Обобщениепо теме «Гидросфера» (урок-игра « Морской бой»)
Цель урока:
Обобщить пройденный материал. Оценитьзнания и умения учащихся.
Оборудование:
Игровое поле, карточки с цифрами от 1 до 3(по 3 шт.) разного цвета (по 20 шт.); карточка с изображением человека.
Ходурока
1.Подготовительный этап
Класс разбивается на команды не более чемпо 4-5 чел. Выбираются капитаны. Готовятся приветствия, атрибуты и костюмы сморской тематикой и т.д.
Изготавливается игровое поле размером50см.* 50см.
2. Проведение игры
Приветствие команд.
Команды занимают места. Учитель объясняетусловия игры.
На игровом поле в кармашках по 20 белыхкарточек, 20 синих, 20 красных, 20 зелёных, 20 чёрных. Капитаны выбирают цветкоманде, желательно по жребию.
На другой стороне карточек записаны цифрыот 1 до 3. Капитаны в порядке очерёдности (тоже по жребию) выходят к игровомуполю и переворачивают любую карточку соответствующего цвета, чем больше балловзаписано на карточке, тем труднее вопрос и ближе победа.
В каждой команде ученики по очередиотвечают, если не справился один член команды, то другие участники группы могутпомочь, но количество очков уменьшается в 2 раза. Если команда не отвечает, токарточка переворачивается тыльной стороной, выигрывает та команда, котораябольше перевернёт карточек и наберёт больше очков. Ученики тоже индивидуальнополучают оценки, т.к. отвечают по отдельности.
Вопросы на 1 балл
— Что такое гидросфера? Из каких частейона состоит?
-Что такое Мировой океан? Сколько знаешьокеанов? Перечисли их.
-Дайте определение ледник. Какие видыледников вы знаете?
— Что называется речной системой? Из какихчастей она состоит?
-Перечислите основные формы рельефа днаокеана.
-Что такое речной бассейн? Речнойводораздел? Что такое море?
-Какие типы морей вы знаете?
— Что такое солёность? В чём онаизмеряется?
-Что такое водоупорный слой? Приведитепримеры.
-Какая вода чище грунтовая илимежпластовая?
-Какие виды устьев вы знаете?
— Как определить левый берег или правый?
-Какая река самая длинная?
-Какая река в мире самая полноводная?
-Что такое половодье?
-Перечислите типы питания рек?
-Что такое озеро?
-Опишите внешний вид тектонического озерав прогибе.
-Приведите примеры озёр в разломах.
-Что такое снеговая линия?
-Какие виды ледников вы знаете?
-Айсберг-это ледник или нет?
-Какие искусственные водоёмы вы знаете?
-Что такое речная долина? Из каких частейона состоит?
-Что такое приток первого порядка, второгопорядка?
-Что такое течения?
— Какие бывают течения по происхождению?
-Какие бывают течения по температуре?
-В чём причина происхождения отливов иприливов?
-Что такое цунами?
-Перечислите составные части волны?
-Как изменяется температура океанских водс глубиной?
-Что такое остров, архипелаг?
Вопросы на 2 балла
-Чем отличается море от залива?
-В чём отличие внутренних морей отокраинных?
-Перечисли океаны по мере уменьшения ихплощади.
— Почему айсберг не является ледником?
— От чего зависит уровень снеговой линии?
— По атласу перечисли составные частиречной системы р. Обь
-По атласу (или по карте) покажи границыречного бассейна р. Лена.
-Водоразделом каких рек являетсяВерхоянский хребет?
-К бассейну какой реки относится вашарека? ( к системе какой реки относится ваша река?)
-Что является устьем у вашей реки?
-От чего зависит солёность?
-Какое море самое солёное? Какие причиныповлияли на высокую концентрацию соли в этом море?
-От чего зависит проницаемость горныхпород?
-Приведите примеры водопроницаемых иводоупорных горных пород.
-Приведите примеры типов питания дляАмазонки, Волги, Сырдарьи.
-Чем отличается половодье от паводка?
-Чем отличается дельта от эстуария?
-Почему в Белом и Охотском морях самыевысокие приливы в нашей стране?
-Есть ли закономерность направлениятечения тёплого и холодного?
-Объясните происхождение вулканическихозёр. Приведите примеры.
-Как образуются запрудные озёра? Приведитепримеры.
-Почему озёра старицы не показываются нафизической карте полушарий?
-Каких по происхождению озёр больше?
— Какие искусственные водоёмы построены наследующих реках: Ангара, Волга, Дон.
-По карте определите притоки I, II и IIIпорядка у реки Обь ( Волга)
-Река Подкаменная Тунгуска-левый илиправый приток р. Енисей?
-Какое течение самое мощное?
-Почему цунами чаще бывают в Тихом океане?
-Как движется вода в волне?
— Почему прибой всегда движется в сторонуберега?
-Какое влияние на температуру морских водоказывает вертикальное перемешивание вод?
-Какое направление ветра может охладитьтемпературу прибрежных вод?
-Объясните изменения температуры океанскихвод с глубиной.
Вопросы на 3 балла
-Почему у Амазонки устье-эстуарий, а уВолги (Оби)-дельта?
-Почему часть Мирового океана к западу отполуострова Индостан называют морем, а к востоку — заливом?
-что является устьем и истоком у вашейреки?
-К речной системе какой реки относитсяваша река?
-Чьим притоком, какого порядка являетсяместная река?
— Горная или равнинная местная река? Покаким признакам вы это определили?
-Какие озёра есть в вашей местности?Какого их происхождение?
— Каково питание вашей реки? Отличается лионо по сезонам года?
-Расскажите о режиме местной реки.
-В какой сезон года в вашей местностилучше рыть колодец? Почему именно тогда?
-Где будете искать родник, если в походе увас закончилась вода?
-Почему говорят, что вода «бьёт ключом»?
-Расскажите о роднике в вашей местности.Где он находится? Почему именно здесь подземные воды выходят на поверхность?
-На каких горах Гималаев снеговая линиябудет выше? Почему?
-Есть ли в вашей местности ледники? Еслиесть, то объясните их появление, если нет, то при каких условиях они могли быпоявиться?
-Каково значение ледников?
-На какой высоте может проявиться снеговаялиния, если у подножья горы температура летом +36 градусов?
-Эль-Ниньо – тёплое течение, является настоящимбедствием для западных берегов Чили. Почему?
-В тёплых экваториальных водах, или вумеренных больше растворённого кислорода? Почему вы так думаете?
-Корабль из Индии плывёт вСанкт-Петербург. Капитан корабля заметил, что уровень усадки судна меняется вразных морях, таких как Аравийское, Красное, Средиземное, Балтийское. Гдеусадка корабля будет больше, а где меньше?
-Канарское течение и Северо-Атлантическоеобразовались из тёплого течения Гольфстрим. Почему тогда Канарское – холодное,а Северо-Атлантическое – тёплое?
-Портреты мореплавателей ( Дж. Кук,Скотт.) Определить фамилии мореплавателей.
— Этот мореплаватель первым совершилкругосветное плавание.
-Назовите государства, полностьюнаходящиеся на островах. (Работа с атласом)
-В Байкал впадает множество рек, авытекает одна. Объясните чистоту байкальских вод.
(Впадающие реки имеют снеговое питание.)
-Чад — уникальное озеро. Одна из причинего уникальности – это то, что озеро находится в пустыне, являясь бессточным,имеет пресные воды. Почему?
-иногда отдыхающим на п-ове Крым погодаприносит неприятные сюрпризы. При ясной погоде вода холодная. Объясните данныйфакт.
-В пустынях не хватает пресной воды. Естьпроекты переброски рек из водоизбыточных в пустынные районы. Какие бы реки выперебросили в пустыню Каракумы? ( Другой вариант: в Аральское море.)
-Почему границы берегов некоторых озёрпоказаны пунктирной линией? Можете ли вы привести примеры таких берегов?
— Почему Танганьику называют сестройБайкала? Есть ли братья и сёстры Каспийского моря?
-Почему Каспийское море является озером?Приведите ещё примеры таких морей-озёр.
-Существует ли море, у которого нет берегов?Объясните, почему эту территорию выделяют в море.
— Какие цветные водоёмы вы знаете? Почемуони так называются?( Объяснение можно оценить дополнительным баллом.)
3. Подведение итогов игры
Выставление оценок.
Учитель благодарит учеников за работу.
