Родительскоесобрание- диспут
«Обезграничности родительской любви»
порассказу А. И. Куприна «Слон».
I. Организационый момент.
— Я рада вас приветствовать внашем классе в таком необычном составе. Сегодня у нас в классе собралисьродители и дети.
— Я хочу, ребята, чтобы вы сегодняактивно поработали и дети, и родители, что смело высказывали свои мнения,
II. Стадия вызова.
1) Проблемный вопрос.
— Что на свете дороже всего? (Ответыдетей).
— Прозвучали разные варианты ответов. Кконцу урока мы с вами методом исследования найдем ответ на поставленный вопрос.
2) Биография писателя. (Слайд 2)
-Ребята, посмотрите на экран, вы узналиэтого человека? (А.И.Куприн)
— Это русский писатель Александр ИвановичКуприн, живший на рубеже 19-20 веков, оставивший нам прекрасные и светлыепроизведения.
— Александр Иванович Куприн родился в 1870году, т.е. 146 лет назад, отец умер через год после его рождения. С 6 лет онвоспитывался в сиротском училище. В этом училище он жил круглые сутки, подолгуне видел свою маму, поэтому испытывал огромную потребность в родительской ласкеи любви.
Рассказ о А.Куприне (подготовленныйученик) (Слайд 3). АлександрИванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этогоизучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Друг Александра Ивановичавспоминал как однажды в деревне возвращались они на лошадях из какой-то поездкик соседям. Подъезжая к усадьбе, заметили, что чья-то лошадь забралась в овёс.Друг хотел прогнать эту лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за чёлку ипривел в дом. Сел на неё верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, каккапризный ребёнок, настоял, чтобы её оставили ночевать в доме, и привязал околосвоей кровати. ««Я хочу знать, когда и как лошадь спит», – говорил он, – хочу сней побыть». На другой день повторилась такая же история, но приведена быладругая лошадь. Александр Иванович за ней ухаживал, кормил, поил и решилсяпрекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахомконюшни.
Обращение к выставке.
— Многие любимыеживотные войдут в рассказы Куприна, такие как, например, «Сапсан», «МарияИвановна», «Козлиная жизнь», «Барбос и Жулька» и др. Вы видите эти книги навыставке.
— Ребята, почему явам предложила послушать именно эти сведения об авторе? В чём их важность?
— Как вы думаете,когда Александр Иванович стал писателем, о чём он начал писать? (Оживотных, как членах семьи; о семье, о родительской любви. В его рассказахживотные объединяют семью.)
Беседа, выборочное чтение.
-Давайте вспомним, с чего начинаетсярассказ «Слон»? Ваш пересказ я буду сопровождать иллюстрациями к этомупроизведению. (Слайды 5-8 )
— Так чем же больна девочка Надя? (Ейнеинтересно жить.)
— Прочитайте строки, описывающие насколькосерьёзной, была болезнь девочки.
— Иными словами, Надина болезнь нефизического, а душевного происхождения, что не менее опасно.
— Когда в состоянии Нади произошелпереломный момент? (Ей приснился необычный сон)
— Поняли ли родители просьбу Нади?
— Как девочка отреагировала наигрушку?
-Какое чувство родителей проявляетсяздесь? (Беззаветная любовь и старание развлечь Надю, которой ничего не надо.)
-Какое желание выразила девочка, какуюмечту попросила осуществить?
-В чём состояла трудность исполненияжелания?
Вопрос к родителям. На что вы согласныради желания ребенка?
— Как вы думаете, какой самый волнительныймомент в рассказе? (разговор папы с немцем-дрессировщиком, от решения которогозависит судьба Нади и всей ее семьи. Ведь в случае отказа немца, все моглосложиться иначе. Он посочувствовал беде Надиного отца и, как понятно междустрок, невольно представил себя на его месте.)
Почему хозяин зверинца согласился?
Ведь у дрессировщика тоже была дочка Лиза– ровесница Нади.
— Почему Наде выбирают самого большогослона: ведь есть еще два маленьких? Найдите и прочитайте отрывок.
Словесное рисование.
Образ Нади — этопослушная, примерная и воспитанная девочка, которая не хочет расстраивать своихродителей. Но, к сожалению, она и сама не может разобраться, что же с ней нетак, пока не приснился ей добрый сон о слоне.
Родители. Надин отец –любящий, упорный, надежный человек, который поверил своему ребенку и решилвсеми возможными способами претворить в реальность мечту из сновидения. Ведьсчастье маленьких детей всецело зависит от родителей.
Мама – идеальный образ женщины, котораяготова выполнять все просьбы своего чада, лишь бы Надя пошла на поправку. И ей,как никому другому, не знать ли о том, что нет ничего хуже, чем заболевшийребенок.
Немец-дрессировщик. Этот цирковойчеловек становится в этом рассказе образом внимательного, отзывчивого и доброгочеловека. Он проявил чувство сострадания и постарался помочь, насколько быабсурдной не показалась ему эта просьба изначально.
III. Осмысление.
Давайте вспомним, как развивались события рассказа.
1 часть
— Почему Надя просыпается чуть свет?
— Какие перемены произошли в настроениидевочки?
2 часть
— Таким ли она его представляла? (Слоноказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его накартинке.)
— Почему не испугалась? (Она тольконемножко поражена громадной величиной животного)
3 часть
— Надя сама протягивает слону руку. О чёмэто говорит? (Она его не боится.)
— Отчего Надя хохочет и хлопает в ладоши?
— Что значит «густо» смеётся? Какойчеловек может так смеяться? (Немец густо смеется. Он сам такой большой,толстый и добродушный, как слон.)
— Что необычного узнали о слоне? (Он судовольствием пьет сахарную воду. Также он очень любит булки.)
4 часть
— Надя разными способами развлекает слона.Для чего она это делает? (Ей интересно общаться с ним. У девочки появилосьжелание общаться.)
— Почему Томми переворачивает страницу снарисованным слоном? (Томми находит, что таких маленьких слонов никогда небывает на свете. Вообще ему эта картинка не нравится.)
5 часть
— Что вас удивило в этой части?
— Почему слона посадили обедать за столвместе с Надей? (Родители не хотят огорчать свою дочь, надеются, что вместесо слоном девочка пообедает.)
6 часть
-Почему Наде и Томми снятся такие сны?
7 часть
— Опишите состояние девочки в концерассказа? О чем это говорит?
— Что чувствует мама? Почему онакрестится?
— Оправдались ли ваши предположения?
— Какие последствия могла иметь болезньНади, если бы родители не выполнили её просьбу?
— Что же излечило шестилетнюю девочку оттяжелой угрожающей болезни?
-В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой?Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)
-Какой мы увидели в рассказе семью Нади? (ответы детей)
-Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Родительскаялюбовь способна творить настоящие чудеса.
-Как вы считаете, что хотел сказать нам своим рассказом А.И. Куприн?
-Давайте теперь подумаем о том, а как мы, дети, должны ответить на любовьродителей? Правильно ли будет, если дети будут всё время только просить уродителей зная, что они готовы навсе ради детей?
-Жизнь людей на земле – и взрослых, и детей- на протяжении всей историичеловечества не была простой и безоблачной. Различные проблемы, болезниподстерегают буквально каждого. Иногда невозможность помочь самым близким идорогим людям вызывает отчаяние. И поэтому любое участие, любая помощь,которая так необходима в такой критический момент, воспринимается как чудо.Необходимо верить, любить и сделать все от тебя зависящее, чтобы родные людирядом с тобой всегда могли чувствовать в тебе надежного, доброго и сильногочеловека.
ПапаНади борется за жизнь дочери всеми возможными способами. Ведь счастье маленькихдетей полностью зависит от родителей. Таким автор представляет настоящего отцасемейства.
Немец-дрессировщикс сочувствием отнесся к судьбе незнакомой ему девочки, проявил чувствосострадания и старался помочь. Это пример внимательного, доброго человека.
Другой нитью проходит тема детских мечтаний. У каждого из нас найдетсявспоминание из детства, которое так и осталось несбыточным мечтанием. Наденькеочень повезло, что ее папа, во что бы то ни стало, устроил встречу дочери сослоном, пусть даже и жили они на втором этаже.
Начто готовы ваши родители ради вас?
Каквы считаете, надо успеть выпросить у мамы и папы всё что можно?
Рассказ«Слон» убедительно говорит о том, что люди перестают ценить природу и не видятв ней никакого спасения. Но ведь именно общение с таким же живым существом, каки сама Надя, всего лишь за один день смогло вылечить девочку, вернуть к жизни,которую уже отчаялись и самые опытные в своем деле врачи. Слон Томми вызвал унас чувство симпатии. Оказывается, эти огромные животные при правильномобращении могут быть добрыми к людям и воспитанными. Рассказ Куприна получилсясветлым, наполненным любовью к детям, потому что и он сам когда-то испытывалпотребность в подобной любви и в том, чтобы его детские мечты могли сбыться.
IV.Рефлексия.
Возвращаемсяк вопросу начала урока.
-Что же дороже всего на свете? (Семья – самое ценное. Ради здоровья,благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные поступки. Ради счастья детей родители не боятся никаких трудностей.
-Прекрасный русский писатель, ребята, очень хотел, чтобы вы это поняли: рядом свами самые дорогие для вас люди.
Чтоможет быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?
Работав группах.
-Ребята, что вы вкладываете в понятие семья, что для вас значит это слово?Предлагаю снова объединится в группы и составить синквейн с этим словом.
Составлениесинквейна «Семья»
Семья!
Дружная,любящая.
Заботится,оберегает, поддерживает!
Помогаетпреодолевать любые трудности!
Крепость!
Возвращениек книжной выставке.
ВысказываниеК.Г. Паустовского (Слайд 9)
«…каждымсвоим рассказом призывает к человечности. Oн повсюду искал ту силу, что моглабы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье»К.Г. Паустовский
V.Итог.
-Поделитесь своими мыслями.
