Технологическая карта урока
учителя русского языка и литературы ГБОУ БКК ПФО им.Героя РоссииА.В.Доставалова
по предмету русский язык
Класс: 7в
УМК: «Русский язык» (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,Тростенцова Л.А. и др.)
Темаурока: Повторение изученного о деепричастии.
Целиурока:
1.Деятельностная: повторение знанийобучающихся о деепричастии
2.Предметно-дидактическая: повторение и закреплениезнаний учащихся об использовании деепричастий в речи.
Задачи:
Образовательные: научить учащихся находить в предложении деепричастия,выявлять условия его обособления и верно расставлять знаки препинания при нем
Развивающие: развивать самостоятельность мышления обучающихся, их речевуюкоммуникацию; умение вступать в диалог, работать в группе, а также выявлять ихтворческие способности
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к русскому языку, ксвоей малой Родине, прививать интерес к приключениям и получению новых знаний
Планируемые образовательные результаты урока:
1. Личностные: интерес к получению новыхзнаний, положительное отношение к познавательной деятельности, умение находитьвыходы из трудных ситуаций, справляться со сложностями, осваивать новые видыдеятельности, развитие творческих способностей и формирование адекватной оценкисвоей работы.
2. Метапредметные: умение работатьиндивидуально, в парах и в группе; умение правильно излагать свои мысли; умениенаходить необходимую информацию, извлекать из полученного материала самоеважное, анализировать, сравнивать и делать выводы.
3. Предметные: объяснение понятия«деепричастие», формирование навыков правильной постановки знаков придеепричастном обороте.
1. Поведущей дидактической цели: урок повторение изученного
2. Поспособу организации: урок-путешествие
3. Поведущему методу обучения: проблемный урок
Методы обучения: проблемный метод, кейс -метод, проектный метод, эвристический метод.
Средства обучения: учебник, презентация, наглядный и раздаточный материал,
Ходурока:
Этапы урока |
Методы обучения |
УПЗ урока
|
|
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Методы оценки, самооценки.
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Организационный этап
|
Словесное приветствие |
Здравствуйте, товарищи кадеты! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, который будет очень необычным!
|
|
Личностные: самоопределение Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|
Мотивация учебной деятельности учащихся |
Иллюстративный метод |
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в одно из самых красивых мест республики Башкортостан! А чтобы узнать это место, давайте посмотрим небольшое видео. ? Вы догадались какую достопримечательность нашей республики мы посетим? Правильно! ? А что вы о ней знаете?
? А вы знали, что гора «Иремель» — вторая по величине вершина Южного Урала, после горы Ямантау? ? А кто знает, где находится гора Иремель? «Гора «Иремель» находится в Белорецком районе, и добраться до неё непросто. Чтобы покорить вершину, нам предстоит пройти ряд испытаний: …………………… Но прочитать мы их не можем, так как сильный ветер унёс некоторые слова вместе с облаками и разбросал их на нашей доске. Давайте вместе вернем разлетевшиеся от ветра слова на свои места.» (учитель по желанию ученика вызывает к доске и просит прочитать получившееся предложение) Молодцы! Теперь мы знаем, какие испытания нам предстоит пройти. ? Ребята, а что общего во всех этих словах? Правильно! А сейчас, чтобы немного вспомнить о деепричастиях, запишем одно предложение и выполним синтаксический разбор. Для этого откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа, пропустите 1 строчку для темы урока и перепишите последнее предложение. Одного из вас я бы хотела пригласить к доске.
? Где здесь деепричастие? ? Это деепричастие имеет при себе зависимые слова? ? А какие? ? А как вы это узнали? Всё верно! ? А как мы называем деепричастие вместе с зависимыми словами? ? Чем в предложении является деепричастный оборот? Хорошо, молодец, можешь сесть на своё место! ? А сейчас скажите, пожалуйста, какую изученную тему мы повторяли, разбирая это предложение? Хорошо! А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.
Совершенно верно! А сейчас запишите тему урока на пропущенной вами строчке. ? А каковы же цели сегодняшнего занятия? |
(просмотр видеоролика)
(СЛАЙД № 1)
— Да! Это гора «Иремель»
— Это очень высокая гора.
— Да/нет
(дают свои ответы)
На доске висит ВАТМАН с текстом и отдельно вразброс висят деепричастия.
(восстанавливают предложения и читают их)
— Все эти слова – деепричастия. Шестнадцатое декабря. Классная работа. ___________________ Оказавшись у подножия горы, мы столкнемся с самыми сложными заданиями. (1 ученик выходит к доске, а остальные пишут в тетрадях.) — Оказавшись
— Имеет — у подножия горы — Задавая вопрос от деепричастия. — Деепричастный оборот. — Обстоятельством
— Мы повторили всё о деепричастии.
— Повторение изученного о деепричастии. (СЛАЙД № 2) (записывают тему урока) (перечисляют цели) |
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
|
Проверка домашнего задания |
|
Цели поставлены! Значит нам пора отправляться в путь. Но чтобы сесть в автобус, нам нужны билеты. А чтобы их получить, мы должны ответить на вопросы по теме деепричастие. А для этого давайте обратимся к учебнику на стр.90. Там вы увидите контрольные вопросы и задания. На них мы и будем отвечать. Молодцы, ребята! Давайте поблагодарим своих товарищей, которые правильно ответили на вопросы! Благодаря им вы все получаете билеты на автобус. |
(УЧЕБНИК)
(отвечают на 3 вопроса по учебнику.)
Дети благодарят своих товарищей и получают (БИЛЕТЫ) |
Личностные: смыслообразование Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, ответы на вопросы Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
Устный опрос |
Первичное усвоение новых знаний |
Иллюстративный метод, частично-поисковый метод, диктант |
А чтобы билеты активировать, вам предстоит выполнить буквенный диктант. Написав этот диктант, каждый из вас проверит, может ли он различать части речи. На своём билете вы записываете только первую букву названия части речи. 2) Вспаханное 3) Вспахав 4) Рассказывая 5) Рассказав 6) Рассказать 7) Удерживая 8) Задержавший 9) Интересовать 10) Интересуясь А теперь поменяйтесь билетами и проверьте их друг у друга. А правильные ответы вы можете посмотреть на моем билете. Если есть ошибки, то обязательно исправьте их. А если ошибок нет, то вы молодцы! ? А благодаря чему вы правильно выполнили это задание? ? Как вы разграничили части речи? Хорошо! Молодцы! Теперь ваши билеты активированы! |
Д – деепричастие П – причастие Г – глагол (СЛАЙД № 3) Проверяют: 1) Г 2) П 3) Д 4) Д 5) Д 6) Г 7) Д 8) П 9) Г 10) Д
— Благодаря умению отличать части речи. — Задавая вопросы.
|
Личностные: смыслообразование Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Регулятивные: целеполагание
|
Наблюдение, (диктант) |
|
Частично-поисковый метод, беседа |
И нам предстоит долгий путь на автобусе в село Тюлюк. А чтобы в автобусе нам не было скучно, мы все дружно споём песенку «Веселые путешественники!» Мы едем, едем, едем
Молодцы, ребята!
Первый куплет спели, а из второго куплета песни выпишите глаголы и образуйте от них деепричастия, заполняя вот эти таблицы. На выполнение работы вам даётся всего 3 минуты!!!
Итак…
? Что мы с вами повторили?
? От чего зависят деепричастия?
Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием!
|
(СЛАЙД № 4)
(ТЕКСТЫ ПЕСНИ) (дети поют песню)
Когда живется дружно,
(ТАБЛИЧКИ) Живут(нв)живя Будут(нв)будучи Ссорятся(нв)ссорясь Любят(нв)любя Взять(св)взяв Помочь(св)помогши (Работают группами. А потом каждая команда читает по одному деепричастию.) — Деепричастия совершенного и несовершенного вида. — От вида глаголов. |
Личностные: смыслообразование Коммуникативные: разрешение конфликтов Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Регулятивные: коррекция |
Беседа, упражнение |
Физкультминутка |
|
«Мы очень долго ехали и, наконец, доехали до села Тюлюк! Вы все устали сидеть на одном месте, в одном положении! Поэтому дальше мы пойдем пешком. А идти мы будем не обычно, а дружно играя: Я сейчас буду зачитывать слова разных самостоятельных частей речи, а вы, если услышите деепричастие, то подняв руки вверх и слегка подпрыгнув, хлопните в ладоши. Если же я назову другую часть речи, то вы должны начать шагать.» |
(СЛАЙД № 5)
(Дети внимательно слушают учителя и выполняют соответствующие движения.) |
|
|
Закрепление изученного |
Практические методы: игра, упражнение, творческая работа
|
Молодцы, ребята! Наконец мы дошли до поста «Тюлюк» природного парка «Иремель». Чтобы нас пропустили через КПП, мы должны расшифровать код, выполнив 2 задания, которые зависят друг от друга. 1) Собрать пазл
2) Решить кроссворд.
Эти задания надо выполнить очень быстро! Иначе нас не пропустят! Работать надо очень тихо, так как за громкие звуки нас могут отсюда выгнать. Поэтому сейчас одни группы получат пазлы, а другие – кроссворды.
А сейчас по 1 ученику с каждой команды выходят сюда со своими ответами, читают и показывают, что у них получилось. 1 и 2 команды, собрав пазлы, получили напутствие. Прочитайте, пожалуйста. 3 и 4 команды, решив кроссворды, узнали о прогнозе погоды на сегодня. Сообщите, пожалуйста.
У нас все получилось! Теперь нам предстоит восхождение на большой Иремель. Дальше мы пойдём, разделившись на 2 группы, так как от поста к подножию горы ведут 2 тропы: верхняя и нижняя. 1 и 2 команды отправятся по верхней тропе, а 3 и 4 – по нижней. Посмотрим, кто дойдёт быстрей. А пока вы будете идти, вы будете сочинять свои тексты, используя деепричастия: 1 и 2 группы напишут правила поведения в лесу, а 3 и 4 – опишут природу республики Башкортостан. Итак начали! Кто быстрей напишет? А у кого будет больше деепричастий? Молодцы, ребята! Вы сумели пройти этот нелегкий путь. |
(СЛАЙД № 6) (Ученики работают по группам, затем показывают и читают то, что у них получилось.) 1. (ПАЗЛЫ) 2. (КРОССВОРДЫ) Плача-смеясь Выигрывая-проигрывая Выливая-наливая Трудясь-ленясь Краснея-зеленея Белея-чернея Унося-принося Закрывая-открывая (СОЛНЕЧНО) Синонимы Радуясь-веселясь Выигрывая-побеждая Работая-трудясь Волнуясь-переживая Торопясь-спеша Ругая-браня Завершив-закончив (ВЕТРЕНО)
(СЛАЙД № 7)
(Коллективно составляют тексты, а потом читают свои сочинения.) |
Личностные: самоопределение Коммуникативные: управление поведением партнёра, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Регулятивные: планирование |
Оценивание творческих работ |
Рефлексия
Представленная информация была полезной? ДА 58.69% НЕТ 41.31% Проголосовало: 1041
Домашнее задание |
Беседа |
Наконец мы поднялись на самую высокую точку Священной горы! Мы прошли через множество испытаний и преодолели все трудности, которые встречались на нашем пути. ? А что мы с сами сегодня повторили?
? А что вспомнили?
Хорошо! А для того чтобы ваши знания о деепричастии остались в вашей памяти, дома сочините сказку о деепричастии. ? А как вы считаете, наши цели достигнуты? Замечательно, ребята! А это значит, что вы достигли ещё и вершины знаний!!! Вам понравилось покорять вершину? Что больше всего понравилось? Какое задание было самым сложным? А какое лёгким? Ребята, посмотрите! А вот то самое «Дерево желаний»! Мы с вами сегодня узнали, что оно исполнит загаданное вами желание, если вы привяжите на ветку ленточку. Поэтому сейчас я вам раздам ленточки, а вы напишите на них свою фамилию и желаемую оценку. А теперь привяжите свои ленточки на «Дерево желаний». А я желаю, чтоб вы в своей жизни достигали как можно больше вершин! Спасибо всем за урок! До свидания!
|
(СЛАЙД № 8) Дети вспоминают и перечисляют все поставленные в начале урока цели. — Деепричастия. Деепричастные обороты. — О знаках препинания при деепричастном обороте, о суффиксах совершенного и несовершенного вида деепричастий, о синтаксической роли деепричастия. Дети записывают домашнее задание: «Сочинить сказку о деепричастии.»
— Да!!!
Высказывают свои мнения.
(ДЕРЕВО)
(ЛЕНТОЧКИ)
(СЛАЙД № 9) Дети записывают на ленточках свои фамилии, ставят себе оценку за урок и привязывают на дерево.
|
Личностные: самоопределение Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Познавательные: умение проводить пунктуационный анализ языковых единиц |
Самооценка |
Приложение №1
Билет к вершинам знаний
ФИ__________________________________класс_____
|
||||||||||||||||||||
Билет к вершинам знаний
ФИ__________________________________класс_____
|
||||||||||||||||||||
Билет к вершинам знаний
ФИ__________________________________класс_____ |
Выпишите из текста глаголы и образуйте от них деепричастия
Когда живется дружно, Что может лучше быть! И ссориться не нужно, И можно всех любить. Ты в дальнюю дорогу Возьми с собой друзей: Они тебе помогут, И с ними веселей. |
№ |
Глагол |
Деепричастие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выпишите из текста глаголы и образуйте от них деепричастия
2 куплет Когда живется дружно, Что может лучше быть! И ссориться не нужно, И можно всех любить. Ты в дальнюю дорогу Возьми с собой друзей: Они тебе помогут, И с ними веселей. |
№ |
Глагол |
Деепричастие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №3
Решитекроссворд, подобрав АНТОНИМЫ
к даннымдеепричастиям
1. Плача —
2. Выигрывая —
3. Выливая —
4. Трудясь —
5. Краснея —
6. Белея —
7. Унося —
8. Закрывая —
Решитекроссворд, подобрав СИНОНИМЫ
к даннымдеепричастиям
1. Радуясь —
2. Выигрывая —
3. Работая —
4. Волнуясь —
5. Торопясь —
6. Ругая —
7. Завершив –
Приложение №4
«Веселые путешественники!» Мы едем, едем, едем Красота! Красота! Когда живется дружно, Ты в дальнюю дорогу |
«Веселые путешественники!» Мы едем, едем, едем Красота! Красота! Когда живется дружно, Ты в дальнюю дорогу |
Приложение №5
Билет к вершинам знаний
ФИ Даутова Гузалия Рашидовна класс 7В
|
Приложение №6
«С башкирского языка название этой горы переводится как «священная территория». За счет этих данных у народностей появилась легенда о ее чудесной силе, которая способна исполнить любое желание. На вершине можно найти так называемое «Дерево желаний». Местные верят, что достаточно загадать желание и привязать на одну из ветвей красивую ленту. И желание обязательно сбудется.» |
Ребята, посмотрите! А вот то самое «Дерево желаний»! Мы с вами сегодня узнали, что оно исполнит загаданное вами желание, если вы привяжите на ветку ленточку. Поэтому сейчас я вам раздам ленточки, а вы напишите на них свою фамилию и желаемую оценку. А теперь привяжите свои ленточки на «Дерево желаний». А я желаю, чтоб вы в своей жизни достигали как можно больше вершин! Спасибо всем за урок! До свидания!
|
|
«Веселые путешественники!» Мы едем, едем, едем Припев: |
Буквенный диктант 1) Вспахать 2) Вспаханное 3) Вспахав 4) Рассказывая 5) Рассказав 6) Рассказать 7) Удерживая 8) Задержавший 9) Интересовать 10) Интересуясь |
Физкультминутка Отъезжавшие, приезжая, приезжать, минувший, миновав, играя, играющий, открывая, открыть, открывшийся, изумляя, изумлять. |