X-PDF

Диалектико-поведенческая терапия в работе психолога семейного центра

Поделиться статьей

Диалектико-поведенческаятерапия в социальной работе.

 

Каждыйспециалист, работающий в социальной сфере, в сфере помощи несовершеннолетнимдетям, очень часто встречается с ситуацией различных поведенческих иэмоциональных трудностей детей. В последнее время стали часто приходить наконсультации или поступать в семейные центры подростки, у которых наблюдаются психосоматическиенарушения, депрессии, самоповреждающее и суицидальное поведение, расстройствапищевого поведения, пограничное расстройство личности.

Причины возникновения таких нарушений сочетаны:это и генетическая  предрасположенность, и эпизоды психологического илифизического насилия, перенесенного в раннем детском возрасте, и индивидуальныебиологические причины, характерные для конкретной личности ребенка.

Своейзадачей мы видим – выстроить эффективную систему помощи таким детям иподросткам в нашем центре, повысить уровень подготовки практикующихспециалистов (психологов, социальных педагогов, воспитателей и др.), уровеньинформированности родителей и лиц их заменяющих – с тем, чтобы подростки моглиполучать современную квалифицированную помощь и живое человеческое участие.

Мыубеждены, что диалектическая поведенческая терапия ДПТ (dialectical behavior therapy,DBT),эффективность которой доказана и убедительна, может и должна превратиться встандарт помощи подросткам с эмоциональными и поведенческими нарушениями нетолько в нашем центре, но в структуре помощи психологической подросткам вцелом.

Диалектическаяповеденческая терапия разработанаамериканским психологом, доктором психологических наук, Маршей Линнехан. ДПТ относитсяк «третьей волне» когнитивной поведенческой терапии и соединяет в себестратегии поведенческой терапии и практики осознанности. Это структурированная программа помощи,состоящую из следующих основных компонентов: посещение группового тренинганавыков, где подростки учатся эмоциональной регуляции, навыкам межличностногообщения, перенесения стрессовых ситуаций; индивидуальные консультации, гдепрофилактируется нежелательное поведение и закрепляются полученные навыки;телефонная круглосуточная поддержка в сложные моменты; консультативная ДПТ — группадля специалистов, препятствующая личному выгоранию.  ДПТ — этосбалансированная диалектическая позиция, синтез противоположностей: принятия иизменения, пассивности и активности, уязвимости и необходимости контактироватьс окружением и т.д.

Мы считаем, что ДПТ – комплексная система помощи,предназначенная для коррекции дезадаптивного поведения. В основе ДПТ лежит дефицитарно-мотивационнаямодель, которая предполагает, что дети с эмоциональными и поведенческиминарушениями не обладают навыками управления эмоциями, поэтому так важно научитьродителей и специалистов, таким образом, активно задействуя средовые факторы,обрести и использовать базовые поведенческие стратегии и подкреплятьфункциональное поведение.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1512

Мы хотим, чтобы специалисты и родители понимали суть метода ДПТ,как важен синтез противоположностей, что такоепрактики осознанности (mindfulness), безоценочная позиция, стратегии валидациии принятия, как поощрять у детей формирование гибких диалектических паттерновмышления и поведения взамен ригидного «черно-белого» типа мышления.

Фундаментальное диалектическое равновесие в ДПТ– баланс противоположностей, баланс между принятием сложного подростка таким,какой он есть, и помощью ему в достижении изменений. «Рассматривают человека, не факты исобытия, а то, как он смотрит на них» — цитата Эпиктета отражает основную идею ДПТ.Вместе с специалистами и родителями на нашихлекториях изучаем основы метода, техники поиска решений, совладания скризисами, решению текущих жизненных проблем. На тренинговых занятиях расширяемповеденческий репертуар, тренируем навыки межличностного общения, эмоциональнойсаморегуляции, чтобы  взрослые могли повысить мотивацию к изменению у своихдетей и быть терапевтичной средой для новых шаблонов поведения детей иподростков. Также мы учимподростков вести дневник своего настроения, эмоций, ощущений, после чего онипотом проводят анализ деструктивных реакций и учатся аккумуляции позитивныхэмоций. Осознанность мыслей, действий и эмоций, умение находится «здесь исейчас» — основа ДПТ. На занятиях учим подростков концентрироваться надыхании и сосредотачиваться на конкретных предметах и ощущениях, работаем надсамооценкой, принятием себя, развитием Я-концепции, расширением и принятиемсвоего эмоционального опыта. Учим тому, что всегда есть несколькоспособов увидеть ситуацию, и есть несколько способов решить проблему. Обучаемдетей и подростков шестиступенчатой модели управления эмоциями: описаниеситуации, причина ситуации, первичные и вторичные эмоции, мысли о ситуации,действия и результаты или последствия. Навык работы над собой – работанепростая и небыстрая. Главнаяцель – научить сохранять стабильное эмоциональное состояние.

 

 

Татаринцева Юлия Викторовна

Педагог-психолог ГКУ СО МО Семейный центр помощи семье идетям «Вдохновение», высшая квалификационная категория


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1512

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет