ГБОУ СОШ 466
Курортного района Санкт-Петербурга.
Данилюк Оксана Васильевна,
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 5 а класса.
Цикл мероприятий , направленных напатриотическое воспитание детей « Юный патриот России. Разговоры о важном»
Цель мероприятий:
Вовлечение учащихся в активнуюдеятельность по гражданско -патриотическому воспитанию с целью формирования уобучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции,воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурныедостижения.
Задачи :
n развиватьличность , обладающую качествами гражданина-патриота Родины;
n формироватьосознанное отношение к малой Родине, Отечеству, его прошлому, настоящему ибудущему на основе исторических ценностей;
n формироватьу детей и их родителей интерес к изучению истории своей семьи;
n создатьусловия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции черездеятельность органов ученического самоуправления;
n сохранитьисторическую преемственность поколений, воспитывать бережное отношениек историческому культурному наследию народов России;
n обеспечитьвозможности для самореализации, социализации подростков
Актуальность
Новые федеральные государственные образовательные стандарты – (приказМинистерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта начальногообщего образования и приказ Министерства просвещения Российской Федерацииот 31.05.2021 № 287 Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования) закрепляют новыетребования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения,воспитания и развития личности в соответствии с социальным заказом государстваи условиям реализации образовательной программы, в том числематериально-техническим, кадровым, психолого-педагогическим и финансовым, атакже включают в себя воспитательный компонент, предусматривающий актуальныеприоритеты воспитания в РФ, финансовую грамотность учеников, совершенствованиеобучения, воспитания и развития на фоне внедрения информационных технологий.
С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федеральногопроекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» врамках национального проекта «Образование». Тема патриотическоговоспитания была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным в УказеПрезидента РФ от 21.07.2020 года №474 «О национальных целях развития РФ напериод до 2030 года». 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон №304-ФЗ «Овнесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»по вопросам воспитания обучающихся». В рамках данных инициатив с 1 января 2021года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическоевоспитание» в рамках национального проекта «Образование».
Федеральный проект «Патриотическое воспитание» направлен на обеспечениефункционирования системы патриотического воспитания граждан РоссийскойФедерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы вобразовательных организациях общего и профессионального образования, проведениюмероприятий патриотической направленности.
Проект предполагает усиление воспитательной компоненты на уроках, вовнеурочной деятельности и в дополнительном образовании детей: обучающимсяпрививаются базовые ценности на уроках, на занятиях по интересам и на массовыхмероприятиях.
Проект, основная цель которого – воспитание гармонично развитой исоциально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностейнародов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традицийпутем вовлечения к 2025 году 25% граждан Российской Федерации в системупатриотического воспитания, станет ресурсной базой для дальнейшей реализациипоправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,направленных на организацию и осуществление воспитательной работы.
В соответствии споправками, внесенными в федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), воспитаниеобучающихся при освоении ими основных образовательных программ осуществляетсяна основе включенных в образовательные программы рабочих программ воспитания икалендарных планов воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемыхобразовательными организациями с учетом соответствующих примерных рабочихпрограмм воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.
21 век –век компьютеризации, инноваций, новых технологий. Это важно, это современно. Нопроблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапевремени. Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезныхпроблем общества. Мы должны передать эстафету памяти, показать подрастающемупоколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавшихПобеду. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно – нравственныекачества. Это всё взаимосвязано.
В одном из выступлений президент РоссийскойФедерации В.В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такойфундамент – это патриотизм».
Тема патриотизма одинаково важна как для молодогочеловека, так и для людей среднего и пожилого возраста. Но патриотическоевоспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство июность — самая благоприятная пора для привития чувства любви к Родине.
Без патриотического воспитания мы можем потерятьстрану. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования,связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. Вмоём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенноечувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не пословам, а по делам человека.
Наше общество испытывает духовно-нравственныйкризис. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение. Современнуюисторию стремятся переделать, уменьшив роль нашей страны во второй мировойвойне. В общественное сознание внедряются чуждые российскому менталитетуценности, вытесняющие отечественную историю, культуру, традиции. Современнаямолодежь имеет доступ к различным источникам информации, в которых не всегдаумеет правильно ориентироваться. Появилась необходимость в правильноорганизованном воспитательном процессе, направленном на формирование чувствапатриотизма.
Правительство и Министерство образования РФсчитает патриотическое воспитание в школе, как одно изприоритетных направлений воспитательной работы школы».
Сегодня много говорят о возрождениипатриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно, только человек,знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи,гордящийся славой своих предков, переживающий за свою страну, может бытьистинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию.Ребенок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытыватьгордость за близких людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такоговеликого чувства, как любовь к Родине.
Поэтому роль учителя и классного руководителя ввоспитании подрастающего поколения огромна.
Основнойдлительный проект патриотического воспитания — Проект «Разговоры о важном». С5 сентября, как и во всех российских школах, в нашей школе каждый понедельникпервым уроком проходят внеурочные занятия цикла «Разговоры о важном». В рамках«Разговоров о важном» я говорю с ребятами о семейных традициях, государственныхсимволах, современной науке, обращаясь к истории и традициям нашейстраны, знаниям о природе и человеке, нашей литературе и языкознанию.Центральными темами «Разговоров о важном» являются патриотизм и гражданскоевоспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др.
Наиболее часто использую традиционные формы работы:
классные часы с презентацией, праздники,беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятияна патриотическую тему, выпуск стенных газет.
Инновационные формы работы: поисковая работа, участие всоциальных проектах, конференциях, экскурсионная деятельность с посещениеммузеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов.
Все перечисленные формы работынаправлены на формированиеследующих качеств личности:
— активной гражданской позиции;
— способности нести личную ответственность засудьбу своей семьи, Родины;
— чувства патриотизма, верности Родине иготовности служения Отечеству;
— духовности, нравственности, личной иобщественной ответственности;
— способности к саморазвитию.
Взяв за основу проект «Разговоры о важном» , я немногорасширила рамки и провела следующие мероприя:
Экскурсия на крейсер «Аврора»
Акция «Письмо солдату»
Герои современной России
Жизнь блокадного Ленинграда
Акция «Посылка Воину»
Экскурсия в воинскую часть.
1.Экскурсия на крейсер «Аврора».
Организовываяэкскурсию на крейсер «Аврора», я и представить не могла, что ребят настолькозаинтересует история легендарного корабля, поэтому мы решили расширить знания,полученные на экскурсии. Совместными стараниями был подготовлен классный час.Ребята выступали в группах с докладами по следующим темам:
«Аврора»-наследница«Авроры»
От Цусимы доМанилы
Как погиб командир«Авроры»
Настояшая историявыстрела в октябре
Дваждыорденоносная «Аврора»
Все материалы в свободномдоступе в интернете.
2.Акция «Письмо солдату»
В октябре 2022 года наш класс принялучастие в акции «Письмо Солдату». Я подготовила рассказ об истории конфликта наУкраине, о целях спецоперации, о подвигах наших воинов. Результатом мероприятиястали письма солдатам, написанные учениками.
3.Герои современной России
Этот классный час мы подготовили совместно сребятами. Ученики подготовили интересные рассказы про Героев России:
Магомеде Нурбагандове
Романе Филиппове
Владимире Жоге
Викторе Дудине
Алексее Левкине.
Все материалы можно найти в интернете в свободномдоступе
4.Жизнь блокадного Ленинграда. Помимотрадиционного классного часа о блокаде Ленинграда, я подготовила выставкупродуктов с нормой выдачи во время блокады (в начале блокады выдавали минимумпшена и др.продуктов, потом-только хлеб). Особый интерес у детей вызвал хлеб,который я попыталась испечь по рецепту блокадного города. Также были интересныерассказы о жизни зоопарка во время блокады, о работе детских кружков.
C:UsersganstOneDriveРабочийстолТ.ОКСАНА ВАМ СЮДА2_5463408806664873635.mp4
5.Акция «Посылка Воину»
В феврале мы с ребятами приняли участие в акции«Посылка Воину». С Днем Защитника Отечества мы решили поздравить наших Воинов,отправив им посылку. Родственник одного из наших учеников находится на поляхсражения, поэтому посылка была адресной. Ребята писали письма, рисовали рисунки,делали игрушки для бойцов с позывными «Чича», «Емак», «Крош» и др. Общий веспосылки составил 21 кг. 150 гр. А также мы записали видеоролик. Гиперссылка:
Самое ценное, что мы получили обратнуюсвязь. Бойцы записали видео со словами благодарности. Видели бы вы лица детей, когдая демонстрировала это видео! К сожалению, бойцы были без масок. По понятнымпричинам, ссылку на видео предоставить не могу.
6.Экскурсия в воинскую часть.
22 февраля мы отправились на экскурсию в воинскуючасть. Нам продемонстрировали военные точки, узел связи, даже в бункерспускались. Особенно ребят впечатлила экскурсия по казарме. Каждый смог ощутитьсебя «бойцом»: постоять на «тумбочке», примерить каску, заправить быстросолдатскую кровать. Особенно душевным получилось чаепитие. Ребята вместе сбойцами пили час с домашними вкусностями, которые мы привезли в качествеподарка к Дню Защитника Отечества. Это фильм об экскурсии
Каждое мероприятие – это результат сотрудничества классногоруководителя, родителей и детей.
В заключение хочется сказать, что патриотическоевоспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека,любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – оченьнепростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будемвыполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд,который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня,завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов,деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлениинормального общества и сильной державы.
«Россиине станет тогда, когда не станет последнего патриота», — Николай МихайловичКарамзин. Патриотамилюди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Этии другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях,прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе.
Надеюсь, мы воспитаем детей настоящимипатриотами!