление детей с задержками психического развития срединеуспевающих в массовой школе.
При подборе системы и методов обучения для аномального ребенкаучитывается также возраст ребенка, время возникновения дефекта. Особое значениеимеет момент потери слуха (успела ли развиться речь) или зрения (сохранились лизрительные представления).
Развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормального, зависитот обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном началенаносится непоправимый ущерб развитию аномальных детей, тормозится формированиеих психических функций, углубляется отставание от нормальных сверстников; присложных дефектах возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.
Очевидно, что воспитание и обучение должны носить развивающий характер,учитывая зону ближайшего развития, т. е. тот запас потенциальных возможностей,формирующихся функций аномального ребенка, которые он еще не может реализоватьсамостоятельно, но уже реализует с помощью педагога. Согласно Л. С. Выгодскому,зона ближайшего развития определяет не только имеющиеся возможности, но иперспективу психического развития аномального ребенка. Обучение должностимулировать переход зоны ближайшего развития в актуальное развитие, т. е. современем руководство педагога становится излишним, а решение задач ребенком —самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением иразвитием, при которой правильно организованное обучение ведет за собойразвитие, опираясь на формирующиеся психические функции.
Коррекция (лат. — исправление) в дефектологии — система педагогическихмер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизическогоразвития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельныхдефектов (например, коррекция произношения или зрения), так и целостное влияниена личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата впроцессе его обучения, воспитания и развития. Устранение или сглаживаниедефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенкаобозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».
Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мерпедагогического воздействия на различные особенности аномального развитияличности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельнуюфункцию, а снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях.Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной ивнеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных итрудовых знаний, умений и навыков. На ранних этапах обучения и развития этаработа предусматривает обогащение представлений аномальных детей об окружающейдействительности, формирование навыков самообслуживания, произвольных движенийи других видов деятельности в зависимости от типов специальных школ и возрастаих воспитанников.
В дальнейшем коррекционно-воспитательная работа осуществляется в процессеобучения аномальных детей общеобразовательным знаниям. Большие возможности длякоррекционно-воспитательной работы открывает трудовое обучение, в процессекоторого формируются не только профессиональные умения, но и воспитываютсянавыки планирования своей работы, умения руководствоваться словеснымиинструкциями, критически оценивать качество работы и т. п.
Таким образом, трудовая деятельность имеет разностороннее значение вобучении и развитии аномальных детей, а трудовые процессы оказывают исключительноевлияние на коррекцию дефектов их умственного и физического развития.
Важное значение имеет коррекционно-воспитательная работа дляформирования эмоционально-волевой сферы аномальных детей и исправленияотдельных личностных недостатков и отклонений в поведении.Коррекционно-воспитательная работа учитывает индивидуальные особенности детей сприменением в необходимых случаях охранительного режима либо соответствующихформ обучения, стимулирующих интенсивную умственную деятельность.
Сцелью коррекции недостатков важно создать условия для общения аномальных детейс нормально развивающимися. В ряде случаев аномальным детям необходимылечебно-коррекционные мероприятия (лечебная физкультура, массаж,артикуляционная и дыхательная гимнастика, применение медикаментозных средств идр.).
В связи с тем что аномальные дети весьма подвержены неблагоприятнымвлияниям и состояниям (болезненные процессы, психические перегрузки и стрессы),компенсаторные механизмы могут разрушаться. При этом резко снижаетсяработоспособность и замедляется развитие. Это явление называют декомпенсацией.Подобные рецидивы функциональных нарушений приводят к неустойчивости иослаблению психических процессов. В таком состоянии ребенок нуждается всоздании охранительного режима, ограничении учебной нагрузки.
Протекание компенсаторных процессов у аномальных детей зависит от рядаусловий. «К числу благоприятных условий их развития относятся следующие:
а) правильноорганизованная система обучения и воспитания, предусматривающаядифференцированное построение сети специальных учреждений, построение учебногопроцесса на основе применения специальных приемов и методовкоррекционно-воспитательной работы;
б) использование принципасоединения обучения с трудом как основного средства разностороннегогармонического формирования умственных и физических способностей детей;
в) правильные отношения вдетском коллективе, а также между педагогами и учащимися;
г) правильная организациярежима учебной работы и отдыха детей, предупреждающая возможности перегрузкиучебными занятиями;
д) чередованиеразнообразных методов обучения учащихся, направленных на повышение ихактивности, самостоятельности;
е) использованиеразнообразных технических средств, широкое применение системы специальногооборудования и учебных пособий для оптимального использования возможностейдетей.
Важным условиемкомпенсации, исправления и восстановления функции являетсякоррекционно-воспитательная работа, строящаяся с учетом своеобразия развитияразных групп аномальных детей, а также опирающаяся на знание индивидуальныхособенностей каждого ребенка»1.
Социальная реабилитация(лат. — восстановление пригодности, способности) в медико-педагогическомзначении — включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение кобщественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Этоглавная задача в теории и практике дефектологии.
Социальная адаптация (от лат. — приспособляю) — приведениеиндивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие ссистемой общественных норм и ценностей. У аномальных детей из-за дефектовразвития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способностьадекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования.Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующихнорм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениями вповедение.
Семейное воспитание — активный фактор реабилитации. Совместные усилиясемьи и школы обеспечивают приобщение аномального ребенка к активнойобщественно полезной деятельности, выявление его трудовых возможностей и выбордоступной профессии.
