Муниципальноеказенное общеобразовательное учреждение
«Ташаринскаясредняя общеобразовательная школа»
Мошковскогорайона
Программаначального общего образования
Рабочаяпрограмма учебного предмета
«ЧИТАЕМ,ДУМАЕМ ,СПОРИМ»
1-3класс
Срокосвоения 3 года
ФГОС
Составитель:
КвашнинаЕ.Л.
ДонгаузерС.А.
Обсужденаи согласована на Принята методическим
заседанииметодического объединения советом
учителейматематики и информатики Протокол №1 от
Протокол №1 от «___» августа202_г.
«___»августа 202_г.
Пояснительная записка
Общаяхарактеристика учебного курса
Цельюсовременной школы является обеспечение качественного и доступного образованиядля обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижениенаправлена реализация образовательной программы школы, где каждый ученик можетполучить образование с учетом его возможностей и потребностей, развитьприродные способности, сформировать ключевые компетенции.
Актуальностьпрограммы
Программакурса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования, а также основнойобразовательной программой начального общего образования. Одной из главныхзадач новых образовательных стандартов второго поколения является формированиекомпетентностей ребенка по освоению новых способов действия.
Реализацияданной программы позволит учащимся развивать познавательные интересы,творческое мышление и творческие способности, формировать и развиватьобщеучебные умения и навыки, применять полученные знания при решениинестандартных задач и задач повышенной сложности
Не менееважным фактором реализации данной программы является и стремление развивать уучащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, атакже совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенномувопросу. Ребенку необходимо не только много знать, но и последовательномыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальнаядеятельность, основанная на активной мыслительной деятельности, поиске способовдействий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей
Программаучитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.Содержание соответствует познавательным возможностям младших школьников ипредоставляет им возможность работать в «зоне ближайшего развития», формируяучебную мотивацию . При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств:умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать,абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания,воображение, речь, расширяется словарный запас.
Цель программы: развитие и совершенствование познавательных процессов(внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления),формирование ключевых компетенций обучающихся.
Задачи программы:
· формирование и развитие восприятия, памяти, внимания, воображенияи логического мышления, развитие моторики;
· формирование и развитие творческих способностей, творческогомышления;
· формирование способности искать и находить новые решения;
· формирование способности проявлять самостоятельность, самореализацию,самоконтроль, самооценку;
расширение кругозораучащихся в различных областях знаний;
· обучение решению нетиповых поисково-творческих, аналитическихзадач, не связанных с учебным материалом;
· развитие умения делать доступные выводы и обобщения, обосновыватьсобственные мысли;
· интеллектуальное и речевое развитие учащихся, формирование навыковобщения, повышение качества знаний учащихся на основе работы с текстом;
· расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания порусскому языку;
· воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности ипредприимчивости;
· воспитание уверенности в своих силах, в своих знаниях в результатетворческой деятельности;
· подготовка к олимпиадам, конкурсам, марафонам;
· формирование поисково – исследовательских коммуникативных умений;
· формирование целостной картины мира и осознание места в нёмчеловека;
· духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданинаРоссии в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;
подготовка к тестированию, мониторингам (предметным и метапредметным).
Программа рассчитана на 3года обучения (1-3 классы) детей младшего школьного возраста (6,5 – 10 лет).
Формы занятий:
· по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная,групповая, индивидуальная;
· по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум,тренинг, диспут, интеллектуальное соревнование, учебно-игровая деятельность
Сроки реализациипрограммы: 2022–2025учебные годы.
Программа представляетсобой систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся младших классов,проводимых во внеурочное время. Курс включает:
1 класс – 33 занятия (1 ч внеделю),
2 – 3 классы – по 34занятий в год (1 ч в неделю)
Курс включает следующиеблоки:
1 класс:
«Математика»
2 класс
«Чтение и работа стекстом»,
3 класс
«Мир вокруг нас»
Учебно-методическоеобеспечение образовательного процесса.
· Графические диктанты: 1 класс/ Голубь В. Т. – М.:ВАКО, 2010
· Занимательные материалы к урокам математики в 1-2классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
· Занимательные задачи поматематике для младших классов Л.Н. Верёвкина, Е.В.Страусова.
· Смекалка для малышей.Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки В.В, Акентьев, Н.Н.Аменицкий, М.А. Гершензон и др.
· Праздник числа. В. Волина.
· Игра «Математическое домино»
· Набор «Геометрические тела».
Планируемыерезультаты освоения обучающимися курса
Личностные результаты:
· усвоение правил сотрудничества;
· учиться аргументировать свою точку зрения
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
· определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
· проговаривать последовательность действий;
· учиться высказывать свое предположение (версию);
· учиться работать по предложенному педагогом плану;
· учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
· учиться совместно с педагогом и другими учениками даватьэмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от ужеизвестного с помощью педагога;
· учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы,используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, используяучебную литературу и СМИ
Коммуникативные УДД:
· учиться договориваться, сотрудничать в группе;
· овладевать навыками совместного решения учебной задачи.
Блок«Математика» . 1 класс
Блок«Математика» предназначен для развития математических способностейучащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности.Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможностисделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений,овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволятобучающимся реализовать свои возможности приобрести уверенность в своих силах.
Содержаниеучебного предмета
Тема 1. Математика — это интересно
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается покомандам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).
Тема 2. Танграм: древняя китайская головоломка
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданнымразбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.
Тема 3. Путешествие точки
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданнойпоследовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построениесобственного рисунка и описание его шагов.
Тема 4. Игры с кубиками
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (укаждого два кубика). Взаимный контроль.
Тема 5. Танграм: древняя китайская головоломка
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частичнозаданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки,представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
Тема 6. Волшебная линейка
Шкала линейки. Сведения из истории математики: историявозникновения линейки.
Тема 7. Праздник числа 10
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число».Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Тема 8. Конструирование многоугольников из деталей танграма
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частичнозаданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составлениемногоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненнойработы.
Тема 9. Игра-соревнование «Весёлый счёт»
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числаот 1 до 20 расположены в таблице не по порядку, а разбросаны по всей таблице.
Тема 10. Игры с кубиками
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (укаждого два кубика). Взаимный контроль.
Темы 11–12. Конструкторы лего
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями иалгоритмами построения
конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.
Тема 13. Весёлая геометрия
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Тема 14. Математические игры
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,«Вычитание в пределах 10».
Тема 15–16. «Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладываниенескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
Тема 17. Задачи-смекалки
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколькоспособов решения.
Тема 18. Прятки с фигурами
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа стаблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».
Тема 19. Математические игры.
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах20».
Тема 20. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнениечислового кроссворда
Темы 21–22. Математическая карусель
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математическиеголоволомки, занимательные задачи
Тема 23. Уголки
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, пособственному замыслу.
Тема 24. Игра в магазин. Монеты
Сложение и вычитание в пределах 20.
Тема 25. Конструирование фигур из деталей танграма
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частичнозаданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур,представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
Тема 26. Игры с кубиками
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек наверхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первогокубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.Взаимный контроль.
Тема 27. Математическое путешествие
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первыйученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, ачетвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.
Тема 28. Математические игры
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».
Тема 29. Секреты задач
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
Тема 30. Математическая карусель
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математическиеголоволомки, занимательные задачи.
Тема 31. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнениечислового кроссворда (судоку).
Тема 32. Математические игры
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,«Вычитание в пределах 20».
Тема 33. Итоговый урок
Содержание блока «Математика» направлено на воспитаниеинтереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, уменияанализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачутворчески.
Программа предусматривает включениезадач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием,сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует уходу от образца, проявлению самостоятельности, формированию умений работать вусловиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видетьсходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этихизменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движениеот вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться,стараться и самому найти выход.
Содержание курса отвечает требованию корганизации предметной деятельности и не требует от учащихся дополнительныхматематических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальныепознавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию,интересные математические факты, способные дать простор воображению. Формируетумения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков. Блок«Математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтомупредусматривает организацию подвижной деятельности учащихся.
Задачи блока:
1. Повышениеэрудиции и расширение кругозора.
2. Формированиеприемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение,обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать своидействия.
3. Развитие удетей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, уменияаргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Планируемые результатыизучения блока
В результате освоения программы блока «Математика»формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующиетребованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
· развитиелюбознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемногои эвристического характера.
· развитиевнимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолеватьтрудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
· воспитаниечувства справедливости, ответственности.
· развитиесамостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
· Сравниватьразныеприемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
· Применятьизученныеспособы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовымиголоволомками.
· Анализироватьправилаигры.
· Действоватьвсоответствии с заданными правилами.
· Включатьсявгрупповую работу.
· Участвоватьвобсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение иаргументировать его.
· Выполнятьпробноеучебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробномдействии.
· Аргументироватьсвоюпозицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критериидля обоснования своего суждения.
· Сопоставлятьполученныйрезультат с заданным условием.
· Контролироватьсвоюдеятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
· Анализироватьтекстзадачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомыечисла (величины).
· Искатьи выбирать необходимуюинформацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответана заданные вопросы.
· Моделироватьситуацию,описанную в тексте задачи.
· Использоватьсоответствующиезнаково-символические средства для моделирования ситуации.
· Конструировать последовательность«шагов» (алгоритм) решения задачи.
· Объяснять(обосновывать) выполняемыеи выполненные действия.
· Сопоставлятьполученныйрезультат с заданным условием.
· Анализироватьпредложенныеварианты решения задачи, выбирать из них верные.
· Выбиратьнаиболееэффективный способ решения задачи.
· Оцениватьпредъявленноеготовое решение задачи (верно, неверно).
· Участвоватьв учебномдиалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
· Ориентироватьсяв понятиях«влево», «вправо», «вверх», «вниз».
· Ориентироватьсяна точкуначала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направлениедвижения.
· Проводитьлинии позаданному маршруту (алгоритму).
· Выделятьфигурузаданной формы на сложном чертеже.
· Составлятьфигуры изчастей. Определять место заданной детали в конструкции.
· Выявлятьзакономерностив расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуромконструкции.
· Сопоставлятьполученный(промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
· Объяснятьвыбордеталей или способа действия при заданном условии.
· Анализироватьпредложенныевозможные варианты верного решения.
· Моделироватьобъёмныефигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
· Осуществлятьразвернутыедействия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию собразцом.
Занятия помогают углублению знаний по программномуматериалу, знакомят с историей математики,развитию представлений о её практическом применении.
Курс направлен на формирование умения нестандартномыслить, отработку вычислительных навыков, введение разнообразногогеометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знаниятаблиц сложения и умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов,расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делатьлогические выводы. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовкеучащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, являетсяподготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой дляучастия в Международных интернет – конкурсах для одарённых детей.
Блок«Чтение и работа с текстом» 2 класс
Ведущая педагогическаяидея блока «Чтение и работа с текстом» – это использование текста какосновы создания развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитаниеобщечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.Основное место на занятиях занимает работа с текстом, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательныйхарактер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника,совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях.Процесс обучения и воспитания, направленный на развитие инициативно-творческогомышления и индивидуальных способностей школьников можно отобразить в такойцепочке: актуализация, создание ситуации, проблема, идея, творческий процесс,творческий продукт, рефлексия, афиширование, самооценка, самокоррекция, новыйтворческий продукт.
Реализация программыобеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных,метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордостиза свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократическихценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствамилитературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразииприроды, народов, культур и религий;
3) воспитаниехудожественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей ичувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведенийхудожественной литературы;
4) развитие этических чувств,доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания исопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительногоотношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умениятерпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыкамиадаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальнойроли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностногосмысла учения;
8) развитие самостоятельности иличной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственныхнормах общения;
9) развитие навыковсотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравниватьпоступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации ктворческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям,формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностьюпринимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еёосуществления;
2) освоениеспособами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование уменияпланировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии споставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективныеспособы достижения результата;
4) формирование умения пониматьпричины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивнодействовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использованиезнаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевыхсредств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различныхспособов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях иинтерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательнымизадачами;
8) овладение навыками смысловогочтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построенияречевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлениятекстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическимидействиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовымпризнакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседникаи вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь иизлагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценкусобытий;
11) умение договариваться ораспределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контрольв совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливатьсобственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивноразрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы какявления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачинравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтениядля личного развития; формирование представлений о Родине и её людях,окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий одобре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическомчтении;
3) достижение необходимого дляпродолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевогоразвития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмамианализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов сиспользованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видовчтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанновоспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвоватьв их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбиратьинтересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания иполучения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткуюаннотацию;
6) умение использовать простейшиевиды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи иопределять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливатьих, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разнымивидами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных,учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладетьнекоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста поаналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристикагероев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитиехудожественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст наоснове художественного произведения, репродукции картин художников, поиллюстрациям, на основе личного опыта.
В результате обучения обучающиеся на ступени начального общегообразования:
— приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстахинформацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебныхтекстов.
Чтение
Выпускник научится:
— использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее,поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
— соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения;
— осознавать смысл текста при чтении вслух и про себя.
Выпускник получитвозможность научиться:
— осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее,выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
— высказывать собственное суждение о прочитанном тексте, доказыватьи подтверждать его фактами со ссылками на текст;
— составлять по аналогии устные рассказы (повествование,рассуждение, описание).
Работа стекстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
— находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явномвиде;
— определять тему и главную мысль текста;
— делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
— вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать ихпоследовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
— сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя2-3 существенных признака;
— понимать информацию, представленную в неявном виде;
— понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нёминформацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
— использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее,поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.
Выпускник получитвозможность научиться:
— использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки,сноски) для поиска нужной информации;
— работать с несколькими источниками информации;
— сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа стекстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
— пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
— соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи,не показанные в тексте напрямую;
— формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находитьаргументы, подтверждающие вывод;
— сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текстаинформацию;
— составлять на основании текста небольшое монологическоевысказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получитвозможность научиться:
— делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшегоиспользования;
— составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы опрочитанном.
Работа стекстом: оценка информации
Выпускник научится:
— высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанномтексте;
— оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
— участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного илипрослушанного текста.
Выпускник получитвозможность научиться:
— сопоставлять различные точки зрения;
— соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Чтение
Чтениевслух.
Установкана нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений синтонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностейразных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитиеумения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Использование различныхвидов чтения: ознакомительного, изучающего, поискового, выбор нужного видачтения в соответствии с целью чтения.
Чтениепро себя. Осознание смысла произведения при чтениипро себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения(изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить втексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения:факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с текстом
Работа с текстом: поискинформации и понимание прочитанного
Самостоятельноенахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде,определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части,их озаглавливание; составление плана текста. Понимание заглавия произведения,его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностейхудожественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощьюучителя). Вычленение содержащихся в тексте основных событий и установление ихпоследовательности; упорядочение информации по заданному основанию. Сравнениемежду собой объектов, описанных в тексте с выделением 2-3 признаков. Нахождениев тексте сведений, заданных в неявном виде. Использование формальных элементовтекста для поиска нужной информации. Работа с несколькими текстами.
Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации
Самостоятельноевоспроизведение текста с использованием выразительных средств языка:последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической дляданного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям,пересказ подробный и сжатый, устный и письменный. Освоение разных видовпересказа художественного, учебного текста: подробный, выборочный и краткий(передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главноймысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробныйпересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждойчасти и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составлениеплана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в видесамостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочныйпересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов,выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание местадействия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описаниена основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведенийпо общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректированиепорядка предложений и частей текста (абзацев). Соотнесение фактов с общей идеейтекста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую.Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в текстедоказательств, подтверждающих вывод. Сопоставление содержащейся в разных частяхтекста информации, обобщение информации. Создание на основе текста небольшогомонологического высказывания, ответа на поставленный вопрос. Выписки из текстовс определенной целью. Составление небольших письменных аннотаций к тексту. Написаниеотзыва о прочитанном. Интерпретация текста литературного произведения втворческой деятельности учащихся: устное словесное рисование, знакомство сразличными способами работы с деформированным текстом и использование их(установление причинно-следственных связей, последовательности событий:соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения,создание собственного текста на основе художественного произведения (текст поаналогии).
Работа с текстом: оценкаинформации
Умение построить монологическое речевоевысказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложеннойтеме или в форме ответа на вопрос. Монолог как форма речевого высказывания.Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторскийтекст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражениеосновной мысли текста в высказывании. Высказывание своей точки зрения опрочитанном тексте, оценочных суждений о содержании, языковых особенностях,структуре текста. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте.Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: пониматьвопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать своюточку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство собственной точкизрения с опорой на текст. Сопоставление разных точек зрения. Соотнесениепозиции автора с собственной точкой зрения.
Учебно-методическое обеспечение:
Чтение. Работа с текстом.2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [О.Н.Крылова] — 16-е изд. – М: Издательство «Экзамен», 2016. – 112 с.: ил. — (Серия«Учебно – методический комплект»).
3 класс
Блок«Мир вокруг нас»
Программа блока «Мир вокругнас» соединяет в равной мере экологические, природоведческие,обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материалестественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного исистемного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Задачи:
1) формирование уважительногоотношения к своей семье, к России, её природе и культуре, истории и современнойжизни;
2) осознание ребёнкомценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование моделибезопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ичрезвычайных ситуациях;
4)формирование экологического мировоззрения, повышениеэкологической культуры;
5) формированиепсихологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного ибезопасного взаимодействия в социуме.
Знакомство с началамиэкологии, естественных и социально-гуманитарных наук даёт ученику ключ (метод)к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления мира вокруг себя понятными,знакомыми и предсказуемыми, прогнозировать как своё личное, так и социальноеблагополучие, что является актуальным в настоящее время.
Формыорганизации детского коллектива
— экологическиепраздники, викторины, устные журналы
— экскурсии
— беседы
— выставки,конкурсы
— выступлениялекторских групп
— нагляднаяагитация (стендовые доклады, видеоролики, фотографии)
— исследовательскаяи проектная деятельность
Предполагаемыерезультаты реализации программы
Личностные и метапредметные результаты:
1. Приобретениеи углубление опыта участия в экологической деятельности: акциях, социальныхэкологических проектах и т. д.;
2. Развитиедетских экологических инициатив;
3. Овладениеразнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями,организационными способностями, расширение кругозора, получение удовольствия иинтереса от созидательной деятельности;
4. Улучшениеусловий окружающей среды;
5. Повышениеуровня экологической культуры обучающихся;
6. Посещениеучреждений дополнительного образования, культуры и др.
Личностныерезультаты:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувствагордости за свою Родину, российский народ и историю России; формированиеценностей многонационального российского общества; становление гуманистическихи демократических ценностных ориентации;
— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мирв его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
— овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся иразвивающемся мире;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивовучебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за своипоступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений онравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношениюк материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, поиска средств её осуществления;
— освоение способов решения проблем творческого и поисковогохарактера;
— формирование умения планировать, контролировать и оцениватьучебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еёреализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— формированиеумения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способностиконструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— использование знаково-символических средств представленияинформации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решенияучебных и практических задач;
— активное использование речевых средств и средств информационных икоммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательныхзадач;
— использование различных способов поиска (в справочных источниках иоткрытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативнымии познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий ипричинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известнымпонятиям;
— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовностьпризнавать возможность существования различных точек зрения и права каждогоиметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценкусобытий;
— определение общей цели и путей её достижения; умениедоговариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оцениватьсобственное поведение и поведение окружающих;
— овладение начальными сведениями о сущности и особенностяхобъектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета«Окружающий мир»;
— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
— умениеработать в материальной и информационной среде начального общего образования(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебногопредмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
— понимание особой роли России в мировой истории, воспитаниечувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
— сформированность уважительного отношения к России, родному краю,своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
— осознание целостности окружающего мира, освоение основэкологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в миреприроды и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальнойсреде;
— освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получениеминформации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационномпространстве);
— развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственныесвязи в окружающем мире.
Программа блока «Мирвокруг нас» представляет детям широкую панораму природных, экологических иобщественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этотматериал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметныхобластей.
В ходе занятий детиовладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе иобществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, втом числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Работа вкружке обладает широкими возможностями для формирования у младших школьниковфундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующихкомпетентностей — умений проводить наблюдения, ставить опыты, соблюдатьправила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Этопозволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразногоповедения в окружающей природной и социальной среде.
Особое внимание уделяетсяисследовательской и проектной работе; участию в экологических и социально –направленных школьных и районных акциях.
Тематическое планирование блока «Математика»
|
1 класс |
|
|
|
|
||||
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Основное содержание |
Основные виды деятельности обучающихся |
Форма проведения занятий |
||||
1 |
1. Математика —это интересно |
1 |
Решение нестандартных задач |
Участвовать в учебном диалоге: постановка вопросов, нахождение ответов на вопросы. Рассматривание нового учебного пособия. Команды:«вверх», «вниз», «влево», «вправо»
|
Игра «Муха» |
||||
2 |
Танграм: древняя китайская головоломка |
1 |
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.
|
Нахождение сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. |
Интеллектуальное соревнование |
||||
3 |
Путешествие точки |
1 |
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). |
Определение последовательность событий |
Графический диктант |
||||
4 |
Игры с кубиками |
1 |
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). |
Взаимный контроль. Игровая деятельность. |
Групповое занятие |
||||
5 |
Танграм: древняя китайская головоломка |
1 |
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. |
Взаимная проверка выполненной работы.
|
Групповое занятие |
||||
6 |
Волшебная линейка |
1 |
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.
|
Задания на развитие логического мышления |
Графический диктант |
||||
7 |
Праздник числа 10 |
1 |
Восстановление примеров:поиск цифры, которая скрыта.
|
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». |
Игровое соревнование |
||||
8 |
Конструирование многоугольников из деталей танграма |
1 |
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. |
Логическая мозаика |
Индивидуальное и групповое занятие |
||||
9 |
«Весёлый счёт» |
1 |
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). |
Числа от 1 до 20 расположены в таблице не по порядку, а разбросаны по всей таблице.
|
Игра-соревнование |
||||
10 |
Признаки предметов. Игры с кубиками |
1 |
Восстановление примеров:поиск цифры, которая скрыта.
|
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
|
Коллекивная игра |
||||
11 |
Конструкторы лего |
1 |
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. |
Отношение (сравнение групп предметов) |
Коллекивная игра Конструирование |
||||
12 |
Конструкторы лего |
1 |
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.
|
Отношение (сравнение групп предметов) |
Коллекивная игра Конструирование |
||||
13 |
Весёлая геометрия |
1 |
Задания формирующие геометрическую наблюдательность.
|
Решение задач |
Обсуждение, рассуждение и построение алгоритма решения. |
||||
14 |
Выполнение графических заданий |
1 |
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».
|
Повторение состава чисел в пределах 10-ти |
Игровая форма соревнование-викторина |
||||
15 |
«Спичечный» конструктор |
1 |
Построение конструкции по заданному образцу. |
Конструирование |
Игра |
||||
16 |
«Спичечный» конструктор |
1 |
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
|
Конструирование |
Игра |
||||
17 |
Задачи-смекалки |
1 |
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.
|
Решение задач с некорректными данными, рассуждение, построение алгоритма решения. |
Групповая работа, коллективная проверка |
||||
18 |
. Прятки с фигурами |
1 |
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».
|
Нахождение сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. |
Групповая работа |
||||
19 |
Математические игры. |
1 |
«Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».
|
Построение «математических» пирамид: |
Индивидуальная работа |
||||
20 Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490 |
Магические квадраты Числовые головоломки |
1 |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. |
Заполнение числового кроссворда
|
Игровое соревнование |
||||
21 |
. Математическая карусель |
1 |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи
|
Конструирование, сравнение, составление логических цепочек. Коллективная проверка. |
Индивидуальное занятие |
||||
22 |
Математическая карусель |
1 |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи
|
Конструирование, сравнение, составление логических цепочек. Коллективная проверка. |
Групповая работа |
||||
23 |
Уголки |
1 |
Признаки предметов. Упорядочивание серии предметов по разным признакам |
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.
|
Индивидуальная работа |
||||
24 |
Игра в магазин. Монеты |
1 |
Сложение и вычитание в пределах 20.
|
Участвовать в учебном диалоге: постановка вопросов, нахождение ответов на вопросы. |
Игра «Магазин» |
||||
25 |
Конструирование фигур из деталей «танграма» |
1 |
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Закономерности в расположении фигур и предметов. |
Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
|
Игровое соревнование |
||||
26 |
Игры с кубиками |
1 |
Сложение и вычитание в пределах 20. |
. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.
|
Графический диктант |
||||
|
|
|
|
||||||
27 |
. Математическое путешествие Решение логических заданий |
1 |
Сложение и вычитание в пределах 20. |
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй прибавляет2, третий вычитает3,а четвёртый прибавляет5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.
|
Групповая работа |
||||
28 |
Математические игры |
1 |
Фигуры и символы «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».
|
Конструирование, сравнение, составление логических цепочек. Коллективная проверка. |
Графический диктант Групповая работа |
||||
29 |
Математическая карусель |
1 |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.
|
Конструирование, сравнение, составление логических цепочек. Коллективная проверка. |
Графический диктант Групповая работа |
||||
30 |
Решение задач на взвешивание |
1 |
Работа с единицами измерения массы ; Знакомство с весами. |
Взвешивание; сравнение массы предметов. |
Индивидуальная и фронтальная работа |
||||
31 |
Числовые головоломки |
1 |
Задания с геометрическим содержанием. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
|
Участвовать в учебном диалоге: постановка вопросов, нахождение ответов на вопросы. |
Групповая работа |
||||
|
|
|
|
|
|
||||
32 |
Математические игры |
1 |
Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».
|
Построение «математических» пирамид |
Индивидуальная работа |
||||
33 |
Итоговый урок Игры со счетными палочками |
1 |
Конструкторы, задачи на логическое решение, ребусы. |
Повторение, обобщение, подведение итогов. |
Коллективная работа, индивидуальный опрос. |
||||
Календарно-тематическое планированиеблока «Чтение и работа с текстом»
2 класс
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Основное содержание |
Основные виды деятельности обучающихся |
Формы проведения занятий |
|||
1 |
Вводное занятие. Знакомство с тетрадью. Стартовая диагностика сформированности навыков работы с текстовой информацией в процессе чтения. |
1 |
. Стартовая диагностика сформированности навыков работы с текстовой информацией в процессе чтения. |
Смысловое чтение с последующим пересказом. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. |
Беседа, лекция, библиотечный урок. |
|||
2 |
Соколов – Микитов. Выделение главной мысли текста |
1 |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного |
Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. |
Дискуссия, проверка работ. |
|||
3 |
В. Осеева «Плохо». Определение последовательности событий в тексте. |
1 |
Определение последовательности событий в тексте |
. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. |
Индивидуальное выступление |
|||
4 |
Александрова Т. «Вместе с книжкой и игрушкой» |
1 |
Знакомство с новыми произведениями. Рассказ учителя о художественной литературе, об авторе и названии произведения. Учить называть главных персонажей книги. Моделирование обложки. |
Чтение вслух, выделение интонацией знаков препинания. |
Декламирование |
|||
5 |
Пивоварова И. «Однажды Катя с Манечкой» |
1 |
Чтение про себя. |
Групповая работа |
||||
6 |
Игра в слова |
1 |
|
Игровая форма, викторина |
||||
7 |
Н. Носов. Рассказы |
1 |
Знакомство с новыми произведениями. Рассказ учителя о художественной литературе, об авторе и названии произведения. Учить называть главных персонажей книги. Моделирование обложки. |
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). |
Коллективное обсуждение, дискуссия. |
|||
8 |
В. Голявкин «Тетрадки под дождем» |
1 |
Чтение по-ролям |
|||||
9 |
Б. Житков. Стихи и сказки. |
1 |
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). |
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. |
Дискуссия, проверка работ |
|||
10 |
Б. Заходер. Стихи и сказки. |
1 |
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. |
Декламирование |
||||
11 |
С. Седов «Жил – был Левша» |
1 |
Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в тексте доказательств, подтверждающих вывод. |
Коллективное чтение и обсуждение. |
||||
12 |
Путешествие к острову Фантазии |
1 |
Пересказ подробный. |
Урок выступление |
||||
13 |
Г. Горбовский «Розовый слон» |
1 |
Знакомство с новыми произведениями. Учить детей передавать содержание читаемого. Овладевать интонацией героя. «Перевоплощение» в рассказчика или героя. Характеристика героя. Знакомство с краткой биографией писателя. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ подробный и сжатый, устный и письменный. Освоение разных видов пересказа художественного, учебного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). |
. Выписки из текстов с определенной целью. Составление небольших письменных аннотаций к тексту. |
Самостоятельная работа |
|||
14 |
Г. Цыферов «Дневник медвежонка» |
1 |
устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом |
|
||||
15 |
С. Козлов «Ежик в тумане» |
1 |
Сочинение продолжения истории |
Групповая работа |
||||
16 |
В. Берестов «Как найти дорожку» |
1 |
Устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом |
|
||||
17 |
В. Бианки «Чей нос лучше» |
1 |
|
|
||||
18 |
К. Паустовский «Кот – ворюга» |
1 |
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). |
|
||||
19 |
Э. Мошковская «Бульдог» |
1 |
Знакомство со стихотворениями. Рифма. Выделение в тексте ключевых образов, слов. Формирование умения выражать свои мысли и чувства о прочитанном. |
|
|
|||
20 |
Д. Чиарди «Об удивительных птицах» |
1 |
|
|
||||
21 |
В. Левин «Усталый поезд» |
1 |
Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в тексте доказательств, подтверждающих вывод. |
Экскурсия в сельскую библиотеку |
||||
22 |
В. Берестов. Веселые стихи |
1 |
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). |
Групповая работа-дискуссия |
||||
23 |
Занимательное стиховедение |
1 |
Чтение стихотворений любимых поэтов |
Индивидуальная работа |
||||
24 |
С. Маршак «Хороший день» |
1 |
Чтение произведений, словарная работа, словесные игры. Восстановление деформированного текста. Поиск слов и выражений, характеризующих героя и события, описывающих картины природы. |
|
|
|||
25, |
Гарин – Михайловский «Детство Темы» |
1 |
. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. |
|
||||
26 |
А. Толстой «Как ни в чем не бывало» |
1 |
Нахождение в тексте сведений, заданных в неявном виде. Использование формальных элементов текста для поиска нужной информации.
Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. |
Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в тексте доказательств, подтверждающих вывод. |
Пересказ-эстафета |
|||
27 |
В. Драгунский «Девочка на шаре» |
1 |
Сопоставление разных точек зрения. Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения.
|
|
||||
28 |
Создаем диафильм «Наши мамы» |
1 |
Портрет мамы за любимым делом |
Презентация иллюстраторов |
||||
29 |
Скребицкий «Барсучок» |
1 |
Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в тексте доказательств, подтверждающих вывод. |
|
||||
30 |
Перовская «Тигренок Васька» |
1 |
Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения |
Освоение разных видов пересказа художественного, учебного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). |
Оформление выставочных работ |
|||
31 |
Б. Житков «Про обезьянку» |
1 |
Осознание диалога как вида речи. |
|
Разучивание наизусть |
|||
32 |
Ф. Абрамов «Из рассказов Олены Даниловны» |
1 |
деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. |
Сопоставление разных точек зрения. Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения.
|
|
|||
33 |
Иллюстрирование знакомых произведений |
1 |
Выбор сюжета для иллюстрации и соответствующих авторских реплик. |
Изображение и описане действий. |
Выставка иллюстраций к любимым произведениям |
|||
|
|
|
|
|||||
Календарно-тематическое планированиеблока «Мир вокруг нас»
3 КЛАСС
№ |
Темы уроков и разделов |
Количество часов |
Основное содержание |
Основные виды деятельности обучающихся |
Формы проведения занятий |
|||
I |
Как устроен мир |
5 |
|
|
|
|||
1 |
Природа |
1 |
Этот раздел программы направлен на изучение разнообразия природы. Как классифицируют объекты природы. Ценность природы для людей. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь — примеры исчезнувших животных по вине человека .Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые территории. Изготовление плакатов по охране природы Проблемы экстремизма, как уберечь себя. |
Раскрывать ценность природы для людей. Подбирать материал из разных источников. |
Беседа, лекция, обмен мнениями |
|||
2 |
Наши проекты «Богатства, отданные людям» |
1 |
Работать в паре, предлагать задания к рисункам. Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять |
Групповая работа |
||||
3 |
Что такое экология |
1 |
Раскрывать ценность природы для людей. Подбирать материал из разных источников. Формировать бережное отношение к природным богатствам. Рассказывать о взаимосвязях в природе, приводить примеры. Устанавливать причинно- следственные связи между поведением людей и окружающей средой. Формировать ответственность за все живое в природе. Умение аргументированно отвечать, делать выводы. |
|
||||
4 |
Природа в опасности! Охрана природы |
1 |
|
|||||
5 |
Будущее за нами. Наши традиции. |
1 |
Лабораторная работа |
|||||
II |
Эта удивительная природа |
9 |
|
|
||||
6 |
Тела, вещества, частицы |
1 |
Твердые, жидкие, газообразные вещества. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздуха. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Правила поведения при угрозе теракта. Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. Опыление, роль насекомых, приспособленность к распространению плодов и семян. Развитие растений из семени. Знакомства с правилами работы сети Интернет. Классификация животных, виды животных, зоология -наука о животных. Приспособление животных. |
Приводить примеры различных тел, высказывать предположения, доказывать своё мнение. Проводить под руководством учителя опыт с растворением вещества, моделировать процесс растворения. Формировать установку на положительное поведение в обществе. Объяснять свойства воздуха, работать со взрослыми, Исследовать путем опыта свойства воздуха, Извлекать информацию из учебника. Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны. Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, анализировать схему связей почвы и растений. Классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп. Анализировать схемы питания, работать с терминологическим словариком. Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. |
Наблюдение и проведение исследования. |
|||
7 |
Воздух и его охрана |
1 |
Опытная работа |
|||||
8 |
Превращения и круговорот воды |
1 |
Составление алгоритмов группой |
|||||
9 |
Подозрительный предмет. Наша дружба в силе. |
1 |
|
|||||
10 |
Что такое почва |
1 |
|
|||||
11 |
Размножение и развитие растений |
1 |
|
|||||
12 |
Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет. Мы такие разные и мы вместе. |
1 |
Коллективная работа над газетой |
|||||
13 |
Разнообразие животных |
1 |
|
|||||
14 |
Наши проекты «Разнообразие природы родного края» |
1 |
|
|||||
|
Мы и наше здоровье |
6 |
|
|
|
|||
15 |
Организм человека |
1 |
В этом разделе учащиеся изучают: анатомию, физиологию, гигиену как науку. Понятия об органах тела человека. Правила поведения при теракте. Как спасти свою жизнь и помочь другим. Питательные вещества, необходимые организму, пищеварительная система, выполнение проекта. Закаливание как фактор предупреждения болезней, способы закаливания, правила поведения при заболевании. Понятие о здоровом образе жизни, правила здорового образа жизни для школьников. Беседа о вреде экстремизма. Экстремизм это враг твоему здоровью и жизни. Пользе патриотизма.
|
Актуализировать знания по анатомии со 2 класса, обсуждать взаимосвязь наук, работать в паре, измерять рост и массу тела. Анализировать схемы расположения органов человека, выполнять практическую работу. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире Обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания. Характеризовать факторы закаливания, формулировать правила, составлять памятку. |
Наблюдение и проведение исследования. |
|||
16 |
Если вас завалило. Друг поможет в беде. |
1 |
|
|||||
17 |
Наше питание. Наши проекты «Школа кулинаров» |
1 |
Групповая работа. |
|||||
18 |
Наше питание. Наши проекты «Школа кулинаров» |
1 |
|
|||||
19 |
Здоровый образ жизни |
1 |
Ндивидуальная работа. |
|||||
20 |
«Экстремизм и патриотизм» |
1 |
|
|||||
21 |
Чтобы путь был счастливым |
1 |
Проверка знаний |
|||||
22 |
Природа и наша безопасность |
1 |
|
|||||
23 |
Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет |
1 |
Проверка знаний |
|||||
|
Чему учит экономика |
4 |
|
|
|
|||
24 |
Для чего нужна экономика? |
1 |
Потребности людей. Главная задача экономики. Товары и услуги. Понятие о полезных ископаемых, наиболее важные для экономики, способы добычи и охрана. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду, взаимосвязь экономики и экологии. Отрицательные воздействия экстремизма на жизнь человека, страны |
Приводить примеры товаров и услуг, рассказывать о роли труда в создании товаров, прослеживать , какие товары и услуги нужны семье. Раскрывать понятия « экономика», «потребности», «товары», работать со взрослыми, добывать информацию об услугах в родном городе. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий. Раскрывать взаимосвязь экономики и экологии. |
|
|||
25 |
Полезные ископаемые |
1 |
Доклад и сообщение. |
|||||
26 |
Экономика и экология |
1 |
|
|||||
27 |
Всегда ли я хороший. Терпимость в обществе |
1 |
|
|
||||
|
Путешествие по городам и странам |
7 |
|
|
|
|||
28 |
Золотое кольцо России. Города золотого кольца. Достопримечательности городов. |
1 |
Золотое кольцо России-слава и гордость страны. Достопримечательности городов золотого кольца. Государства, граничащие с Россией и их столицы. Страны севера Европы, их столицы, государственные устройства, символы, достопримечательности. Беседа с учащимися по данной теме. Будущее страны зависит от нас. Франция, её расположение на карте, столица, государственное устройство, символы, знаменитые люди. Великобритания, её расположение на карте, столица, государственное устройство, символы, знаменитые люди. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран. |
Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца, составлять вопросы к викторине, прослеживать маршрут путешествия по карте. Воспитывать чувство гордости за свою страну, сопричастности к её историческому прошлому. Рассказывать и показывать на карте границы России. Соотносит государства и флаги, составлять вопросы викторины по странам Европы, находить материал о достопримечательностях стран. Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны, позицию человека, жителя общего дома – Земля. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре своего народа. Распределять материал на несколько сообщений между членами группы. Обсуждать цели международного туризма, работать с картой, показывать и рассказывать о достопримечательностях. Описывать по фотографиям памятники.
|
Составление маршрута группой. |
|||
29 |
Наши ближайшие соседи |
1 |
Исследовательская работа индивидуально. |
|||||
30 |
На севере Европы |
1 |
|
|||||
31 |
Сила России в единстве народов |
1 |
|
|||||
32 |
По Франции и Великобритании |
1 |
|
|||||
33 |
По знаменитым местам мира |
1 |
Проверочная работа. |
|||||
34 |
Я и мой виртуальный друг |
1 |
Беседа — за картинкой маленькой девочки может скрываться убийца. Не доверяй незнакомым людям!
|
Знать и понимать к чему может привести общение с незнакомыми людьми. |
Коллективная работа. Тренинг. |
|||
|
Итого |
34ч. |
|
|
|
|||
