Программа воспитания и социализацииобучающихся
начальной школы 1-4 классов
Содержание:
1. Введение.
2. Цельи задачи духовно-нравственного развития, воспитания, социализации учениковначальных классов.
3. Программавоспитания и социализации младших школьников.
4. Основныенаправления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания исоциализации.
5. Формыи методы формирования у учеников начальных классов экологической культуры,культуры здорового и безопасного образа жизни.
6. Планируемыерезультаты воспитания и социализации обучающихся начальных классов
7. Методикадля изучения социализированности личности (разработана профессором М.И.Рожковым).
8. Дигностика социализированности личности учащихся младших классов.
I.Введение
Социализация – непрерывный и многогранный процесс,который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболееинтенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовыеценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения,формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, егоформирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействиис окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние.
Большое значение для социализации ребенка имеетобщество. Социальную среду ребенок осваивает постепенно. С возрастом освоеннаяим территория все больше расширяется. При этом ребенок постоянноищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, гдеего лучше понимают, относятся к нему с уважением. Для процесса социализациибольшое значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которойнаходится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этойсреде – положительный или негативный. В процессе социализации проявляетсяобъективная потребность человека в индивидуальном развитии. Ребенок начинаетискать способы и средства для выражения личности, использовать их, в результатечего происходит его индивидуализация. Личность приобретает чертынеповторимости, уникальности. Признавая социализацию в качестве одной из задачроссийского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современнойсоциокультурной среде, духовном и культурном наследии.
Решение задач социализации школьников, ихвсестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательнойдеятельности, особенно в условиях системы основного общего образования. Такаявозможность общеобразовательным учреждениям предоставляется ФГОС. Согласностандартам, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемойчастью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается какмиссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом,воспитание и социализация есть процессы становления личности.
II. Цели и задачидуховно – нравственного развития, воспитания, социализации учеников начальныхклассов
Программа воспитания и социализациимладших школьников разработана в соответствии:
1. ЗаконРФ «Об образовании»,
2. Федеральныйгосударственный стандарт начального общего образования второго поколения,
3. Концепциядуховно-нравственного воспитания российских школьников.
В соответствии с требованиями Концепции, ФГОС была определенацель программы воспитания и социализации учащихся начальной школы:
IV. Основныенаправления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания исоциализации.
Данная цель будет достигаться через решение следующихзадач:
a) в областиформирования личностной культуры
· формированиеспособности к духовному развитию – «стремление быть лучше»;
· формированиенравственного смысла учения;
· реализациятворческого потенциала в учебно-игровой и социально-ориентированной видах деятельности;
· формированиеоснов морали – осознание необходимости определенного поведения на основепринятых в обществе представлений о добре и зле; должном и недопустимом;укрепление позитивной нравственной самооценки и самосознания;
· формированиеоснов нравственного самосознания личности (совести) – способности школьникаформулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственныйсамоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственнуюоценку своим и чужим поступкам;
· формироватьспособности формулировать и отстаивать свою точку зрения;
· формированиеумения к самостоятельным поступкам, т.е. умения принимать решение и братьответственность на себя за их результат;
· формированиецелеустремленности и настойчивости в достижении результата;
· формированиетрудолюбия;
· осознаниеценности человеческой жизни.
b) в областиформирования социальной культуры
· формированиеоснов российской гражданской идентичности;
· формированиечувства гордости за свой город, за свое Отечество, чувство личнойответственности за судьбу Отечества;
· развитиенавыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками,родителями и старшими детьми в решении общих проблем;
· развитиедоброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживаниядругим людям;
· формированиеосознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям,религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
· формированиедемократических ценностных ориентиров и толерантности.
c) в областиформирования семейной культуры
· формированиеценности семьи, почтительного отношения к родителям; осознанного, заботливогоотношения к старшим и младшим;
· знакомствос культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
В программесоциализации и воспитания сделан акцент на следующих нравственных ценностях:
Øпатриотизм – любовьк России, к своему народу, к своей малой Родине;
Øсоциальнаясолидарность:личная свобода и права другого человека, доверие к людям, институтамгосударства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь идостоинство;
Øгражданственность – долгперед старшим поколением, семьей; закон и правопорядок;
Øсемья –здоровье, почитание родителей, забота о старших и младших;
Øтруди творчество– творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие ибережливость;
Øнаука–познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание;
Øтрадиционныероссийские религии, ценности, которые усваиваются в виде системныхкультурологических представлений о религиозных идеалах;
Øискусствои литература– красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни,эстетическое развитие;
Øприрода – жизнь,родная земля, заповедная природа, планета Земля;
Øчеловечество–мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов.
Программавоспитания и социализации
Исходя изэтого, была создана программа по социализации для учащихся 1 – 4 классов.
Цельпрограммы: Поэтапное создание условий для социализации, воспитания и развитиянравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Основныеидеи программы воспитания и социализации
1. Идеяактуальной и потенциальной успешности личности ученика в процессесамореализации.
2. Идеяпедагогической поддержки личности ученика в процессе самореализации и на пути куспеху.
3. Идеявариативности развития и самореализации личности в процессе достижения успеха.
4. Идеястимулирования стремления личности учителя и ученика к успеху.
5. Идеяцелостности и взаимосвязи личностной и профессиональной успешности учителя.
6. Идеяразвития школы как открытой, саморазвивающейся системы, взаимодействующей с социальнымиобъектами города, края.
В совокупности все эти идеи направлены на формирование социально активной,физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способнойадаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимальноблагоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.
Общие задачи воспитания и социализации учащихся классифицированы понаправлениям, каждое из которых тесно связанно с другими, раскрывает одну изсущественных сторон духовно-нравственного развития гражданина России, основанона определенной системе базовых ценностей и призвано обеспечить принятие ихобучающимися.
Основные направления программывоспитания и социализации обучающихся.
1. Мы– гражданин России
Воспитаниегражданственности, патриотизма, социальной ответственности, уважения к правам,свободам и обязанностям человека.
Задачи:
— воспитаниегражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностямчеловека;
— способствоватьполучению и расширению знаний учащихся о России: ее истории, традициях,культуре, праве;
— способствоватьформированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности забудущее страны;
— воспитыватьу учащихся активную жизненную позицию;
-воспитаниесоциальной ответственности и компетентности;
Содержание:
• элементарныепредставления о правах и обязанностях гражданина России;
• интереск общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
• начальныепредставления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единственародов нашей страны;
• элементарныепредставления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
• интереск государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, родного края;
• стремлениеактивно участвовать в делах класса, школы, семьи;
• любовьк образовательному учреждению, своему краю, России;
• уважениек защитникам Родины.
1 класс
Формы работы: |
Воспитание гражданственности, патриотизма: |
Викторины: «Моя родина – Россия, герб, флаг, гимн России» «Край, в котором я живу» «Богатыри земли русской» Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков на темы: «Моя Россия» «Мир без войны» «Мир глазами детей» Акции: «Письмо солдату» Праздники: «День двора» «Первый раз, в первый класс» «Мы школьниками стали» «День защитников отечества» |
Воспитание семейных ценностей: |
«История моего имени» «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях» «Праздники в нашей семье» Праздники: «Мамины руки, нет их теплее…» «Масленица» |
Воспитание правовое: |
«Кто прав, кто виноват?» «Человек среди людей» «Всемирный день прав ребенка» «Права ребенка» |
2 класс
Формы работы: |
Воспитание гражданственности, патриотизма: |
Викторины «Дети в годы войны» «Символы Смоленска» Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков на темы: «Моя малая Родина» «Война в истории моей семьи» Экскурсии: посещение школьного музея; Акции: «Подарок ветерану» Праздники: «День Победы» «День защитников отечества» Круглый стол: «Они сражались за Родину» «Писатели – дети войны» Творческие конкурсы: «Малая родина» «Памятные места г.Ярцево» |
Воспитание семейных ценностей: |
«История создания семьи моих родителей» «Традиции нашей семьи» Праздники: «История моего дома» «Дорогое слово – отец» «День защитника Отечества» «Мама года» Проект: «Традиции в моей семье» |
Воспитание правовое: |
«Что такое право?» «Ответственность и дисциплина» «Конституция глазами детей» Викторины: «Мои права и обязанности» |
3 класс
Формы работы: |
Воспитание гражданственности, патриотизма: |
Викторины «Историческое наследие страны» «Русь, Россия, Родина моя» «Пионеры герои» «Край, в котором я живу» Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков на темы: «Моя Россия» «И помнит мир спасенный» Экскурсии: Посещение школьного музея Акции: «Письмо солдату» «Подарок ветерану» «Спасибо вам, учителя» Праздники: «Священный праздник — День Победы» Круглый стол: «Никто не забыт, ничто не забыто» Творческие конкурсы: «Малая родина» «Памятные места г. Смоленска» |
Воспитание семейных ценностей: |
«Мои семейные реликвии» «Памятные даты моей семьи» Праздники: «День Матери» Проект: «Семейная реликвия» |
Воспитание правовое: |
«Ответственность и дисциплина» |
4 класс
Формы работы: |
Воспитание гражданственности, патриотизма: |
Викторины: «Историческое наследие страны» «Никто не забыт, ничто не забыто» «Подвиги пионеров героев» «Что? Где? Когда?» «Обычаи и традиции народов России» Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков на темы: «Мой дом, моя Родина», «Слава Великой державе» «Песни и строя» Экскурсии: Посещение школьного музея Акции: «Письмо солдату» «Подарок ветерану» Спасибо вам, учителя Праздники: «Подвигу жить в века» «Путешествие по колеснице времени» Круглый стол: «Это нашей истории строки» Творческие конкурсы: «Малая родина» |
Воспитание семейных ценностей: |
«Мои семейные реликвии» «Моя родословная» «Летопись моей семьи»(памятные даты моей семьи) «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях» (традиции нашей семьи) Праздники: Праздники семьи «История моего дома» «Масленица» Проект: «Летопись моей семьи» |
Воспитание правовое: |
«Конвенция прав ребенка» Викторины: «Знай свои права» |
5.Мы дружим друг с другом
Воспитаниенравственных чувств и этического сознания. Ценности: справедливость, милосердие,честь, достоинство, почитание родителей, забота о старших и младших,нравственный выбор.
Цель: развитиекоммуникативных навыков
Задачи:
ü воспитаниеценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры –эстетическое воспитание;
ü воспитаниенравственных чувств, убеждений, этического сознания.
ü развитиепредставлений о душевной и физической красоте человека,
ü развитие уменияпонимать и принимать себя и других
ü познание иформирование каждым ребенком своего « Я»
ü сформировать уучащихся коммуникативные навыки
ü сформироватьумение совершенствоваться в коллективе
Содержание:
• различение хороших и плохих поступков
• представления о правилах поведения вобразовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе
• уважительное отношение к родителям,старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим
• установление дружеских взаимоотношенийв коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке
• бережное, гуманное отношение ко всемуживому
• знание правил этики, культуры речи
1 класс
Формы занятий: |
Конкурсы: Расскажу о хорошем человеке Конкурс плакатов, рисунков Я хочу помочь людям Бнеседы: «Что в имени тебе моем» «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»» «Доброе слово, что ясный день» «Учимся дружить» Праздники: «Праздник Вежливых Наук» «День матери» «Рождество Христово» «Пасха» Акции: «Сотвори Рождественское чудо» «Помоги собраться в школу» Игрушки и книжки – детям приюта Театрализованные постановки: «Рождество Христово», «Пасха» |
2класс
Формы занятий: |
Конкурсы: Добрые руки человеческой помощи Конкурс плакатов, рисунков Твори добро Беседы: Азбука вежливости, или Этикет на каждый день «Вежливость и невежливость» «Спешите творить добро» « Мое настроение» «Рыцарский турнир вежливости» Праздники: «День учителя» «День матери» «Рождество» «Пасха» Акции: «Сотвори новогоднее чудо» «Помоги собраться в школу» Игрушки и книжки – детям приюта Театрализованные постановки: «Рождество Христово», «Пасха» |
3класс
Формы занятий: |
Конкурсы: Конкурс плакатов, рисунков Передай добро по кругу Классные часы: «Путешествие в страну Справедливости» «Умеешь ли ты прощать обиды» «Друг в моей жизни» «Русские традиции» «Золотые ключики к сердцам» Праздники: «День учителя» «День матери» «День семьи» «Рождество» «Пасха» Акции: «Сотвори новогоднее чудо»; «Помоги собраться в школу». Игрушки и книжки – детям приюта Театрализованные постановки: «Рождество Христово», «Пасха» |
4класс
Формы занятий: |
Конкурсы: Доброта спасет мир Конкурс плакатов, рисунков Школьный этикет Беседы: «Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других» «Я, мои успехи и неудачи» «Я и мои друзья – вместе дружная семья» Праздники: «День учителя» «День матери» «День семьи» «День учителя» «Рождество» «Масленица» «Пасха» Акции: «Сотвори Рождественское чудо» Игрушки и книжки – детям приюта Театрализованные постановки: «Рождество Христово», «Пасха» |
V. Формы иметоды формирования у обучающихся духовно-нравственной культуры,
культурыздорового и безопасного образа жизни
Православная культура складывается из знаний и умений,этического мышления, ценностных ориентаций, нравственного поведения.
Православнаякультура – это качество личности, компонентами которой являются:
· интереск природе и проблемам ее охраны;
· знанияо природе и способах ее защиты и устойчивого развития;
· нравственныеи эстетические чувства по отношению к природе;
Методы и формы духовно-нравственного воспитания:
· играпозволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем,пропаганду ценных идей;
· дискуссии,способствуют проявлению личного отношения учащихся к экологическим проблемам;
· беседа,позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разностороннихсвязях;
· ролевыеигры, выступают средством психологической подготовки школьников креальным экологическим ситуациям;
· докладыучащихся;
· викторины;
· праздники;
· кукольныеи театрализованные постановки;
· карнавальныешествия;
· выставкитворческих работ;
· практическиезанятия озеленение пришкольного участка, сбор корма для зимующих птиц,изготовление кормушек, рисунки, плакаты, листовки, выступление агитбригад;
· игры-экскурсии;
· интерактивныепутешествия;
· проекты;
Формированиеэтических норм и понятий у младших школьников осуществляю с помощью заданий,которым придаю духовно-нравственную направленность. В результате этого учащиесячаще вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствияповедения и деятельности в окружающей среде, овладевают практическими умениями,участвуют в творческой деятельности.
Технологии взаимодействия исотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов
Духовно-нравственное развитие и воспитание учеников начальных классов осуществляется образовательным учреждением, семьёй,внешкольными учреждениями, учреждения дополнительного образования.
Важным условием эффективной реализации задачдуховно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогическоговзаимодействия социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллективаобразовательного учреждения.
Основныетехнологии:
Технологиивоспитания:
· технологияподдержания и переключения внимания детей во время беседы с ними;
· технологиявключения детей в игру;
Ситуативные технологии воспитания:
· технологияорганизации «ситуации успеха» для поддержания чувства собственного достоинстваребенка, повышения его самооценки, принятия субъектной позиции;
Перспективныетехнологии воспитания:
· технологиямероприятия;
· технологияигры;
· технологияколлективного дела.
VI. Планируемыерезультаты воспитания и
социализацииобучающихся начальных классов
1.Воспитаниегражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностямчеловека:
• ценностноеотношение к Родине, своему народу, краю, отечественному культурно-историческомунаследию, государственной символике, законам Российской Федерации, роднымязыкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;
• пониманиезащиты Отечества как долга и священной обязанности гражданина, уважительноеотношение к Российской армии, к защитникам Родины;
• знаниенациональных героев и важнейших событий истории России;
• знаниегосударственных праздников, их истории и значения для общества.
2.Воспитаниенравственных чувств, убеждений, этического сознания:
• ценностноеотношение к школе, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашегоОтечества
• умениесочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своейсемьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг отдруга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных навзаимопомощи и взаимной поддержке;
• знаниетрадиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
• пониманиеправил культуры поведения, общения и речи, умение преодолевать конфликты вобщении;
• готовностьсознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимостисамодисциплины;
• пониманиеи сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознаниезначения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии;
3.Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образажизни:
• ценностноеотношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своемуздоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
• осознаниеценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни,взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей егосреды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественногоздоровья и безопасности;
• умениепридавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;демонстрировать мышление и экологическую грамотность в разных формахдеятельности;
• знаниенорм и правил экологической этики;
• отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, способностьдавать нравственную и оценку действиям экологических проблем;
• знаниеи выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режимадня;
4.Воспитаниетрудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни,подготовка к сознательному выбору профессии:
• самоопределениев области своих познавательных интересов;
• умениеорганизовать процесс самообразования, творчески и критически работать синформацией из источников;
• умениепланировать трудовую деятельность, рационально использовать время, соблюдатьпорядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу
• участияв общественно значимых делах;
• навыкитрудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
• знанияо разных профессиях и их требованиях к здоровью, знаниям и умениям человека;
5.Воспитаниеценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры(эстетическое воспитание):
• ценностноеотношение к прекрасному;
• способностьвидеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей,общественной жизни;
• опытэстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме,эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• интереск занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественнойсамодеятельности;
• опытсамореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себяв доступных видах творчества;
• опытреализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
VII.МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ.
(разработанапрофессором М.И. Рожковым)
Цель: выявитьуровень социальной адаптированности, активности, автономности инравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения: Учащимсяпредлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своегосогласия с их содержанием по следующей шкале:
4- всегда;
3- почти всегда;
2- иногда;
1- очень редко;
0- никогда.
Анкета — опросник
1.Стараюсь слушаться во все своих учителей и родителей.
2.Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3.За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
4.Я умею прощать людей.
5.Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6.Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7.Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8.Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
9.Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10.Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11.Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12.Мне нравится помогать другим.
13.Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14.Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15.Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16.Переживаю неприятности других, как свои.
17.Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18.Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласныокружающие.
19.Еслия берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20.Стараюсь защищать тех, кого обижают.
VIII. Дигностика социализированностиличности младших классов
Количество учащихся на начало 2018 – 2019 уч. год — (4 класс) — 14:
Социальная адаптация:
высокийуровень _9___чел.,
среднийуровень __4__ чел.,
низкийуровень __1__ чел.
Автономность:
высокийуровень _8__ чел.,
среднийуровень __5__ чел.,
низкийуровень __1__ чел.
Социальная активность:
высокийуровень _11___ чел.,
среднийуровень __2__ чел.,
низкийуровень __1__ чел.
Приверженность гуманистическим нормам:
высокийуровень __11__ чел.,
среднийуровень ___1_ чел.,
низкий уровень __2__ чел.
Количестводетей на начало 2019– 2020 уч. год — (1 класс) — 12:
Социальная адаптация:
высокийуровень __5__ чел.,
среднийуровень __5__ чел.,
низкийуровень __2__ чел.
Автономность:
высокийуровень _5_ чел.,
среднийуровень __1__ чел.,
низкийуровень _6__чел.
Социальная активность:
высокийуровень _7__ чел.,
среднийуровень _3_ чел.,
низкийуровень __2__ чел.
Приверженность гуманистическим нормам:
высокийуровень _8___ чел.,
среднийуровень _3___ чел.,
низкийуровень _1_ чел.
Количество учащихся на начало 2020 – 2021 уч. год: (2 кл) — 11
Социальная адаптация:
высокийуровень _7__ чел.,
среднийуровень __2__ чел.,
низкийуровень __2__ чел.
Автономность:
высокийуровень __4__ чел.,
среднийуровень __4__ чел.,
низкийуровень __3__ чел.
Социальная активность:
высокийуровень __8__ чел.,
среднийуровень _2___ чел.,
низкийуровень ___1_ чел.
Приверженность гуманистическим нормам:
высокийуровень __7__ чел.,
среднийуровень __2__ чел.,
низкий уровень __2_ чел.
Обработкаполученных данных: Среднюю оценку социальной адаптированностиобучающихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этойсуммы на 5. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций совторой строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценкаприверженности детей к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности)- с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можноконстатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он большедвух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развитиясоциальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можнопредположить, что отдельный обучающийся (или группа учеников) — имеетнизкий уровень социальной адаптированности.