X-PDF

Дипломная работа Педагогическое оценивание

Поделиться статьей

Содержание

 

Глава 1 Теоретические основы педагогического оценивания иего влияния на формирование самооценки младших школьников. 5

1.1 Понятие о педагогическом оценивании. 5

1.2 Роль учителя в формировании самооценки младшихшкольников. 10

Глава 2 Методические основы формирования самооценкимладших школьников на уроках математики под воздействием педагогической оценки. 15

2.1 Диагностика сформированности самооценки младшихшкольников. 15

2.2 Приемы формирования самооценки младших школьников науроках математики  19

Заключение. 24

Список использованных источников. 25

Приложения. 28

 

 


Введение

 

В рамках реализации Федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) в настоящее времявозрастает роль формирования у школьников личностных универсальных учебныхдействий (далее – УУД). Одним из обязательных компонентов личностных УУДявляется формирование самооценки и позитивного отношения к себе и окружающемумиру.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Онапозволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненныхситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер егоотношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когдаребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменятьсяна протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивнымпериодом для становления самооценки как особого компонента самосознанияявляется младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинатьформирование объективной самооценки именно в этом возрасте.

Важно вырабатывать у младших школьников адекватную конкретнуюсамооценку высказываний и поступков, определяющих успешность межличностногообщения и поведения, а также оценку ребёнком собственных возможностей и достиженийв различных видах деятельности (учебно-познавательной, коммуникативной,художественной и др.). положительная самооценка ребенка является главнымрезультатом правильно организованного педагогического оценивания.

На основании всего вышесказанного можно заключить, что выбранная темакурсовой работы «Педагогическое оценивание и его влияние на формированиесамооценки младших школьников на уроках математики» является актуальной.

Цель исследования – изучение влияния педагогического оценивания наформирование самооценки младших школьников на уроках математики.

Задачи исследования:

                  изучить понятие педагогического оценивания;

                  раскрыть роль учителя в формировании самооценкимладших школьников;

                  провести диагностику самооценки младших школьников;

                  разработать приемы формирования самооценки младшихшкольников на уроках математики.

Объект исследования – процесс формирования самооценки.

Предмет исследования – процесс формирования самооценки младшихшкольников под влиянием педагогического оценивания.

Методы исследования – анализ, обобщение, систематизация имеющихсяматериалов, анкетирование, психолого-педагогическая диагностика.

Теоретическую базу исследования составили исследования в областипедагогического оценивания (А.А.Аксенова, А.Б. Воронцова, Н.В. Репкина, Г.А. Цукерман, Е.В. Чудинова и др.),формирования самооценки младших школьников (В.В. Давыдо, Г.А. Цукерман, К.М. Пашкова,С.Н. Фронзей и др.).

Курсовая работа состоит из введения, двухглав, заключения, списка использованных источников, приложений.


Глава 1 Теоретические основы педагогическогооценивания и его влияния на формирование самооценки младших школьников

1.1 Понятие о педагогическомоценивании

 

Одним из средств педагогического влияния наребенка является оценка. Педагогическая оценка многолика. Следует различатьшкольную отметку, которая является формой государственной аттестации; приподведении итогов работы ученика за определенный период она находит место вклассном журнале. И педагогическую оценку в ее повседневном, будничном виде,которая выступает в разнообразных формах эмоционального отношения, оценочныхсуждениях учителя и играет наибольшую роль в построении и регулированиивоспитательных отношений.

В оценке педагог выражает свое отношение ктому или иному действию, поступку ребенка, показывает ему, что хорошо, а чтоплохо, направляет и корректирует его первые учебные шаги, помогает освоиться вновой школьной обстановке, доносит до него те требования, которые предъявляет кнему учение. Педагогическая оценка, таким образом, как главное средство, направляющееповедение и деятельность ребёнка, представляет собой органическую составнуючасть процесса обучения, которая наряду с другими педагогическими средствамипризвана служить решению его основных задач.

В психологии и педагогике известны различныетолкования «педагогической оценки». Под «педагогической оценкой» понимается:

                  процесс поэтапного(парциальная оценка, фиксированная оценка, интегративная оценка) управленияумственным развитием ребенка, основанный на общении всех участниковобразовательного процесса – школьников, педагогов, родителей [2, с. 123];

                  процесс сотрудничествапедагога с ребенком, направленный на формирование адекватной самооценки иутверждение активности воспитанника в учебно-познавательной деятельности [12,с. 68];

                  учет не только наличныхзнаний учащихся и проявленных ими умений и навыков, но, главным образом,стараний, усилий ребенка, рациональности его учебной деятельности, субъектногоопыта, социальной ситуации развития и качества образования [1, с. 87];

                  заключение о качествахличности ребенка, его поведении, характере учебной деятельности, спецификеразвития личности и их соответствии возрастным нормам [25, с. 14];

                  оценивание (то естьустановление уровня, степени, определенной цены чего-либо или кого-либо)проявляемого качества, а не личности ребенка в целом, ориентированное на нормысовременной культуры с целью становления, развития социально-ценностногоотношения к миру [26, с. 18].

Как отмечают Ш.А. Амонашвили и Н.Е. Щуркова,педагогическая оценка является не только дидактическим инструментом, но исоциальным. Действительно, благодаря оценкам осуществляется взаимосвязьобщества с обучающихся: общество требует от ученика прочных знаний, выполнениясоциальных норм и отзывается на результаты ребенка соответствующей оценкой. Приэтом важно, чтобы плохая успеваемость школьника воспринималась в обществе какнереализованная способность человека, который мог бы приносить пользу другимлюдям, а учеба – как деятельность, дающая ребенку возможность в дальнейшемвлиять на жизнь социума, изменять, улучшать ее. Социальная функцияпедагогической оценки состоит не в том, чтобы требовать выполнения на высоком уровнеучебных программ и оценивать результаты, а в том, чтобы создавать условия длястимулирования развития личности, воспитания нравственных качеств, социализациии индивидуализации подрастающего поколения. Она направлена на осознаниечеловеком своего поведения, формирование ценностных отношений, неразрывнойсвязи с окружающим миром и людьми.

Исследования современных педагогов начальногообразования (А.А. Аксенова, А.Б. Воронцова, Н.В. Репкина, Г.А. Цукерман, Е.В.Чудинова) подтверждают сделанный нами вывод. Рассматриваемые авторы придаютпедагогическому оцениванию особое значение в становлении развивающейсяличности: развитие субъектных свойств, рефлексия личностных качеств, свободавыбора собственного варианта развития, сохранение психического здоровья школьниковс учетом здоровьесберегающей и психологической функций оценивания.

В связи с этим в рамках данной работы вкачестве педагогического оценивания будем понимать процесс непрерывногосубъект-субъектного взаимодействия в системе «педагог-ребенок», включающийполучение первичных фактов качества деятельности обучающегося (познавательной,трудовой, художественно-творческой, спортивной и др.) и их интериоризацию взависимости от проектирования перспективных линий развития ребенка, его будущихуспехов [7, с. 42].

При осуществлении оценочной деятельности цельпедагога заключается в поддержке в растущей личности стремления ксамостоятельности, самодвижению, помощи в преодолении субъективных иобъективных препятствий, ориентируясь на реальные и потенциальные возможности испособности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий [7, с.42].

К педагогической оценке предъявляются обычнодва основных требования [11, с. 174]:

1.                Объективность оценки –оценка должна строго и точно показывать соотношение между реально достигнутымирезультатами в обучении и теми, которых необходимо было достичь согласнопрограммам.

2.                Справедливость оценки поотношению к ученикам: учитывать вложенный ими в достигнутый результат труд,старания, настойчивость.

Удовлетворить и тому и другому требованию напрактике не так легко. Ведь один и тот же результат разными учениками взависимости от их способностей, уровня развития, начальной подготовки достигаетсяразной ценой.

Педагоги в практической своей деятельности постоянноощущают внутреннее противоречие требований, предъявляемых к оценочной деятельности,И, несмотря на стремление отвечать и тому и другому, невольно нарушают то требованиеобъективности, ставя во главу угла интересы ученика, то требованиесправедливости – в угоду быть объективным. Дети обычно тонко улавливаютнепоследовательность в оценках учителя, обусловленную этим противоречием, иочень часто, как показывают исследования, считают себя обиженными, оценённыминесправедливо.

Говоря о роли педагогического оценивания в начальнойшколе, Г.Ф. Кумарина отмечает прямую зависимость между характером оценочныхвоздействий педагога и самочувствием ребёнка, его настроением, тем, как протекаетего учебная деятельность и насколько она продуктивна [11, с. 171].

Оценочное воздействие педагога на ребёнка –это акт, который не скрыт от глаз других детей. Установлено, что педагогическаяоценка в начальной школе выступает одним из главных регуляторов отношенийдетей, важным фактором, определяющим место, значимость, достоинство каждойличности в коллективе.

Дети, на глазах которых учитель даёт те илииные (положительные или отрицательные) оценки знаниям, действиям, поступкам иходноклассников, активно воспринимают эти оценки. Отдельные оценки педагогасуммируются в детском сознании, определяя уже их собственное отношение к томуили иному ученику, их собственное мнение о нём. Как правило, те ученики,которые получают наибольшее количество положительных оценок, пользуютсянаибольшим уважением, доверием и авторитетом в классе. Их школьники безоговорочнопризнают в качестве лидеров, именно с ними хотят дружить, сидеть за однойпартой. Те же школьники, успехи, поведение которых педагог в большинствеслучаев оценивает отрицательно, и среди одноклассников не пользуютсяпризнанием. Их положение в классе – наименее благоприятно, у них нескладываются прочные, дружеские, товарищеские и деловые связи с одноклассниками[11, с. 173].

Необходимо при этом отметить, что частныеоценки педагога, суммируясь в сознании детей, формируют у них представление необ отдельных качествах того или иного ученика (о его дисциплинированности,прилежании, ответственности и пр.), а о достоинствах личности в целом, причёмопределяющим в этом суммарном представлении о личности также становятся учебныеуспехи. Именно они определяют позицию, место, которое занимает тот или инойшкольник в учебной группе, отношение к нему в целом [11, с. 174].

Е.А Царегородцева выделила следующие основныетенденции возрастного изменения значимости педагогической оценки, которыезаключаются в следующем [23, с. 39]:

                  с возрастом растётпонимание необходимости приобретения новых знаний, умений и навыков, освоение разныхвидов деятельности;

                  в детстве из года в годувеличивается значимость обладания определёнными качествами личности;

                  по мере взросления, особеннов школьные годы, возрастает роль социально-психологических стимулов, в томчисле оценки окружающих;

                  намечается тенденцияпостепенного перехода от ориентации на внешние оценки учителя к учёту внутреннихстимулов, т.е. самооценки.

Педагогическая оценка имеет для младшегошкольника не менее двух значений: оценка как процесс – оценивание, как отметка– фиксация качества учебных действий; оценка как результат – оценочное мнениекак некоторая зафиксированная во внутреннем плане оценочная информация, котораяявляется ориентиром для последующих правильных учебных действий – и,соответственно, ориентиром для будущих проявлений субъектности школьника.

Отсутствие, несвоевременность или несоответствиевнешней оценки деятельности школьника со стороны учителя и его собственнойоценки дезориентирует ребёнка, делает невозможным выбор им наилучшего способа действияили поведения в разных учебных и жизненных ситуациях.

Особо значима для формирования субъектностимладшего школьника содержательная сторона оценки педагога, которая позволяетученику отследить этапы и качество освоения учебного материала в знаниях,умениях, навыках и др. Основа содержательной стороны оценки заключается в том,чтобы не только определить степень освоения учащимися учебного действия(учебного материала), но и отследить их продвижение относительно уже освоенногоуровня способа учебного действия.

Исходя из этого, важно соблюдать главныеправила оценивания [23, с. 40]:

– начинать с самооценки – высказывания самогоученика;

– оценка должна быть дифференцированной, но необобщённой;

– самооценка школьника должна соотноситься соценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценивания;

– при оценке качеств, не имеющих образцов илиэталонов, ребёнок имеет право на собственное мнение;

– школьник должен научиться обращаться коснованиям своих и чужих учебных действий, знанию о собственном знании инезнании, о собственных возможностях и ограничениях, что в свою очередьопределит формирование его рефлексивных умений.

Таким образом, в образовательном процессеначальной школы педагогическая оценка должна способствовать развитию у ребёнкаверы в себя, свои силы – «Я могу!»; формировать у него мотивацию достиженийуспеха, преодоления учебных трудностей – «Я хочу!»; развивать учебнуюсамостоятельность, инициативность – «Я сам!».

 

 

1.2 Роль учителя в формировании самооценкимладших школьников

 

Самооценка относится к ядру личности иявляется важным регулятором поведения и деятельности. Будучи компонентомЯ-концепции, самооценка заключается в оценке личностью самой себя, своих возможностей,качеств и места среди других людей.

По мнению Л.С. Выготского, у ребенкадошкольного возраста нет настоящей самооценки, потому что он не способен кобобщению своих переживания, логике чувств и пониманию свей ценности [4, с. 992].

Конечно же, в жизни дошкольника случаетсямасса неудач: не приняли в игру сверстники, другие дети посмеялись над ним,поругали родители и т.д. – однако, эти временные неудачи («единичныепереживания или аффекты» по Л.С. Выготскому) не отражаются на общей самооценке,она у дошкольника остается стабильно высокой.

В семилетнем возрасте у ребенка возникаетосмысленная ориентировка в собственных переживаниях, самооценка становитсяболее дифференцированной, появляются частные или парциальные самооценки, характеризующиеотношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельныхвидов деятельности. А.А. Реан отмечает, что при поступлении ребенка в школу косознанию себя как ребенка своих родителей прибавляется еще один из значимыхобразов: «Я – ученик такого-то учителя» [18, с. 280]. Обогащает Я-концепцию иобщение с одноклассниками и другими сверстниками, которое в этом возрасте становитсяболее активным, по сравнению с предыдущим возрастным этапом.

В социальных контактах ребенок приобретаетзнания о себе (когнитивный компонент самооценки), которые обрастают эмоциями в зависимостиот значимости для личности оцениваемого содержания (эмоциональный компонент).А.А. Реан ссылается на исследование специфики взаимодействия когнитивного иэмоционального компонентов в младшем школьном возрасте А.В. Захаровой и Б.Ю.Худобиной, которое показало, что высокий уровень развития когнитивногокомпонента обусловливает адекватно высокую самооценку ребенка или женеадекватно заниженную [18, с. 285]. Неадекватно завышенная самооценканаблюдается у детей с низким уровнем развития когнитивного компонента, чтосвязано с недостаточной степенью развития у них рефлексивно-критического отношенияк себе. Адекватно низкая самооценка связана с пониженным уровнем когнитивногокомпонента, а средняя степень удовлетворенности собой – с относительно высоким.

Ведущим видом деятельности в младшем школьномвозрасте является учеба, поэтому школьное обучение неизбежно оказывает заметноевлияние на формирование самооценки ребенка. Результат успешности или неуспешности овладения учебной деятельностью выражается в виде педагогическойоценки, включающей в себя парциальную и фиксированную оценки [20]. Парциальнаяоценка имеет отношение к частному знанию, умению, отдельному акту поведения,выражается в словесной форме в виде замечаний и суждений учителя, оценивающеготе или иные знания, навыки и поступки ребенка. Фиксированная оценка отражаетуспехи школьника на уроке, носит более обобщенный характер, обычно выражается вбаллах (отметка). Исследователи отмечают, что в большей степени на самооценкушкольника влияет парциальная оценка, при этом наиболее худшими по своимпсихологическим последствиям считаются отсутствие оценки или неопределеннаяоценка, высказанные в опосредованной форме, когда оценка одного из учениковпроизводится через оценку другого учащегося, или через оценку его кем-то из одноклассников,а не прямая отрицательная оценка.

Известно, что оценка, высказанная другими,имеет тенденцию превращаться в самооценку, поэтому школьная неуспеваемость и связанныес ней замечания, высказывания и суждения со стороны учителя, родителей исверстников могут способствовать формированию не только отрицательной оценкисебя как ученика, но и как личности в целом.

А.А. Реан отмечает, что в традиционной системешкольного образования изначально заложено формирование потенциально заниженнойи односторонне ориентированной самооценки ребенка, так как единственнымоснованием для определения способностей ребенка являются вербальные проявленияинтеллекта и, к тому же, педагоги часто в качестве повышения учебной мотивациииспользуют страх ребенка получить низкую отметку. Поэтому, считает автор, нетничего удивительного в том, что средняя самооценка школьников в интервале от 2-годо 7-го класса медленно и неуклонно снижается [18, с. 288].

Однако, связь между школьной успеваемостью исамооценкой младшего школьника не является определяющей. Например, если в семьеребенка родители не придают значения образованию, его самооценка может бытьникак не связана с успехами в школе. В целом самооценка младшего школьникаявляется динамичным образованием, связанным с ценностными ориентациями изависящим от степени реалистичности Я-образа [22, с. 40].

Как же, исходя из вышесказанного, учительначальной школы может способствовать формированию адекватной (реалистичной)самооценки младшего школьника?

Сделать это возможно через совершенствованиеоценочной деятельности учителя. Фиксированные оценки (отметки), конечно же, должнысоответствовать знаниям детей. При этом парциальные оценки должны быть оченьтактичными. Не важно, какую отметку поставил учитель, важно, что он при этомсказал.

Многие учителя стараются не критиковать, ачаще хвалить учеников. Однако делать это следует очень грамотно и только задействительные достижения. Психологи рекомендуют не захваливать способныхдетей, достигающих успехов без особого труда, чтобы не сформировать у них завышеннуюсамооценку.

Детей же, не проявляющих больших способностейк учебе, следует хвалить за упорство и прилежание (если таковые имели местобыть). При этом не стоит поддерживать у этих детей представления о том, чтовысшей ценностью и главным фактором личностной оценки является успеваемость [22,с. 40].

Критика учителя всегда должна относиться котдельным действиям или поступкам ученика, а не к его личности в целом.

В начальной школе учителя редко анализируютто, какими критериями они пользовались, выставляя ту или иную отметку. Но без подобногоанализа дети не смогут самостоятельно выработать действия самоконтроля исамооценки. Исследователи отмечают, что при осуществлении действий контроля иоценки для учителя крайне важной задачей является еще на этапе начальной школыпередать эту деятельность учащимся, а затем лишь изредка ее корректировать [22,с. 40].

В последнее время в начальной школе популярнойстановится безотметочная система. Указывается, что данная система способствует гармоничномуразвитию личности ребенка, не подверженного страхам и стрессам в учебнойдеятельности. Безотметочное обучение не стоит путать с «заменителями» отметочнойсистемы, т.е. «солнышками», «тучками», «зайчиками» и пр. Данная системапредполагает фиксацию индивидуального продвижения ребенка в учебнойдеятельности (в виде условных шкал, графиков, таблиц и пр.) и не предполагаетранжирование учащихся по успеваемости.

Таким образом, педагогическая оценка, служащаяв образовательном процессе одним из основных средств воздействия учителя научащихся, при грамотном и тонком ее использовании способна формировать позитивнуюи адекватную самооценку младших школьников.


Глава 2 Методические основыформирования самооценки младших школьников на уроках математики подвоздействием педагогической оценки

2.1 Диагностика сформированностисамооценки младших школьников

 

Главным периодом формирования самооценки является младший школьный возраст.Поскольку к детям в школе применяется оценочность за его достижения, старания. Самооценкамладшего ученика наиболее изменчива, чем у взрослого человека. В самооценке ученикамладшей школы начинают отчетливо выражаться его планы на будущее.

Л.А. Кислицкая утверждает, что завышенная самооценка преобладает впервых классах. Но с взрослением ученики начальной школы начинают объективнооценивать себя и свои возможности [9, c. 320].

Во многих работах отмечается, что самооценка ребенка в начальныхклассах оказывает большое влияние на весь учебный процесс, на развитии учебноймотивации, саморегуляции деятельности, на удовлетворенность ведущих потребностейвозраста [13, c. 127].

Исходя из этого, было проведено исследование уровня самооценки младшихшкольников в МБОУ «Гимназия №27» г. Барнаула. В эксперименте приняло участие 34 ученика 3 класса и 6учителей начальных классов. Обучение велось по УМК «Гармония» (Н.Б. Истомина).Педагогический эксперимент проводился с января 2018 г. по март 2018 г.

Констатирующий этап эксперимента проводился вянваре 2018 г. Цель констатирующего этапа эксперимента – изучение состоянияпроблемы формирования самооценки на уроках математики.

Для достижения поставленной цели необходиморешить ряд задач:

                  диагностика состояния образовательной практикиформирования самооценки учебных действий младших школьников учителями начальныхклассов;

                  наблюдение за образовательным процессом;

                  диагностика уровня сформированности самооценки.

Для того, чтобы выяснить состояние образовательной практикиформирования действий самоконтроля и самооценки нами было проведеноанкетирование учителей МБОУ «Гимназия №27» г. Барнаула. В анкетировании принялоучастие 6 учителей начальных классов. Учителям было предложено ответить на семьвопросов анкеты, текст которой представлен в приложении 1.

Анализ результатов анкетирования учителей начальных классов показывает,что все опрошенные понимают необходимость формирования у обучающихсясамоконтроля и самооценки учебных действий на уроках математики. Вместе с тем60% учителей при ответе на первый вопрос анкеты отметили, что недостаточноподготовлены теоретически и методически по проблеме формированияконтрольно-оценочной деятельности на уроках математики.

85% опрошенных отметили целесообразность формирования контрольно-оценочнойдеятельности начиная с 1 класса.

На вопрос «Нужно ли формировать контрольно-оценочную деятельность учащихсяна каждом уроке?», 75 % педагогов дали утвердительные ответы, из них 50 % отметили,что самоконтроль и самооценка должны формироваться как универсальные учебные действия,согласно требованиям ФГОС НОО.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

Кроме того, 27 % учителей считают необходимым проведение данной работы напротяжении всего урока, 73 % учителей отметили, что учащиеся должны оцениватьсвою работу в конце урока и этому необходимо уделять 3-4 минуты. Полученныерезультаты ответа на второй вопрос характеризуют направленность деятельностиучителя на контроль по конечному результату деятельности, а это препятствуетформированию процессуального контроля.

На вопрос, «Как часто и на каких уроках Вы формируете у учащихсяучебные действия самоконтроля и самооценки?», 15 % учителей ответили, чтоосуществляют данный процесс на каждом уроке математики при изучении любой темы,78 % опрошенных не проводят систематически данную работу систематически, 57 %учителей организуют контрольно-оценочную деятельность при отработкевычислительных навыков, решении уравнений.

Вопрос, «Какие приемы формирования учебных действий самоконтроля исамооценки Вы применяете на уроке математики при решении текстовых задач?»,вызвал затруднение у педагогов. 22 % из опрошенных респондентов указали следующиеприемы: сверка с ответом, взаимопроверка выполненного задания, коллективная проверка,задания типа «Найди ошибку».

88 % учителей отметили недостаточное количество представленных вучебниках заданий, способствующих формированию у обучающихся учебных действий самоконтроляпри решении текстовых задач. 82 % педагогов указали на необходимость овладения знаниямии умениями, связанными с проблемой формирования у обучающихся навыкасамоконтроля при работе с текстовыми задачами.

Таким образом, большинство учителей начальных классов отмечают необходимостьформирования контрольно-оценочной деятельности обучающихся, но вместе с темсчитают себя некомпетентными в данном вопросе. Основной причиной называют недостаточнуюпсихолого-педагогическую и методическую подготовленность, отсутствие методическогообеспечения. Существующие учебно-методические комплекты по математике не вдолжной мере удовлетворяют требованиям ФГОС НОО по формированию у обучающихся регулятивныхуниверсальных учебных действий, учителя испытывают значительные трудности при организацииконтрольно-оценочной деятельности на уроках математики.

Результаты наблюдения за образовательным процессом в начальной школе науроках математики показали, что 30% обучающихся допускают ошибки при выполнениитиповых заданий, 26% не умеют находить ошибки в решении, 20% выполняютсамопроверку решения, 24 % знают способы проверки решения задачи.

 

Для диагностики уровня сформированности навыка самоконтроля при решениитекстовых задач у обучающихся на констатирующем этапе эксперимента нами былаиспользована методика «Лесенка» Т.Д. Марцинковской [13, c. 176].

Цель данной методики – выявление представлений ребенка о себе, уменийоценивать самого себя, умений определять как, по его мнению, оценивают егодругие. Результаты проведенной методики представлены на рис. 1.

Рисунок 1 – Самооценка третьеклассников на констатирующем этапеэксперимента

 

На основе полученных данных методики «Лесенка» нами был сделан вывод,что у младших школьников превышает завышенная самооценка – 48,5 %, средняя –38%, заниженная – 13,5%.

Таким образом, в младшем школьном возрасте подавляющее большинстводетей считают себя «хорошими» и размещают себя на верхние ступеньки лесенки.Однако это является нормой для младших школьников и объясняется особенностьюданного возраста. При этом, дети, поставившие себя на верхнюю ступеньку, во времяиндивидуальной беседы не смогли обосновать свое решение.

Итак, результаты констатирующего эксперимента подтверждают актуальностьпроблемы формирования самооценки младших школьников на уроках математики.Учителями работа по формированию самооценки ведется эпизодически, в основномработа направлена на взаимопроверку и взаимооценку.

 

2.2 Приемы формированиясамооценки младших школьников на уроках математики

 

Содержание курса математики представлено целостной системой специальныхучеб-нопрактических задач. Условия решения таких задач по замыслу разработчиковФГОС дает возможность получить метапредметные результаты. Более того, решениеподобных задач с неизбежностью требует организации различных форм деятельности,в том числе и действий самооценки. На уроках математики учащиеся выполняютзадания разного характера, которые позволяют учащимся оценить себя и своюработу. В данной статье, мы рассмотрим, возможности учебной дисциплины«Математика» для формирования адекватной самооценки у младших школьников.

В программе по математике УМК «Гармония» курс математики построен потематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана спредшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятийи способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированиюу учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает имосознать, какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными)они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние напознавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию иосознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а впоследствиии сами дети [17].

Основным средством формирования УУД в курсе математики в даннойпрограмме являются вариативные по формулировке учебные задания («объясни»,«проверь», «оцени», «выбери», «сравни», «найди закономерность», «верно лиутверждение», «догадайся», «наблюдай», «сделай вывод» и т. д.), которыенацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя темсамым умение действовать в соответствии с поставленной целью.

На начальном этапе обучения, на уроках математики В.В. Давыдов дляформирования самооценки предлагает использовать «волшебные линеечки». Например,«К» – красиво, «П» – правильно, «И» – интересно, «Т» – трудно, «С» – старался, «Х»– хочу научиться этому, «Д» – мы работали дружно. Учащиеся пробуют оценивать,прежде всего, себя и свои действия по критериям, которые либо задал учитель,либо учащийся выработал для себя вместе со своими одноклассниками. Послесамооценки обязательно следует оценка учителя по тем же критериям [21, с. 10].

Г.А. Цукерман предлагает использовать на уроках математики «Линеечку» –вертикальная линия, на которой ученик отмечает свой уровень (знаний, умений)знаком ×. Эту самооценку можно и нужно сравнить затем с оценками, даннымиученику его одноклассниками и, конечно, учителем. Педагог отмечает на линеечкесвою оценку, которая может быть выше ученической, ниже ее или совпадать с ней(тогда она обводится кружком), как показано на рисунке [24, с. 36].

О.М. Корчемлюк на уроках математики, предлагает отмечать успехи илинеудачи школьника в ходе изучения определенной темы в виде дроби, знаменателькоторой показывает количество ошибок, сделанных в предыдущей работе, ачислитель – количество ошибок в данной работе [10].

Опираясь на методику В.Ф. Шаталова, О.А. Глобина разработала иапробировала поурочный лист учета знаний – это таблица, в которой указаныосновные виды деятельности учеников на уроке и отметки. В листе учета знанийможет быть две, три, а то и пять отметок, которые учащийся проставит в течениеурока. Например, поурочный лист учета знаний на уроке математики представлен втабл. 1

Таблица 1 – Поурочный лист учета знаний

Виды работ

Отметка учащихся

1. Математический диктант

 

2. Решение задач в тетради, самостоятельно

 

3. Формулировка правила

 

4. Ответ у доски

 

 

Лист учета знаний может быть использован не только на этапе выработкизнаний и умений, но и в ходе проведения текущего контроля, устранения ошибок,допущенных в самостоятельной деятельности [5, с. 53].

Э.В. Витушкина в своей статье предлагает следующие приёмы самооценки науроках математики [3, с. 31]:

1. Выработка алгоритма самооценивания. Учитель отмечает, прежде чемвводить алгоритм самооценки, необходима подготовительная работа. Учительпроводит учебные занятия, на которых учащиеся знакомятся с различными формамивзаимодействия (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа).Процесс обучения ставит их в ситуацию необходимости оценивания каждого своего действия.Речь идет об организации работы с «линеечками» успеха (система Д.Б. Эльконина –В.В. Давыдова). На начальном этапе проводится проба всех действий алгоритмасамооценивания. Каждый учащийся должен погрузиться в «кухню» процессасамооценивания, стать ее активным участником. В ходе коллективного обсужденияучитель вместе с учащимися вырабатывает следующий алгоритм самооценивания.

Алгоритм вырабатывается поэтапно в течение нескольких уроков. Длялучшего овладения рекомендуем добавлять каждое следующее действие алгоритма кпредыдущему. Эффектность такой работы увеличится, если у педагога естьвозможность сохранить сформулированный алгоритм на демонстрационном месте.Сначала на работу с алгоритмом, как правило, уходит много времени, нопостепенно она проходит значительно быстрее. Э.В. Витушкина отмечает, что послевыполнения алгоритма самооценивания следует создать у ученика ситуацию успеха,подчеркнув тот этап, то действие, которое у него получилось наиболее успешно,вне зависимости от того, достигнут ли результат полностью или частично. Такая работаспособствует становлению самосознания школьника, формированию рефлексии, снятиюповышенного уровня тревожности, так как происходит осознание причины успеха /неуспеха.

2. Рефлексия собственных действий. Развитие рефлексивной самооценкиосновывается на следующих действиях:

                  сравнение учеником своих достижений, выработкапредельно конкретной дифференцированной самооценки;

                  предоставление ученику возможности осуществлятьбольшое количество равно-достойных выборов, различающихся способом действия,характером взаимодействия, а также создание условий для осознания и сравненияоценок и др.

3. Приём «Право на отметку (отказ от отметки)». Прием реализует свободувыбора учащегося, обеспечивает снятие повышенного уровня тревожности. Учащийся,выполняя задания продвинутого уровня, имеет право на отказ от неудовлетворяющейего отметки. Выполнение заданий, включающих непройденный (к этому времени)материал, должно мотивироваться учителем. Стимулом выступает положительнаяотметка, похвала, создание ситуации успеха. Ученик имеет право на получениедополнительной отметки в случае выполнения упражнений (по собственному желанию)сверх задания и право отказа от неудовлетворяющей его отметки. Приемрекомендуется использовать со 2 класса.

4. «Доска помощников». На любом уроке найдутся школьники, которыепомогают (интеллектуально, творчески, эмоционально и даже физически) учителювыйти на формулировку нового математического понятия, реально продвинуть урок.Имена таких учеников заносятся на «Доску помощников», своеобразную «Доску почета»,где имена сохраняются в течение всего учебного дня. Данная работа создаетситуацию успеха, мотивирует на учебную деятельность.

5. «Доска новых открытий с занесением авторства». Чтобы поддержатьпоисковые, творческие усилия ученика, необходимо найти письменную и значимуюформу фиксации его творческих и интеллектуальных открытий. Это может бытьмгновенная запись на доске интересного мнения, модели, вопроса и т.п. Задачаучителя – продемонстрировать оригинальность позиции учащегося. Если это мнениестало ошибочным, то учителю необходимо использовать все резервы своегопедагогического мастерства, чтобы автор ошибки, побудивший весь классзадуматься, не почувствовал себя проигравшим. Автор же истинно верного решениязаслуживает аплодисментов одноклассников.

6. Работа по индивидуальному плану (решение заданий по выбору). Приемможет применяться на любом уроке, где учащиеся выполняют несколько заданий дляотработки приобретенных навыков. Предложенные задания рассчитаны на работу вклассе и дома. Учащийся самостоятельно выстраивает иерархию их выполнения вклассе, формируя тем самым собственное домашнее задание. Прием позволяетученику проявить самостоятельность в принятии решений, формирует регулятивныенавыки.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, чтов настоящее время обществу необходимы активные, уверенные в себе личности.Основы такой личности должны закладываться с начальной школы, при этом важно,чтобы ребёнок выступал, прежде всего, субъектом любой деятельности. Это будет способствоватьего саморазвитию, расширению представлений о себе, своих реальных возможностях,то есть обучению самооценке. При этом обучение самооценке должно вестись приграмотной педагогической оценке.


Заключение

 

Цели образования и его содержание взаимосвязаныс системой педагогического оценивания. Педагогическое оценивание – процесснепрерывного субъект-субъектного взаимодействия в системе «педагог-ребенок»,включающий получение первичных фактов качества деятельности обучающегося(познавательной, трудовой, художественно-творческой, спортивной и др.) и ихинтериоризацию в зависимости от проектирования перспективных линий развитияребенка, его будущих успехов.

Педагогическое оценивает играет важную роль вформировании самооценки обучающихся. Самооценка формируется прежде всего подвлиянием результатов учебной деятельности. Но оценивают эти результаты всегдаокружающие взрослые – учитель, родители. Вот почему именно их оценка определяетсамооценку учащихся начальных классов.

Данные педагогического эксперимента показали, что у младших школьниковв силу возрастных особенностей преобладает завышенная самооценка. Поэтому дляформирования адекватной самооценки рекомендуем: предоставлять детям возможностьоценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе); давать детямвозможность делать выбор; педагогу соблюдать меру в своих воздействиях поотношению к ребенку и использовать различные методики и механизмы дляформирования адекватной самооценки; следует научить ребенка определять своюсамооценку, приводить аргументы.

Для этого на уроках математики в начальной школе рекомендуемиспользовать следующие приемы: линейки успеха; листы учета знаний на уроке;использовать алгоритмы самооценки; осуществлять рефлексию собственных действий;давать ученику право на отметку (отказ от отметки); создать доску новыхоткрытий с занесением авторства; работать по индивидуальному плану.


Список использованных источников

 

1.                Амонашвили Ш.А.Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М.:Педагогика, 1984. = 297 с.

2.                Ананьев Б.Г. Избранныепсихологические труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1980. – 230 с.

3.                Витушина Э.В. Роль учителяв формировании самооценки у младших школьников // Начальная школа. – 2014. — №4. – С. 31.

4.                Выготский Л.С. Психология.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

5.                Глобина О.А.Совершенствование способов оценивания в младших классах // Начальная школа. – 2013.- № 12. – С.52-55.

6.                Гулиева Л.Г. Рольоценивания в педагогическом процессе // Глобальный научный потенциал. – 2016. -№2(59). – С. 15-17.

7.                Дронова Е.Н., ШептенкоП.А. Педагогическое оценивание как инструмент социально-педагогическойподдержки школьников // Вестник БГПУ. – 2003. — №3-1. – С. 41-43.

8.                Иванкова Е.В.Педагогическое оценивание в начальном образовании в контексте Федерального государственногообразовательного стандарта // Образование. Наука. Инновации. Южное измерение. –2011. — №3(18). – с. 98-103.

9.                Кислицкая Л.А. Особенностисамооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению. – М.:МГППУ, 2006. – 320 с.

10.           Корчемлюк О.М. Современныеподходы к оцениванию учебных достижений младших школьников [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/sovremennye-podhody-k-otsenivaniyu-uchebnyh-dostijeniy-mladshih-shkolnikov(Дата обращения: 06.06.2018).

11.           Кумарина Г.Ф.Педагогическая оценка в начальной школе: роль и основные функции // Народноеобразование. – 2010. — №1. – С. 171-178.

12.           Липкина А.И., Рыбак Л.А.Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 1968. – 142с.

13.           Марцинковская Т.Д.Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 176 с.

14.           Мещеряков Б.Г. Большойпсихологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ-Москва,2009. – 409 с.

15.           Пашкова К.М. Формированиесамооценки у младших школьников на уроках математики // Современнаяобразовательная практика и духовные ценности общества. – 2016. — №3. – С.191-194.

16.           Петрова Т.Н. Методпроективного рисунка как средство диагностики самооценки младших школьников //Новая наука: психолого-педагогический подход. – 2017. — №2. – С. 140-144.

17.           Программыобщеобразовательных учреждений. Математика: программа 1–4 классы. Поурочно-тематическоепланирование: 1-4 классы / Н.Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.– 160 с.

18.           Психология человека отрождения до смерти: психологическая энциклопедия / под общ. ред. А.А. Реана. –СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

19.           Словарь психолога-практика/ сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2001. – 976 с.

20.           Фоминова А.Н. Педагогическаяпсихология: учебное псобие /А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. – М.: Флинта, Наука,2013. – 332с.

21.           Фролова С.Б., БарановаМ.Ю. Реализация новых подходов к системе оценивания достижений младшихшкольников на уроках математики (на примере системы Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова): Методическое пособие. Рыбинск, 2014. – 30 с.

22.           Фрондзей С.Н. Роль учителяв формировании самооценки младших школьников // Педагогические чтения – 2016:Актуальные проблемы начального образования. Материалы региональнойнаучно-практической конференции / по общ. ред. С.Н. Фрондзей. – Ростов н/Дону:Издательство Южного федерального университета, 2016. – С. 36-40.

23.           Царегородцева Е.А. Рольпедагогической оценки в формировании субъектности младших школьников //Начальная школа плюс до и после. – 2014. — №1. – С. 38-42.

24.           Цукерман Г.А. Оценка безотметки. – М., Рига, 1999. – 113 с.

25.           Шадрикова И.А. Рольпедагогического оценивания в профессиональном мастерстве учителя. – М.: МГОПИ,1992. – 82 с.

26.           Щуркова Н.Е. Ценностныеотношения // Воспитание школьников. – 1999. — №3. – С. 17-22.

27.           Юденкова И. В., Бежаева Д.Н. Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников //Молодой ученый. – 2016. — №19. – С. 409-410.


Приложения

Приложение1 – Анкетирование для учителей

 

Просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся формированиясамоконтроля и самооценки учебных действий у школьников на уроках математики.

 

1. Достаточную ли теоретическую и методическую подготовку Вы получилипо проблеме формирования у школьников контрольно-оценочной деятельности?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Считаете ли вы необходимым формировать у школьников учебные действиясамоконтроль и самооценку на уроках математики? С какого года обучениянеобходимо это делать?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Нужно ли формировать контрольно-оценочную деятельность учащихся накаждом уроке математики?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как часто и на каких уроках Вы формируете у школьников учебныедействия самоконтроля и самооценки (указать учебные темы)?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие приемы формирования у учащихся учебных действий самоконтроля исамооценки вы применяете на уроках?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какими учебными средствами вы располагаете для формирования ушкольников контрольно-оценочной деятельности?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. С какими трудностями вы сталкиваетесь при формировании у школьниковконтрольно-оценочной деятельности?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет