Автоматизация звука ЛЬ (карточкидля индивидуальной работы и домашних заданий)
Абдусаламова Г.Г., учитель – логопед МБДОУ«Центр развития ребёнка – детский сад №103» г.Курска
Полноценное развитие ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Речь – одна из важнейших психическихфункций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов и наобщее развитие ребёнка. Развитие мышления в значительной степени зависит отразвития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другимидисциплинами. Она является основным средством общения людей между собой. Речьиграет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапахего развития.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, темлегче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее иполноценнее отношения со сверстниками и со взрослыми, тем активнееосуществляется его психическое развитие.
Нормативным возрастом для формированияправильного звукопроизношения долгое время считался возраст от 4 до 5 лет. Нобольшой практический опыт работы логопедом ДОУ позволяет мне отметить, что у большого количества детей звукопроизношение не формируется полностью к 5годам, а у некоторых детей и к 7 годам. Часто бывает так, что поставленныйзвук произносится ребёнком изолированно, а в потоке речи не используется. Так,например, бывает с сонорными звуками. Ребёнок научился произносить звук [ль],а в речи пользуется звуком [j]. Предлагаемые карточки составлены для таких детей. По ним может заниматься, каклогопед на индивидуальном занятии, так и родитель дома.
Заинтересованность ребёнка – важнаясоставляющая успеха. Поэтому в карточках предложены различные речевые игры иигры с картинками. Ребёнку интереснее, когда на занятии предлагают какие-нибудьигры.
Советылогопеда родителям
· Перед выполнением заданий из карточкисделайте с ребёнком артикуляционную и пальчиковые гимнастики, тем самымподготавливая ребёнка к основному занятию.
· Старайтесь, чтобы занятия с ребёнком былирегулярными, какими бы важными ни были ваши собственные дела.
· Будьте доброжелательны и терпеливы, еслине всё будет получаться с первого раза (иногда это может вызвать отказ отпродолжения занятия). Подбодрите ребёнка и вернитесь к уже отработанному материалу.
· Не ругайте ребёнка за неудачи, нообязательно хвалите даже за незначительные победы.
· Рекомендуемое время занятий 15 – 30 минут.Вы можете заниматься каждый день по 15 минут, или через день (можно 2 раза внеделю) по 30 минут.
КАРТОЧКА№ 1
1.Отрывисто и многократно произносить ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ.
2.Произносить слоги:
Ля-ля-ля, ле-ле-ле, ли-ли-ли, лё-лё-лё,лю-лю-лю.
3.Произность:
Липа, Лида, Лиза, лист, Лена, лев, лента,лебедь, ливень, лить, лифт, линия, лямка, лето, лейка, лес, лень, лепет, лепка,леска.
4.Счёт от 1 до 5.Слова: лебедь, лист.
Один лебедь, два лебедя, … и т.д.
5.Произносить предложения:
У Лены лента.
У Лёни лист липы.
У Люды лебедь.
У Лиды лейка.
У Лёвы леска.
У Люси лев.
Работа скартинками:
— назватькартинки, уточнить понимание;
— взрослыйзакрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание.Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менеешести картинок.
Игра «Загадки». Яназову тебе слова-признаки, а ты назови соответствующую картинку.
Жаркое … лето.
Кривая … линия.
Сильный … ливень.
Скоростной … лифт.
Белый … лебедь.
Атласная … лента.
Дубовый … лист.
Дремучий … лес.
Садовая … лейка.
КАРТОЧКА№ 2
1.Отрывисто и многократно произносить ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ.
2.Произносить слоги:
Ля-ля-ля, ле-ле-ле, ли-ли-ли, лё-лё-лё,лю-лю-лю.
3.Произность:
Лимон, лиса, лиана, лицо, линейка, листва,листопад, лимузин, лилипут, линять.
4. Игра «10-2-1». Слова:лист, лиса, лимон.
Десять листов, два листа, один лист … ит.д.
5.Произносить предложения:
Лебеди летят.
Люди идут.
Ноги болят.
Дети лепят.
Ухо болит.
6.Учить:
Баю-баю-баиньки,
Купим Валеваленки,
Ни больши, нималеньки.
Работа скартинками:
— назватькартинки, уточнить понимание;
— взрослыйзакрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание.Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менеешести картинок.
Закончипредложение нужной по смыслу картинкой:
В лесу самый хитрыйзверь – … (лиса).
В чай положили… (лимон).
Обезьяны прыгалипо … (лианам).
На деревьяхзелёная … (листва).
Мальчик начертилквадрат с помощью … (линейки).
Невеста с женихомехали на белом … (лимузине).
В сказочной странежили … (лилипуты).
КАРТОЧКА№ 3
1.Отрывисто и многократно произносить ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ.
2.Произносить слоги:
Ля-ля-ля, ле-ле-ле, ли-ли-ли, лё-лё-лё,лю-лю-лю.
3.Произность:
Поляна, коляска, неделя,телята, олень, тюлень, балет, билет, полено, колено, малина, калина, калитка,улитка, павлин, долина, оливки, Полина, Алина, Галина.
4.Счёт от 1 до 5.Слова: олень, полено, улитка
Один олень, два оленя, … и т.д.
5.Произносить предложения:
Дети пели.
Коля пилит.
Посуду мыли.
Лёня пилит полено.
На поляне лютики.
Алина любитлепить.
6.Учить:
Лебеди летели
И на воду сели.
Сели, посидели
И снова полетели.
Работа скартинками:
— назватькартинки, уточнить понимание;
— взрослыйзакрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание.Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менеешести картинок.
Отгадайте загадки:отгадки в картинках
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)