Деловаяигра с педагогами
«Познаниемира через детское экспериментирование»
Ведущая: Добрыйдень, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на семинаре «Познаниемира через детское экспериментирование».
— Исследовать, экспериментировать,изучать – значит делать шаги в неизведанное, непознанное. А детство, этопора поисков и ответов на самые разные вопросы.
Чем разнообразнее и интенсивнееэкспериментальная деятельность, тем больше новой информации получитребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Ведущая: Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском садузаключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;А теперь внимание!
- Ведущая: Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
- Видео файл «Почемучки»
Ведущая: Вот такиедетские «почему» мы слышим каждый день, и только исследуя и изучая окружающийнас мир природы и мир людей мы можем узнавать что то новое. Основная задачародителей и воспитателей – поддержать и развить в ребенке интерес кисследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться ктому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своихисследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.
Ведущая: Методы иприемы, которые мы используем в работе, разнообразны. Наглядноемоделирование, проблемные ситуации, игровые обучающие ситуации, игры-фантазии,игры-путешествия. Экспериментируя можно, поиграть вместе с детьми.
Предложить детям найти в группе всетвердые предметы почему эти предметы твердые? Что находится внутри стола?Давайте представим, что внутри каждого твердого предмета живут человечки. Оникрепко держатся за руки.
А теперь назовите все жидкиевещества, которые текут – вода, компот, кисель и т. д. Проведите эксперимент сводой, дайте детям по два стакана один с водой, другой – пустой. И предложитеаккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? (Есливода не была бы жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках и не текла быиз крана).
В жидкости тоже живут человечки. Какже они держат руки, чтобы сквозь воду могли пройти твердые предметы? Человечкидержат руки на поясе, но касаются друг друга локтями.
Ведущая: А теперь давайте поиграем в игру « Жидкое и твердое».
Предлагаю вам встать, взяться заруки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал). А теперьпредставьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас –частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться другза друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться. (Педагогиначинают бегать).
А теперь вас замораживают, вамстановится холодно, что вы в этом случае делаете? (становимся, ближе друг кдругу), конечно надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вамбыло теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрелаформу, как частица льда. Наша группа — это все те же частицы воды, но каждыйраз они соединены по-разному.
Вместе с детьми можно придуматьмодели разных объектов изучения. Оказывается, даже в твердых веществах: камнях,металле бывают дружные и недружные человечки (одни гнутся, но не ломаются, адругие хрупкие). И так шаг за шагом вы можете знакомить детей со следующимизакономерностями в неживой природе.
Ведущая: Предлагаюпедагогам разделиться на две группы, для этого выберите жетончик, тем самым выопределитесь с названием команды – «Магнитики» и «Капельки»
даю задание:
Первая группа «Магнитики»придумывает модель «Чашку с водой»
Вторая группа «Капельки» придумываютмодель «Изменение сосульки весной в течение дня»
Ведущая: Спасибо заучастие, а теперь предлагаем вам следующее задание.
«Мозговой штурм».
- Как и любая деятельность экспериментирование имеет свою структуру и подготовку к экспериментированию.
Обсудите и выделите этапы ворганизации и проведении опытов с дошкольниками.
«Магнитики» -Постройте верную структуру занятия-экспериментирования.
1.Постановка исследовательскойзадачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2.Уточнение правил безопасностижизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
3.Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования и его размещение с детьми в зоне исследования.
- Выполнение эксперимента под руководством воспитателя.
- Наблюдение и Фиксирование результатов эксперимента.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
«Капельки» -Примерный алгоритм подготовки к проведению эксперимента:
- Выбор объекта исследования.
- Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов).
- Определение тематики эксперимента.
- Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
- Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей, изучаемой темы.
- Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
- Подготовка к фиксации результатов эксперимента в различных формах (таблицы, модели) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам эксперимента.
Ведущая: А теперьвнимание на экран. Детские объяснялки для вас!
— «Объяснялки» — педагогам командыпредлагается просмотреть видео рассказ ребёнка и угадать о чём идёт речь;
Ведущая: Сейчас мыпредлагаем командам ответить на вопросы.
Блиц – игра «Вопрос – ответ».Вопросы командам Магнитики и Капельки.
- Что такое эксперимент?
Слово «эксперимент»происходит от греческого и переводится как «проба, опыт».
Это опыт,наблюдение исследуемого, попытка осуществить, проверить что либо, получитьзнание.
- Что такое экспериментирование?
Экспериментирование-метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний; формаорганизации педагогического процесса, если последний основан на методеэкспериментирования; вид познавательной деятельности детей и взрослых.
3.. Что являетсяобъектом познания детей младшего возраста?
Объектпознания — рукотворный мир, мир живой и неживой природы.
- Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет
Наблюдение,экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование,развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, создание ППРС,лаборатории, проектная деятельность, проблемные ситуации.
- Назовите поисково-познавательную, экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте.
Экспериментированиев неживой природе: с песком , водой, воздухом, звуком, светом..
Свойстваматериалов: бумага, древесина, ткань, глина
- Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.
Любознательный –склонный к приобретению новых знаний, пытливый, способный решатьинтеллектуальные задачи.
Любопытный –мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.
- Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет
Объекты – этоокружающие предметы. Что вижу- с тем и действую (с предметами ближнегоокружения и знакомыми явлениями)
- Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.
Самостоятельность впознании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания
- Какую форму примет вода?
Еслиналить воду в кувшин, перелить её в стакан, потом перелить в тарелку и налитьна стол. Что происходит с водой, если её переливать в посуду разнойформы?
Вода – этожидкость, не имеющая своей формы. Жидкая вода принимает форму того предмета, вкотором находится, а на ровном месте она растекается.
- Научи яйцо плавать.
Подготовить два стакана – с соленойи пресной водой. Опустить по одному яйцу в каждый стакан. В стакане с преснойводой яйцо опустилось на дно, в соленой – всплыло
Соленая водаплотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именнопоэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Сольповышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
- По каким принципам можно квалифицировать эксперименты?
а. По характеруобъектов, используемых в эксперименте:
Опыты с растениями
Опыты с животными
Опыты с объектами неживой природы
Опыты, объектом которых являетсячеловек
б. По меступроведения опытов:
В групповой комнате
На участке
В лесу, в поле
- По каким принципам можно квалифицировать эксперименты?
в. По количествудетей:
Индивидуальные (1 – 4 ребенка)
Групповые (5 – 10 детей)
Коллективные (вся группа)
г. По причине ихпроведения:
Случайные
Запланированные
Поставленные в ответ на вопросребенка
Ученый, который всвоем исследовании пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видомдеятельности является экспериментирование, игра возникает значительно позжеэкспериментирования.
Ведущая: Уважаемыеколлеги, вы легко справились с заданием. И напоследок мы предлагаем ваммузыкальное задание. Прослушайте музыкальные композиции и песни, и ответьте окаких объектах экспериментирования и природных явлениях идет речь?
- —«Музыкальное задание» — педагогам команды предлагается мелодия песни об объекте экспериментирования;
- Заключение.
Ведущая: Очевидно,что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Поисковая активность,выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически.Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этойактивности.
Ведущая: Маленькийчеловек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.Экспериментируйте, изучайте, исследуйте вместе с детьми!
Спасибо за внимание!
