Муниципальноеказённое дошкольное образовательное учреждение
городаНовосибирска «Детский сад №36 «Поиск»
Дидактическаяигра
«Природныйи рукотворный мир»
длядетей старшего дошкольного возраста
Учитель-логопед:
ФедотенкоМария Константиновна
2022-2023учебный год
Дидактическаяигра
«Природныйи рукотворный мир» для детей старшего дошкольного возраста
Цель:формирование предпосылок функциональной грамотности естественно-научнойнаправленности, посредством технологии ТРИЗ.
Задачи:
Образовательные:
— закреплять представления детей об объектахприродного мира и предметах рукотворногомира; — закрепить в речи названия объектов природного мира (бобер, гейзер, колокольчик,дождь, гриб, комар, вулкан, стрекоза, рыба, солнце, мох, гусь, одуванчик, утка,река, северное сияние, перо, змея, паутина) и предметов рукотворного мира(салют,фонтан, ручка, шланг, шаль, вертолёт, подводная лодка, шприц, зонт, колокол,лампа, душ, вата, ласты, чайник, канал, воздушный шарик, самолет, весло).
Развивающие:
— развивать умение устанавливать сходствомежду объектами природного мира и предметами рукотворного мира, используя методсинектики (прямые аналогии); -развивать мыслительные операции: анализ, синтез,классификацию; — развивать зрительноевосприятие, внимание.
Воспитательные:
— воспитывать настойчивость; — воспитывать дружеские отношения в игре.
Коррекцонные:
— закреплять произношение, поставленныхзвуков;
— упражнять в правильном употребленииграмматических категорий;
— развиватьсвязную речь детей.
Предварительная работа с детьми:
В беседе с детьми педагог поясняет, чтонекоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметысозданы природой (мир природы). К миру природы относятся звезды и луна, леса игоры, реки и озера, трава и деревья, мох, дождь, растения, птицы, насекомые,рыбы, вулканы и гейзеры. Это те предметы, который существуют вне человека, онне делал их своими руками или с помощью машин и инструментов. К мирурукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты иголовные уборы и многое другое, стадионы и дороги, фонтаны, самолеты, каналы ит. д.
Материал:набор картинок с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира.
Ходигры
В игре может принять участие от двух до шестидетей, в зависимости от количества картинок.
Первый вариант игры.
Каждый ребенок получает от взрослого трикартинки с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый на столераскладывает картинки с объектами природы. Например, северное сияние-этоприродное явление. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира,похожие на северное сияние, парой для него будет салют – это сделано рукамичеловека. Кто быстрей подобрал, объяснил, чем похожи они и разложил по парамкартинки, тот выиграл.
Второй вариант игры.
Проводится аналогично первому варианту,только раздаются картинки с изображением природного мира. А на столераскладываются картинки с изображением предметов рукотворного мира.
Третий вариант игры.
Детям раздается по четыре картинки сизображением природного и рукотворного мира. Логопед спрашивает: «У кого естьизображение природного объекта, в названии которого есть звук (например Л)». Кто первый находит и отвечает, получает фишку. Затем спрашивает: «У кого естьизображение рукотворного мира, в названии которого есть звук (например А). Ктопервый отвечает, получает фишку. Логопед дальше спрашивает меняя звуки. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.
Усложнение:
— Раздавать детям большее количествокарточек (4-5);
-Раздавать карточки вперемешку (природный3 и рукотворный мир 3);
-Уменьшать время, отведенное на нахождениекарточек (от 2 минут и менее).
Правила игры:
— фишка даётся за правильный ответ;
— во время игры нельзя перебиватьтоварища по игре;
— каждый играет со своими карточками;
— со стола берём по одной карточке, когдаподбираем пару своей.
Примеры пар в карточках к игре:
Ø Паутина(природный мир)-шаль (рукотворный мир)
Ø Змея-шланг
Ø Перо-ручка
Ø Бобер-весло
Ø Северноесияние-салют
Ø Гейзер-фонтан
Ø Цветокколокольчик-колокол
Ø Дождь-душ
Ø Гриб-зонт
Ø Комар-шприц
Ø Вулкан-чайник
Ø Стрекоза-вертолет
Ø Рыба-подводнаялодка
Ø Солнце-лампочка
Ø Мох-вата
Ø Гусь-ласты
Ø Одуванчик-воздушныйшарик
Ø Летящаяутка-самолёт
Ø Река-канал