X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Исследованиеархимедовой силы, 7 класс

ЛеонтьеваТ.Л., учитель физики 

МБОУ«ШИСОО» с. Самбург, 

Пуровскийрайон ЯНАО

Личностные

-сформировать познавательныйинтерес к закону Архимеда;

                     развивать творческие способности и практические умения,самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение друг кдругу, к учителю, к результатам обучения;

                     использовать экспериментальный метод исследования при изучениизакона Архимеда; — уметь принимать решения и обосновывать их, самостоятельнооценивать результаты своих действий, развивать инициативу.

 

Познавательные

                     строить модель (схему) на основе условий задачи и/или способа еерешения; — определять обстоятельства, которые предшествовали возникновениюсвязи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способныебыть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

                     уметь воспринимать и перерабатывать информацию в словесной иобразной форме, выделять основное содержание прочитанного текста о выводеформулы силы Архимеда, находить в нем ответы и излагать их.

 

Регулятивные

  определятьнеобходимые действия в соответствии с учебной задачей и составлять алгоритм ихвыполнения;

  обосновыватьи осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных ипознавательных задач; 

  описыватьсвой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решенияпрактических задач определенного класса;

  сверятьсвои действия с целью, и, по возможности, исправлять ошибки самостоятельно;

  овладетьрегулятивными универсальными учебными действиями на примерах гипотез озависимости выталкивающей силы от массы погруженного тела для объясненияэкспериментальной проверки опыта с ведерком Архимеда, при решении качественныхи количественных задач из упражнения.

 

Коммуникативные

                     организовывать учебное взаимодействие в группе; организовыватьучебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

                     уметь работать в группе, слушать и слышать друг друга,интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

 

Формапроведения: работа в микрогруппах, урок проведения экспериментов приизучении новой темы.

Ходзанятия

 

1.      Организационныймомент. (Представление формы проведения урока, напоминание правил ТБ приработе с приборами).

2.      Актуализациязнаний: (Выяснение темы урока при помощи решения качественных задач).

3.     Экспериментальная работа в группах.

4.     Подведение итогов урока. Рефлексия.

5.      Д/З

 

Учитель.Ребята, здравствуйте. Я рада видеть вас на уроке физики. Сегодня это не простокабинет, а это научная лаборатория. Но вначале ответьте на мои вопросы:

      Собакалегко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу, она не может сдвинутьс места. Почему?

      Ходитьпо берегу, усеянному галькой, босыми ногами больно. А в воде, погрузившисьглубже пояса, ходить по мелким камням не больно. Почему?

Возможныеответы детей. В воде действует выталкивающая сила, которая помогает,поэтому в воде тело становится легче.

Учитель. Сила,выталкивающая тело из жидкости, называется архимедовой в честь великогодревнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование ирассчитал ее значение.  Тема нашего сегодняшнего урока: Изучение архимедовойсилы.

 

Запишите тему урока в тетради. 

 

На рисунке изображено тело, подвешенное к пружине сострелкой – указателем на конце. Стрелка показывает растяжение пружины. Приопускании тела в воду пружина сокращается. Такое же сокращение пружины будет,если действовать снизу вверх с некоторой силой, например, нажать рукой. Теловыталкивается из жидкости с силой Fвыт, равнойразности сил F2 — F1

 Fвыт=F2— F1  

Запишем эту формулу. 

 

На любые тела, погруженные вводу, действует выталкивающая сила. 

Сила,действующая на тело, находящееся в жидкости, направлена вверх. Значит, на всетела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила, и на те, которыеплавают, и на те, которые тонут. Выясним, почему возникает выталкивающая сила.

От чего зависит или не зависит архимедова сила? Чтобыответить на этот вопрос, проведем эксперименты.

 

Экспериментальная работа.

Сегодня мыбудем представлять с вами научный институт. Я буду руководителем, а вы моипомощники – младшие научные сотрудники. Нашему институту поручено выяснитьэкспериментально от каких величин зависит выталкивающая сила, а от каких независит. Каждая лаборатория получает свое задание и о результатах экспериментарасскажет старший группы. Необходимые для этого приборы у вас на столах.

 

Задание №1

Определите вес тела в воздухе ивес этого же тела в воде. Сравните результаты.

Найдите выталкивающую силу.

Оборудование:стакан с водой, груз, динамометр.

Задание №2

Сравните весвытесненной телом воды с разностью его веса в воздухе и в воде. Для этого:найдите вес тела в воздухе, погрузите тело в воду и определите его вес в воде,вытесненную телом воду соберите в сосуд и определите ее вес, проведитесравнение. Ответьте на вопросы. Не подсказывает ли вам данный опыт способнахождения величины выталкивающей силы? В чем он заключается? Как еще можноопределить вес вытесненной телом воды?

Оборудование:динамометр, тело на нити, отливной сосуд с водой, сосуд для сбора воды (можноиспользовать ведерко Архимеда).

Задание №3

Сравните разности весов двух тел одинаковой массы, но разногообъема в воздухе и в воде. Сделайте вывод: зависит ли величина выталкивающейсилы от объема погруженного в жидкость тела, если зависит, то как.

Оборудование:стакан с водой, динамометр, два тела одинаковой массы, но разного объема.

Задание №4

На коромыслерычажных весов уравновешены два подвешенных снизу к чашкам одинаковых груза.Нарушится ли равновесие, если грузы опустить в стаканы с водой? Если в один из стакановнасыпать соль? Опишите увиденное, объясните явление.

Оборудование:рычажные весы, два одинаковых груза на нитях, два стакана с водой, соль.

Задание №5

Сравнитеразности весов в воздухе и в воде двух тел одинакового объема, но разной массы.Сделайте вывод о том, зависит ли и как именно выталкивающая сила от массыпогруженного тела.

Оборудование:стакан с водой, динамометр, два тела одинакового объема, но разной массы.

Задание №6

Исследуйте:изменится ли выталкивающая тело сила (т.е. разность веса тела в воде и ввоздухе) с изменением глубины погружения?

Оборудование: мензурка с водой, тело нанити, динамометр. Задание №7

Изучите:изменится ли выталкивающая сила (т.е. разность весов тела в воздухе и воде),если будет меняться положение тела в воде, но при этом сохранится глубинапогружения.

Оборудование:стакан с водой, тело на нити, динамометр.

Задание №8

Имеются ли дватела одинаковой массы и объема, но разной формы. Сравните выталкивающие силыдля них (т.е. разности весов в воздухе и в воде) при погружении в одну и ту жежидкость. Сделайте вывод.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.24%
НЕТ
38.76%
Проголосовало: 1504

Оборудование:стакан с водой, динамометр, два тела равных масс и объемов, но разной формы.

 

Послеполучения результатов каждая группа отчитывается и показывает классу своиэксперименты.

Заполняют таблицу в тетради:

Архимедова сила

Зависит от:

Не зависит от:

1. ρж    плотности жидкости

1. Формы тела

2.  Vт – объема  тела

2. Глубины погружения

 

3. Плотности тела

 

Учитель.Посмотрите у нас висит шарик. Как вы думаете, почему шарики поднимаются вверх,улетают в небо? При каком условии они поднимаются вверх?

Выталкивающаясила действует на тело не только в жидкости, но и в газах, благодаря чемулетают воздушные шары и дирижабли.

Но если налюбое тело действует выталкивающая сила, то почему одни тела плавают, а другиетонут?

Почему тонет гвоздь, а корабльнет? На эти вопросы нам дадут ответ 9 и 10 группы.

Задание №9

1.      Погрузите в воду по очереди тела: стальной гвоздь, фарфоровый ролик,кусочек алюминия. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.

2.      Результаты наблюдений запишите в таблицу:

Плотность воды

p, кг/м3 

Плотность вещества

3 р, кг/м

Тонет или плавает

1000

7800 (сталь)

2300 (фарфор)

2700 (алюминий)

 

 

Изучите таблицу и сделайте вывод:при каком условии тела в воде тонут?

 

Задание №10

1.                 Погрузите в  воду по очереди тела: пробка, дерево, парафин,пенопласт.

Выясните, какие из них тонут,какие плавают.

2.                 Результаты наблюдений запишите в таблицу:

Плотность воды

3 р, кг/м 

Плотность вещества

3 р, кг/м

Тонет или плавает

1000

250 (пробка)

200 (пенопласт)

900 (парафин)

880 (дерево)

 

 

Изучите таблицу и сделайте вывод: при каком условиитела в воде тонут? Рисунок в тетради:   

 

А) Если     Fт >  Fа, то тело тонет;

Б) Если       Fт =  Fа,  то телоплавает; В) Если     Fт <  Fа,  то теловсплывает.

Эти условиясоблюдаются, когда подводная лодка погружается под воду, и когда она всплывает.Посмотрите на плакат.

 

4. Подведениеитогов урока. 

Итак, мысегодня с вами экспериментально проверили от каких величин зависитвыталкивающая сила и  что она   применяется в плавании судов ивоздухоплавании. 

Рефлексия

Ученики заполняют анкету и сдаютучителю.

Рефлексия:насколько урок был успешен; поставить галочку около выбранного утверждения

мневсё понравилось —        мне ничего не понятно —   мне было интересно —

мнебыло скучно —               мне было легко —               мне было трудно –  яузнал много нового —        я не узнал ничего нового – 

 

5. Домашнее задание: прочитатьпараграфы 50,51, упр. 26 (1,2).


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.24%
НЕТ
38.76%
Проголосовало: 1504

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет