X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей


 

Формирование этнокультурной компетенциишкольников на уроках калмыцкого языка как родного.

 

Многонациональность России, самобытность и достоинствокаждого народа–этомощный созидательный потенциал страны. Особую роль в формированииэтнокультурной компетентности учащихсяиграют образовательные учреждения, аименно начальная школа, в которой закладываются основы культурного развития,моральных качеств и установок.

Процесс формирования этнической культуры имеет многоступенчатуюструктуру, состоящую из таких компонентов, как:

—  среда (природно-климатические, географическиеусловия);

—  лингвистическая составляющая (язык, особенностимежличностной коммуникации);

— исторический компонент (события, историческаяпамять, религия); особенности жизнедеятельности и ведения хозяйства;психологические особенности (ментальность, привычки, поведение)

 Этническая культура проявляется в языке, в воспитаниидетей, в одежде, в устройстве жилища, в способе ведения домашнего хозяйства, вфольклоре, в понятиях о приличиях, в понимании справедливости, такта и т.д., тоесть практически во всех областях жизнедеятельности этноса.

Работу по формированию этнокультурной компетентностиследует начинать с раннего детства для достижения дальнейших положительных результатов.Этнокультурнаякомпетентность включает готовность школьника к постижению различных культур,обычаев и традиций, через погружение ребенка в родную культуру. В виду этогоему, с одной стороны, необходимо овладеть нормами и ценностями своего этноса, знаниямии представлениями об образе жизни народов, составляющих этнокультурноеокружение, а также приобрести умения для эффективного межэтническоговзаимодействия.

Выделяют три этапа этнической идентичности (осознаниепринадлежности к определенной этнической группе):

— Первый этап (6-7 лет) характеризуется бессистемными,разрозненными знаниями о своей этнической принадлежности, поскольку жизненноважным остается ближайшее окружение, семья.

— На втором этапе (8-9 лет) ребенок четкоидентифицирует себя с конкретной этнической группой, определяет национальность,свой язык.

 На третьем этапе (10-11 лет) в младшем подростковомвозрасте происходит идентификация в полном объеме и четкое осознание себя исвоей принадлежности к этносу, определение специфических особенностей культурыи истории.

Первоначально она представлена элементарными знаниямио внешности человека, о материальной культуре (пища, элементы одежды),традициях. По мере взросления и интеллектуального развития ребенок способенобобщать, анализировать и интерпретировать приобретенные этнокультурные знанияи признаки. В дальнейшем он обогащает знания новыми элементами, связанными систорическими событиями, памятью предков, религией.

Важными индикаторами в процессе обучения являютсязнания об истории, исторических событиях, исторических личностях, культуре,традициях и обычаях, хозяйственно-трудовой деятельности, декоративно-прикладномискусстве, национальных праздниках и т.д.  Процесс воспитания состоит из участияв мероприятиях (национальные праздники, соблюдение традиций), личнымпроявлением в конкретной деятельности.

Ведущими формами основных направлений процесса этнокультурнойобразовательной среды могут являться уроки-игры, уроки-путешествия, внеклассныемероприятия, классные часы. В процессе организации работы по формированиюэтнокультурной компетентности учащихся следует использовать такие факторы как:культурно-развивающее пространство (музеи, театры, парк культуры т.д.);культурно-развивающее пространство образовательного учреждения (насыщениеатрибутами национальной культуры: выставки, информационные стенды; включение вразличные виды внеурочной деятельности; игровая и театрализованнаядеятельность); этноматериалы (предметы декоративно-прикладного искусства,народные игрушки, развивающие национальные игры и т.д.).

В частности, в качестве диагностическогоинструментария могут применяться следующие традиционные методы: беседы сдетьми, родителями, анкета «Предки и потомки» (авт. Г.Н. Волков), шкальныйопросник исследования этнической идентичности детей и подростков (авт. О.Л.Романова).

Метод сбора данных на начальном этапе позволяет выявитьпредставления младших школьников о культуре, народных традициях и обычаях.Вопросы анкеты (Г.Н. Волков) направлены на выявление знаний стихов, песен,пословиц и поговорок родного народа, знание генеалогического древа, историисвоего народа, родного языка и культуры.

Для реализации программы в процессе внеурочнойдеятельности рекомендуется проведение мероприятий: 1. Что означают наши имена(калм.)?

 2. Я люблю свою семью/Мои предки.

 3. О традициях и обычаях

4. Правила этикета.

 5. Фольклор в нашей жизни.

6. Народные игры.

7. Наши любимые праздники.

 

Например, тема «О традициях и обычаях» расширяет знанияо народных традициях. На протяжении многих веков под влиянием различныхфакторов: природно-климатических, социально-экономических формироваласьсамобытная культура различных народов, этнических групп. У всех народов ценятсятакие качества, как: трудолюбие, честность, храбрость, доброта, отзывчивость,поскольку, в их основе заключены общечеловеческие ценности, общечеловеческиеначала. Так, например, у калмыков выражение «сянкюн», «сяяхнкюн» (хороший,красивый человек) удовлетворяет представление о хорошем, добром человеке. Умногих народов дом, очаг ассоциируется с благополучием и достатком. В этойсвязи детям нужно найти и подобрать слова, обозначающие традиционное жилищеразных народов. Школьники узнают слова, имеющие общее лексическое значение:например, изба – у русских, кибитка – у калмыков, юрта – у монголов, сакля – угорцев, яранга – у народов Севера.

Самостоятельное осмысление и приобретение знаний даетвозможность в полной мере ощутить и воспринять культуру посредствам собственныхчувств. Изучение правил этикета начинается с этимологии слова. Учащиеся выписываютв словарик терминов определения данного понятия.

Наряду с этим школьникам необходимо предлагать текстыо народных праздниках (Зул, Цаган Сар, Үрс Сар), способствующие формированиюценностного отношения к семье, уважительного отношения к старшим, являющиесясредством передачи традиций и обычаев калмыцкого народа.

Также чтение калмыцкой детской литературы, отличаютсядоступностью, краткостью содержания, особенно поэтические произведения.

Рассказы НимгираМанджиева и Баатра Басангова знакомятобучающихся с традиционной жизнью, бытом, укладом калмыков. ПроизведенияКаляева С., Дорджиева Б., Джимбиева А., Тачиева А., Инджиева Л., СангаджиевойБ., Балакаева А., Буджалова Е., Шуграевой В. показывают красоту и своеобразиекалмыцкой степи, трудовой и боевой героизм жителей республики.

 

Подготовка докладов и проектных работ по изучаемымпроизведениям позволяют формировать исследовательскую компетенцию обучающихся.

 

Рекомендуетсяподвигать детей к самостоятельной деятельности. Для этого задействуется технологияорганизации проектной деятельности школьников.

Важным этапомэтнопедагогикиявляется изучениефольклора. Фольклорные произведения (пословицы, поговорки, сказки и т.д.)являются действенным механизмом, которые регулируют и регламентируютчеловеческие взаимоотношения, а также являются мощным средством традиционноговоспитания. Они взаимосвязаны с народными празднествами. У калмыков наиболеешироко отмечается «Цаган Сар» – праздник Белого Месяца, который являетсяначалом года у многих монголоязычных народов.

Важным является непосредственное участие младшихшкольников в практической деятельности. Это помощь родителям в приготовлениинациональных блюд, передача опыта.

В народных афористических изречениях (пословицах,поговорках, присловьях, благопожеланиях, клятвах, нефигуративных изречениях ит.п.) проповедуется жизнь в соответствии с логикой природы, гармонизирующейсуществование человека. В своих простых и доступных предписаниях, делаютчеловека мудрым, доброжелательным и по-своему счастливым.

Афористическое творчество народа — этопредельнокороткие по форме и беспредельно глубокие по смыслу, говорят о вечно актуальныхи животрепещущих вопросах морали и истины. Это выражение философских,педагогических знаний народа, является кодом родного языка, источникомагрономических, астрономических, метеорологических, медицинских и пр. знаний.Они передают жизненный опыт, профилактику ошибок.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

Мудрые старцы, владеющие всем богатством культурногонаследия народа, обладающие эзотерическими знаниями этноса, владели механизмомпревращения народного афоризма в воспитательное средство, заключенный в нейскрытый глубинный смысл и сила слова, экспрессия «работают» на улучшение, облагораживаниеличности.«Цецнүг уха заадг — Мудрое слово» — ум направляет.
Наши предки придавали большое значение знаниям и мастерству. Потому что знали,что трудолюбие и ум всегда позволит остаться на плаву в любые жизненныеневзгоды. «Орчлңнараргегәрдг, күнухаһаргегәрдг — Вселенная освещается солнцем,а человек – умом».

«Хоомакүнхойркөдлмштә/ Ленивый (небрежный, нерадивый)человек делает работу дважды».

«Нурдунд — нуhснсәәхн, нутгдунд — номтасәәхн.

Посреди озера — утка прекрасна, в своём крае — умныйпрекрасен».

 

«Бийбөкболхланегигдиилдг, ухан — эрдмбәәхләолыгдиилдг!

Борьбой одного одолеешь, а умом многих».

«Эрдмәсүлү — эрдньуга. Выше мастерства – нетдрагоценности».

«Зөргтәкүн нег үкдг, әәмтхәкүнарвүкдг. Смелый разпогибает, трус – десять раз».

«Авдринхазнчилдг, альхнихазнчилдгуга. Клад в сундукекончается, а клад, заключённый в умении рук, не кончается».

Проповедуя единую идею необходимости и эффективностираннего начала воспитания ребенка, основанную на обширном опыте и многовековойвоспитательной практике, в калмыцкой поговорке говорится: «Күнболхбаhасн,күлгболхунhнасн — Человек (познается) с ребёнка, скакун с жеребёнка».

Все перечисленные пословицы соответствующим образомнацеливают родителей и воспитателей. В образной, иносказательной форме подводят к социальным, педагогическим заключениям.«Чидлтәболхла- негигдиилдг (если силён – одного одолеешь),сурhультаболхла — олыгдиилдг (еслиучён – то многих одолеешь). Чидлчилдг, медрлчилдго. (Силы кончаются, а знания –нет).

Очень весомое значение имеют в этносе йорялы.Йорялы(благопожелания) — особенный жанр калмыцкого фольклора. Это благопожелание,сказанное от чистого сердца, от всей души. В глубокой древности наши далекиепредки верили в магию слова и считали, что все сказанное обязательно сбудется.С этой верой они произносили сакральные для них слова, адресуя их не толькосвоим родным и близким людям, но и всему позитивному, что их окружало в повседневнойжизни. Как правило, «йорял» говорится в рифму, поэтому с полным на то правомотносится к жанру устного народного творчества.

У калмыков очень много разных «йорялов»,предназначенных для множества разных случаев:

1.                 Благопожелания,отражающие начало жизни человека:

а) благопожелания, посвященное родившемуся ребенку;

б) благопожелание, связанное с наречениемноворожденного.

2.   Благопожелания, связанные со свадебнымобрядом:

      а) йорялы, сопровождающиемагические обряды;

      б) йорялы, сопровождающиеюридически-правовые церемонии свадьбы;

       в) йорялы, отражающиесвадьбу как таковую;

       г) йорялы, комментирующиехозяйственно-бытовые обряды.

3. Благопожелания, связанные с хозяйственнойдеятельностью, бытом, повседневной жизнью человека;

4.  Благопожелания, произносимые на праздниках:Зул, Цаган Сар, Үр  Сар и др.

5.   Благопожелания о современности (о мире,знаменательных датах и др.)

6.  Благопожелания, созданные известнымисказителями-джангарчи.

 

«Йөрял» пожилых людей звучит более весомо и болеезначительно. Так, например, только человек преклонных лет может пожелать:«Желаю дожить до моих лет, а остальные года попросишь у бога». Есть поверье,что пожелание пожилых людей, их просьба к Всевышнему даровать виновникуторжества всех благ, доходит до Бога быстрее, поэтому для произнесения «йоряла»выбирают самых почитаемых стариков, жизнь которых отличается праведностью.

Благопожелание ребенку – не только моральный заряд,содействующий успеху, приобретению оптимизма. Способствуя установлению особогоконтакта между произносящим и тем, кому оно адресовано, благопожелание как быпрограммирует судьбу, поведение ребенка. Осознавая охранный и программирующийзаряд благопожелания, старики давали детям имена, являющиеся усеченными илирудиментарными пожеланиями. Использование такой формулы в качестве имениповышало частоту его применения, чем достигалось повышение его действенности,более глубокое проникновение в подсознание. Не случайны с этой точки зрениябыли имена Джиргл(жизнь), Арслан (лев), Алдар (славный), Айта (хорошая), Баатр(богатырь) и т.д.

Рождение ребенка, особенно мужского пола, было большимсобытием в жизни калмыцкой семьи. По этому случаю устраивали пиршество(меләлһнәхүрм). На этом семейном торжестве самый старший из родственников (дедили дядя) приветствовал благопожеланием младенца:

   Дыхание пусть окрепнет,

   (Чтобы) ножки в пыли были,

   (Чтобы) у отца и матери

    Здоровым и счастливым ребенком был.

    Чтобы долгожителем был и в благополучиижил,

    Пусть много сестер и братьев

    За ним родятся.

 

Анализируя исследования по педагогике, этнопедагогике,можно сказать, что только совокупность всех вышеуказанных методов поможетнацелить школьников на овладение родного языка.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет