УРОК№1 5А-10.09.
Темаурока: СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ
Цели деятельности учителя: познакомитьс понятиями «язычество», «миф», с текстами славянских мифов; сообщить обученых, занимавшихся изучением и сохранением славянских мифов; создатьблагоприятные условия для развития интереса к славянской мифологии и желанияузнать и понять особенности восприятия мира нашими предками как сложногоединства, их представления об окружающем мире.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать мифыразных народов, разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа,религией, жизненным циклом человека, календарем, как он связан с историейнарода; уметь отличать миф от сказки, легенды и былины.
Метапредметные УУД (универсальные учебныедействия):
Личностные: осознает себягражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам;признает общепринятые морально-этические нормы.
Регулятивные: принимает исохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем иодноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуетпо плану.
Познавательные: выполняетучебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;осуществляет для реше-
пия учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения,выводы.
Коммуникативные: строитнебольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность впарах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ходурока
I. Вступительное словоучителя.
Литература — это часть нашей культуры. Слово«культура» происходит от слова «культ» — вера, обычаи и традиции. Тот, ктозабывает это, не может считаться культурным человеком.
Культура землян исчисляется тысячелетиями. Допринятия христианства на Руси (988 г. н. э.) или других религий (верований) всенароды были язычниками. Язычество — это тоже религия. Дословно язычество — от«языки» (народы, племена). Итак, до 988 г. н. э. славяне были язычниками.
Обратим свое внимание на мифы древних славян. Чтоже такое миф?
Миф — это греческое слово,означает «предание», «сказание».
Сохранились греческие, кельтские мифы. Мифыдревних славян не сохранились, до нас дошли лишь те из них, которые смоглисохранить ученые-исследователи.
Одним из первых ученых, занимавшихся проблемойсохранения славянских мифов, был русский дворянин Андрей Сергеевич Кайсаров(1782-1813 гг.), профессор Дерптского университета, автор статей и книг ославянской и российской мифологии.
II. Эвристическаябеседа.
1. Чтотакое миф?
2. Почемулюди складывали мифы?
3. Назовитеверховного бога древних греков. Где было его царственное место? Что значит«верховный бог»?
4. Окаких богах древних греков вы узнали? Над чем они властвуют?
5. Можноли миф назвать фантастическим рассказом? Почему?
III. Сообщенияучащихся о древнеславянских божествах.
Ученые различают в славянской мифологии несколькоуровней.
На высшем уровне находятся два праславянскихбожества (объяснить понятие «праславянский») — Перун и Велес.Боги изображались в виде идолов. Перун — бог всех воздушныхявлений. Рука его управляла громом и молниями. Велес — бог-по-кровитедь животных и растений.
Чуть ниже другие боги — Сварог и Дажбог. Сварог -бог неба, Дажбог — бог огня небесного.
К более низкому уровню относятся божества,связанные с хозяйственными циклами, — Род, Гур.
Еще ниже, а следовательно, ближе к Земле,находятся Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть.
К низшей мифологии относят духов, животных(домовые* лешие, водяные, русалки, кикиморы, медведь, волк).
Человек же соотносится, по мнению ученых, совсеми предыдущими уровнями.
Миф описывался системой двоичных представлений(доля — недоля, весна — зима, счастье — несчастье, чет — нечет, правый -неправый, небо — земля, солнце — луна, белый — черный, старый — молодой,близкий — дальний).
Введение христианства на Руси князем Владимиромположило начало конца славянской мифологии. Это было в 988 г. н. э. Полнойкартины славянских языческих мифов еще никто не восстановил. (988 г. н. э. -условная дата начала русской культуры.)
Учащиеся задают вопросы учителю по прослушанномуматериалу.
IV. Знакомствос «Легендой о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов» изВелесовой книги; обсуждение и анализ ее содержания.
В те времена был Богумир — муж Славы, и имел онтрех дочерей и двух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав,как и во времена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, всесхватывающий.
И там мать их, Славуня, им приготавливала всенеобходимое. И сказала она Богумиру на седьмой день: «Мы должны выдать своихдочерей замуж, чтобы увидеть внуков».
Так сказала она, и запряг Богумир повозку ипоехал куда глаза глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночеватьу костра. И увидел в вечерних сумерках, что к нему подъезжают три мужа наконях.
И сказали они:
— Здрав будь! Что ищешь ты?
И поведал им Богумир о печали своей. А они емуответили, что сами в походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степисвои и привел трех мужей дочерям.
Отсюда начало трем родам. И соединились они иславны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богу- мираимела имя — Древа, а другая — Скрева, а третья — Полева.
Сыновья же Богумира имели имена: Сева и младший -Рус. От них идут северяне и русы.
Три же мужа были, все три — Утренник, Полуденники Вечерник.
Вопросы для обсуждения:
1. Понравиласьли вам легенда? Чем она привлекла ваше внимание?
2. Очем она? Почему Велесову книгу называют сложным и объемным источником древнихзнаний?
3. Сколькодетей произошло от Богумира и Славы? Назовите их.
4. Какиебоги для этих героев являлись главными?
5. Какиестояли на самом низком уровне?
6. Чтоже такое «миф», «легенда»? Что (люди) язычники отражали в них?
7. Какиефакты, даты, приведенные в легенде, совпадают с историческими сведениями иподтверждены подлинностью новгородских жрецов?
(В XIII в. славяне из-за условий жизниразделились на западную, южную и восточную группы. К группе восточных славянпринято относить словаков, болгар, сербов, чехов, хорватов, русских и другиенароды.)
V. Творческаяработа.
Задание: нарисуйте богов низшего уровня такими,какими вы их себе представляете.
(На доске вывешиваются рисунки учащихся, создаетсягалерея образов.)
Беседа заключительная.
1. Героямикаких произведений в наше время являются нарисованные вами лешие, домовые,русалки?
2. Подумайте:что такое сказка? *
3. Чемотличается миф от сказки?
(Последние вопросы послужат переходом к следующейтеме. Рисунки остаются на доске (стенде) до следующего урока.)
VI. Домашнее задание: попробоватьсочинить загадку.
