X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страницыистории Тамбовского края

 

 

                                                                                        Научный руководитель–                                                                                                

                                                                                        Долгова Алена Викторовна, учитель математики

                                                                                        МАОУ СОШ №35

 

 

                                                                               

 

 

 

 

Тамбов,2023

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………..……………………………………………3

1 Казанский богородичный мужской монастырь…………..………………….5

1. 1 История образования монастыря………………………………………………5

1. 2 Периоды развития монастыря………………………………………………….6

1. 3 Возрождение и современное бытование монастыря………………………….9

Заключение…..…………………………………………………………………….11

Список использованных источников илитературы……………….…………12

Приложения….………………………………………………………….…………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Одной из страниц историиТамбовского края  является появление церквей и первых монастырей на даннойтерритории.

 Вера в России игралаочень важную роль во всех сферах жизни общества. Принятие христианства оказалобольшое влияние не только на Русское общество, но и на простой народ: изменилсябыт и нрав. Итоги и положительное значение принятия христианства Русью труднопереоценить. Духовное просвещение народа, искоренение пороков ибезнравственности, обретение веры в живого Бога Троицу, духовная жизнь, любовьк ближнему, борьба со страстями и спасение через искупительную миссию ГосподаИсуса Христа — наверное, самая основная и важная ценность, привнесённаяславянам с распространением и укоренением христианства.

 Всюду возводилисьправославные храмы и монастыри, являющиеся светочами распространенияграмотности и веры. Русские города преображались с началом развитиядеревянного, а затем каменного церковного зодчества. 

 Церковь стала  играть большую роль в жизни человека.

Древнерусская Церковь поправу считается цитаделью монашеской жизни.   Монастырь нёс не только функциюмонашеского общежития и совместного ведения хозяйства, но и являлся полноценнымдуховным центром  с  насыщенной литургической жизнью и уставными традициями,светочем культуры и образования, духовного воспитания. 

Сегодня знакомство систорией возникновения христианства и появлением православных храмов  на роднойземле дает нам возможность приобщиться к духовному наследию.  Мы наблюдаем возрождение православных святынь,  видим связь церкви с учреждениямиобразования и культуры. Монастыри расширяют свои возможности во благо духовноговоспитания. Цель и задача данной работы  показать жизнь монастыря в развитии иего значение на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЧНЫЙМУЖСКОЙ МОНОСТЫРЬ

 

 

1.1 Историяобразования монастыря

 

 

Первые православные храмыпоявились на Тамбовщине в XVIIвеке.  С этого времени открывается страница долгого, порой тяжелого пути одногоиз удивительных монастырей Тамбовского края.

Казанский Богородичныймужской монастырь был основан и построен в 1667г. с южной стороны городаТамбова старцем Иосифом, Сохранилась челобитная старца Иосифа на имя царяАлексея Михайловича, где он пишет: «И в нынешнем, государь, 7174 году(1667-соот.),  по твоему великого государя указу и по грамоте и поблагословению Преосвященнаго Илариона архиепископа Рязанского и Муромского и помоему нищаго твоего богомольца челобитью и обещанью, построили, государь, вновьцерковь я нищей на те зборные деньги мирскова подаянья в Тонбове городе заострогом на берегу Цны реки в новой пустыне во имя Пресвятые Богородицы явленияиконы Казанския да два предела святаго праведного Алексея человека Божия дасвятаго великомученика Федора Стратилата. И в нынешнем же, государь, во 7174году за неделю до Троицына дни освятили в той церкви престол ПресвятыеБогородицы явление иконы Казанские. А старцов, государь, в той нашей новойпустыне осталось семь братов стары и увечны».[1]В прошении была просьба о помощи в средствах.  Прошение было одобрено. В 1679году братии монастыря были пожалованы в дар мельницы на реках Студенец и Цна врайоне села Донское. В монастырской собственности находились земли ТроицкойДубравы, Троицкого Караула, хутор Трёх Лощин, берег реки Кариан и земли близ селаТатаново. В первой половине   XVII в монастырь был бедным и во всем терпелнужду. Несмотря на трудные условия, продолжал действовать, являясь одним издуховых центров Тамбовской земли.

Из-за пожаров, которые частовозникали в городе, архитектурный облик монастыря неоднократно менялся.

 

1.2Периодыразвития монастыря

Представленная информация была полезной?
ДА
58.13%
НЕТ
41.87%
Проголосовало: 898

 

 

 Значительное егопереустройство произошло в середине XVIII века. В 1785 году с назначения наТамбовскую кафедру епископа Пахомия[2]начинается новый период развития монастыря.

По  благословениюепископа на территории Казанской обители стала располагаться архиерейскаярезиденция. Построен новый деревянный архиерейский дом, консистория, баня,конюшенный двор, хозяйственные службы были выстроены рядом с братским корпусоми храмом. На Казанской колокольне устроены боевые часы и отлиты несколькоколоколов. Фасады монастырских зданий были выкрашены в разные цвета, натерритории высажены два фруктовых сада. Епископ Пахомий положил началокрестного хода вокруг монастыря в Пасху.

Каменное строительствозданий и храмов Казанского мужского монастыря датируется последним десятилетиемXVIII века.

Много трудов построительству и благоустройству Казанской обители положили епископ Феофил(Раев), управлявший Тамбовской епархией в 1788-1811 гг. По его поручению быливозведены два каменных храма, сохранившиеся до наших дней, — Казанский иИоанно-Предтеченский. Возводил храмы бывший Саровский послушник Нафанаил. Висторию строительства монастыря вошли имена протоиерея С. А. Березнеговского,архитектора по образованию, и инженера-архитектора А. С. Четверикова. Зданиямонастыря выстроены в духе классицизма, господствовавшего в то время в русскойархитектуре.

Главным храмом Казанскогомонастыря считается летняя соборная церковь в честь Казанской иконы БожиейМатери. Она была заложена в 1791 году и  освящена в 1796 году епископомТамбовским и Шацким Феофилом (Раевым).[3]Архитектурный облик этого храма полностью повторяет облик ныне не сохранившегосяУспенского собора Саровской пустыни, которая в то время относилась к Тамбовскойепархии. В основном, именно при епископе Феофиле создавался архитектурныйансамбль монастыря, запечатлённый на фотографиях конца XIX- начала XX  веков.

 Знаменательным являетсято, что в 1793 году в Казанском монастыре Преосвященным Феофилом в иеромонахибыл рукоположен преподобный Серафим Саровский. Преставившийся  епископ Феофил(Раев) был погребен у южной стены внутри Казанского собора.

С конца XVIII века натерритории монастыря стал складываться некрополь. Здесь, под сенью монастырскиххрамов, нашли свое упокоение многие известные представители Тамбовского края:духовенство, военачальники, меценаты, ученые.

Вторая монастырскаяцерковь во имя Иоанна Предтечи — зимняя — заложена в 1794 году, ностроительство ее протянулось до 1821 года. Многоярусная колокольня монастыря,отстроенная в 1848 году, до наших дней не сохранилась.

 Монастырь жил иразвивался. В нём  по инициативе святителя Феофана Затворника(1859-1863)  открылиодну из первых книжных лавок в Тамбове, в которой реализовывались книгидуховно-нравственного содержания.[4]

В 1875 году при епископеПалладии (Раев) в архиерейском доме Казанского монастыря открылось КазанскоеБогородичное миссионерское  братство, которое было призвано содействовать привлечению к Православной Церкви разных сектантов и старообрядцев,способствовать духовно-нравственному образованию и возвышению народнойнравственной религии. У братства была своя типография.  Большими тиражамипечаталась просветительская литература.    Отделения братства  были во всехуездных городах. Пребывание братства в монастыре способствовало егомиссионерской деятельности.

Уже в конце XVIII векамонастырь был окружен каменной стеной с металлическими решетками. Строительствостены полностью завершилось к началу XIX века. В начале XX столетия вюго-западную часть монастырской стены включалось двухэтажное зданиеконсистории, а также архиерейский дом, братский корпус, здание архива.

Казанский мужской монастырьбыл закрыт 19 октября 1918 года «в связи с фактом выступлений против советскойвласти при вспышке контрреволюционного мятежа в Тамбове». Все храмы былизакрыты, монахов изгнали, некрополь сравняли с землёй. Во время гражданскойвойны после Антоновского крестьянского восстания в Казанском монастыресоветской властью был устроен лагерь. В это же время под предлогом обветшаниясооружения была разрушена величественная колокольня. Кирпичи и щебень былииспользованы на строительство клуба в пригороде (ныне город Котовск), аколокола как памятники истории и культуры переданы Главнауке. После 1945 года взданиях монастыря размещались государственный архив, учебно-производственныйкомбинат. На месте старой колокольни построили железнодорожное училище,впоследствии преобразованное в общеобразовательную школу № 32.[5]

 Более 50 лет монастырьнаходился в полуразрушенном состоянии. В конце 1970х-начале 1980 годов посвидетельству очевидцев от былого великолепия  монастыря не осталось и следа.Казалось, что нет надежды на возрождение Тамбовской обители, с которой связаныславные страницы истории Тамбовского края.

 

1.3Возрождениеи современное бытование монастыря

 

 

После торжественногопразднования 1000 летия Крещения Руси в 1988 году началось постепенноевозрождение церковной жизни в Тамбове. Монастырь стал постепенновостанавливаться.

 При архиепископе Евгении(Ждане) в 1992 году храмы Казанского монастыря передали епархии, вокруг нихустановили ограждение.  В Предтеченском храме произвели предварительный ремонт. В 1993 году в Казанском монастыре города Тамбова Святейший Патриарх Московскийи всея Руси Алексий II освятил часовню, воздвигнутую в память о пострадавших заверу в годы гонений.

С 2002 годасвященноархимандритом монастыря является Преосвященнейший Феодосий, митрополитТамбовский и Рассказовский. В 2003 году в монастыре им  была освящена часовня,воздвигнутая над могилой архиепископа Нижегородского и Арзамасского Евгения (Ждана),много потрудившегося на ниве духовного возрождения Тамбовской епархии.

 28 марта 2004 годавпервые за последние 85 лет в обители епископом Феодосием был совершен постригтрех насельников монастыря.  В 2005 году епископом Феодосием освященсеминарский домовый храм равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В настоящее время вкомплекс зданий Казанского мужского монастыря входят: 3 храма, 2часовни, Тамбовская духовная семинария, административное здание,хозяйственные постройки. Монастырь имеет свое небольшое подсобное хозяйство вселе Воронцовка. Завершено строительство колокольни Казанского монастыря,которая 30 августа  2014 года была освящена Патриархом Московским и всея РусиКириллом. Колокольня является одной из главных достопримечательностей Тамбова.Это самое  высокое сооружением в городе и третья  по высоте в России колокольня.[6]

 Казанский монастырьвключен в единый госреестр  объектов культурного наследия региональногозначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Деятельность Церквивсегда была направлена во благо человека.

Казанский мужскоймонастырь продолжает быть духовно-просветительским центром Тамбовской епархии,местом молитвы и паломничества, архитектурным украшением города Тамбова. Онвыжил в тяжелые времена и активно развивается.

В настоящее время взданиях Казанского монастыря находится Тамбовская духовная семинария.[7] В еёздании располагается библиотека, где в одном из её отделов хранятся уникальныеценнейшие экземпляры примерно    в. Книги жертвуются. Некоторые из них былипожертвованы, в том числе Владыкой Феодосием и протоиреем Георгием. Здесь женаходится церковно-археологический кабинет, так называемый музей. В нём  выставленыиконы и предметы церковного быта.

 При монастыре действуетвоскресная школа для детей и взрослых, где обучается более 150 человек.

 

 

 

 

 

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

1.Аторин Р.Ю. / Историястарообрядчества. Наука и вера,2018.

2.Достопремечательности Тамбова:путеводитель./ авт.-сост.: Е.Е. Инякина, Н.В.Ашихмина, Т.А.Долихина: отв.ред.Е.Е.Инякина-Тамбов: Принт-сервис, 2007.

3.Историко-статестическое описаниеТамбовской епархии./ Под.ред. Андриевского.Тамбов,1911

4.Интернет источник /Просительнаячелобитная на царское имя старца Иосифа, основателя Казанского монастыря//ИТУАК1885.Вып.7.С.31.

5.Тамбовский паломник/Путеводитель посвятым местам Тамбовской митрополии.ООО «Издательство Юлис»,2016

6. https://drevo-info.ru/articles/13673562.html

7. https://tamds.ru/seminarskij-hram/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

 

              

    Епископ Пахомий                          Епископ Фиофил

 

          Казанский монастырь

    Старая колокольня

Приложение2

 

Зданиесеминарии

 

Современнаяколокольня

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.13%
НЕТ
41.87%
Проголосовало: 898

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет