Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа – интернатдля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Никольска»
Занятие на тему: «Девиантное поведение, учимся говорить — нет» (7-8 класс)
Составила: Баева Ирина Васильевна
Должность:социальный педагог
МБОУ«ОШИ с ОВЗ г. Никольска»
г. Никольск, 2023 г.
Конспект занятия по профилактике девиантного поведения подростка
на тему: «Девиантное поведение, учимся говорить — нет»
Цель: профилактика девиантного поведения подростков, формированиеумения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами.Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственностьза свое решение, понимания.
Задачи: развивать способность делать самостоятельно свой выбор иумение поступать в соответствии с собственным решением; формироватьпредставление о силе группового давления на личность, расширять поведенческийрепертуар подростка в процессе конфронтации с группой.
Оборудование занятия: мягкая игрушка в виде солнца, чистыелисты, мяч, карточки с описанием ситуаций, памятка «правила уверенного отказа»,
Ход занятия.
I. Приветствие.
— Добрый день ребята. Сейчас я предлагаю вам поздороваться друг сдругом, но здороваться будем необычным способом. Вы видите у меня в рукахсолнышко (мягкая игрушка). Мы с вами будем друг другу бросать игрушку, приэтом надо будет поздороваться с тем человеком, которому ты ее бросил, назвавего по имени и сказать какой либо комплимент.
II. Вводная часть.
-Сегодня речь пойдет о разрушающем поведении. И тема нашего занятия «Девиантное поведение, учимсяговорить нет».
-Сегодня будем учиться говорить «Нет!», т.е.противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учитьсяуверенному поведению при отстаивании своей позиции.
-Как вы думаете, что такое социальные нормы?
Социальные нормы – это общепризнанные правила,образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечиватьупорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействияиндивидов и социальных групп.
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности,отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихсяобщественных норм.
III. Основная часть.
1. Упражнение «Рассказ о себе»
Инструкция: Каждый из ребят, не указывая своего именина листе, записывает 5 качеств, которые больше всего ценит в себе, и за которыеего уважают другие люди.
Перевернув лист бумаги, участник записывает 5 качеств, которые емуне нравятся в себе и неприятны.
Затем карточки сдают ведущему, который, предварительно перемешавих, раздает участникам группы. Каждый участник, получив карточку и прочитавположительные и отрицательные качества, пытается представить себе этогочеловека и составляет рассказ о нем и его жизни.
Обсуждение: В конце важно обсудить упражнение в общемкругу и спросить участников группы, что они чувствовали, когда слушали рассказо себе, много ли там было совпадений с их представлениями о своей жизни.
Просмотрсоциального ролика «Умей сказать нет!»
Обсуждениеролика: Какая значимость этого ролика? Умей сказать нет!
-Основой появления негативной девиации является воспитание и поведение, а такжеобщество в которое попадает человек.
2. Упражнение с элементами тренинга. Игра «Откажисьпо-разному».
— Я буду бросать некоторым из вас мяч, поймавший делает мнепредложение (например: отправиться в тундру, погулять)
Ведущий выражает отказ по-разному.
— Что вы можете сказать об услышанных отказах?
а) Отказ – соглашение: человек в принципе согласен спредложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например:ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.
— Кто получил на своё предложение такой вид отказа?
б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласенс предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, чтопри других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино»- «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике.
— Кто получил такой отказ?
в) Отказ – альтернатива. Отказ направлен наальтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придуматьценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» — «Давай лучшепогуляем по посёлку».
г) Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что несогласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду налодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес».
д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа –отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давайсходим на дискотеку» — «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен вслучае выраженного внешнего давления».
Вывод: о разных видах отказа.
3. Упражнение – тренинг «Сумей отказаться»
Сейчас вы сами сможете себя проверить в ситуациях, как вы можете непопасться на групповое давление.
Ребятам предлагается разделиться на три группы (по 2-3 человека).Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, затем по ситуацииразыграть отказ. Остальные участники игры оценивают эффективность выбраннойформы отказа по параметрам:
· реальная возможность избежать пробы вещества при использованииданной формы отказа;
· возможность избежать данного конфликта, агрессии;
· целесообразность попытки повлиять на взгляды, поступки человека,предлагающего вещество (когда стоит пытаться убедить предлагающего пробу вопасности знакомства с наркотическими веществами, а когда нужно думать лишь освоей безопасности).
Оценивание, oбсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Вовремя оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль детей на то, чтонайти верный отказ может только человек с уверенным поведением. Увереннымидолжны быть голос, интонация, жесты, мимика, движения.
Памятка «Правилауверенного отказа»: (выдается каждому из детей)
1. Если ты хотите отказать человеку, чётко и однозначно произнесиему «НЕТ». Постарайся объяснить причину твоего отказа, но не извиняйтесь длительноевремя.
2. Старайтесь отвечать без паузы – так быстрo, как только это вообщевозможно.
3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно иоткровенно.
4. Попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего выделать не хотите.
5. Смотрите на человека, с которым гoворите. Наблюдайте, естьли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за егопозой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т.д.).
6. Не oскорбляйте и не будьте агрессивными.
IV. Рефлексия
Ребятам предлагается окончитьвысказывание: «Мне легко (трудно) противостоять группе, потому что…»
V. Заключительная часть.
Игра: «Солнечные лучики» Ребятавстают в круг. Предлагаю всем протянуть руки вперед и соединить их в центрекруга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечными лучикамиизлучающими тепло.
Анкета – заявка
на участие в муниципальном заочном конкурсе
«Современный урок, занятие в школе для обучающихся сментальными нарушениями в соответствии с требованиями ФГОС образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Фамилия, имя, отчество автора (полностью) |
Баева Ирина Васильевна |
Название конкурсного материала (полностью) |
«Девиантное поведение, учимся говорить — нет» (7-8 класс)
|
Номиннация, в которой представлены конкурсные матриалы (полностью) |
Внеклассное занятие |
Место работы (ОО полностью) |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Никольска»
|
Должность |
Социальный педагог |
Контактная информация Телефон E—mail |
89215330041 ira.baeva.88@mail.ru |