X-PDF

Дефис между частями слова в наречиях. урок русского языка.7 класс.

Поделиться статьей

Урок русского языка в 7 классе

«Дефис между частями слова в наречиях»     

Учебный предмет:русский язык

Учитель:Ильчук И.Ф.

Темаурока: «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла»

Датапроведения: 14.03.2023г.

Тип урока:урок усвоения новых знаний.

   Целиурока:

        Образовательные: повторение написания прилагательных, местоимений с дефисом; знакомство учащихсяс условиями написания дефиса между частями слова в наречиях; формированиенавыка написания дефиса между частями слова в наречиях.уметь отличать наречия от омонимичных частей речи.

        Развивающие: развитиеумения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитиеумения аргументировать, доказывать; развитие речи —  конструированиепредложений по схемам.

  Воспитательные: воспитаниелюбви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формированиенавыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе исотрудничества в решении поисковых задач.

     Типурока – урок объяснения новогоматериала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тесты

Методы:частично-поисковый, словесно-наглядный, проблемный приоткрытии нового материала.

Приёмы:работа с учебником, таблицей, карточками,самостоятельная работа, самоконтроль.

Формы:индивидуальная, фронтальная, групповая,дифференцированная.

Ход  урока

I.                  Организационный момент. Эмоциональныйнастрой.

Учитель:Добрый день! Улыбнитесь друг другу! У нас на уроке присутствуют гости,поприветствуйте их. У вас хорошее настроение? Я надеюсь, оно останется с вамидо конца урока.Садитесь за парты, настраивайтесь на работу.

            Мыс вами изучаем очень интересную часть речи. Это наречие. Эпиграфом нашего урокабудут слова М.Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которыеделают нашу речь точной, образной и выразительной».(Слайд№ 1)

Нашязык и скромен и богат,

 Вкаждом слове скрыт чудесный клад.

 Слово«высоко» произнеси –

 Ипредставишь сразу неба синь.

 Вспомнитенаречие «светло» –

 Иувидишь: солнышко взошло.

 Еслискажешь ты «темно»,

 Сразувечер поглядит в окно,

 Еслискажешь «ароматно» ты.

 Сразувспомнишь ландыша цветы.

 Ну,а если скажешь ты «красиво»,

 Предтобою – сразу вся Россия!

Иногдабывает вам желательно

Действиеиль признак пояснить.

Этозначит: нужно обязательно

Вамнаречие на помощь пригласить.

ΙΙАктуализация опорных знаний.

Учитель:Давайте вспомним все, что мы знаем о наречии,  для этого выполним небольшоезадание. Я буду зачитывать утверждение, если вы согласны с данным утверждением,то поставьте цифру 1, если не согласны – поставьте 0 (аргументируйте свойвыбор). В итоге у вас должен получиться набор цифр, так называемый  код (слайд№2)

1.      Наречие– самостоятельная часть речи? (да).

2.      Наречиеобозначает предмет? (нет: наречие обозначает признак действия).

3.      Впредложении наречие является обстоятельством? (да).

4.      Наречиеотвечает на вопросы: какой, какая, какие? (нет: где, куда, откуда, как).

5.      Наречиеотносится к глаголу? (да).

6.      Наречиеизменяемая часть речи? (нет).

7.      Унаречия есть окончание? (нет).

8.      Наречиесклоняется? (нет).

9.      Наречиеимеют 6 разрядов по значению? (Да: образ и способ действия, меры и степени,места, времени, причины, цели).

10.  Наречиеместа отвечает на вопросы когда, как долго? (нет: где, куда, откуда).

Учитель:Давайте проверим, какой код у вас получился (слайд №3). 1010100010.

Учитель:Молодцы! Вы помните, как должны себя оценить, при наличии 1-2 ошибок – «4»,при  наличии 3-4 ошибок – «3», 5 и более – «2».

ΙΙΙ.  Повторениеизученного материала, необходимого для «открытия новых знаний и умений»

Учитель:Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с темой «Наречие», а именно правописание наречий. А какой раздел языкознания занимается изучениемправописания слов? (изучением правописания слов занимается  орфография).

Учитель:А теперьсловарная работа. (У доски)

Нежно-голубой, юго-запад, пол-арбуза кое-кто,русско-английский, диван-кровать, яркие-яркие гирлянды, горько-соленый огурец, ярко-бурые листья, кто-подарит, кто-нибудь увидит, ушёл куда-то.

— Догадались ли вы, как пишетсяпоследнее слово? Почему вы так решили?(слайд №4)

ΙѴ. Изучение и объяснение новогоматериала.

1)Учитель:Написание данных  слов подчиняется определенным правилам, а именно правописаниечерез дефис имен существительных, имен прилагательных, местоимений. Как вы думаете,а какую тему мы будем изучать?

-Дефис между частями слова внаречиях.

Открываемтетради, записываем число, тему урока.

-Что сегодня мы должны узнать на уроке? Какие цели должны поставить перед собой?

— Узнать, когда наречия пишутся через дефис, то естьусловия дефисного написания наречий, научиться находить наречия в тексте иписать их правильно (слайд №5).

2) Посмотрите, понаблюдайте (слайд №6). Новая тема.

Когда-то

 

Во-первых

По-новому

По-волчьи

Еле-еле

Где-либо

 

Во-вторых

По-моему

По-немецки

Чуть-чуть

Где-нибудь

 

В-пятых

По-твоему

По-дружески

Мало-помалу

Кое-где

 

В-седьмых

По-прежнему

По-московски

Точь-в-точь

Вопросы:

-Как пишутся эти наречия?

-Давайтеещё раз обратимся к наречиям из таблицы, прочитаем, произнесем вслух.

-Естьли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чегоони образованы? Каким способом они образованы? (-То, -либо, -нибудь. Кое-).

Эти части слова уже встречались приизучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис.

3).Объяснение новой темы. ( На экране таблица) (Слайды№7,8,9)

Дефисв наречиях

где – то,

                  /

когда – нибудь

                 /                             суффиксальный

где –либо                         способ

                /

откуда – то

 

¬

кое – где

 ¬                          приставочный

кое –куда                 способ

 

где – то,

¬              /
во – первых ( от первый )
¬                /
в – третьих  (от третий)

     ¬               /

  по  — вашему  (от ваш)

            ¬          /
одет  по- зимнему (от зимний)

  ¬             /
по – новому (от новый)

¬                          /
поступил по – товарищески (от      товарищеский )

приставочно – суффиксальный способ

 близко – близко   повтор слов

еле – еле

видимо – невидимо

мало – помалу—    повтор того же корня, осложненного

приставками и суффиксами

нежданно – негаданноповтор синонимов

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1509

Отдельнозаписываем наречия точь-в-точь, бок о бок.

Итак,сделаем вывод. Когда в наречиях пишется дефис?(Слайд №10)

V. Работа со словарными словами.

Учитель:Обратите внимание,  на с.119 помещены слова в рамочке. Что это за слова?

(Словарные)(Слайд№11)

 Эти слова на стенде, обратите на них внимание, запишитеих в тетрадь.

Давным-давно

Волей-неволей

Видимо-невидимо

Мало-помалу

Точь-в-точь

бок о бок

шиворот-навыворот

Все ли слова нам необходимо запомнить или правописаниебольшинства из них объяснимо? (правописание большинства объяснимо.)

Учитель:Правописание каких наречий можно объяснить? ( Давным – давно, волей- неволей, видимо –невидимо, мало – помалу, шиворот-навыворот, а запомнить надо правописаниенаречий бок о бок и точь-в-точь)

Учительрассказывает об этимологии слова шиворот-навыворот

Внастоящее время эти слова означают – наоборот, наизнанку. А было время, когдаони связывались с позорным наказанием.

Пойманноговора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде велик ответу. Шиворот-навыворот означало – одежда, вывороченная наизнанку внаказание. Впоследствии шиворот-навыворот стало означать: сделать или сказатьнаоборот, противоположное тому, что надо,  перепутать.

VΙ. Закрепление нового материала                                              

Задание1. Работа с текстом. Слайд 12

 (Тихо)тихо в лесу. Вот неслышно,(по)кошачьи, ступают по насту  чьи(то) лапы. Откуда(то) справа вместе с ветром доносится голодный вой волков. Невольно вспоминаешь самые страшныесказки.

VΙΙ.Физкультминутка. (Слайд №13)

            Ксолнцу вверх все потянулись

            Идруг другу улыбнулись!

            Вправо,влево наклонились,

            Другунизко поклонились.

            Поприветствовалидружно,

            Атеперь работать нужно!

Задание 2. Наречия с приставками надо отличать отпохожих сочетаний предлогов с разными частями речи. Запишем предложения: (слайд№14)

            Солнце светитпо-осеннему.

            Поосеннему небу плывут облака.

Учитель:Эти слова отличаются друг от друга в произношении? (нет!).

А чем отличаются данныеслова в значении и написании?  (наречие обозначает признак действия, априлагательное  обозначает признак предмета, отвечают на разные вопросы и,соответственно,  пишутся по-разному).

Врусском языке такие слова называются омофоны —так называемые фонетические омонимы(слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению),

Такзачем же мы все-таки ставим вопрос?  (Для определениячасти речи.)(Слайд №15)

1.НАРЕЧИЕ

n относится к глаголу или наречию

n не изменяется

2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

n относится к существительному

n изменяется по родам, числам, падежам

Задание 3. Списатьпредложения, раскрыть скобки. (Слайд №16)

1.(По)прежнему шел сильный дождь.

2.Охотникипошли (по) прежнему пути.

3.Мыидём (по) зимнему лесу и любуемся его красотой.

4.Ещё(по) зимнему холодно.

Проверка(слайд №17)

1.По –прежнему  шел сильный дождь. (Шел как? по-прежнему)

2.Охотникипошли по прежнему пути. (По пути какому? прежнему)

3. Мыидём по зимнему лесу и любуемся его красотой.(По лесу какому? зимнему)

4.Ещёпо -зимнему холодно.(Холодно как? по-зимнему)

Задание 4. Работа по карточкам «Объяснялки»

Тосковать (по) настоящему делу, отдохнуть (по) настоящему, исчезнуть (по) немногу, идти (по) осеннему лесу, (по) весеннему солнечная погода, приветствовать (по) дружески, пригревало (по) настоящему, мяукать (по) кошачьи.

(По) зимнему пути, одеться (по) летнему, говорить (по) английски, (по) настоящему испугаться, идти (по) весеннему парку, (по) праздничному яркие флаги, (по) вчерашнему прогнозу погоды, плакать (по) ребячьи, мычать (по) телячьи. 

— взаимопроверка в парах (друг другу объясняют правописание слов).

Вывод.

Задание 5.   ТЕСТ(Слайды №18,19)

 

1.            (ПО) ВОЛЧЬИ  ВЫТЬ

2.            ЖИТЬ (ПО) ПРЕЖНЕМУ

3.            (ПО) НОВОМУ ЗАКОНУ

4.            (ВО) ПЕРВЫХ, ПОДУМАЙ

5.            (ПО)ЛУЧШЕ УЗНАТЬ

6.            (ПО) БЫСТРЕЕ УЙТИ

7.            ПЕТЬ (ПО)  ВЕСЕННЕМУ

8.            СВЕТИТ (ПО) ЛЕТНЕМУ

9.            ИДТИ (ПО) ВОЛЧЬМУ СЛЕДУ

10.          ОДЕТЬСЯ (ПО) НОВОМУ

11.          (ПО) ВЕСЕННЕМУ НЕБУ

12.          РАЗДЕЛИТЬ (ПО) БРАТСКИ

13.          (ПО) МОЕМУ МНЕНИЮ

14.          ГОВОРИТЬ (ПО) АНГЛИЙСКИ

15.          ВЫПОЛНИТЬ (ПО) МОЕМУ

16.          (ПО) БОЛЬШЕ СЪЕСТЬ

17.          (ПО) НЕМНОГУ  ДОБАВЛЯТЬ

18.          ИДТИ (В) ПЕРВЫХ РЯДАХ

19.          ВЫПОЛНИТЬ ТОЧЬ (В) ТОЧЬ

20.          ЦЕНИТЬ (ПО) НАСТОЯЩЕМУ

              Проверка (слайд№20)

ДЕФИС – 1, 2, 4, 7, 8, 10,11, 14, 15, 19, 20

Задание6.(Слайд №21)Найдите четвертое  «лишнее»:

Где(то),кто(нибудь), куда(нибудь), зачем(то).

Взглянуть(по)новому, быть (по)моему, (по)зимнему лесу, (по)дружески похлопать.

Еле-еле,мало-помалу, милый-премилый, подобру-поздорову.

Задание7.(Слайд №22,23)«Кто больше»

Составьтепредложения, используя сложные наречия.

            Еле-еле,едва-едва, крепко-накрепко,

строго-настрого,всего-навсего,

видимо-невидимо,волей-неволей,

день-деньской,мало-мальски,

темным-темно.

(Звучитмелодия Чайковского «Времена года»)

VIΙΙ.Подведение итогов.

Учитель:Заканчивая урок, мне бы хотелось услышать от вас следующее:

1.    С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке(дефис в наречиях)

2.    Когда наречия мы пишем через дефис?

. Слайд 24

  Цели достигнуты? (на все вопросы, предложенные наслайде,  дети отвечают утвердительно).            

1.      Повторили  орфограмму дефис в словах разных частей речи?

2.      Познакомились с условиями написания наречия через дефис?

3.      Умеем определять условия постановки дефиса между частями слова внаречиях?

4.       Умеем отличать наречия отдруг   частей речи?

 ΙXСлайд №25Домашнее задание.

Самодиктант (составить словосочетания (глагол + наречие,прилагательное + наречие, существительное + наречие), в которых будутупотреблены наречия, которые пишутся через дефис).

По желанию. Придумать рассказ на тему «Мой лучший друг(подруга)», в котором будут использованы наречия с изученной орфограммой.

Повторить словарные слова.

 

(Раздаётсяв начале урока)      Оценочный лист ученика 7 класса:   __________________

1 – е задание («код»).

2 – е задание (тест).

Устный ответ.

Итог.

 

 

 

 

 

Учитель объявляет оценки за урок.

 

 

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Русский

    1 слайд

    Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной и выразительной.
    М.Горький
    «Дефис между частями слова
    в наречиях».

    Ильчук И.Ф.,
    учитель русского языка и литературы
    МБОУ ООШ с. Руновка
    Кировского района

  • title=

    2 слайд

  • ПРОВЕРКА1010100010

    3 слайд

    ПРОВЕРКА
    1010100010
    «5» – нет ошибок
    «4» – 1-2 ошибки
    «3» – 3-4 ошибки
    «2» – 5 и более ошибок

  • Правописание

    4 слайд

    Правописание орфограммы «Дефис в словах разных частей речи»

  • Цели

    5 слайд

    Цели урока:
    Повторение орфограммы дефис в словах разных частей речи.
    Знакомство с условиями написания наречия через дефис.
    Формирование у обучающихся:
    умения определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях;
    умения отличать наречия от других частей речи.

  • Дефис

    6 слайд

    Дефис между частями слова в наречиях

  • /

    7 слайд

    /
    где – то,
    /
    когда – нибудь
    / суффиксальный
    где – либо способ
    /
    откуда – то

    ¬
    кое – где
    ¬ приставочный
    кое – куда способ

  • ¬

    8 слайд

    ¬ /
    во – первых ( от первый )

    ¬ /
    в – третьих (от третий)
    ¬ /
    по — вашему (от ваш)
    ¬ /
    одет по- зимнему (от зимний)

    ¬ /
    по – новому (от новый)

    ¬ /
    поступил по – товарищески (от

    товарищеский )

    приставочно – суффиксальный способ

  • близко

    9 слайд

    близко – близко
    повтор слов
    еле – еле

    видимо – невидимо

    мало — помалу

    повтор того же корня, осложненного
    приставками и суффиксами

    нежданно – негаданно повтор синонимов

  • Дефис

    10 слайд

    Дефис между частями слова в наречиях

    по–зимнему
    по-новому
    по-товарищески
    по-вашему

    во-первых
    в-третьих

    кое–где
    откуда-нибудь
    куда-либо, куда-то

    чуть-чуть, еле-еле

    мало-помалу,
    видимо-невидимо

    нежданно-негаданно

  • СЛОВАРНЫЕ

    11 слайд

    СЛОВАРНЫЕ СЛОВА
    Давным-давно
    Волей-неволей
    Видимо-невидимо
    Мало-помалу
    Точь-в-точь
    Бок о бок
    Шиворот-навыворот

  • Закрепление

    12 слайд

    Закрепление материала
    (Тихо)тихо в лесу. Вот неслышно, (по)кошачьи, ступают по насту чьи(то) лапы. Откуда(то) справа вместе с ветром доносится голодный вой волков. Невольно вспоминаешь самые страшные сказки.

  • Физкультминутка

    13 слайд

    Физкультминутка

    К солнцу вверх все потянулись
    И друг другу улыбнулись!
    Вправо, влево наклонились,
    Другу низко поклонились.
    Поприветствовали дружно,
    А теперь работать нужно!

  • title=

    14 слайд

  • 1.НАРЕЧИЕ

    15 слайд

    1.НАРЕЧИЕ
    относится к глаголу
    не изменяется
    2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
    относится к существительному
    изменяется по родам, числам, падежам

  • 1.(По)

    16 слайд

    1.(По) прежнему шел сильный дождь.
    2.Охотники пошли (по) прежнему пути.
    3. Мы идём (по) зимнему лесу и любуемся его красотой.
    4.Ещё (по) зимнему было холодно.

  • Проверка1.По

    17 слайд

    Проверка
    1.По – прежнему шел сильный дождь. (Шел как? по-прежнему)
    2.Охотники пошли по прежнему пути. (По пути какому? прежнему)
    3. Мы идём по зимнему лесу и любуемся его красотой.
    (По лесу какому? зимнему)
    4.Ещё по -зимнему было холодно.
    (Было холодно как? по –зимнему)

  • ТЕСТ 

    18 слайд

    ТЕСТ
     
    1.(ПО) ВОЛЧЬИ ВЫТЬ
    2.ЖИТЬ (ПО) ПРЕЖНЕМУ
    3.(ПО) НОВОМУ ЗАКОНУ
    4.(ВО) ПЕРВЫХ, ПОДУМАЙ
    5.(ПО)ЛУЧШЕ УЗНАТЬ
    6.(ПО) БЫСТРЕЕ УЙТИ
    7.ПЕТЬ (ПО) ВЕСЕННЕМУ
    8.СВЕТИТ (ПО) ЛЕТНЕМУ
    9.ИДТИ (ПО) ВОЛЧЬМУ СЛЕДУ
    10.ОДЕТЬСЯ (ПО) НОВОМУ

  • Тест11.

    19 слайд

    Тест
    11.(ПО) ВЕСЕННЕМУ НЕБУ
    12.РАЗДЕЛИТЬ (ПО) БРАТСКИ
    13.(ПО) МОЕМУ МНЕНИЮ
    14.ГОВОРИТЬ (ПО) АНГЛИЙСКИ
    15.ВЫПОЛНИТЬ (ПО) МОЕМУ
    16.(ПО) БОЛЬШЕ СЪЕСТЬ
    17.(ПО) НЕМНОГУ ДОБАВЛЯТЬ
    18.ИДТИ (В) ПЕРВЫХ РЯДАХ
    19.ВЫПОЛНИТЬ ТОЧЬ (В) ТОЧЬ
    20.ЦЕНИТЬ (ПО) НАСТОЯЩЕМУ

  • ПРОВЕРКАДЕФИС-

    20 слайд

    ПРОВЕРКА
    ДЕФИС- 1,2,4,7,8,10,11,14,15,19,20
    «5» — 0-1 ошибка
    «4» — 2-4 ошибки
    «3» — 5-7 ошибок
    «2» — 8 и более ошибок

  • Найдите

    21 слайд

    Найдите четвёртое «лишнее»
    Найдите четвертое «лишнее»:
    Где(то), кто(нибудь), куда(нибудь), зачем(то).
    Взглянуть (по)новому, быть (по)моему, (по)зимнему лесу, (по)дружески похлопать.
    Еле-еле, мало-помалу, милый-премилый, подобру-поздорову.

  • «Кто

    22 слайд

    «Кто больше»
    Составьте текст «Зимний пейзаж», используя наречия.
    Еле-еле, едва-едва, крепко-накрепко,
    строго-настрого, всего-навсего,
    видимо-невидимо, волей-неволей,
    день-деньской, мало-мальски,
    темным-темно и другие

  • title=

    23 слайд

  • Цели

    24 слайд

    Цели урока достигнуты?
    Повторили орфограмму дефис в словах разных частей речи?
    Познакомились с условиями написания наречия через дефис?
    Умеем определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях?
    Умеем отличать наречия от других
    частей речи?

  • Домашнее

    25 слайд

    Домашнее задание

    Н Самодиктант (составить словосочетания (глагол + наречие, прилагательное + наречие, существительное + наречие), в которых будут употреблены наречия, которые пишутся через дефис).
    П По желанию. Придумать рассказ на тему «Мой лучший друг (подруга)», в котором будут использованы наречия с изученной орфограммой.
    Повторить словарные слова.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1509

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет