УДК53
Митрофанова Ю.А., учительфизики МОУ «СОШ №52», г.Саратов.
Формирование функциональной грамотности на уроках физики
Аннотация. Необходимостьв формировании функциональной грамотности у всех учащихсянезависимо от ступени обучения и их дальнейших образовательных ипрофессиональных планов вызвана значительными технологическими изменениями в производственных и гуманитарных сферах деятельности,катастрофическим увеличением информационных потоков и будущим развитием личности. Школа должна научить своих учеников применять полученныезнания в повседневной жизни.
Ключевые слова: видыфункциональной грамотности, проблемное обучение, метод кейсов, универсальныйприем, индивидуальная и групповая работа, эксперимент, решение практическихзадач.
Формирование функциональнойграмотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Насегодняшний день необходимо формирование у школьников математической,читательской, естественно-научной и финансовой грамотности, креативного икритического мышления, а также компетенций в области знаний о глобальныхпроблемах человечества.
В сегодняшних условиях существуют множество методов иприёмов работы для развития естественнонаучной грамотности, это основной извидов функциональной грамотности который формируется у обучающихся при изучениипредмета физика:
Метод проблемного обучения. Метод, в ходекоторого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации.
Прием «Корзина идей». Метод организациииндивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когдаидет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.
Прием «Найди ошибку». Универсальный приём,активизирующий внимание учащихся. Учитель предлагает учащимся информацию,содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой, в парахили индивидуально, спорят, совещаются.
Метод кейсов. Метод, позволяющий учащемусяпринимать решения и брать на себя ответственность за принятые решения.
Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения иопыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучениифизики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке,сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – этоне страшно, физика – это интересно.
Заключение. Использование активных форм обучения на уроках создаёт необходимые условия для развитияумений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал,ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решенияпрактических задач в жизненном пространстве, что способствует формированиюкомпетентности функциональной грамотности школьников.
Список использованных источников
1.Перельман Я.И. Занимательная физика. — 2019.
2.Богданова В.А. Формирование информационно-функциональной компетентностишкольников в процессе реализации личностно ориентированной моделипедагогического процесса / В.А. Богданова – Педсовет.org. – 2021
3.Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе / 2019. 4. ПерышкинА.В. Сборник задач по физике 7-9 класс. Дрофа-2021.
© Митрофанова Ю.А., 2023
