муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение детский сад «Жемчужинка» г.Волгодонска
Диспут для родителей:
«Влияние страхов на эмоциональное состояниедетей и как их преодолеть»
Педагог-психолог: Беляева О.Ю.
Общаясь с детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение куспеху, неуспеху, оценке и результату. Дети очень чувствительны к результатамсобственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результатысвоей деятельности, они не могут сами решить, правильно ли сделали что-либо, аждут этой оценки от взрослого.
В чем проявляется эмоциональное благополучие детей? (ответы родителей)
Это конечно же:
— чувство доверия к миру(защищенность);
-способность проявлять гуманныечувства (доброта, сопереживание, умение прощать);
-толерантность (терпимость);
-способности к осознанию своегоповедения.
Родители, являются главной составляющейв социальной среде ребенка и играют существенную роль в его жизни.
И если в первые годы заботародителей обеспечивает жизнь и безопасность, то по мере взросления она всеболее выполняет функцию поддержания внутреннего, эмоционального ипсихологического мира человека.
При неблагоприятных условиях удетей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов истрахов.
Какие причины влияют на проявлениеневрозов и страхов? (ответы родителей)
Могут быть: наказания, проблемы всемье, упреки, жизненные неурядицы бытового характера.
Упражнение «Сердце»
Подумайте и решите честно длясебя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из перечисленных выше причин,нарушающих эмоциональное благополучие ребенка, посчитайте мысленно ихколичество и чем их больше, тем, конечно сильнее влияние на благополучностьэмоционального состояния.
Как вы думаете, в чем проявляетсяневрозы и страхи? (ответы родителей)
В это время дети становятсякапризными, у них часто меняется настроение, они, то плаксивы, то агрессивны,быстро утомляются, начинают многого бояться, плохо засыпают, у них беспокойныйсон, грызут ногти, крутят волосы.
Дети боятся: оставатьсяодни дома, сказочных персонажей, темноты, чужих взрослых.
Детские страхизаслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устраненияс целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболеванияформирующейся личности ребенка.
Детские страхи,если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всегоисчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительноевремя, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервнойослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношенийв семье.
Проведем упражнение “Психологическаязарядка”.
Если в вашей семье время отвремени возникают “приступы непослушания” у детей — похлопайте в ладоши.
Если вы считаете, что самымэффективным наказанием для ребенка является лишение поощрения за плохоеповедение – кивните головой.
Если вы ребенка чаще хвалите, чемругаете и наказываете — дотроньтесь до кончика носа.
Если вы считаете себя хорошимродителем – моргните левым глазом.
Если у вас возникают какие-либосложности или непонимание со своим ребенком — моргните правым глазом.
Бывает ли в вашей семье так: вынаказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас визлишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.
Если вы считаете, что в воспитаниидетей главное — пример взрослых — улыбнитесь.
Если вы делаете все возможное,чтобы вашему ребенку было комфортно в семье — погладьте себя по голове.
(анализ по каждому примеру опроявлениях у родителей)
Для устранения страхов неожиданноговоздействия, замкнутого пространства и одиночества включены игры «Имя»,«Замри», «Прятки», «Жмурки», «Паровозик».
Игры, направленные на умение определять своенастроение при помощи цвета «Цветмоего настроения», «Воздушный шарик».
Игры на снятие эмоциональных переживаний откошмарных снов «Мнеприснилось», «Я справился»
Для преодоления замешательства и смущения приответах использованы следующие игры «Кинь мяч, скажи плохое, страшное,неприятное слово», «Кинь мяч, скажи доброе, хорошее, приятное слово», «Тропаиндейцев».
Игры, направленные на снятие эмоциональныхблоков, активизации процесса принятия решений «Передай по кругу друг другу страшную рожу», «Передай по кругудруг другу что-то приятное», «Лиса и зайцы».
Игры, направленные на преодоление страховсказочных персонажей и устранение страха нападения «Кощей», «Баба Яга».
Детям предлагают методику «Расправься со страхом», гдеони должны нарисовать то, что они бояться больше всего. А после этого предлагается«расправиться» со страхом: смять, порезать рисунок или закрасить другойкраской.
