Дидактическая игра«Крестики-нолики» для детей 5–7 лет
Автор составитель: ФедосееваА.Р.
В логопедическом пособии представлена увлекательная техника автоматизации звуков сонорной группы Л-Ль, Р-Рь.Материалы пособия являются вспомогательным компонентом и включаются в структуруиндивидуального или подгруппового занятия по автоматизации звука. Лексическийматериал, представленный в пособии, отвечает специальным фонематическимтребованиям. Также учтена смысловая доступность лексического материала длядетей дошкольного возраста. Один раунд позволяет повторить автоматизируемыйзвук от 5 до 10 раз Два раунда увеличат повторение до 20 раз, восемь раундов-до 80 раз
Цель: Закреплять точные артикуляционныеуклады автоматизируемого звука через правильное произнесение слов.
Материалы пособия способствуют решению следующих задач:
— Автоматизация звуков сонорной группыЛ-Ль, Р-Рь в словах;
— Формировать навыки дифференциации фонем, имеющихакустико-артикуляционное сходство.
— Развивать фонематическое восприятие.
— Закреплять навыки словообразования и словоизменения.
— Формировать и совершенствовать пространственныепредставленияу детей старшего дошкольного возраста.
— Закреплять у старших дошкольников умения различать понятия«вертикально», «горизонтально» и «по диагонали»;
— Овладевать логическими операциями;
— Развивать мыслительные операции: восприятие, память,мышление, внимание;
— Способствовать развитию мелкой моторики рук
Материалы пособия помогут сделатьзанятие более интересным, насыщенным, увлекательным и познавательным.
Описание игры
Игровая задача: быстро расставить фишки-картинкив ряд по вертикали, горизонтали или диагонали, при этом «блокировать фишкой»(недавать выиграть )
Количество игроков: 2 человека
Игра проходит по принципу «Крестиков – ноликов». Игроки поочереди (по одному за ход) выкладывают «крестики» это фишки-картинки, например:с изображением «волка»; и «нолики» — с изображением «белки», стараясь выложитьих так, чтобы они расположились в один ряд друг за другом либо по горизонтали,либо по вертикали, либо по диагонали. Выигрывает тот, кто первым выстроил в рядсвои фишки-картинки
Отработка звука в словах в разных позициях происходит с помощьюпарных фишек по этапам (раундам)
Первыйраунд:«Лупа-луна» (лупа-лапа)
Игроки по очереди выкладывают фишки-картинки по однойза ход, стараясь четко проговаривать звук Л в слове. Выигрывает тот, кто первымвыстроил в ряд своих фишек. Затем игроки меняются фишками и снова делают ходы спроизнесением слов.
Каждый следующий раунд усложняется: парные фишкиподбираются таким образом, чтобы звук находился в разных позициях: в начале, всередине, в конце. Слова усложняются: как в наращивании количества слогов, таки в степени сложности слога (по классификации А.К. Марковой).Таким образом,происходит закрепление автоматизируемого звука. В конце игры игроки обязательноменяются фишками. Важно, чтобы каждый игрок проговорил слово из данной пары.
Игры и упражнения
Дидактическая игра«Крестики-нолики»
(на автоматизацию звука Л)
N |
Слова-картинки |
1 раунд |
Лупа — луна |
2 раунд |
Лапа-юла |
3 раунд |
Пила-вилы |
4 раунд |
Лыжи-лужи |
5 раунд |
Ладони — молоко |
6 раунд |
Кулак- акула |
7 раунд |
Факел — узел |
8 раунд |
Пенал-дятел |
9 раунд |
Шалаш-малыш |
10 раунд |
Лайка-балалайка |
11 раунд |
Лавка-булавка |
12 раунд |
Булка-палка |
13 раунд |
Клубок-глаза |
14 раунд |
Волк-белка |
15 раунд |
кукла-Клава |
16 раунд |
Платок-клоун |
17 раунд |
Вилка-бутылка |
18 раунд |
Клубок-колобок |
19 раунд |
Яблоко — облако |
20 раунд |
Иголка — ёлка |
Дополнительные игровые задания
1.«Говорилки-ходики» Двигая фишку ребенок формирует ипроизносит предложения : «Я поставил(ла) волка» (Любой раунд)
2. «Лапушки» Предлагаем ребенку называть слово вуменьшительно-ласкательной форме. Формируем навыки словообразования исловоизменения.(Раунд № 5,12,17,19,20)
3. «Один за всех и все за одного» Предлагаем ребенкуобразовать существительное во множественном числе. Формируем навыки словообразованияи словоизменения. (Любой раунд, кроме 3,4,5)
ПОМНИТЕ! Игры упражнения в данном пособии следуетприменять только при условии правильно выработанной артикуляции звука.
Дидактическая игра «Крестики-нолики»
(на автоматизацию звука Ль)
N |
Слова-картинки |
1 раунд |
лиса— Лёва |
2 раунд |
малина— калина |
3 раунд |
лейка — линейка |
4 раунд |
земля — вафли |
5 раунд |
олень — тюлень |
6 раунд |
кисель — туфли |
7 раунд |
пальма — дельфин |
8 раунд |
слива — блюдо |
9 раунд |
великан— телефон |
10 раунд |
котлета — пельмени |
11 раунд |
будильник — коляска |
Дополнительные игровые задания надифференциацию Л-Ль
Самостоятельноподбираются фишки парами на твердый и мягкий звук.
Пример:
N |
Слова-картинки |
1 раунд |
луна-лиса |
2 раунд |
пила — земля |
3 раунд |
телефон — колобок |
4 раунд |
дятел — кисель |
5 раунд |
волк -пальма |
6 раунд |
клоун — слива |
7 раунд |
облако — будильник |
8 раунд Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 |
облако — линейка |
9 раунд |
яблоко -котлета |
Дидактическая игра«Крестики-нолики»
(на автоматизацию звука Р -Рь)
N |
Слова-картинки |
1 раунд |
Рак-рот |
2 раунд |
Корова-ворона |
3 раунд |
Радуга — радио |
4 раунд |
Ракета – баран |
5 раунд |
Робот-топор |
6 раунд |
Бобры-кобра |
7 раунд |
Воробей — муравей |
8 раунд |
Комар- катер |
9 раунд |
Карта — марка |
10 раунд |
Руль-рубль |
Звук Рь |
|
1 раунд |
Репа — моряк |
2 раунд |
Фонари — дикари |
3 раунд |
Дерево-орехи |
4 раунд |
Карета — варенье |
5 раунд |
Крючок — бревно |
Звуки Р -Рь |
|
1 раунд |
Перо — репа |
2 раунд |
Фонари — радио |
3 раунд |
Дерево-воробей |
4 раунд |
Карета — ракета |
5 раунд |
Неряха — ворона |
6 раунд |
Крючок — кефир |
7 раунд |
Репка -карта |
Дополнительные игровые задания
1. «Говорилки-ходики» Двигая фишку ребенок формирует ипроизносит предложения : «Я поставил(ла) волка»
2. «Лапушки» Предлагаем ребенку называть слово вуменьшительно-ласкательной форме. Формируем навыки словообразования исловоизменения.
3. «Один за всех и все за одного» Предлагаем ребенкуобразовать существительное во множественном числе. Формируем навыкисловообразования и словоизменения.
ПОМНИТЕ! Игры упражнения в данном пособии следуетприменять только при условии правильно выработанной артикуляции звука.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дидактическая игра «Крестики-нолики» для детей 5–7 лет
Авторсоставитель
учитель-логопедФедосеева А.Р.
