X-PDF

Дидактические игры по развитию речи (подготовительная группа)

Поделиться статьей

Дидактическая игра«Лови да бросай – цвета называй»                                                  

Цель: подборсуществительных к прилагательному, обозначающему

цвет. Закреплениеназваний основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход:родитель, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное,

обозначающее цвет,а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное,

подходящее кданному прилагательному.

Например:

Красный -мак,огонь, флаг

Оранжевый-апельсин, морковь, заря

Жёлтый -цыплёнок,солнце, репа

Зелёный-огурец,трава, лес

Голубой -небо,лёд, незабудки

Синий-колокольчик, море, небо

Фиолетовый -слива,сирень, сумерки

 

Дидактическая игра«Чья голова?»

Цель:расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных

прилагательных.

Ход:родитель, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а

ребёнок, бросаямяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:

У рыси голова –рысья

У рыбы – рыбья

У кошки – кошачья

У сороки – сорочья

У лошади –лошадиная

У орла – орлиная

Дидактическая игра«Гласные звуки»

Цель:развивать навыки выделения гласных звуков из состава слова.

Ход:Каждый ребенок называет гласные звуки из предложенного ему

слова, состоящегоиз одного, двух или трех слогов.

 

 

 

 

 

Дидактическая игра«Назови три слова»

Цель:активизация словаря детей.

Что можно купить?(платье, костюм, брюки)

Что можно варить?

Что можно читать?

Чем можнорисовать?

Что может летать?

Что может плавать?И т.д.

 

Дидактическая игра«Чудесный мешочек»

Цель:развивать тактильные ощущения, словарь признаков.

Ход:Родитель предлагает ребенку мешок с игрушками, сделанных из

разных материалов.Ребенок вытаскивает из мешочка игрушку и называет

признак предмета(из чего он сделан).

Предлагаемыепризнаки: деревянный, пластмассовый, меховой, ватный,

резиновый,металлический, стеклянный, глиняный и т.д

 

Дидактическая игра«Закончи предложение»

Цель:употребление сложноподчиненных предложений.

Ход:родитель предлагает ребенку закончить предложение:

Мама положилахлеб… куда? В хлебницу.

Мама насыпала сахар…куда? В сахарницу.

Бабушка сделалавкусный салат и положила его … куда? В салатницу.

Папа принесконфеты и положил их…куда? В конфетницу.

Марина не пошласегодня в школу… почему? Потому что заболела.

Мы включилиобогреватели… почему? Потому что стало холодно.

Я не хочу спать…почему? Потому что еще рано.

Мы поедем завтра влес. Если будет хорошая погода.

Мама пошла нарынок… для чего? Чтобы купить продукты.

Кошка забралась надерево… для чего? Чтобы спастись от собаки.

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра«Лишнее слово»

Цель:развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и

уточнение значенийслов.

Ход:Родитель объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он

должен назватьлишнее слово и объяснить свой выбор.

Лексическийматериал (например):

шуба, сапоги,свитер, юбка, брюки.

зима, весна,ноябрь, лето, осень.

белка, заяц,медведь, синица, еж.

шуба, шарф,панама, варежки. И т.д.

 

Дидактическая игра«Подбери Признак»

Цель:учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход:родитель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая?

какие? какое?),ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) –красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) –коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) –пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?)– кожаные, белые…

Шляпа (какая?) –черная, большая…

Туфли (какие?) –осенние, красивые…

Платье (какое?) -новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) -белая, праздничная….

Шуба (какая?) -меховая, теплая…

Дидактическая игра«Посчитай»

Цель:упражнять в согласовании существительных с числительными 1-

2-5.

Ход:родитель называет один предмет, дети отвечают, как будет

звучать 1-2-5предметов.

Один мяч, двамяча, пять мячей.

Одна кукла, двекуклы, пять кукол.

Одно облако, дваоблака, пять облаков.

 

 

 

 

Дидактическая игра«Прятки»

Цель:учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с

пространственнымзначением (в, на, около, перед, под).

Ход:в гостях у ребенка Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки.

Мишка водит, амышка прячется. Ребенок закрывают глаза. Мышонок спрятался. Ребенок открываетглаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где жеон? (В кабине) И т.д.

 

Дидактическая игра«Слова –Родственники»

Цель:упражнять в подборе однокоренных слов.

Ход:

Медведь –медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …

Волк — волчица,волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис,лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

 

Дидактическая игра«Исправь Ошибку»

Цель:учить понимать значение притяжательных местоимений.

Ход игры:взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если

слышит ошибку,исправляет

На столе лежитмного карандашов.

Карлсон съел многоконфетов.

Произнестинесколько предложений правильно, пусть ребенок

поразмышляет. Вшкафу стоит много книг.

Необходимо следитьза речью ребенка, употребление существительных

множественногочисла в родительном падеже вызывает много трудностей.

Моя сапоги, мойшапка, мое перчатки, мои шарф … .

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.78%
НЕТ
39.22%
Проголосовало: 1336

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра«Какое Это Блюдо? Посуда?»

Цель:упражнять в образовании относительных прилагательных.

Ход:

Какой суп из …(фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из …(пшена, геркулеса, манки … )?

Какое варенье из …(яблок, сливы, абрикоса, малины … )?

Какой сок из …(моркови, груши, апельсина … )?

Какая посудабывает … (стеклянная, металлическая, керамическая,

фарфоровая,глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так

называется?(Стеклянная – сделана из стекла.)

 

Дидактическая игра«Кто кем был?»

Цель:развитие мышления, расширение словаря, закрепление

падежныхокончаний.

Ход:родитель, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или

животное, аребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем)

был раньшеназванный объект:

Цыплёнок – яйцомХлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской

Корова – телёнкомВелосипед – железом Дуб – жёлудем Рубашка – тканью

Рыба – икринкойБотинки – кожей Яблоня – семечкой

Дом – кирпичёмЛягушка – головастиком Сильный – слабым

Бабочка –гусеницей Взрослый – ребёнком

 

Дидактическая игра«Какое слово заблудилось?»

Цель:формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Ход:Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен

заметить смысловыенесообразности и подобрать нужные слова.

Куклу выронив изрук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленыйлук (жук) с длинными усами.

Врач напомнил дядеМите: «Не забудьте об одном:

Обязательнопримите десять цапель (капель) перед сном».

Жучка будку(булку) не доела. Неохота, Надоело.

Забодал меня котел(козел), на него я очень зол.

 

 

 

 

Дидактическая игра«Новоселье»

Цель:Учить составлять предложения с предлогами на, над. Развивать

зрительную память.

Ход:У жителей леса сегодня большой праздник —новоселье. Они

построили большойдом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте

поможем новоселам.

«Лягушка будетжить на третьем этаже в квартире справа»

«Воробей будетжить на втором этаже в квартире справа»

«козлёнок будетжить на первом этаже в квартире слева»

«Заяц живёт надкозлёнком»

«Мышка живёт надзайцем»

«Над козлёнком ибельчонком живут заяц и воробей»

 

Дидактическая игра«Что бывает круглым?»

Цель:расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие

воображения,памяти, ловкости.

Ход:родитель, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч,

должен на негоответить и вернуть мяч.

– что бываеткруглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– что бываетдлинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

– что бываетвысоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– что бываетколючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

 

Дидактическая игра«Если бы…»

Цель:развивать у детей связную речь.

Ход игры: родительпредлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я былволшебником, то …»

«Если бы я сталневидимым …»

«Если весна ненаступит никогда …»

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра«Пословицы, поговорки»

Цель:развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализироватьделать выводы; умение работать со словом.

Ход игры

Ребенок долженобъяснить значение, смысл пословицы, поговорки, затем повторить ее четко,выразительно.

– Скучен день довечера, коли делать нечего.

– Аккуратностьчеловека красит.

– Маленькое делолучше всякого безделья.

– За двумя зайцамипогонишься – ни одного не поймаешь.

 

Дидактическая игра«Распутай слова»

Цель:учить составлять предложения, используя данные слова.

Описание игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Чтополучится?

Предложения дляигры:

1. Дымок, идёт,трубы, из.

2. Любит,медвежонок, мёд.

3. Стоят, вазе,цветы, в.

4. Орехи, в,белка, дупло, прячет.

 

Дидактическая игра«Как ты узнал?»

Цель:учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенныепризнаки.

Описание игры. Перед детьми  находятся  предметы  или  картинки,  которые  им предстоит описывать.  Ребёнок выбирает  любой  предмет  и  называет  его.  Ведущийспрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет,выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. Закаждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберётбольше всего фишек.

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая играКто кого обгонит?

Цель:формирование умения правильно согласовывать слова в

предложении ввинительном падеже.

Для этой игрыпонадобятся картинки с изображением животных,

транспорта, людейили насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.

Показываем ребёнкудве картинки и задаём вопрос: Кто кого обгонит?

Заяц и черепаха…(Заяц обгонит черепаху).

Гусеница и змея…(Змея обгонит гусеницу).

Поезд и самолёт…(Самолёт обгонит поезд).

Мотоцикл и велосипед…(Мотоцикл обгонит велосипед).

Человек и машина…(Машина обгонит человека).

 

Дидактическая играМама потерялась

Цель:формирование умения правильно согласовывать слова в

предложении вродительном падеже, развитие словаря, закрепление

обобщающих понятийДикие животные и Домашние животные.

В этой игре нампонадобятся картинки с изображением диких и домашних

животных и ихдетёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак

не могут найти.Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Пример: Короваищет (телёнка). Вот телёнок.

Лошадь ищет(жеребёнка).

Свинья ищет(поросёнка).

Собака ищет(щенка).

Кошка ищет(котёнка).

Коза ищет(козлёнка).

Овца ищет(ягнёнка).

Лисица ищет(лисёнка).

Зайчиха ищет(зайчонка).

Волчица ищет (волчонка).


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.78%
НЕТ
39.22%
Проголосовало: 1336

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.78% НЕТ 39.22% Проголосовало: 1336


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.78% НЕТ 39.22% Проголосовало: 1336


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.78% НЕТ 39.22% Проголосовало: 1336


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.78% НЕТ 39.22% Проголосовало: 1336


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.78% НЕТ 39.22% Проголосовало: 1336


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет