X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

«Великолепие и хрупкость готического храма».

 

 

Темагода:Дизайн и архитектура в жизни человека

Класс:7

Темачетверти: «Город и человек»

Тема урока: «Великолепие ихрупкость готического храма».

 

Основноесодержание темы, понятия, термины. Конструктивныеособенности строения и архитектурного убранства готического собора, стрельчатая арка, системаопор, контрофорсы, аркбутаны, пинакли, витраж, роза . 

Образовательныересурсы:

Учебник. Изобразительное искусство 7 класс. Авторы: А.С.Питерских  Г.Е.Гуров  Изд-во: М.«Просвещение» 2013г.

Презентация«Готика».

Иллюстрациис изображениями соборов, макет фрагмента готического собора.

Бумага,ножницы, клей

ТипурокаКомбинированный.

Цельурока: Познакомитьс конструктивными особенностями строения и архитектурного убранства готическогособора .

Задачи

  • Направленные на достижение предметных результатов обучения (дидактический аспект цели):

ü определениесоциокультурных предпосылок необходимости возникновения нового архитектурногообраза и его конструктивного решения;

ü выявлениеновых конструктивных элементов, элементов декора готического собора и их роль всоздании образа (ознакомление, осмысление и первичное запоминание понятий )

ü изображениекаркасного строения фрагмента готического собора в технике бумагопластики  (формированиепрактических умений и навыков макетирования,

ü совершенствованиенавыка  конструирования из бумаги

  • Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

·        Познавательные: ставят и формулируютпроблему урока: выдвигают версии (об увиденном), излагают свое мнение вдиалоге, делают выводы; планируют деятельность в учебной ситуации;самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; определяютцель (образ архитектуры – выражение особенностей духовной культурыэпохи),работают по плану, сверяясь с целью (особенности строения готическогособора)

·        Регулятивные: принимают и сохраняютучебную задачу; учитывают
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оцениваютсвои достижения на уроке.

·        Коммуникативные: проявляют активность вовзаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (излагаютсвое мнение в диалоге, корректируют свое мнение в соответствии с мнениямитоварищей); организуют работу в группе; задают вопросы; формулируют своизатруднения; предлагают помощь и сотрудничество

ü формированиеумения работать с новой информацией по теме (выделять, сравнивать, выстраиватьв логике, обобщать, делать вывод); (РУУД)

ü формированиепознавательнойактивности, творческой фантазии, художественного вкуса, зрительного ипространственного восприятия; (ПУУД)

ü формированиеуменияпринимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствиис ней;(РУУД)

ü формированиеадекватной самооценки.

  • Направленные на достижение личностных результатов обучения:

ü формированиеуважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

ü формированиеумения адекватно реагировать на трудности, не боятся сделать ошибку;

ü формирование интереса к искусству;

ü получениеэмоционально-ценностного опыта и опыта художественно   творческойдеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

Этап урока /

учебная ситуация

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Результаты деятельности уч-ся, УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивационно- ориентированный блок

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

 

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров)  к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

 

 

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки.

Личностные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

 

2. Актуализация знаний.

Определение границ знания и незнания.

Беседа о социокультурных предпосылках необходимости возникновения готического стиля:

 -Внимание на доску..Перед вами два изображения. Что вы можете сказать о них?….

-Можем ли мы отнести их к одному времени?..Обоснуйте свой ответ.

-Чем обусловлено данное различие? Какие события происходили в жизни государств? Когда стало возможным строительство подобных(2) сооружений?

-Какое назначение было у них?

Итак ,подведем итог. Да, в первую очередь, идея данной архитектурной постройки- красота , но красота не сама по себе, как что-то гармоничное ,а красота, несущая в себе идею величия божественного начала.

 

Участвуют в беседе.

— судя по внешнему виду, они были построены в разное время, разные эпохи. Первое- средневековый замок периода феодальной раздробленности..Втрое архитектурное сооружение явно не такое прочное ,его задача не защита, а ,скорее , красота.. здание кажется величественным и хрупким одновременно.

Актуализация знаний истории. Подводим к выводу о возможности таких построек только после перехода от феодальной раздробленности к государству с сильной централизованной властью, которая, в свою очередь ,нуждалась в идеологической поддержке со стороны церкви.  Произошла эволюция образа жизни, сознания людей, развитие производственных возможностей

Личностные: оценивание сформированного способа деятельности

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация

Коммуникативные: Выслушивает точку зрения собеседников, высказывает свою позицию

Регулятивные:Вызов, формирование интереса к деятельности

 

 

3.Проблематизация.

 

 

 

Осознание необходимости получения новых знаний.

 

Определение проблемной ситуации.

—  А теперь подумайте и ответьте на вопрос :Могли ли эти предпосылки послужить толчком к возникновению нового архитектурного стиля, можем ли мы сказать ,что сложился стиль в архитектуре, отличающийся от стилей предыдущих эпох

-Таким образом, тема нашего нового урока…

-Этот стиль получил название- Готический

 

 Определяют тему урока.

-смотрят  слайды

-Да, этот стиль новый, так как он имеет свои отличительные особенности.

 

-Изучение нового стиля в архитектуре

 

 

Личностные: мотивация учебной деятельности, смыслообразовани

Познавательные: Решение задачи известным способом в новой ситуации, фиксация проблемы

Коммуникативные: восприятие устной информации. Построение понятных для собеседника высказывания

Регулятивные: Исследование условия учебной задачи, обсуждение предметных способов решения

 

4. Этап целеполагания

Формирование умения переопределять  проблему в познавательную цель и тему урока. Мотивация учебной деятельности.

Организует работу по вопросам:

-Какую  цель мы определим на этот урок?

–  На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?             

Какие задачи мы можем перед собой поставить?

— Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы?

Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

1. Познакомиться с готическим стилем в архитектуре.

 

2. Выявим новые конструктивные элементы, характерные для данного стиля .

3.  Познакомимся с элементами архитектурного убранства готического собора и их ролью в создании образа

4. Выполним макет фрагмента готического собора .

Личностные:

Представленная информация была полезной?
ДА
61.28%
НЕТ
38.72%
Проголосовало: 1503

Познавательные: Анализ, доказательство, аргументация своей точки зрения

Коммуникативные: Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

 

 

 

II. Организационно — деятельностный блок

5. Моделирование учебной деятельности

Обсуждение плана деятельности, планирование коллективно – распределенной деятельности

Организация учебного взаимодействия, деление класса на группы, организация работы по маршрутному листу

-Чтобы ответить на все эти вопросы, предлагаю вам самостоятельно, рассмотрев изображения и разрез готического храма, выявить новое в  архитектуре  и  определить  назначение каждого из обративших на себя внимание элементов.   Обсуждение ведется в  группах.

— Чтобы зафиксировать ваши предположения ,  предлагаю вам маршрутные листы, по которым вы будете работать в группе.

— Перед тем, как мы приступим к работе, нам необходимо вспомнить правила работы в группе.

 

Знакомятся с маршрутным листом.

Участвует в обсуждении, фиксирует результаты обсуждения   раздаточного материала на маршрутном листе. Определяют правила работы в группе.

— Группа, которая закончила работу, поднимает руку.

 

Личностные: Проявление познавательных интересов и активности

Познавательные: Фиксация в графических моделях и буквенной форме выделенных связей и отношения

Коммуникативные: Восприятие ответов обучающихся

Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу через систему промежуточных действий

 

 

6. Этап конструирования  нового способа деятельности.

Решение учебной задачи.

(первичное ознакомление)

 

Освоение новых знание: понятия витража,  технология и стили. Формирование  и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

1. Работа в группе по маршрутному листу.

— Приступайте к выполнению задания, на это вам отводится 4-5 минут.

— А теперь обсудите и договоритесь, кто из группы озвучит выписанное 

Оцените правильность выполнения задания в оценочном листе.

 

Работают в группе: рассматривают и  анализируют на раздаточном материале, письменно отражают выявленные элементы  в маршрутном листе.

— Определяют, кто будет представлять итоги работы в группе.

Выступления представителей групп по вопросам маршрутного листа. Обсуждение  материалов выступления.

Идея готики :

Перед зодчими стояла задача построить такое архитектурное великолепие, достойное воплощать мир божий на земле.

характерные особенности готического стиля : Вертикальность композиции ,стрельчатая арка, сложная каркасная система опор и ребристых сводов, устремленность ввысь, легкость и ажурность образа. конструктивную основу готики составляет каркасная система и ее важнейшая часть- ребристый свод. Благодаря каркасу стена перестала быть несущим элементом . А стала лишь заполнением между пилонами. Такое освобождение стены открыло новые возможности для развития ажурного декора и освещения собора цветным светом витражей.

К  элементам архитектурного убранства, декорирующим готический собор мы можем отнести: вимперги, краббы,  обилие витражей, розу, конструкцию окон, скульптуру, пинакли, архивольты..

Самооценивание материалов группы.

Личностные: Становление самоопределения

Познавательные: Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия

Коммуникативные: Участвуют в обсуждении содержания материала

Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

 

 

2. Обобщение выступлений групп  по презентации:

Перед зодчими стояла задача построить такое архитектурное великолепие, достойное воплощать мир божий на земле.

Поэтому:

Философия готики проникнута осознанием существования иного мира с ангелами и демонами. Формы архитектуры выражают не прочность и устойчивость, а христианскую идею устремленности ввысь, к небу, к Богу.

Обилие скульптуры, витража являлось библией для неграмотных.  По самому фасаду мы видим скульптурные и рельефные изображения..Присмотритесь, о чем они могут рассказать, как вы думаете?  . Представьте себя средневековым человеком. Мы входим в храм..Звучит органная музыка. Стены, кажется, исчезают в потоках света, льющихся из огромных окон с цветными стеклами..В арочных просветах стен, ,как бы благословляя  вас ,стоят скульптурные образы богоматери, святых.,- это трифорий…высокий свод взмывает  недосягаемо ввысь и тает в мерцании света.

Итак, подведем итог

конструктивная основа готики Главная задача строителей была в создании прочного, легкого и высокого свода ,с помощью которого можно было устраивать перекрытия высоко над землей. Этой задаче соответствовал ребристый свод, в котором система несущих перекрещивающих ребер будущего перекрытия- нервюр, образовывала упругий каркас. Каменщики сначала укладывали нервюры, а потом на них уже опирались тонкие, утратившие массу своды .Опираясь не на стены ,а на столбы, нервюрный свод был значительно легче романского, обладал гибкостью и позволял перекрывать пространства неправильной формы. Для погашения боковых распоров каркасная конструкция выносилась наружу .Это достигалось с помощью внешней системы опор-  контрофорсов , и висящих наклонных арок —аркбутанов. Место опоры аркбутанов на контрофорсе укреплялось маленькой башенкой —пинаклем.

Эта система позволяла :уменьшить массу сооружения, увеличить его высоту, создать ощущение легкости, ажурности. Каркас, вынесенный наружу, формировал не только техническую ,но и художественную основу готики. Элементы архитектурного убранства , в свою очередь , дополняли и способствовали созданию общей идеи.

.

Воспринимают презентацию. 

Анализируют достижения своих результатов

Личностные:

Становление самоопределения

Познавательные:

 Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия

Коммуникативные: Участвуют в обсуждении содержания материала

Регулятивные:

 Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

 

7. Этап реализации нового способа деятельности через решение частных задач

Осмысление и закрепление нового знания

Используя кадры презентации, демонстрирует примеры соборов готического стиля.

Участвуют в определении конструктивных особенностей, называют отдельные элементы, фиксируют понятия в маршрутном листе (групповая работа)

Самопроверка результата

Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности

Познавательные: Осуществляют работу по выпол­нению отдельных операций

Коммуникативные: Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные: Осуществляют самоконтроль

 

 

8. Этап применения общего способа действия для решения частных задач. Самостоятельная творческая работа учащихся.

Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности.Формирование  и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

 1. Подготовка к практической работе.

Организует работу по созданию макета фрагмента каркасного строения готического собора в технике бумагопластики    . При необходимости можно воспользоваться заранее приготовленными развертками. Конкретизирует критерии оценки работы

2. Практическая работа.

Групповая работа по созданию макета.

 

Обсуждают критерии оценивания творческих работ.

 

Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности

Познавательные: Применяют но­вый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки

Коммуникативные: Строят рассужде­ния, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Регулятивные: Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

 

 

9. Этап презентации

Формирование  и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

Просмотр и обсуждение выполненных работ  с комментарием.

 

Просмотр и обсуждение выполненных работ

Самооценивание в листе достижений.

Личностные: Самооценка учениками собственной деятельности, ее результата

Познавательные: Анализируют, контролируют и оценивают результат Коммуникативные: Построение оценочных  (аргументированных) высказываний

Регулятивные: Оценивание полученных результатов, своих усилий по их достижению

III. Рефлексивно-оценочный блок

10. Рефлексия деятельности. Итог урока.

Умение соотносить результаты собственной деятельности. Анализировать и осмысливать свои достижения.

Организует оценку полученного результат и способа его достижения, оценка затруднений и выявление проблем для перспективного решения

Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Организуется самооценка результата своей деятельности (продукта), степень соответствия поставленной цели и ее результата, оценка собственных усилий.

Рефлексия:

 Я научился…

Я узнал…

Мне понравилось или не понравилось…

Я хотел бы поблагодарить за работу на уроке…

Личностные: Самооценка учениками собственной деятельности, ее результата Познавательные: Анализируют, контролируют и оценивают результат Коммуникативные: Построение оценочных (аргументированных) высказывание Регулятивные: Оценивание полученных результатов, своих усилий по их достижению

 

 

 

 


Окончание табл.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.28%
НЕТ
38.72%
Проголосовало: 1503

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет