Введение
Разработкапрограмм, учебников, составленных с учетом социолингвистических ипедагогических условий функционирования русского языка в КыргызскойРеспублике, отвечает насущным запросам времени.
Впоследние годы в результате усиления роли родного языка, почти повсеместносложилась ситуация, когда учитель русского языка вынужден работать в условияхдоминирующей узбекской языковой среды. В этих условиях дети-узбеки практическине слышат живой русской речи, кроме речи учителя и речи поступающей черезсредства массовой коммуникации.
Вусловиях, когда имеет место дефицит непосредственно-бытовой мотивации изучениярусского, особенно возрастает роль учителя-русиста, который должен в короткийсрок научить ученика воспринимать и понимать русскую речь на слух, элементарновыражать свои мысли, а также привить ему устойчивый интерес к изучению русскогоязыка.
Главныйпринцип, на котором базируется обучение русскому языку в начальной узбекскойшколе, – принцип активно-коммуникативной направленности, предполагающийразвитие практической речевой деятельности учащихся.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые приреализации рабочей программы на базовом уровне:
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучениюрусского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьсяиспользовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач ипознакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процесседостижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучениярусского языка достигается решением задач развития устной и письменной речиучащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательнымэлементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма,развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученикстал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
¾ грамотное,безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностейученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления илирепродуктивного воспроизведения полученных знаний;
¾ навыкграмотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий иупражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
¾ разнообразныевиды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только наконтроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
¾ научитьправильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя изусловий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуетсяв процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке. Знакомяучащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у нихнаучное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическоеи абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) языккак часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельностидля реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицыизучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также ихклассификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решенияпоставленных задач является следование закономерностям науки о языке, чтообеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательноеразвитие языкового мышления ученика.
Успешная реализациязаявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихсяна уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положенияминауки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственныетексты.
Такое осознание возможнотолько в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания илиупражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
§ «Я хочунаучиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты,так как хочу быть культурным человеком»;
§ «Я хочу узнать, какустроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающегоменя мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня каксовременного, образованного человека. Кроме того, русский язык — этогосударственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Общая характеристикаучебного предмета:
Изучение русскогоязыка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистическогообразования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русскогоязыка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами,особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единуюобразовательную область, в которой изучение русского языка сочетается собучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом изучения русского языка в первом классеявляется курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, ихиндивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств.Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципакоординации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русскогоалфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письмебуквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка инавыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируетсясловарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляетсяграмматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русскогоязыка, так и на уроках литературного чтения. После курса«Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка илитературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в начальнойшколе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих междусобой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагаетразвитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциямвсех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствованияграфического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному видуучебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваютсяпараллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматриваетсязнакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введениятерминологии).
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока,каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен нашязык», «Правописание» и «Развитие речи».
Учебная программа по русскому языку для учебныхзаведений общего среднего образования с узбекским и другими языками обучениянаправлена на формирование предметных и ключевых компетенций по русскому языкув соответствии с уровнями Государственного образовательного стандарта А1(начальное образование — 2—4 классы), А2 (общее среднееобразование – 5-9 классы).
Общая стратегическая цель обучения русскому языку вшколах с узбекским и другими языками обучения – создание системы обучения, обеспечивающейовладение языком (в основных его функциях) как средством общения, познания,планирования и организации деятельности (особенно коллективной),эмоционально-эстетического и нравственного воздействия и воспитания – приприоритетности развития коммуникативной компетенции.
Цель обучения русскому языку на ступени А1 общегосреднего образования – формирование первоначальных навыков русской речи иинтереса к ней у детей.
Этапы обучения на ступени А1:
– букварный период (1 класс) — формированиепервоначальных умений и навыков чтения и письма параллельно с развитием навыковобщения, знакомство с особенностями русской графики (твёрдые и мягкиесогласные, буквы я, ё, ю, е, различие в произношении и написаниинекоторых звукосочетаний и слов), формирование навыков слогового и слитногочтения с соблюдением пауз и интонации, словесного и логического ударения,правописания (изученные слова и короткие предложения);
– послебукварный период (2- 4 классы) – развитие навыков чтения, аудирования, говорения и письма, навыков общения нарусском языке.
Основной формой представления речевого материала наначальном этапе обучения является речевой образец (речевая модель). Новые словавводятся в типовых конструкциях, постепенно усложняющихся от класса к классу.
Цель обучения русскому языку на ступени А2 общегосреднего образования – практическое овладение русским языком для пользования имв важнейших сферах общения: обиходно-бытовой, учебной,общественно-политической, социально-культурной.
Составными частями программы являются формируемыеэлементы ключевых компетенций, предметные компетенции, темы для развития речи,коммуникативные задачи и грамматический материал, необходимый для выражениясодержания высказывания.
Важнейшие методические принципы, лежащие воснове данной Программы:
1) речеваянаправленность, то есть формирование фонетических, лексических играмматических навыков в типичных речевых ситуациях параллельно с речевыминавыками и коммуникативными умениями;
2) системно-функциональныйподходк отбору и организации языкового материала, то есть представление языковыхявлений с учётом их функционирования в речи и выделение однородногограмматического материала для уроков по обобщению и систематизацииграмматических знаний, речевых навыков и умений;
3) ситуативно-тематическоепредставление учебного материала;
4) изучениелексики и морфологии на синтаксической основе, т. е. изучение значений падежейсуществительных на основе их употребления с глаголами; изучение рода, числа,падежа прилагательных на основе словосочетаний существительное +прилагательное; изучение особенностей вида глагола на основе сочетаемостивидовых форм глагола с обстоятельствами: долго, часто, однажды, быстро,каждый день и т.п.;
5) концентрическоерасположение учебного материала и этапность в обучении, когда каждый циклобеспечивает усвоение сведений о языке и формирование речевых навыков и уменийв границах определённого круга речевых тем и коммуникативных задач.
Программа предусматривает дляподдержания интереса учащихся к занятиям и формирования компетентной личностиактивизацию межпредметных связей с родным языком и литературой, иностраннымиязыками, историей, точными науками, предметами естественного цикла, а такжеинтеграцию с учебным курсом “Уроки бережливости”.
Исходя из возрастных,психо-физиологических особенностей учащихся в учебной программе,быливыделены формируемые элементы ключевых компетенций по уровням А1, А1+,А2, А2+.
Формируемые у учащихся элементы ключевых компетенций
Коммуникативная компетенция
А1, А1+
понимает на слух простые фразы и несложный разговор нарусском языке в пределах изученного;
умеет читать по-русски с соблюдением пауз и интонации,словесного и логического ударения;
умеет правильно писать изученные слова и короткиепредложения;
умеет задать простой вопрос и дать ответ в пределах изученного.
А2
умеетчётко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
понимаетречь учителя или другого собеседника в объёме изученных тем;
понимаетпрослушанный текст со значительным преобладанием знакомой лексики; сообщенияразговорно-обиходного характера;
умеетвести диалог-дискуссию в форме диспута, спора на основе прочитанных книг;
умеетнаписать под диктовку текст объёмом 75 – 80 слов, содержащий хорошо усвоенныеслова и предложения.
А2+
умеет написать под диктовку текст объёмом 80-85 слов,содержащий хорошо усвоенные слова и предложения.
Информационная компетенция
А1, А1+
умеет читать по-русски в пределах изученного;
понимаетобщий смысл мультфильма, кинофильма детской тематики на русском языке спреобладанием знакомой лексики в пределах изученных тем.
А2, А2+
обладаетхорошими навыками беглого, осознанного чтения про себя составления вопросов ктексту;
умеетнаписать сжатый или развёрнутый пересказ содержания прочитанного;
понимаеттелепередачи, мультфильмы, кинофильмы детской тематики на русском языке спреобладанием знакомой лексики в пределах изученных тем;
умеетсформулировать основную мысль текста, озаглавить его, составить вопросы и планк тексту.
Компетенция самосовершенствования
А1, А1+
стремитсяизучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения;
можетадекватно оценивать свои знания и умения на русском языке;
умеетприменять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении русского языка, вжизненных ситуациях.
А2, А2+
умеет выражать собственное мнение о прочитанном.
Компетенция социально-гражданской активности
А1, А1+, А2, А2+
умеет рассказать на русском языке о себе и ближайшемокружении, школе, своём городе, населённом пункте, Узбекистане в пределахизученного;
хорошопонимает роль и значение изучения русского языка как одного из мировых языков;
может вести деятельность в качестве ученика, зрителя,покупателя, потребителя услуг, пассажира, пешехода, туриста в простейшихситуациях в пределах изученного на русском языке.
Национально- и общекультурная компетенция
А1, А1+, А2, А2+
понимаетроль русского языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязиязыка и истории народа, национально-культурную специфику русского языка;
умеет беречь историческое, духовное и культурноенаследие;
может следовать морально-нравственным правиламречевого этикета в пределах изучаемого.
Компетенцияматематической грамотности, осведомлённостио достижениях науки и техники, умения пользоваться ими
А1, А1+
знает цифры от 1 до 20;
хорошо понимает и воспроизводит информацию о количествепредметов до 20, о часе дня;
может сказать о порядке предметов при счёте;
готов получать сведения о новостях науки и техники изадаптированных источников на русском языке в пределах изученного.
А2, А2+
умеет читать, понимать и передавать любую цифровую информациюна русском языке;
может получать сведения о новостях наукии техники из адаптированных источников на русском языке в пределах изученного.
При ведении нормативных документов рекомендуетсяуказывать предметные и ключевые компетенции в следующем порядке:
I. К-ключевые компетенции
1. К1 — коммуникативная компетенция
2. К 2 —информационная компетенция
3. К3 — компетенция самосовершенствования
4. К 4 — компетенциясоциально-гражданской активности
5. К5 — национально- и общекультурная компетенция
6. К 6 — компетенцияматематической грамотности, осведомлённости одостижениях науки и техники, умения пользоваться ими
II. П-предметные компетенции
1. П1 -речевая компетенция
2. П 2 -лингвистическая компетенция
Планируемые результаты освоения учебногопредмета «Русский язык»
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
· представлениео русском языке как языке своей страны и о себе как носителе этого языка;положительное отношение к учению (к урокам русского языка).
Учащийся получит возможность дляформирования:
· элементовкоммуникативного и социального мотивов изучения русского языка, элементовконтроля за отдельными сторонами своей речи (в частности, за правописанием).
Метапредметныерезультаты
Регулятивные
Учащийся научится:
· пониматьи принимать учебную задачу, сохранять её (с помощью учителя);
· планировать(в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретныхязыковых и речевых задач;
· действоватьпо намеченному плану, по инструкции, представленной в словесной или схематичнойформе (под контролем учителя).
Учащийся получит возможностьнаучиться:
· выполнятьучебные действия в материализованной, речевой форме;
· выполнятьдействия самоконтроля при письме (по ходу и после завершения).
Познавательные
Учащийся научится:
· слушатьучителя, понимать и решать поставленные задачи;
· подруководством учителя читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;— находить необходимую информацию в материалах учебника, в том числе словарях,применять её для решения практических задач;
· находитьв предложенных материалах языковые примеры по указанным параметрам, а такжеслова, требующие уточнения значения;
· пониматьинформацию, представленную в изобразительной и освоенной схематичной форме,использовать её для решения практических задач;
· пониматьобщий способ решения ряда языковых и речевых задач, ориентироваться на него прирешении конкретных задач.
Учащийся получит возможностьнаучиться:
· участвоватьв коллективных наблюдениях за фактами языка и речи, выполнять действия анализа,сравнения, аналогии, классификации, группировки, конструирования по указаннымоснованиям, делать умозаключения, выводы;
· подводитьфакты языка под понятия по выявленным существенным признакам (в освоенномобъёме).
Коммуникативные
Учащийся научится:
· участвоватьв общей беседе, в диалоге, стараясь соблюдать правила общения;
· задавать вопросы, отвечать навопросы других;
· высказывать своё мнение пообсуждаемым вопросам, пытаться объяснять его; слушать и стараться пониматьвыступления других.
Учащийся получит возможность научиться:
· строитьнебольшие монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) сориентацией на партнёра, с учётом конкретных речевых задач.
Календарно-тематическоепланирование учебного материала по русскому языку для 1 класса узбекской школы.Количество часов – 68ч. (2 ч. в неделю)
Авторы: Омурбаева Д. К., Качигулова В. Н.
№ |
Темы уроков |
Кол-во часов |
Планир. дата |
Факт. дата |
К |
ПК |
Наглядность,ТСО Использованная литература |
Домашнее задание |
1 |
Учимся здороваться и прощаться |
1 |
|
|
|
|
Карточки, учебник, плакаты |
|
2 |
Так здороваются с учительницей |
1 |
|
|
|
|
|
|
3 |
Знакомство |
1 |
|
|
|
|
|
|
4 |
Знакомство |
1 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Школа |
1 |
|
|
|
|
|
|
6 |
Школа |
1 |
|
|
|
|
|
|
7 |
Класс |
1 |
|
|
|
|
|
|
8 |
Класс |
1 |
|
|
|
|
|
|
9 |
Учебные принадлежности |
1 |
|
|
|
|
|
|
10 |
Учебные принадлежности |
1 |
|
|
|
|
|
|
11 |
Класс. Занятия. |
1 |
|
|
|
|
|
|
12 |
Класс. Занятия |
1 |
|
|
|
|
|
|
13 |
Человек. |
1 |
|
|
|
|
|
|
14 |
Человек. Гигиена человека. |
1 |
|
|
|
|
|
|
15 |
Моя семья |
1 |
|
|
|
|
|
|
16 |
Моя семья |
1 |
|
|
|
|
|
|
17 |
Осень. Весна |
1 |
|
|
|
|
|
|
18 |
Осень. Весна |
1 |
|
|
|
|
|
|
19 |
Зимние забавы детей. |
1 |
|
|
|
|
|
|
20 |
Дом и мебель. |
1 |
|
|
|
|
|
|
21 |
Детская комната |
1 |
|
|
|
|
|
|
22 |
Посуда |
1 |
|
|
|
|
|
|
23 |
Посуда. |
1 |
|
|
|
|
|
|
24 |
Огород. Овощи. |
1 |
|
|
|
|
|
|
25 |
Огород. Овощи. |
1 |
|
|
|
|
|
|
26 |
Сад и фрукты. |
1 |
|
|
|
|
|
|
27 |
Пища |
1 |
|
|
|
|
|
|
28 |
Пища и продукты |
1 |
|
|
|
|
|
|
29 |
Завтрак, обед и ужин |
1 |
|
|
|
|
|
|
30 |
Домашние животные |
1 |
|
|
|
|
|
|
31 |
Домашние птицы |
1 |
|
|
|
|
|
|
32 |
Дикие животные и птицы |
1 |
|
|
|
|
Карточки,плакаты,учебник |
|
33 |
Дикие животные и птицы |
1 |
|
|
|
|
|
|
34 |
Моё село |
1 |
|
|
|
|
|
|
35 |
Моё город Ош |
1 |
|
|
|
|
|
|
36 |
Мой город Бишкек |
1 |
|
|
|
|
|
|
37 |
Мой Кыргызстан |
1 |
|
|
|
|
|
|
38 |
Буквы А-У |
1 |
|
|
|
|
|
|
39 |
Буквы А-У |
1 |
|
|
|
|
|
|
40 |
Буквы М,И,Р. |
1 |
|
|
|
|
|
|
41 |
Буквы М,И,Р. |
1 |
|
|
|
|
|
|
42 |
Буквы О,С |
1 |
|
|
|
|
|
|
43 |
Буквы О,С |
1 |
|
|
|
|
|
|
44 |
Буквы Т,Н |
1 |
|
|
|
|
|
|
45 |
Буквы Т,Н |
1 |
|
|
|
|
|
|
46 |
Буквы Е, Ы |
1 |
|
|
|
|
|
|
47 |
Буквы Е, Ы |
1 |
|
|
|
|
|
|
48 |
Буквы Л,П |
1 |
|
|
|
|
|
|
49 |
Буквы Л,П |
1 |
|
|
|
|
|
|
50 |
Буквы К,Г |
1 |
|
|
|
|
|
|
51 |
Буквы К,Г |
1 |
|
|
|
|
|
|
52 |
Буквы Ш,Д |
1 |
|
|
|
|
|
|
53 |
Буквы Ш,Д |
1 |
|
|
|
|
|
|
54 |
Буквы З.В |
1 |
|
|
|
|
|
|
55 |
Буквы З.В |
1 |
|
|
|
|
|
|
56 |
Буквы Ь.Ъ |
1 |
|
|
|
|
|
|
57 |
Буквы Ь.Ъ |
1 |
|
|
|
|
|
|
58 |
Буква Й |
1 |
|
|
|
|
|
|
59 |
Буквы Б.Ч |
1 |
|
|
|
|
|
|
60 |
Буквы Ж,Х |
1 |
|
|
|
|
|
|
61 |
Буквы Ё,Э |
1 |
|
|
|
|
|
|
62 |
Буква Я,Ю |
1 |
|
|
|
|
|
|
63 |
Буква Ц.Щ |
1 |
|
|
|
|
|
|
64 |
Буква Ф |
1 |
|
|
|
|
|
|
65 |
Повторение. Алфавит. |
1 |
|
|
|
|
|
|
66 |
Слово, слоги,ударение. |
1 |
|
|
|
|
|
|
67 |
Слово.Предложение. |
1 |
|
|
|
|
|
|
68 |
Закрепление. |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 КЛАСС
Сформированные у учащихся предметные компетенции:
Речевая компетентность.
1. Можетпринимать участие в диалогах повседневного общения, если собеседник повторяет взамедленном темпе свое высказывание или перефразирует его (объемдиалогического высказывания 2-3 реплики с каждой стороны).
2. Может задаватьпростые вопросы (Кто? Что? Когда? Где? Куда?) и отвечать на них в рамкахизвестных или интересующих тем. Знает, как обратится с просьбой. Умеет выразитьготовность или отказ ее выполнить.
3. Участвует вдиалоге этикетного характера. Приветствует и отвечает на приветствие.Составляет небольшие монологические высказывания (объем монологическоговысказывания – 1-2 фразы)
4. Можетописывать картинки с изображением школы, класса, учебных принадлежностей сопорой на них.
5. Понимаетотдельные знакомые слова и очень простые фразы в медленно и четко звучащей речив ситуациях повседневного общения (время звучания текста на аудирование-1 минута).
6. Понимаетосновное содержание в речи (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку, конспект)
7. Воспринимаети понимает небольшие простые сообщения.
8. Умеетправильно, плавно читать слоги, целые слова, тексты азбуки.
9. Читаети понимает знакомые имена, слова, а также очень простые предложения,адаптированные тексты (объем текста 10 -20 слов).
10. Умеетписать буквы, связывает их между собой в слоги, слова, пишет короткиепредложения.
11. Можетзаписать буквы, слоги, знакомые слова под диктовку. Умеет правильно писатьслова, написание и произношение, которых одинаковое.
12. Умеетсоставлять, словосочетания и предложения.
Языковаякомпетентность:
1. Знаетлексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики 1класса начальной школы (300 лексических единиц).
2. Знает слова,общие для родного и изучаемого языка, простейшие устойчивые словосочетания.
3. Знаетслогообразующую роль гласного звука.
4. Произносит иразличает на слух звуки и основные звукосочетания изучаемого языка.
5. Различаетзвуки на слух, устанавливает их последовательность в словах.
6. Правильнопроизносит гласный в первой предударной позиции, оглушает согласные в конце иперед согласным в середине слова.
7. Проводитзвуковой анализ слова.
8. Знает ииспользует в речи вопросительные слова (кто? что? где?); слова, отвечающие навопросы кто? что?
9. Может датьутвердительный и отрицательный ответ (да/нет).
10. Знает и использует в речи слова спредлогами в и на, отвечающие на вопрос где?
11. Знает и использует в речиотрицательную частицу не с глаголами.
12. Знает типовые предложения
Социокультурная компетентность:
1. Знает и умеетиспользовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикетав условиях разыгрывания ситуаций общения «В школе», «В классе»
2. Знает иисполняет отдельные произведения детского фольклора (песенки, стихотворения,считалочки)
3. Знает русскиеимена, отчества, фамилии; типологически близкие сказки на русском и родномязыках
4. Умеетпользоваться в своей речи устойчивыми словосочетаниями.
Календарно-тематическое планированиеучебного материала по русскому языку для 2 класса узбекской школы Количествочасов – 68 ч. (2 ч. в неделю)
Авторы: Омурбаева Д. К., Качигулова В. Н.
№ |
Темы уроков |
Кол-во часов |
Планир. дата |
Факт. дата |
К |
ПК |
Наглядность,ТСО Использованная литература |
Домашнее задание |
1 |
Здравствуй школа! |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Наша семья |
1 |
|
|
|
|
Иллюстрации,презентации,учебник |
|
3 |
Сад и огород. Овощи и фрукты. |
1 |
|
|
|
|
|
|
4 |
Домашние животные и птицы |
1 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Теремок |
1 |
|
|
|
|
|
|
6 |
Одежда |
1 |
|
|
|
|
|
|
7 |
Утро |
1 |
|
|
|
|
|
|
8 |
Репка |
1 |
|
|
|
|
|
|
9 |
Мы дома. Слова с Б-П |
1 |
|
|
|
|
|
|
10 |
Вечером. Слова с Б-В |
1 |
|
|
|
|
|
|
11 |
Федя и Петя. В-ф-п |
1 |
|
|
|
|
|
|
12 |
Работа. |
1 |
|
|
|
|
|
|
13 |
Наша столовая. Зоя и соя. |
1 |
|
|
|
|
|
|
14 |
Осень.Ь-мягкий знак |
1 |
|
|
|
|
|
|
15 |
Слова с С и Ц. Курица и цыплята. |
1 |
|
|
|
|
|
|
16 |
Слова с Ж.Жеребенок. |
1 |
|
|
|
|
|
|
17 |
Списывание текста. В лесу. |
1 |
|
|
|
|
|
|
18 |
Слова с Е.Осень в лесу. |
1 |
|
|
|
|
|
|
19 |
Слова с Ё. Белка. |
1 |
|
|
|
|
|
|
20 |
Мы играем. Слова с Ю-Я |
1 |
|
|
|
|
|
|
21 |
Слова с Ш-Щ-Ч. |
1 |
|
|
|
|
|
|
22 |
Слова с Ш-Щ-Ч. |
1 |
|
|
|
|
|
|
23 |
Слова с Г-К-Х |
1 |
|
|
|
|
|
|
24 |
Слова Ъ знаком. Мы ехали, ехали |
1 |
|
|
|
|
|
|
25 |
Дежурные |
1 |
|
|
|
|
|
|
26 |
Мы читаем, пишем. |
1 |
|
|
|
|
|
|
27 |
Учимся считать. Кто первый? |
1 |
|
|
|
|
|
|
28 |
Аман делает зарядку |
1 |
|
|
|
|
|
|
29 |
Повторение.Списывание. |
1 |
|
|
|
|
|
|
30 |
Скоро зима |
1 |
|
|
|
|
|
|
31 |
Читаем сказки. Волк и кот. |
1 |
|
|
|
|
Иллюстрации,презентации,учебник |
|
32 |
День рождения |
1 |
|
|
|
|
|
|
33 |
Лентяй. Помощница. Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1489 |
1 |
|
|
|
|
|
|
34 |
Магазин игрушек. |
1 |
|
|
|
|
|
|
35 |
О чем спорят дети? |
1 |
|
|
|
|
|
|
36 |
Наши игры. Хочу всё знать. |
1 |
|
|
|
|
|
|
37 |
Новый чапан Айдара Косе |
1 |
|
|
|
|
|
|
38 |
Весной. Весенние лучи. |
1 |
|
|
|
|
|
|
39 |
Контрольное списывание |
1 |
|
|
|
|
|
|
40 |
Что делают из молока? |
1 |
|
|
|
|
|
|
41 |
Почему яблоко сладкое? |
1 |
|
|
|
|
|
|
42 |
Щенок Шарик |
1 |
|
|
|
|
|
|
43 |
Сказки о животных |
1 |
|
|
|
|
|
|
44 |
Маленькие друзья |
1 |
|
|
|
|
|
|
45 |
Птичий двор |
1 |
|
|
|
|
|
|
46 |
Мать-олениха. |
1 |
|
|
|
|
|
|
47 |
Петя помог |
1 |
|
|
|
|
|
|
48 |
В зоопарке |
1 |
|
|
|
|
|
|
49 |
Лиса |
1 |
|
|
|
|
|
|
50 |
Ворона и лиса |
1 |
|
|
|
|
|
|
51 |
Наташина курочка |
1 |
|
|
|
|
|
|
52 |
Мы работаем |
1 |
|
|
|
|
|
|
53 |
Весной на огороде |
1 |
|
|
|
|
|
|
54 |
Контрольное списывание |
1 |
|
|
|
|
|
|
55 |
Как кого зовут |
1 |
|
|
|
|
|
|
56 |
В Бишкеке |
1 |
|
|
|
|
|
|
57 |
Хлеб-всему голова |
1 |
|
|
|
|
|
|
58 |
Наш край. Моё село |
1 |
|
|
|
|
|
|
59 |
Узбекистан |
1 |
|
|
|
|
|
|
60 |
Озеро Иссык-куль |
1 |
|
|
|
|
|
|
61 |
На джайлоо. Наши друзья |
1 |
|
|
|
|
|
|
62 |
Кто сажает лес. Ореховые леса |
1 |
|
|
|
|
|
|
63 |
Рассказы о детях. О Наде |
1 |
|
|
|
|
|
|
64 |
Рассказы о детях. Дядя Федор |
1 |
|
|
|
|
|
|
65 |
Рассказы о детях. Две корзинки |
1 |
|
|
|
|
|
|
66 |
Контрольное списывание |
1 |
|
|
|
|
|
|
67 |
Техника чтения |
1 |
|
|
|
|
|
|
68 |
Повторение |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 КЛАСС
Сформированные у учащихся предметные компетенции:
Речевая компетентность.
1. Принимаетучастие в диалогах повседневного общения (объем диалогического высказывания– 3-4 реплики с каждой стороны).
2. Умеет задаватьвопросы и отвечать на вопросы в ходе беседы в рамках известных или интересующихтем. Отвечает на вопросы и задает вопросы по тексту, картине, ситуации.
3. Участвует вдиалоге этикетного характера. Знакомится, может представиться, попрощаться.Составляет небольшие монологические высказывания (объем монологического высказывания– 3-4 фразы)
4. Пересказываеткороткий текст. Рассказывает о прочитанном, увиденном, услышанном.
5. Составляет повопросам и картинкам небольшие рассказы.
6. Составляетописание с опорой на картинку.
7. Воспринимает,понимает и воспроизводит прослушанное (время звучания текста нааудирование – 1-2 минуты).
8. Воспринимает ипонимает речь учителя и собеседников в процессе диалогического общения науроке.
9. Ориентируетсяв содержании прослушанного. Определяет действующих лиц в диалоге/тексте.
10. Правильно, плавно читает ипонимает изученные слова, предложения, небольшие адаптированные тексты, можетвыполнить соответствующие задания к текстам (объем текста 20 – 30 слов).
11. Слитно читает предлоги со словами.Правильно интонирует повествовательные, вопросительные, побудительныепредложения. Выразительно читает небольшие стихотворения.
12. Правильно списывает из книги, сдоски, слова у которых не совпадает звуковой и графический облик. Списываеттекст или части текста.
13. Пишет слова вставляя пропущенныебуквы.
14. Составляет словосочетания, простыепредложения и короткие связные тексты в рамках известных тем (4 – 5предложений) по образцу.
Языковаякомпетентность:
1. Знает ииспользует в речи лексические единицы, изученные в 1 классе.
2. Знаетлексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики 2класса начальной школы, в объеме 380 лексических единиц.
3. Используетслова лексического минимума в типовых конструкциях.
4. Распознаетфонемы в сильной позиции в звуке и букве в условиях, неспецифичных для родногоязыка.
5. Распознает фонемы,отсутствующие в родном языке, правильно произносит слова и словосочетания, вкоторых используется такие фонемы.
6. Произноситфонемы в сильной позиции в звуке и букве в условиях, неспецифичных для родногоязыка. Правильно произносит слова и словосочетания, в которых используетсяфонемы, отсутствующие в родном языке.
7. Проводитзвуковой и звукобуквенный анализ слова. Старается говорить правильно с опоройна языковую догадку
8. Знает ииспользует в речи типовые синтаксические конструкции. Строит собственное высказываниепо типовым образцам.
9. Трансформируетдиалог в соответствии с изменениями ситуации или ее деталей.
10. Распознает и использует в речиграмматические термины.
11. Согласовывает в роде и числеприлагательные и вопросительные местоимения и существительные.
12. Согласовывает в лице и числеглаголы настоящего времени и существительные (местоимения)
13. Усваивает видовые формы глаголачерез семантизацию в родном языке.
14. Различает вид глагола по наличиюприставок глагола.
15. Знает термины, находит окончания,приставки и предлоги в тексте.
16. Различает слитное произношение ираздельное написание предлогов.
Социокультурная компетентность:
1. Знаетотдельные произведения детского фольклора (песенки, стихотворения, считалочки)
2. Сравниваетособенности родного языка и изучаемого языка в пределах материала 2 класса
3. Знаетнациональные игры и игрушки, сувениры
4. Знаком сключевыми словами, идеями, героями сказок из культуры народов Кыргызстана
5. Знает орусском речевом этикете за столом, русских и национальных блюдах
6. Умеетпользоваться в своей речи устойчивыми словосочетаниями.
Календарно-тематическое планированиеучебного материала по русскому языку для 3 класса узбекской школы Количествочасов – 34 ч. (1 ч. в неделю)
Авторы: В. А. Булатова, Ч. М. Мусаева, А.Ш. Шеримбекова
№ |
Темы уроков |
Кол-во часов |
Планир. дата |
Факт. дата |
К |
ПК |
Наглядность,ТСО Использованная литература |
Домашнее задание |
1 |
Встреча со шкоой |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Слова мужского, женского, среднего рода |
1 |
|
|
|
|
Иллюстрации, презентации, раздаточный материал |
|
3 |
Слова единственного и множественного числа |
1 |
|
|
|
|
|
|
4 |
Как ответить на вопросы «Чей?,чья…чьи? |
1 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Как ответить на вопросы «Какой? |
1 |
|
|
|
|
|
|
6 |
Предложение. Списывание. |
1 |
|
|
|
|
|
|
7 |
Различайте вопросы к глаголам |
1 |
|
|
|
|
|
|
8 |
Моя семья |
1 |
|
|
|
|
|
|
9 |
Вижу что? Вижу кого? |
1 |
|
|
|
|
|
|
10 |
Беседа по картине. |
1 |
|
|
|
|
|
|
11 |
Одна, одно, один. Два, две. |
1 |
|
|
|
|
|
|
12 |
Как ответить на вопрос «Кому?» |
1 |
|
|
|
|
|
|
13 |
Лисица и Ёж. |
1 |
|
|
|
|
|
|
14 |
Техника чтения |
1 |
|
|
|
|
|
|
15 |
Волшебные слова |
1 |
|
|
|
|
|
|
16 |
В гостях у зимы |
1 |
|
|
|
|
|
|
17 |
Кем быть? |
1 |
|
|
|
|
|
|
18 |
Корень слова |
1 |
|
|
|
|
|
|
19 |
Парные согласные в корне и на конце слова |
1 |
|
|
|
|
|
|
20 |
Весна. Весенние заботы. |
1 |
|
|
|
|
|
|
21 |
8 Марта-женский день |
1 |
|
|
|
|
|
|
22 |
Животный мир.Жи-ши |
1 |
|
|
|
|
|
|
23 |
Контрольное списывание |
1 |
|
|
|
|
|
|
24 |
Предлоги |
1 |
|
|
|
|
|
|
25 |
Кого нет? Чего нет? |
1 |
|
|
|
|
|
|
26 |
Много, мало |
1 |
|
|
|
|
|
|
27 |
Откуда? Куда? |
1 |
|
|
|
|
|
|
28 |
Сколько кого? Сколько чего? |
1 |
|
|
|
|
|
|
29 |
В День Победы |
1 |
|
|
|
|
|
|
30 |
Нужно,можно,нельзя |
1 |
|
|
|
|
|
|
31 |
Правописание ча-ща |
1 |
|
|
|
|
|
|
32 |
Контрольное списывание |
1 |
|
|
|
|
|
|
33 |
Техника чтения |
1 |
|
|
|
|
|
|
34 |
Повторение |
1 |
|
|
|
|
|
|
3 КЛАСС
Сформированные у учащихся предметные компетенции:
Коммуникативная компетенция
— можетпонимать на слух простые фразы и несложный разговор на русском языке в пределахизученного;
— может читатьвслух по-русски с соблюдением пауз и интонации, словесного и логическогоударения;
— можетправильно писать все буквы русского алфавита, изученные слова и короткиепредложения;
— может задатьпростой вопрос и дать ответ;
— можетучаствовать в простейших ситуациях общения между учителем и учеником и учащихсямежду собой.
Информационнаякомпетенция
— в пределахизученного может читать по-русски адаптированные тексты; может понять общийсмысл мультфильма, кинофильма детской тематики на русском языке с преобладаниемзнакомой лексики в пределах изученных тем;
— может выполнитьзадание по учебнику.
Компетенциясоциально-гражданской активности
— можетрассказать о себе и ближайшем окружении, школе на русском языке в пределахизученного;
— хорошопонимает роль и значение изучения русского языка как одного из мировых языков;
— может вестидеятельность в качестве ученика, зрителя, покупателя, потребителя услуг,пассажира, пешехода, туриста в простейших ситуациях в пределах изученного.
Компетенциясамосовершенствования
— стремитсяизучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения; может правильнооценивать свои знания и умения;
— можетприменять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении русского языка вжизненных ситуациях.
Национально- и общекультурнаякомпетенция
— понимаетроль русского языка как формы выражения национальной культуры,национально-культурную специфику русского языка;
— умеет беречьисторическое, духовное и культурное наследие на русском языке, может следоватьморально-нравственным правилам русского речевого этикета в пределах изученного.
Компетенция математической грамотности, осведомленности одостижениях науки и техники, умение пользоваться ими
знает цифры от 1 до 20, может назватьпорядок предметов при счёте;
— хорошо понимает и воспроизводитинформацию о количестве и порядке предметов до 20;
— готов получать сведения оновостях науки и техники из адаптированных источников в пределах изученного.
Календарно-тематическое планированиеучебного материала по русскому языку для 4 класса узбекской школы Количествочасов – 34 ч. (1 ч. в неделю)
Авторы: Н. П.Задорожная, Ч. М. Мусаева, Г. К. Таирова.
№ |
Темы уроков |
Кол-во часов |
Планир. дата |
Факт. дата |
К |
ПК |
Наглядность,ТСО Использованная литература |
Домашнее задание |
1 |
Вот и лето прошло: Кто и где отдыхал. |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Книга-наш лучший друг. |
1 |
|
|
|
|
Иллюстрации,презентации,раздаточный материал |
|
3 |
Сколько предметов вокруг |
1 |
|
|
|
|
|
|
4 |
Случай в лесу |
1 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Кому что нравится |
1 |
|
|
|
|
|
|
6 |
Болот собирается в гости |
1 |
|
|
|
|
|
|
7 |
Косточка |
1 |
|
|
|
|
|
|
8 |
Край Чокморова |
1 |
|
|
|
|
|
|
9 |
Контрольное списывание |
1 |
|
|
|
|
|
|
10 |
Что без чего не бывает? |
1 |
|
|
|
|
|
|
11 |
Почему спорили солнце и луна |
1 |
|
|
|
|
|
|
12 |
О чем мы мечтаем? |
1 |
|
|
|
|
|
|
13 |
Контрольное списывание |
1 |
|
|
|
|
|
|
14 |
Техника чтения |
1 |
|
|
|
|
|
|
15 |
На горке |
1 |
|
|
|
|
|
|
16 |
Ёлка |
1 |
|
|
|
|
|
|
17 |
В гостях у сказки |
1 |
|
|
|
|
|
|
18 |
Что такое счастье |
1 |
|
|
|
|
|
|
19 |
Что нельзя купить |
1 |
|
|
|
|
|
|
20 |
Что такое хорошо и что такое плохо |
1 |
|
|
|
|
|
|
21 |
Жили солдатики |
1 |
|
|
|
|
|
|
22 |
Что и кого можно нарисовать? |
1 |
|
|
|
|
|
|
23 |
Контрольное списывание |
1 |
|
|
|
|
|
|
24 |
Путешествие барашка |
1 |
|
|
|
|
|
|
25 |
Неверное Эхо |
1 |
|
|
|
|
|
|
26 |
Кто что умеет делать |
1 |
|
|
|
|
|
|
27 |
Где все вещи? |
1 |
|
|
|
|
|
|
28 |
С кем и что делаем? |
1 |
|
|
|
|
|
|
29 |
Пять барбарисок и два пирожка |
1 |
|
|
|
|
|
|
30 |
Учимся рассказывать |
1 |
|
|
|
|
|
|
31 |
Лето в Кыргызстане |
1 |
|
|
|
|
|
|
32 |
Контрольное списывание |
1 |
|
|
|
|
|
|
33 |
Проверка техники чтения |
1 |
|
|
|
|
|
|
34 |
Повторение |
1 |
|
|
|
|
|
|
Сформированные у учащихся предметные компетенции:
Речевая компетенция
А1
может понять речь учителя или другого собеседника вобъёме изученных тем, а также содержание коротких рассказов, стихотворений (до50 слов), сказок, мультфильмов в рамках изученной лексики;
может понимать общее содержание прослушанного текста иотдельных деталей;
может обратиться с соблюдением норм речевого этикета,представиться (имя, место учебы, место жительства, рассказать о семье,профессиях близких), задать вопросы на эти темы собеседнику;
умеет попросить, извиниться, поблагодарить, попроситьразрешения;
может составить простейшие монологи-описания иповествования: рассказ о каком-нибудь событии, о себе, подробно пересказатьсодержание прослушанного или прочитанного текста (30-40 слов), сказки,мультфильма, детских телепередач;
умеет составить описание картинки, составлятьпредложения из данных слов;
может правильно написать слова и словосочетанияактивной лексики, умеет писать под диктовку тексты объемом до 20-30 слов.
А1+
понимает речь учителя или другого собеседника в объёмеизученных тем, содержание речи собеседника, коротких рассказов, стихотворений(до 60 слов), сказок, мультфильмов в рамках изученной лексики;
может с опорой на прочитанный текст излагать своимысли, свое отношение к прочитанному, продолжая или расширяя информацию впределах изученной лексики;
правильно бегло читает вслух со скоростью до 40-50слов в минуту.
Лингвистическая компетенция
А1
произносит знакомые слова с правильным ударением,оглушением или озвончением согласных, в основном правильно произнося безударныегласные, стечения согласных;
соблюдает слитное чтение предлогов со словами;
знает и употребляет в речи слова активного запаса итиповых предложений в пределах изученного.
А1+
произносит слова с правильным ударением, оглушениемили озвончением согласных, правильно произнося безударные гласные, стечениясогласных.
Сформированные элементы ключевых компетенций:
Коммуникативная компетенция
А1
понимает на слух простые фразы и несложный разговор нарусском языке в пределах изученного;
умеет читать вслух по-русски с соблюдением пауз иинтонации, словесного и логического ударения адаптированные тексты;
умеет правильно писать изученные слова и короткиепредложения;
может задать простой вопрос и дать ответ в пределахизученного.
А1+
умеет читать вслух по-русски с соблюдением пауз иинтонации, словесного и логического ударения несложные тексты
Информационная компетенция
А1
умеет читать по-русски в пределах изученного;
понимает общее содержание мультфильма, кинофильмадетской тематики на русском языке с преобладанием знакомой лексики в пределахизученных тем.
А1+
умеет выразительно читать по-русски;
в пределах изученного понимает содержание мультфильма,кинофильма детской тематики на русском языке с преобладанием знакомой лексики впределах изученных тем.
Национально- и общекультурная компетенция
А1
понимает роль русского языка как формы выражениянациональной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,национально-культурную специфику русского языка,
понимает необходимость беречь историческое, духовное икультурное наследие на русском языке;
может рассказать о государственных символахУзбекистана; о городах;
может следовать морально-нравственным правиламрусского речевого этикета в пределах изученного
А1+
может рассказать о государственных символахУзбекистана; об исторических городах и памятниках страны в пределах изученного
Компетенция самосовершенствования
А1
стремится изучать русский язык, совершенствовать своизнания и умения;
может адекватно оценивать свои знания и умения нарусском языке;
умеет применять духовно-нравственный опыт, полученныйпри изучении русского языка в жизненных ситуациях.
А1+
умеет самостоятельно, творчески выполнять задания.
Компетенция социально-гражданской активности
А1
может рассказать о себе, школе, своём городе,Узбекистане в пределах изученного;
хорошо понимает роль и значение изучения русскогоязыка как одного из мировых языков;
может вести деятельность в качестве ученика, зрителя,покупателя, потребителя услуг, пассажира, пешехода, туриста в простейшихситуациях в пределах изученного.
А1+
может рассказать о себе и ближайшем окружении, школе иодноклассниках, о своём городе, Узбекистане на русском языке в пределахизученного
Компетенция математической грамотности,осведомленности о достижениях науки и техники, умение пользоваться ими
А1
может хорошо понимать и воспроизводитьинформацию о количестве предметов до 20, точном времени суток, дне недели имесяца;
способен сказать о порядке предметов присчёте.
А1+
готов получать сведения о новостях науки и техники изадаптированных источников на русском языке в пределах изученного.
