Департамент образования и наукигорода Москвы
Государственное бюджетноеобщеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 281»
ПРИНЯТО: на Педагогическом совете Протокол № _______ от «___» __________ 20 г. |
СОГЛАСОВАНО:
«___» __________ 20 г. |
УТВЕРЖДЕНО: Директор ГБОУ Школа № 281 Шишкина Т.В. _____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу «ДВИГАТЕЛЬНОЕРАЗВИТИЕ»
для обучающихся 1-4классов с расстройствами аутистического спектра (РАС 8.4)
Составила: Новичкова МарияАлексеевна
Москва
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Двигательное развитие» для учащихся1-4 классов с расстройствами аутистического спектра (РАС 8.4) составлена всоответствии с:
— Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»;
— Федеральным государственным образовательным стандартом образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
— СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования корганизациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от28.09.2020 № 28;
— Адаптированной основной образовательной программой начального общегообразования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС 8.4),принятой на заседании Педагогического совета ГБОУ Школа № 281 – Протокол № 5 от28.06.2021, утвержденной директором ОУ Т.В. Шишкиной от 28.06.2021.
— Порядком организации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам – образовательным программам начальногообщего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказомМинпросвещения России от 28.08.2020 № 442;
— Уставом ГБОУ города Москвы «Школа № 281»(редакция № 2).
Актуальность
Расстройства аутистического спектра(далее – РАС) являются достаточно распространенной проблемой детского возрастаи характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общимиявляются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений сдинамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем истереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушениемпсихического развития ребенка, проявляющимся в становлении егоаффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.
Психическое развитие при аутизме непросто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функциитакого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решенияреальных жизненных задач, а в большей степени как средство аутостимуляции,средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.
Искажение развития характернопроявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка. Онможет иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и неосмыслять простейших связей в происходящем в обыденной жизни, чему специальноне учат обычного ребёнка. Может не накапливать элементарного бытовогожизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечённыхобластях знания – выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами,буквами, грамматическими формами и т.п. Этому ребёнку трудно активноприспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтомуимеющиеся у таких детей способности и даже уже выработанные навыки инакопленные знания плохо реализуются в жизни.
Передача таким детям социальногоопыта, введение их в культуру представляют особенную трудность. Установлениеэмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическоевзаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляют базовуюзадачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.
Рабочая программа по коррекционномукурсу «Двигательное развитие» разработана с учетом особенностейпсихофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся срасстройствами аутистического спектра. Адаптивное физическое воспитаниецеленаправленно влияет на развитие детей с аутизмом, способствует гармоничномуросту двигательных качеств, сглаживает, корригирует и компенсирует двигательныеи интеллектуальные нарушения. Проблема развития двигательной сферы детей саутизмом является на сегодняшний день значимой и актуальной.
Особые методы и средства обученияпозволяют индивидуализировать программу в соответствии с особенностямиконкретного ребенка, обеспечивают решение задач, направленных на развитиесенсорных процессов, улучшение понимания схемы собственного тела, развитие двигательногопланирования, координации, баланса и т.д.
Программа направлена на реализациюсредствами коррекционного курса «Двигательное развитие» основных задачкоррекционно-развивающей области учебного плана:
— мотивация двигательнойактивности;
— поддержка и развитие имеющихсядвижений, расширение диапазона произвольных движений и профилактика возможныхдвигательных нарушений;
— формирование функциональныхдвигательных навыков;
— развитие функции руки, в томчисле мелкой моторики;
— формирование зрительно-двигательнойкоординации, ориентировки в пространстве;
— обогащение сенсомоторного опыта.
Цель коррекционно-развивающегокурса «Двигательное развитие» ― создание оптимальных условий для обогащения сенсомоторного опыта,поддержания и развития способности к движению и функциональному использованиюдвигательных навыков обучающихся с РАС.
Задачи:
1. Формированиепредставлений о собственном теле, возможностях и ограничениях его физическихфункций;
2. Умениевыполнять доступные виды движений на занятиях двигательного развития и вне их;
3. Освоениеосновных движений (ходьба, бег, прыжки, лазание) в доступной для каждогоребенка степени;
4. Пониманиеправил поведения на занятиях двигательного развития, умение выполнять доступныевиды упражнений по подражанию, по образцу, по словесной инструкции;
5. Желаниевключаться в доступные подвижные игры и занятия;
6. Освоениедоступных видов физкультурно-спортивной деятельности.
Планируемые результатыосвоения курса «Двигательное развитие»
Результативность обучения каждогообучающегося оценивается с учетом его индивидуальных особенностейпсихофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этимтребования к результатам освоения образовательных программ представляют собойописание лишь возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Возможные личностные результатыосвоения программы заносятся в СИПР с учетом индивидуальных возможностей испецифических образовательных потребностей обучающихся.
Личностные результаты освоения программы могут включать:
· основы персональнойидентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознаниесебя как Я;
· социально-эмоциональное участиев процессе общения и совместной деятельности;
· развитие адекватныхпредставлений о окружающем мире, овладение социально-бытовыми умениями,необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильнуюдомашнюю работу, включаться в школьные дела;
· умение сообщать о нездоровье,опасности и т.д.;
· владение элементарными навыкамикоммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
· первоначальное осмыслениесоциального окружения;
· развитие самостоятельности;
· овладение общепринятымиправилами поведения;
· наличие интереса к практическойдеятельности.
Предметные результаты:
В результате успешного освоения программыребенок сможет самостоятельно (достаточный уровень) или с помощью (минимальныйуровень):
1) ориентироватьсяв схеме собственного тела (знать и показывать основные части тела: голову,руки, ноги, спину, живот, пальцы, колени, локти; правую и левую сторону;понимать понятия вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад);
2) выполнятьдоступные виды движений по подражанию (имитация) и (или) по визуальнойинструкции;
3) выполнятьосновные виды заданий (ходьба, бег, прыжки, лазанье) в доступной для себястепени;
4) пониматьи соблюдать правила поведения на уроке, отраженные в визуальных подсказках иосновных вербальных однословных инструкциях;
5) постепенновключаться в доступные коллективные подвижные игры и занятия.
Содержание программы
Ходьба иупражнения на развитие равновесия. Совершенствование умений учащихся в построении поодному в ряд, в ходьбе друг за другом; закреплять умения учащихся в ходьбе взаданном направлении; обучение учащихся в ходьбе по ограниченной площади, понаклонной доске, «зигзагом» по опорам. Игра «Зигзаг» (учащиеся ходят «зигзагом»за учителем).
Бег. Закрепление уменийучащихся бегу на носках по всей площади зала, бегу в произвольном и заданномнаправлении, бегу с разным положением рук (на поясе, руки в стороны, с маховымидвижениями рук); совершенствование навыка бега с изменением темпа инаправления. Игровое упражнение «Беги ко мне» (учащиеся бегут к учителю,изменяя темп и направление бега по команде учителя).
Прыжки. Совершенствование уменийучащихся прыгать на двух ногах с мягким приземлением, прыгать с продвижениемвперед-назад, прыгать с разным положением рук (на поясе, руки в стороны, смаховыми движениями рук), прыгать боком вправо – влево; обучение учащихсяпрыжкам из обруча в обруч, спрыгиванию с гимнастической скамейки и мягкомуприземлению на две ноги. Игра «Обруч» (учащиеся прыгают из обруча в обруч).
Метание. Обучение учащихсязабрасыванию мяча в корзину разными способами (от груди, сверху, снизу);обучение учащихся метанию мяча в вертикальную цель, выбиванию мешочком снаполнителем горизонтальную цель. Игра «Кегельбан» (учащиеся выбивают мешочкомс наполнителем кегли).
Школа мяча. Совершенствование умений уучащихся бросать мяч двумя руками, одной рукой, перебрасывать мяч в воздухе;закрепление умения учащихся перебрасывать мяч друг другу, через веревку;обучение отбиванию мяча от пола двумя руками, бросанию мяча в стену изположения, лежа на спине. Игра «5 имен» (учащиеся перебрасывают мяч друг другуи называют 5 имен девочек/мальчиков или 5 название фруктов/овощей).
Ползанье илазанье.Закрепление умения учащихся ползать по прямой до ориентира и между модулями,перелезать через модули; совершенствование у учащихся навыка ползанья погимнастической скамейке; обучение учащихся приемам лазанья по шведской стенке.Игра «Через бревно» (учащиеся перелезают модули).
Форма работыпреимущественно индивидуальная, виды деятельности: игровая,предметно-практическая.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
Инвентарь |
1 |
Ходьба и упражнения на развитие равновесия |
6 |
Гимнастическая скамейка, ленточки, канат |
2 |
Бег |
4 |
Стойки для ориентира (конусы) |
3 |
Прыжки |
8 |
Напольный ковер, мягкие модули, обручи, канат |
4 |
Метание |
5 |
Мячи, корзина для мячей, кегли, мешочки с наполнителем, вертикальная стойка для метания |
5 |
Школа мяча |
7 |
Мячи разных размеров, корзины |
6 |
Ползанье и лазанье |
4 |
Напольный ковер, мягкие модули, гимнастическая скамейка |
|
Итого |
34 |
|
Лист коррекции рабочейпрограммы внеурочной деятельности
№ п/п |
Дата записи |
Коррекция программы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
