КарелинаС.В. воспитатель
ГБДОУ №6Красносельского района
Санкт-Петербурга
Методытеатральной педагогики в детском саду. Требования ФГОС.
Дошкольные годы – время интенсивногофизического и духовного развития способностей человека. Сказка- существенныймеханизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей. Миртеатра – страна доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов.В театрализованной деятельности детей находится решение многих проблемсовременной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием ивоспитанием, развитием коммуникативных качеств личности. Театрализованнаядеятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, потомучто каждая сказка имеет нравственную направленностью. Участвуя втеатрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром, а правильнопоставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы иобобщения, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культураречи, интонационный строй речи. Театрализованная деятельность являетсяисточником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его кдуховным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферуребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемыесобытия. Театрализованная педагогика включает систему методов и приемов,обеспечивающих самовыражение личности ребенка в творчески– продуктивнойтеатрализованной деятельности.
Основоположник театральной педагогики -К,С. Станиславский. Он создал систему, основанную на принципах гуманизации,совокупности взглядов по вопросам театра, творческого метода, приемов актерскойт режиссерской техники. Эта система решает важные задачи, которые согласуются стребованиями ФГОС. Содержание работыс детьми по театрализованной деятельности в ДОУ организуется следующим образом
• Упражнения по дикции(артикуляционная гимнастика);
• Задания для развитияречевой интонационной выразительности;
• Игры-превращения,образные упражнения;
• Упражнения на развитиедетской пластики;
• Ритмические минутки;
• Пальчиковый игротренинг;
• Упражнения на развитиевыразительной мимики, элементы пантомимы;
• Театральные этюды;
• Разыгрываниемини-диалогов потешек, песенок, стихов;
• Просмотр кукольныхспектаклей.
Используя театрализованную деятельность всистеме обучения детей в ДОУ, возможно решать комплекс взаимосвязанных задач вовсех образовательных областях по ФГОС ДОУ.
Социально-коммуникативное развитие
• формирование положительныхвзаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познаниявзрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценкапоступков и пр.) ;
воспитание у ребенка уважения ксебе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценныхспособов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие
• развитие разностороннихпредставлений о действительности (разные виды театра, профессии людей,создающих спектакль);
• наблюдение за явлениями природы,поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
• обеспечение взаимосвязиконструирования с театрализованной игрой для развития динамическихпространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умениюпланировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
• содействие развитиюмонологической и диалогической речи;
• обогащение словаря: образныхвыражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов
• овладение выразительнымисредствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения,интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
Художественно-эстетическое развитие
• приобщение к высокохудожественнойлитературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместнойдизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительногохудожественного образа;
• формирование элементарныхпредставлений о видах искусства;
• реализация самостоятельнойтворческой деятельности детей.
Физическое развитие
• согласование действий исопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческомдвижении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основныхвидов движений;
• развитие общей и мелкой моторики:координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения,формирование правильной осанки.
В настоящее время рассмотрены особенностиорганизации театрализованной деятельности в дошкольном возрасте, определенысодержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основныепринципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работыпроведения театрализованных занятий, разработаны пособия, сценарии, конспекты.
Театрализованная игра — одно изэффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления имнравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающейблагоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способовпозитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов,освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие.Л.С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию.Игры-драматизации «представляют собой намеренное произвольное воспроизведениеопределенного сюжета в соответствии с заданным образцом — сценарием игры» (О.А.Карабанова). Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами.
Театрализованную игруЛ.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссерские.Виграх-драматизациях ребенок самостоятельно создает образ с помощью комплексасредств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственныедействия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующимсценарием, не являющимся жестким каноном, а служащим канвой, в пределах которойразвивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но исценического действия.
Игры-драматизации могут исполняться беззрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются вобычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или вформе массового сюжетного зрелища — их называют театрализациями.
Виды драматизации:
игры-имитации образов животных, людей,литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному илинескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрываниемсюжета без предварительной подготовки.
Драматизации основываются надействиях исполнителя, который может использовать куклы.
Исследователь Л.В. Артёмовавыделяет несколько видов игр- драматизаций дошкольников.
Игры-драматизации с пальчиками.Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображениекоторого находится на руке. По ходу сюжета действует одним или несколькимипальмами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой илисвободно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизации с куклами бибабо. В этихиграх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, закоторой стоит водящий. Такие куклы можно изготовить самостоятельно, используястарые игрушки. Импровизация — разыгрывание сюжета без предварительнойподготовки.
В традиционной педагогикеигры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевойигры.
Настольный театр игрушек.Используются игрушки, поделки, устойчиво стоящие на столе и не создающие помехпри передвижении.
Настольный театр картинок.Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Настроение персонажапередается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, чтосоздает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка.Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг другаиллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различныесюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинкиили персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянутыэкран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можноприклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместес детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
Теневой театр.Длянего необходимы экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи ияркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени наэкран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождаетсясоответствующим звучанием.
Театрализованная деятельность –один из любимых видов детской деятельности, занятия театром всегда несут детямрадость, пользуются у них неизменной любовью, но не только в этом их ценность. Занятиятеатральной деятельностью с дошкольниками развивают не только психическиефункции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, нои общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству влюбой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Таким образом, театрализованныезанятия помогают всесторонне развивать ребенка.
