Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Диагностика и развитие социальной ответственности подростка
Педагогический Форум Петроградского района
11.02.2021 -
2 слайд
Согласно современной формуле здоровья сформулированной ВОЗ
Здоровье это не только отсутствие болезней, но и социальное благополучие. -
3 слайд
Формула здоровья согласно ВОЗ
СОЦИАЛЬНОЕФИЗИЧЕСКОЕ
ЭМОЦИОНАЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
МОРАЛЬМОРАЛЬНО -НРАВСТВЕННОЕ
ДУХОВНОЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
КОММУНИКАТИВНОЕ
МАТЕРИАЛЬНОЕ
СОЦИАЛЬНОЕ -
4 слайд
В многочисленных определениях ответственность раскрывается через способности личности (СП. Иванов, 1987; Н.В. Кузнецова, 1983;К.К. Платонов, 1984), деятельность (Н.И. Конюхов, 1986), долг (А.Г. Спиркин, 1972), необходимость (B.C. Мухина, 1986), склонности (К. Муздыбаев, 1983), нравственность (В.Ф. Сафин, 1986) и т.д.
-
5 слайд
Природа ответственности выявляется в сферах и деятельностной, и личностной: объективной и субъективной (Н.А. Минкина, 1990;
Славская характеризует ответственность как
«самостоятельное, добровольное осуществление
необходимости в границах и формах,
определяемых субъектом» (К.А. Абульханова-
Славская, 1985. С. 6). -
6 слайд
Еще Иммануил Кант писал:
«Человек ответственен за человечество в своем лице».
-
7 слайд
Очень долгое время, вплоть до середины 60-х годов XX в., юридическая ответственность рассматривалась только как следствие правонарушения.
Полемизируя с учеными правоведами, Р. Косолапов и В. Марков справедливо указывали, что«юристы увлеклись самой ретроспективнейшей из ответственностей» — уголовной ответственностью за преступление.
И именно этот аспект ответственности рассматривается чуть ли как не единственный — просто потому, что недостаточно разработана проблема ответственности в целом, в ее позитивном аспекте».
Во многом это утверждение не утратило актуальности и в настоящее время. -
8 слайд
Ответственность — базовое свойство личности, поэтому она изучается многими науками: философией, социологией, юриспруденцией, этикой, педагогикой и психологией.
Ответственность предполагает, что она является не просто одним из свойств личности,
а ее интегральным качеством,
механизмом организации жизнедеятельности человека,
во многом определяющем успешность его деятельности. -
9 слайд
«Возраст эволюции понятия ответственность составляет чуть более ста лет.
За этот период времени сформировалась неоклассическая концепция
социальной ответственности».Ответственность бывает за прошлое и за будущее поведение.
Поступки, совершаемые человеком, можно подразделить на те, которые он уже совершил,
и те,
которые может совершить в будущем -
10 слайд
ЧЕМ ОБУЛСОВЛЕН УРОВЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ,
КАК ЕЕ ИЗМЕРИТЬ И КАК ИЗМЕНИТЬ??На эти вопросы мы чаще всего не знаем как ответить.
Чаще всего мы просто констатируем факт,
но изменить мало, что можем,
да и не всегда знаем на какие «кнопки надо нажать» , что б помочь ребенку повысить свою ответственность.А подросток
ТОЧНО!!! НЕ ЗНАЕТ КАК ЭТО СДЕЛАТЬ.
Ребенку и так плохо от того, что он сознает уровень своего состояния
КАК ПРАВИЛО, САМ ИМ НЕДОВОЛЕН. -
11 слайд
Кроме того , ответственность во многом зависит ещё от двигательной активности и состояния здоровья.
Двигательная расторможенность, это состояние, когда ребенок не способен управлять своим поведением вообще, все силы уходят на двигательную активность,
Гиперактивность часто сопровождается быстрой утомляемостью, мы говорим надо заниматься спортом, что бы использовать лишнюю энергию,
НО ее у него нет, он уже ее израсходовал, ( проведена серия испытаний, замеров ) -
12 слайд
Говорить гиперактивным, успокойся, практически бесполезно – т.к. двигательная расторможенность и гиперактивность прежде всего объясняется состоянием нервной системы и физиологией ребенка.
Взрослый человек может силой воли изменить свою физиологию? Нет!!!!!!!
Подросток – тем более. -
13 слайд
Причем ответственность еще зависит от
Памяти и энергетического ресурса,
хотя часто они взаимосвязаны.По этому все это требует особого внимания и работы с этим вопросом.
-
14 слайд
В литературе по философским, этическим, моральным, юридическим проблемам
категория «ответственность» рассматривается в двух аспектах:
1.ответственность за прошлое поведение, противоречащее социальным нормам, — ретроспективная ответственность; 2. ответственность за будущее поведение — перспективная, позитивная ответственность. -
15 слайд
Поэтому более перспективным представляется другой анализ понятия ответственности,
определение ее положительной стороны, связанной с предвидением человеком результатов своей деятельности и осмысления ее общественной значимости, выражением которых выступает социально полезное поведение.
Для содержательной характеристики ответственности важна не только оценка своего предполагаемого поведения,
но и само действие согласно этой оценке и предвидению. -
16 слайд
Диссертации России → Психологические науки → Общая психология, психология личности, история психологии
Комплексное исследование ответственности как системного качества личности
Прядеин Валерий Павлович доктор психологических наук.
http://www.dslib.net/obwaja-psixologia/kompleksnoe-issledovanie-otvetstvennosti-kak-sistemnogo-kachestva-lichnosti.html -
17 слайд
Интересы профилактики социальных отклонений побуждают к исследованию механизмов формирования и обеспечения социально полезных, одобряемых обществом поступков.
«Социальная ответственность и социальная активность на основе познанной необходимости образуют своеобразные оси координат, определяющие объем свободной деятельности субъекта». Расширение границ свободы, обусловленное демократизацией нашего общества, одновременно требует и повышения связанности как самого общества в целом, так личности в отдельности предъявляемыми к ним требованиями и ответственностью. -
18 слайд
Социальная ответственность выражает определенное отношение между личностью и обществом интегрально.
Социальная ответственность есть
«отражение всего многообразия социальных отношений и обобщенное выражение всех форм ответственности».
-
19 слайд
А. П. Черменина к п н в своей диссертации
определяет социальную ответственность как «отношение ограничения вольности каждого индивида с позиции интересов общества, как наложение воли общества на свободную волю индивида, направление его активности в определенные рамки».
Другие ученые под социальной ответственностью понимают «социальное отражение объективных ответственных зависимостей в различных системах общественной регуляции, , Р. Косолапов и». -
20 слайд
Выделяются два условия наступления социальной ответственности.
1. Наличие свободы воли индивида, возможность самоопределяться, занимать конкретную позицию в различных ситуациях
2. Возможность выбора варианта поведения. Это условие подразумевает, что ответственность должна наступать лишь в том случае, когда у человека был выбор, какое действие совершить – влекущее ответственность или не влекущее.Но нас интересует больше перспективная ответственность. И перспективная диагностика.
-
21 слайд
Диагностика социальной ответсвенности
составлена
доктором психологических наук С.В.Быковым
Программное обеспечение создано Институтом БОС.
И включает 8 методик.1. Уровень субъективного контроля. Бажин Е.Ф.
2. Диагностика уровня морально –этической ответственности И.Г. Тимощука
3. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях В.В.Бойко -
22 слайд
4. Исследование волевой саморегуляции А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана
5.Методика самоконтроля в общении М,Сайдера
6. Копинг –тест Р.Лазаруса. И Фолкмана в адаптации Т.Л.Крюковой.
7.Методика «Мотивация аффиляции» А.Мехрабиана
8.Методика социально –психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда в адаптации А.К.Осницким -
23 слайд
В целом такая диагностика отвечает на вопрос о степени социальной ответственности подростка.
Но мы обратимся ее составляющим.
Нам это позволяет разложить интегративное качество на составляющие компоненты.
А значит мы понимаем с каким конкретным свойством надо работать у данного конкретного подростка. -
24 слайд
диагностика уровня морально-этической ответственности личности
Любая черта морально-этической сферы личности проявляется в определённых ситуациях требующих актуализации и конкретного внешнего проявления нравственных и моральных качеств в действиях и поступках. Последнее, в свою очередь, может выражаться в широком диапазоне (диспозициях) поведения. Помимо анализа этической корректности собственно поступков важно также учитывать их явную и (если это возможно) латентную детерминацию (бессознательные аспекты мотивации, степень осознанности и рефлексии).
Высокий уровень сформированности морально-этической ответственности связан с социальной ответственностью, высоким уровнем самопонимания, низким уровнем социальной желательности. -
25 слайд
Тест Мехрабиана —
Определение уровня
аффиляции
62 вопроса -
26 слайд
Вывод. Высокий уровень стремления к принятию может вылиться в необдуманное, рискованное, неправомерное решение, когда подросток может пойти на поводу группы и совершить не верный выбор поступка.
Высокий уровень страха быть отверженным может повлечь те же неправильные действия.
То есть уже есть повод — работать с этими эмоциями.Развитие. Разговор личный, включение в групповую творческую работу, оказание эмоциональной поддержки, перечисление всех группы, в которые подросток уже принят, включен, на кого он может опереться.
-
27 слайд
Тест Р.Лазаруса
-
28 слайд
Вывод .Сразу демонстрирует нам острые углы и если так можно сказать провалы в стратегии поведения подростка и решения своих проблем.
Развитие. Разработана таблица положительных и отрицательных сторон той или иной стратегии поведения.
Все это обговаривается, обсуждается с учениками и мы учимся вырабатывать новую стратегию поведения, более комфортную и продуктивную.Главное понимание , что в конфликте победителей не бывает – любой конфликт – это саморазрушение.
-
29 слайд
-
30 слайд
-
31 слайд
Тест Бойко
-
32 слайд
Низкий уровень сформированности морально-этической ответственности — 0 до 5.
Средний уровень сформированности морально-этической ответственности — 5 -15.
Высокий уровень сформированности морально-этической ответственности — 15 -25.Развитие. Смотрим и обсуждаем мультфильмы, фильмы,
«Девятый», «Фонарь и цветок», притчи, сказки, реальные ситуации…. -
33 слайд
Диагностика уровня морально-этической ответственности личности
30 вопросов
-
34 слайд
Вывод. Пока мы увидели такую закономерность:
Альтруистические чувства =0, как правило у тех, кто бывает наказан бывает по ст. УК- 228.Развитие. Обучение прогнозированию последствий.
Развитие альтруистических качеств на родителях.
Работа с ценностными ориентирами, системой ценностей.
Та же работа, что и с жестокостью. -
35 слайд
Повышение уровня обучаемости и ответственности посредством изменения копинг –стратегий подростков.
Увидеть, что есть конфликт — дитстанциироваться по возможности –
Поиск социальной поддержки(при необходимости)- положительный пересмотр- планирование решения.Главное понимание , что в конфликте победителей не бывает – любой конфликт – это саморазрушение.
-
36 слайд
Тест К.Роджерс и Даймон
-
37 слайд
-
38 слайд
Все эти проблемы рассматриваются в программах внеурочной деятельности и клубной работы:
1.Школа Гармонии
2.Школа Успеха.
3.Мир прав.
(Название преднамеренно двусмысленное )- правота мира, набор законодательных прав и обязанностей. -
39 слайд
Часто подростки, после привитой западной психологии, мы никому ничего не должны, что- трансформировалось в психологию, что весь мир нам должен.
Мы пошли от противного .
Например в мультфильме девятый, хорошо показано, что из девяти выжил только 9- ый, который ходил и думал как помочь всем, а тот кто больше всех думал о себе, тот погибал первым. -
40 слайд
1.Знакомство с понятием Мировоззрение и его ролью в жизни человека. Понятия пути добра и пути зла, милосердия, альтруизма.
2. Знакомство с ценностями и их ролью в жизни человека.
3 Рассматриваем взаимоотношения на примере мультфильмов, фильмов, читаем и обсуждаем притчи.
«Девятый», «Фонарь и цветок».
4.Делаем упражнения для снятия напряженности и стрессов, что защищает от острых конфликтов.
5. Учимся ставить цели и стоить алгоритмы достижения их. -
41 слайд
https://vk.com/doc15197154_478182984?hash=457725f6e292ba7ab0&dl=06487de71ac09644a9
Воронова А.Г. Научные тенденции: педагогика и психология МОАН 04.05.2020.SPLN001-000001-0609-PP. Дыхательная гимнастика как фактор оздоровления организма обучающихся, снятия утомляемости, стресса, тревожности, восстановления работоспособности, психической устойчивости и обучаемости.
http://www.sputnikplus.ru/izdanie_knig.htm?yclid=6486396581579357516 -
42 слайд
-
43 слайд
https://infourok.ru/kompleks-uprazhnenij-dlya-povysheniya-urovnya-samoregulyacii-immuniteta-i-obrazovatelnyh-sposobnostej-4954878.html
Комплекс НА САЙТЕ ИНФОУРОК.
https://infourok.ru/kratkoe-obosnovanie-ispolzovaniya-nashih-zdorovesozidayushih-tehnologii-dlya-povysheniya-urovnya-samoregulyacii-immuniteta-i-obr-4961206.html
описаниеhttp://conf.sciencepublic.ru/wp-content/uploads/2020/05/spc04_05_2020.pdf сборник стр 51, и 63.
