ДидактическаяИГРА
«Русскиенародные сказки»
Целеваяаудитория: 1класс
Цельигры: ознакомлениес русским народным творчеством.
Задачи игры:
1.Расширить и углубить знания о сказках; создать благоприятныеусловия творческой активности у детей посредством театрализованнойдеятельности.
2.Развивать целостноевосприятие русской народной сказки, развивать у детей умение создавать выразительный образ в игре –драматизации, развивать умение имитировать характерныедействия персонажей; развивать связную речь, логическое и образное мышление,внимание, память, воображение. Активизировать словарь детей,совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическуюречь.
3.Воспитывать бережное отношение к окружающемумиру через сказку. Прививать интерес кчтению художественной литературы.
Планируемые результаты:
1.Развитие психологических процессов(мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
2.Развитие личностных качеств (дружеские,партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
Оборудование:видеофильмы, персонажи сказок «Теремок» и «Репка», музыкальная записьпоявления героев сказки «Теремок»,
Важным факторомвоспитания и образования подрастающего поколения является художественнаялитература, искусство и сказки, которые традиционно использовались вотечественной и зарубежной педагогике. Практически в любой сказке, какавторской, так и народной можно найти использование основных законов логики,понятия, суждения, умозаключения. Слушая сказки, дети незаметно для себяусваивают основы правильного (логического) мышления, не заучивая их. Ученнымиотмечается, что большое значение в развитии логического мышления детей имеетстановление мыслительных операций, формирование умения оперировать понятиями,строить умозаключения, принимать законы правильного мышления. Известно, чторазвивать логическое мышление ребенка в процессе слушания сказок – есть одно изинтереснейших методов и способов развития мыслительных операций.
Сказки – прекрасноесредство для развития мышления у детей. Над сказкой «трудятся» миллионылюдей, отвергая неважные детали, добавляя значимые. Это делает сказку сгустком человеческоймудрости и опыта. Язык сказки доступенребенку, стиль сказкипонятен ему. Ребенок еще не умеет логически мыслить, а сказка требует от него рассуждений икосвенно его обучает. Сказкаопределяет нравственные проблемы и помогает их решать. Сказочные герои имеют определенныйморальный оттенок и совершают соответственные поступки, тем самым помогаяребенку усвоить информацию, которая пригодится ему в жизни. Сказка помогаетформировать и обогащать эмоциональную сферу ребенка, вызывает у него разныевпечатления и эмоции по ходу действия; за зверей в теремке радуется, зайчику,которого лиса выгнала из домика, сочувствует, деда с бабкой жалеет; а еще можетбояться, огорчаться, любить и испытывать целую гамму разнообразныхэмоций.
На основе знакомых сказочных сюжетов и с помощьюлюбимых сказочныхгероев можно придумать упражнения, которые вызывают у ребенка интерес, требуютнемалых умственных усилий, отличаются многоаспектностью, дают наиболее развивающий эффект. Помиморечевой деятельности, такие задания позволяют совершенствовать логическое мышление, воображение, память,внимание, познавательную активность и творческие способности ребенка. Задания наоснове знакомых сказокможно включать в любые занятия и использовать для детей всех возрастов.
Вотнесколько примеров упражнений с использованием знакомых сказок:
1.Изменение ситуации взнакомых сказках.
Например, как изменится сказка «Теремок», если в этойсказке появится Буратино?
2. Отгадывание загадок прогероев сказки.
3. Педагог придумывает началосказок и предлагаетдетям закончить их.
4.Формировать умение отгадыватьзагадки, эмоционально воспринимать содержание сказки.
5. Побуждать детей отвечатьна вопросы по содержанию, запоминать яркие выражения героев сказки и показывать их мимикой лица,жестами.
6. Отгадывать героев сказки через описаниевнешнего вида, повадки.
7. Просмотрвидеофильмов (русские народные сказки)
В своей работе я применяюрусское народное творчество. Сказка способствуетинтеллектуальному развитию ребенка, учит думать над происходящим вокруг, анализироватьи делать выводы. Например, всем знакомая сказка «Репка», — это прочная, хорошовыстроенная схема действий. Результат-осмысленные действия всех персонажей, гдекаждое звено цепочки не может быть на другом месте. Логично, что дедпросит бабку сначала помочь ей так, как сил у нее больше, чем у внучки, а когдаих усилий оказывается недостаточно, становятся востребованными (строго поочереди!) и все остальные. Слушая раз за разом любимую сказку, ребенокзапоминает ее – тренируется память, внимание
Дидактические пособия (размер 45х45), изготовленные мною из плотной ткани. В процессе изложения сказки,героев надо пристегивать на пуговицы, тем самым развивается мелкая моторикарук. Развитие мелкой моторики, в свою очередь, способствует развитию речидетей.
1.Сказка «Репка»
Цель: Познакомитьс русской народной сказкой «Репка»; предоставить детям возможность договаривать слова, фразы; развивать слуховое внимание, речевое дыхание,выразительность движений; воспитывать интерес к народному творчеству. Учить детей осмысливать и анализироватьсодержание сказки.
Видыработы над сказкой «Репка»:
1. Узнавание героев сказки.
2. Называние по памяти всех героев сказки.
3. Намеренное нарушение последовательностипоявления героев сказки.
4. Путаница: появление других овощей(морковь, редис) и животных (коза, курочка), героев из других сказок, знакомыхдетям.
2. Сказка «Теремок»
Задачи: «Речевое развитие»
1. Учить детей четко и внятнопроизносить слова, развивать интонационную выразительность.
2. Развивать связную и диалогическую речь.
3. Формирование словаря:активизировать в речи детей слова – терем-теремок, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик,лисичка-сестричка, волчок – серый бочок, косолапый медведь.
4. Формировать у детей простейшиеобразно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочныхживотных.
«Социально-коммуникативное развитие»
1. Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героямисказки.
2. Воспитывать доброжелательность и дружеские взаимоотношения.
Виды работы над сказкой:
1. Путаница: ледяная избушкавместо деревянного теремка
2. Преднамереннонарушать последовательность сказки, предметноеокружение.
3. Придуматьокончание сказки.
4. Появлениепосторонних героев (например, Петушок-золотой гребешок) из других сказок,хорошо знакомых детям
Послепредставленной работы над сказкой возможна постановка спектаклей по изученнымсказкам. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многиепроблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогаетпреодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегданесет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающегоего общества. Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное«наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникампостичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделатьправильный моральный выбор. Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляетдетям театр, праздничное и радостное представление.
«Жизньребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества,воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок» говорил В.А.Сухомлинский.Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, не с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. «Сказка –писал В.А.Сухомлинский, – развивает внутренние силы ребенка, благодарякоторым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».
Подводяитог можно отметить – сказка является универсальным развивающим иобразовательным средством в развитии мыслительных операций ребенка. Огромно еевоспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяязнания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развиваетумение тонко чувствовать форму и ритм русского языка.
