X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

        Муниципальнаябюджетная общеобразовательная организация Матвеевская средняя школа имени

ВиктораИвановича Кочеткова

433465, Ульяновская область, Старомайнский район,С.Шмелёвка , пер Школьный,5

тел.8-84-230-47-2-28

 

 

Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №__

  от «__»____________2022  г.                          Руководитель ШМО

______ _________________                                                                          

 

Согласовано:

Зам. директора школы по УВР

МБОО Матвеевская СШ

им. В.И. Кочеткова

______________________

«__» ___________2022 г.

Утверждено:

Директор

МБОО Матвеевская СШ

им. В.И. Кочеткова

____________/Ловчева О.Б./

Приказ №_______

от«__» ___________2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

                     Рабочая     программа

                    на 2022-2023учебный год.

по                  химии

класс             9

учитель ЧеркасоваГ.Н.

высшая квалификационнаякатегория

Программа Химия. 8—9классы : рабочая программа к предметной линии учебников О. С. Габриеляна, И.Г.Остроумова, С.А. Сладкова — О. С. Габриелян, С.А. Сладков М. : Просвещение,2019г.

Учебник   О.С.Габриелян.И.Г. Остроумов, С.А. Сладков Химия.

9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / — М.: Просвещение, 2022 г.

 

 

Общее количество часов по учебномуплану 64 часа.

       

                                                          с. Шмелёвка

                                                   2022-2023учебный год

 

 

 

Планируемые результаты изучения учебногопредмета

Деятельность образовательного учрежденияобщего образо­вания в обучении химии должна бытьнаправлена на достиже­ние обучающимися следующих

личностных результатов:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордос­тиза российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду,целеустремленность, самоконтроль и самооценка;

2)       в трудовой сфере — готовность к осознанномувыбору дальнейшей образовательной траектории;

3)    впознавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере –мотивация учения, умениеуправлять своей познавательной деятель­ностью.

Метапредметнымирезультатами освоения выпускника­миосновной школы программы по химии являются:

1) владение  универсальными  естественно-научными способами  деятельности:  наблюдение, измерение,  эксперимент,  учебное исследование; применение основных методов познания(системно-информационный анализ, моделирова­ние)для изучения различных сторон окружающей действи­тельности;

2)       использование универсальных способов  деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций:использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез,сравнение, обоб­щение, систематизация, выявление причинно-следственныхсвязей, поиск аналогов;

3)       умение генерировать идеи и определятьсредства, не­обходимые для их реализации;

4)       умение определять цели и задачидеятельности, выби­рать средства реализации цели и применятьих на практике;

5)       использование различных источников дляполучения химической информации.

Предметнымирезультатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1.          В познавательной сфере:

-давать определения изученных понятий: вещество (хими­ческий элемент, атом, ион, молекула, кристаллическаярешет­ка, вещество, простые и сложные вещества,химическая фор­мула, относительная атомная масса,относительная молеку­лярная масса, валентность, оксиды,кислоты, основания, соли, амфотерность,индикатор, периодический закон, пери­одическаясистема, периодическая таблица, изотопы, хими­ческая связь,электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция(химическое уравнение, генетическая связь,окисление, восстановление, электролити­ческая диссоциация, скорость химическойреакции);

Ученик научится:

 — формулировать периодический законД.И.Менделеева и раскрывать его смысл;

     — описыватьдемонстрационные и самостоятельно прове­денные эксперименты,используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

      — описывать иразличать изученные классы неорганических соединений, простые и сложныевещества, химические реакции;

     — классифицировать изученные объектыи явления;

       — наблюдатьдемонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и вбыту;

Ученик  получит возможность научиться:

 — делать выводы иумозаключения из наблюдений, изучен­ных химических закономерностей,прогнозировать свойства неизученных веществ поаналогии со свойствами изученных;

     -структурировать изученный материал и химическую ин­формацию,полученную из других источников;

     — моделировать строение атомовэлементов первого — третьего периодов, строение простейших молекул.

2.         В ценностно-ориентационной сфере:

   Ученик научится:

   — анализировать иоценивать последствия для окружающей среды бытовой ипроизводственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

     — разъяснять на примерах (приводитьпримеры, подтверждающие) материальное единство и взаимосвязь компонентов живойи неживой природы и человека как важную часть этого единства;

    Ученик  получит возможность научиться:

 — строить свое поведение в соответствии спринципами бережного отношения к природе.

3. В трудовой сфере:

Ученик научится:

—  планировать  и проводить химическийэксперимент;

    —  использовать вещества всоответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях поприменению.

 Ученик  получит возможность научиться:

— оказывать первую помощь при отравлениях,ожогах и других травмах, связанных свеществами и лабораторным обо­рудованием.

 

 

                                    Содержание  учебного предмета

 

Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса(5 часов)

Представленная информация была полезной?
ДА
61.24%
НЕТ
38.76%
Проголосовало: 1504

Бинарныесоединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды: основания, амфотерные, кислоты. Средние,кислые, основные соли.

Обобщение сведений о химических реакциях.Классификация химических реакций по различным основаниям: составу и числу реагирующих и образующихся веществ,тепловому эффекту, направлению, изменению степеней окисления элементов,образующих реагирующие вещества, фазе, использованию катализатора.

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющиена скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, их

концентрация, температура, площадьсоприкосновения, наличие катализатора. Катализ.

 

Демонстрации

         Ознакомление с коллекциями металлови неметаллов.

         Ознакомление с коллекциями оксидов,кислот и солей.

         Зависимость скоростихимической реакции от природы реагирующих веществ.

         Зависимость скоростихимической реакции от концентрации реагирующих веществ.

        Зависимостьскорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»).

         Зависимость скоростихимической реакции от температуры реагирующих веществ.

 

Лабораторныеопыты

   Взаимодействие аммиакаи хлороводорода.

   Реакция нейтрализации.

   Наблюдение тепловогоэффекта реакции нейтрализации.

   Взаимодействие сернойкислоты с оксидоммеди (II).

   Разложение пероксида водорода с помощьюкаталазы картофеля

  Зависимостьскорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примеревзаимодействия растворов тиосульфата натрия и хлоридабария, тиосульфата натрия и солянойкислоты.

  Зависимость скоростихимической реакции от природы металловпри их взаимодействии с солянойкислотой.

  Зависимость скоростихимической реакции от природы кислот при взаимодействии их с железом.

   Зависимость скоростихимической реакции от температуры.

   Зависимость скоростихимической реакции от концентрации.

     Зависимость скоростихимической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.

   Зависимость скоростихимической реакции от катализатора.

Химические реакции в растворах электролитов( 10 часов)

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильныеи слабые электролиты.

Основныеположения теории электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства.Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и диссоциация.

Общие химические свойства кислот: изменениеокраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидамии гидроксидами металлов,и солями. Молекулярные и ионные (полныеи сокращѐнные) уравненияреакций. Ряд активности металлов.

Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидаминеметаллов, солями. Общие химические свойстванерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании.

Общиехимические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солямии металлами. Взаимодействие кислых солей со щелочами.

Гидролиз,как обменное взаимодействие солей с водой. Гидролиз с оли сильного основания и слабой кислоты. Гидролиз солислабого основания и сильной кислоты. Шкала pH.

Свойства кислот,оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и окислительно -восстановительных реакций.

 

Демонстрации.

         Испытание веществи их растворов на электропроводность.

         Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.

         Движение окрашенных ионов в электрическом поле.

         Определение характера среды в растворах солей.

 

Лабораторные опыты.

     Диссоциация слабыхэлектролитов на примереуксусной кислоты.

      Изменение окраскииндикаторов в кислотнойсреде.

    Реакция нейтрализации раствора щѐлочи различными кислотами.

      Получение гидроксида меди(П) и его взаимодействие с различными кислотами.

      Взаимодействие сильныхкислот с оксидоммеди(П).

      Взаимодействие кислот с металлами.

      Качественная реакцияна карбонат-ион.

      Получение студнякремниевой кислоты.

      Качественная реакцияна хлорид или сульфат-ионы

      Изменение окраскииндикаторов в щелочнойсреде.

      Взаимодействие щелочейс углекислым газом.

      Качественная реакцияна катион аммония.

      Получение гидроксида меди(П) и его разложение.

      Взаимодействие карбонатов с кислотами.

      Получение гидроксида железа(Ш).

      Взаимодействие железас раствором сульфатамеди(П)

      Практическиеработы

1.     Свойства           кислот,     оснований,     оксидов     и     солей     в     свете      теории

 электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций

 

Неметаллы и их соединения ( 25 часов)

Строение атомов неметаллов и их положениев Периодической системе.Ряд электроотрицательности. Кристаллические решѐтки неметаллов простых веществ.Аллотропия и еѐ причины. Физические свойства неметаллов. Общиехимические свойства неметаллов: окислительные и восстановительные.

Галогены, строениеих атомов и молекул. Физические и химические свойствагалогенов. Закономерности изменения свойств галогенов в зависимости отих положения в Периодической системе.Нахождение галогенов в природе и их получение. Значение и применение галогенов.

Галогеноводороды   и    соответствующие   им    кислоты:    плавиковая,   соляная,

бромоводородная,йодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Применение соединений галогенов и их биологическаяроль.

Общая характеристика элементов VIA-группы. Сера в природеи еѐ получение. Аллотропные модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и еѐ применение.

Сероводород:строение молекулы, физические и химические свойства, получение и значение.Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры.

Оксид cepы (IV), сернистая кислота,сульфиты. Качественная реакцияна сульфит-

ион.

Оксид cepы (VI),  серная   кислота, сульфаты.  Кристаллогидраты.   Качественная

реакция на сульфат-ион.

Сернаякислота — сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислоты, как типичнойкислоты: взаимодействие с металлами, основнымии амфотерными оксидами,основаниями и амфотерными гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфат-ион.

Общая характеристика элементов VA-группы. Азот, строение атома и молекулы.Физические и химические свойства и применение азота. Азот в природе и егобиологическая роль.

Аммиак,строение молекулы и физические свойства. Аммиачная вода, нашатырный спирт, гидрат аммиака. Донорно -акцепторный механизм образования катионааммония. Восстановительные свойствааммиака. Соли аммонияи их применение. Качественная реакцияна катион аммония.

Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая кислота и нитриты.

Азотная кислота, еѐ получение и свойства. Нитраты.

Фосфор, строениеатома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин.Оксид фосфора^) и ортофосфорнаякислота. Фосфаты. Фосфорные удобрения. Инсектициды.

Общая характеристика элементов IV A-группы:особенности строения атомов,простых веществ и соединений в зависимости от положения элементов вПериодической системе. Углерод.Аллотропные модификации:алмаз, графит. Аморфный углерод и его сорта: сажа, активированный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода. Коксохимическое производство и его продукция. Карбиды.

Оксид углерода(П): строение молекулы, получениеи его свойства. Оксид углерода(1У): строение молекулы, получениеи его свойства. Угольная кислота.Соли угольной кислоты:карбонаты и гидрокарбонаты. Техническая и пищеваясода.

Неорганические и органические вещества.Углеводороды. Химическое строениеорганических веществ, как порядок соединения атомов в молекулепо валентности.

Метан,этан, как предельные углеводороды. Этилен и ацетилен, как непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Горение углеводородов. Качественные реакции на непредельныесоединения.

Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие. Трѐхатомныйспирт глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Уксусная — представитель класса карбоновыхкислот.

Кремний, строениеего атома и свойства. Кремнийв природе. Силицидыи силан.

Оксид кремния(1У). Кремниевая кислота и еѐ соли.

Производство стекла и цемента.Продукция силикатной промышленности: оптическое волокно,керамика, фарфор, фаянс. Оптическое волокно.

Неметаллы в природе. Фракционная перегонка жидкого воздухакак способ получения кислорода, азота, аргона.Получение фосфора, кремния, хлора, иода. Электролиз растворов.

Получениесерной кислоты: сырьѐ, химизм, технологическая схема, метод кипящего слоя, принципы теплообмена, противотока ициркуляции. Олеум. Производство аммиака: сырьѐ, химизм, технологическая схема.

Демонстрации


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.24%
НЕТ
38.76%
Проголосовало: 1504

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет