Оглавление
Глава 1.Теоретические основы педагогического проектирования в образовательной среде. 6
2.1. Примерыкейсов по изучению поэтики готического романа Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры Сатаны». 24
2.2. Методическиерекомендации при работе с кейсами. 31
Введение
ТворчествоЭ.Т.А. Гофмана – удивительная квинтэссенция философского, сказочного,мифологического и сверхъестественного. Немецкий писатель, часто обращавший свойвзор на мифологизм и фантастику, однако, не принял новомодное увлечение немцевготической литературой. Его роман «Эликсиры Сатаны», написанный в жанреготического романа, является пародией на этот жанр. Герои Гофмана чаще всего,сталкиваясь с враждебным окружающим миром, встречают невзгоды с иронией исмехом, они не соглашаются с устройством мира и стараются переборотьобстоятельства[1].Творчество немецкого писателя нуждается в изучении в школе, в особенности, встарших классах, выходя за рамки его сказочных произведений.Литературоведческий анализ такого произведения, как «Эликсиры Сатаны», должнысформировать в учащихся читательскую грамотность, эстетический вкус, пониманиетого, что такое немецкая классическая литература.
Актуальность нашей работыобусловлена несколькими аспектами: во-первых, современное обучение, потребованием ФГОС, должно иметь проблемный характер, во-вторых, изучениенемецкого романтизма и творчества Э.Т.А. Гофмана в старшей школе требуетсопровождение со стороны педагогического проектирования. Современный учитель,выстраивая уроки литературы, должен находиться в постоянном поиске новыхметодов и технологий обучения, чтобы сделать его доступным и понятным для всехучастников образовательного процесса.
Внашей курсовой работе мы производим анализ готического романтизма через призмутворчества Э.Т.А. Гофмана. Основным критерием для понимание того, что такоеготический романтизм, является роман немецкого писателя «Эликсиры Сатаны».
Средиличностных компетенций, формируемых при изучении творчества Э.Т.А.Гофмана,можно выделить способность пониматьхудожественные произведения, отражающие иные, чуждые читателю культурныетрадиции, которая развивается посредством работы в группе с применениемисследовательских кейсов.
Приизучении поэтики готического романа Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры Сатаны»литературоведы, а вслед и мы, выделяем следующие характерные особенности:интерес к архаичному; тяга к фатализму, невозможность изменить свою судьбу;вмешательство потусторонних сил в жизнь человека; использование автором«тёмной» символики – монастырь, монашеский орден, сверхъестественный эликсир,двойничество главного персонажа[2].
Объектом исследованияявляется процесс проектирования в преподавании литературы в старших классахобщеобразовательной школы.
Предметом исследованияявляется технология проектирования в процессе изучения поэтики готическогоромантизма на основе изучения романа «Эликсиры Сатаны» Э.Т.А. Гофмана на урокахзарубежной литературы в старших классах.
Разработкабанка кейсов для изучения на уроках зарубежной литературы в старших классах поэтикиготического романтизма на основе изучения романа «Эликсиры Сатаны» Э.Т.А.Гофмана – цель нашей курсовой работы.
Гипотеза курсовой работызаключается в том, что, по нашему мнению, изучение готического романа Э.Т.А.Гофмана при помощи метода кейсов позволит учителю развить у своих учениковчитательскую грамотность, способность самостоятельно формулировать проблемуработы, организовывать и направлять свою деятельность и умение вступать вдиалог со сверстниками и грамотно отстаивать свою точку зрения.
Задачи:
1) изучить основы теории педагогическогопроектирования в образовательной среде и проектирования кейс-технологии;
2) изучить теоретические основы методикипреподавания литературы при помощи кейс-технологий;
3) составить кейсы для анализа и изученияпоэтики готического романа «Эликсиры Сатаны» Э.Т.А. Гофмана;
4) составить методические рекомендации поиспользованию кейсов для изучения поэтики готического романа «Эликсиры Сатаны»Э.Т.А. Гофмана на уроках зарубежной литературы в старшей школе.
Материалами исследования являетсяроман немецкого писателя Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры Сатаны».
Методологической основой работыстали труды учёных по методике преподавания литературы в школе: Н.В. Беляевой,Т.С. Зепаловой, В.И. Коровина. Также использовались теоретические положениясовременных ученых по проектированию в образовательной среде: А.М. Новикова,Е.Н. Ястребцевой, И.С. Сергеева и др.; труды литературоведов, исследующихтворчество Э.Т.А. Гофмана: Д. Чавчанидзе, А.В. Фортунатовой, Л.В.Славгородской.
Теоретическая значимость работысостоит в применении результатов исследования при проведении уроков зарубежнойлитературы в старших классах общеобразовательной школы.
Практическая значимостьзаключается в создании кейсов для проведения уроков зарубежной литературы,посвященных изучению готического романтизма и творчества Э.Т.А Гофмана встаршей школе.
Курсоваяработа состоит из введения; основной части, включающей в себя 2 главы:теоретическую – «Теоретические основы педагогического проектирования вобразовательной среде» и практическую – «Стадии педагогическогопроектирования кейсов при изучении поэтики готической литературы в романе Э.Т.А. Гофмана Эликсиры Сатаны»; заключения, списка литературыи приложения, в котором представлен результат работы – образовательный продукт,– протестированный и применённый в рамках уроков по зарубежной литературы в2021-2022 учебном году.
Глава 1.Теоретические основы педагогического проектирования в образовательной среде
Методикапреподавания литературы в контексте современного образования требует разработкии внедрения новых методов обучения. В настоящее время школы активно используютпроблемный метод при изучении литературных произведений. Он активно началразвиваться с середины XIXвека, взяв за основу идеи, использованные при обучении в Медицинской школеГарвардского университета.
Однимиз проблемных методов является метод исследовательских кейсов, которыепредполагают постановку перед учениками реально выполнимой проблемы, рассмотрениеи решение ситуаций из жизни и практической деятельности.
Приизучении немецкой романтической литературы и творчества Э.Т.А. Гофмана науроках литературы в старших классах мы будем использовать исследовательскиекейс-технологии, которые должны будет научить школьников самостоятельнополучать необходимые знания, подбирать дополнительную литературу. Продуктомисследовательской проектной деятельности старшеклассников должна будет статьобщешкольная научно-исследовательская газета.
Впредставленной главе будет рассматриваться история проектного обучения, теоретическая база исследования по таким понятиям, как:«проект», «педагогическое проектирование», «активные методы обучения», методкейсов в педагогике, фазы педагогического проектирования по созданию кейсов приизучении немецкого романтизма и романа Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры Сатаны».
1.1. Историческиепредпосылки возникновения проектного обучения в отечественной педагогике. Сущность понятий «проект» и «педагогическое проектирование»
Развитие проектного обучения корнями уходит в XX век, когда своюдеятельность начали осуществлять американский философ и педагог Дж. Дьюи и егопоследователь В.Х. Килпатрик. Они придумали и создали «метод проектов». Дж.Дьюи предполагал, что наиболее эффективное обучение – активное обучение,которое основывается на целесообразной деятельности ученика, исходящей из егоинтересов и знаний. Педагог считал, что демонстрация школьникам их собственнойзаинтересованности в приобретаемых знаниях должна повысить эффективность ихдеятельности и мотивации. В этом отношении Дж. Дьюи не ограничивался толькошколой, а брал в расчёт будущую социальную жизнь школьников.
Параллельно с американским методом проектов начала развиваться иотечественная педагогика в аналогичном русле. В 1905 году, под руководствомрусского педагога С.Т. Шацкого, была собрана маленькая группа учёных-педагогов,которая пыталась на практике реализовать проектные методы в преподавании.
Гражданская война приостановила деятельность учёных. Следующиепопытки использовать проектные технологии были приняты при советской власти.Они широко внедрялись в школы, преследуя цель развить в школьникахисследовательские и творческие способности, но знаний и опыта в этой областибыло не достаточно, и уже в 1931 году постановлением ЦК ВКПб метод проектов былвычеркнут из советской педагогики вплоть до нашего времени.
Существует ряд причин, по которым метод проектов не смог проявитьсебя на территории Советского Союза: во-первых, не было учителей, которые могибы реализовать работу с проектами. Связано это, прежде всего с тем, чтопроектирование в педагогической среде на тот момент было экспериментальным и немногие люди, связанные с педагогикой, успели или были готовы обучаться новойтехнике проведения уроков. Во-вторых, не было единой методики проектнойдеятельности: она только появлялась и формировалась. Ещё одна причина, покоторой метод проектов получил неудачный опыт в России – чрезмерное увлечениеим некоторых педагогов, которые, занимаясь проектированием, забывали о другихметодах обучения. Также, в 30-хх годах XX века были отменены оценки иаттестаты. Их заменили коллективные зачёты по каждому из выполненных заданий[3].
Современная педагогика XXI века вновь возродила интерес к методупроектов. На сегодняшний день основным тезисом проектного обучения можносчитать слова: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как ямогу эти знания применить»[4].
Сформировавшись из идеи свободного воспитания,метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и интегрировался в структуруобразовательных методов. Его основной тезис не изменился – проектирование вобразовательной среде должно стимулировать интерес школьников к получениюзнания и научить применять их на практике вне школы.
Для того, чтобы организовать эффективнуюдеятельность школьников, возбудить в них желание к действию, нужнозаинтересовать их в приобретаемых знаниях, объяснить, что они пригодятся им нетолько в выполнении школьных заданий, но и в различных жизненных ситуациях.
Роль педагога в этом случае сводится к тому,что он может либо подсказать новые источники информации, либо направить мысльшкольников в нужное направление для самостоятельного поиска. В результате этогоученики самостоятельно совместными усилиями стараются решить проблему, применяянеобходимые знания (они могут быть из разных областей), чтобы получить реальныйрезультат. Таким образом, решение проблемы приобретает черты проектнойдеятельности.
Доктор педагогических наук, Евгения Семёновна Полат, рассматривает проектную методикукак совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своейсути, представляющих деятельности, развития креативности и одновременноформирование определенных личностных качеств учащихся в процессе созданияконкретного продукта[5].
В современной педагогики в основе методапроектов лежит развитие познавательныхнавыков учащихся, умений самостоятельно находить новые знания, ориентироватьсяв информационном пространстве, что способствует развитию критического мышления.Проектирование в образовательной среде нацелено на самостоятельную деятельностьобучающихся. Её можно выстроить в форме индивидуальной, парной, групповойработы. Метод проектов предусматривает решение определённой проблемы, котораятребует разнообразных средств и методов обучения и совмещения разных областейнауки. Результат работы при этом может быть «осязаемым».
В нашем случае, при изучении поэтики немецкого романтизмапосредством анализа романа Э.Т.А. Гофмана, мы будем организовывать групповуюработу обучающихся с применением кейс-методов, которые будут рассмотрены вовторой главе курсовой работы. Её результатом должны стать исследовательскиестатьи на литературоведческую тему для общешкольной газеты. Для осуществленияэффективной работы школьников на уроках зарубежной литературы в старшей школемы обратимся к опыту педагогического проектирования.
Методпроектов можно рассматривать как «способ достижения дидактической цели черездетальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполнеопределённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом»[6].
Термин«проект» с латинского языка означает «брошенный вперёд». В «Толковом словарерусского языка» Т.С. Ожегова даётся ряд определений понятию «проект»: 1)разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма; 2) предварительныйтекст какого-нибудь документа; 3) замысел, план[7].
Педагогическаянаука трактует понятие «проект» немного иначе.
Кандидат педагогических наук С.В.Митрохина понимает «проект» какинтеллектуальное прогнозирование работы, которая должна будет реализована втворческом акте, действии[8].
По мнению Е.Г. Новолодской «проект» представляет собой реализацию цели, котораяпредставляет интерес для школьников и соответствует их интеллектуальному уровню[9].
Доктор педагогических наук Е.Н. Землянская интерпретирует понятие «проект» какосознанную, спланированную деятельность, формирующую у учащихся рядинтеллектуальных и практических умений[10].
Какмы видим, единого обоснования понятию «проект» пока не существует, но, стоитотметить, что все рассмотренные нами интерпретации термина схожи в одном:проект должен являться осознанной деятельностью школьников, формирующей у нихряд практических навыков. Из этого можно сделать вывод о том, что проектнаядеятельность – осознанный процесс создания проекта. Эта работа направлена нараскрытие индивидуальных способностей, решение проблемы, сформулированной самимшкольников. Проектная деятельность – возможность проявить себя, публичнопродемонстрировать свой результат.
Подобразовательным проектом кандидат педагогических наук Е.Н. Ястребцева понимает«совместную учебно-познавательную, творческую илиигровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы,способы деятельности, направленную на достижение общего результатадеятельности»[11].
Процессуправления образовательным проектом, по А.С. Говоркову[12], можноотобразить в виде следующей схемы:
Схема1. Процесс управления образовательным проектом
Такимобразом, термин «проект» используется в различных сферах жизни. ОпределениеЕ.Н. Ястребцевой делает акцент на важности целеполагания при созданииобразовательного проекта, а А.С. Говорков представляет работу над созданиемпроекта ка сложную, последовательную систему действий.
Внашей работе под образовательным проектом мы понимаем интеллектуальнуюдеятельность, конечным этапом которой является создание проектного продукта,разработанного на основе знаний и опыта обучающихся с высоким уровнемобразовательным потребностей.
Изсказанного выше можно сделать вывод о том, что «проект» и «проектирование» –это не тождественные понятия. Проектирование в педагогической средепредполагает систематизацию накопленных знаний в виде определенной технологии,реализуемой в деятельностном подходе.
Педагогическоепроектирование в контексте педагогики трактуется как ход педагогическойдеятельности, при которой создаётся продукт новый по содержанию, организацииобразовательногоо процесса. Педагогическое проектирование подразумеваетсоздание условий, благоприятных для реализации возможностей учителей ишкольников, развитие творческих и исследовательских способностей[13].
Посколькус момента появления в отечественной дидактики метода педагогическогопроектирования многие учёные взялись за изучение сущности этого понятия, мыпредлагаем рассмотреть несколько наиболее популярных трактовок этого термина ивыбрать наиболее ёмкий и подходящий к нашей работе.
Педагогическоепроектирование, по мнению И.А. Милютиной, опирается на следующие требованиянаучного подхода:
1. Не принимать решения без анализа;
2. Не считать метод проб и ошибокрациональным;
3. Расчленять каждый вопрос на части дляоблегчения его решения;
4. Стремиться устанавливать закономерности даже там, где очевидной связи и последовательности не наблюдается;
5. Составлять мысленные макеты, модели, образы, схемы будущего объекта проектирования, максимально используя свои знания и воображение, и только затем переходить к изучениюлитературы и баз данных;
6. Подходить к любому вопросу разносторонне исистемно;
7. Считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако среди них имеются такие,которые наилучшим образом соответствуют конкретным условиям, цели;
8. Учитывать, что принципиально новые решения часто воспринимаются как нереальные, фантастические или плохие.
Н.К.Зотова рассматривает педагогическое проектирование как «структурныехарактеристики деятельности, направленные на разрешение разнообразных проблем впедагогическом процессе»[14],а А.П.Аношкин говорил о том, что педагогическое проектирование – это «предварительнаяразработка деталей предстоящей деятельности обучающихся и педагогов»[15].
Кандидатпедагогических наук И.С. Сергеев в методическом пособии «Как организоватьпроектную деятельность учащихся» выделяет два типа результата проектов:внешний и внутренний. Внешний результат применяется в практических видахдеятельности, внутренний – является набором компетенций учащегося. Ковнутренним можно добавить эмоциональное удовлетворение (или неудовлетворение)от проделанной работы – самооценку[16].
Создатель современной методологии, учёный-педагог, А.М. Новиков в«Методологии научного исследования» понимает педагогическое проектирование как«предварительную разработку деталейпедагогической системы, которая становится более технологической, где возможносамым детальным образом задать образовательные цели педагогической системы надиагностической основе»[17].
О.В.Чернова, кандидат педагогических наук, рассматривает педагогическоепроектирование как «деятельность по выработке представлений о желаемом образебудущего, путях и средствах его достижения, т. е. создание необходимыхпредпосылок для осуществления деятельности»[18].
Какнам кажется, в ходе нашей дальнейшей работы будет наиболее целесообразноопираться на толкование термина «педагогическое проектирование», котороепринадлежит М.Ю. Новикову, поскольку оно наиболее близко раскрывает термин сточки зрения требований ФГОС. В процессе педагогического проектирования мыбудем опираться на тезисы, раскрытые И.А. Милютиной.
1.2. Стадиипедагогического проектирования кейсов при изучении поэтики готической литературыв романе Э.Т.А. Гофмана Эликсиры Сатаны
Всовременной педагогике каждая школа старается ориентироваться на ФГОС, который предполагаетсистемно-деятельностный подход к обучению. Его идея заключается в том, чтоученики не получают знания в готовом виде, они должны приобрести их в ходесамостоятельной деятельности на уроке. Роль учителя в этом случае сводится ктому, что он должен направлять работу своих подопечных или являться для них еёобразчиком. Для того, чтобы организовать системно-деятельностный подход науроке литературы педагог должен найти новые методы и формы обучения. Кейс-метод– один из эффективных и популярных современных технологий деятельностного типа,который поможет учителю организовать урок, удовлетворяющий требованиям ФГОС.
Методкейсов или метод проблемных ситуаций в работе Е.В. Шимутиной «Кейс-технологии вучебном процессе» определяется как «описаниеконкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату ипредназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ееобобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов еерешения в соответствии с установленными критериями»[19].Смысл кейс-метода состоит в том, что все полученные знания, умения и навыкиобучающихся должны стать результатом активной самостоятельной деятельности впроцессе разрешения проблемной ситуации. Такая работа должна активизироватьтворческие и мыслительные способности учеников. Главное условие использованиякейс-технологий – наличие противоречия, на котором формируются проблемныеситуации и задачи. Для решения появившегося затруднения можно использоватьпрактические задания, которые объединят учащихся и заставят их в процессеобсуждения найти оптимальное решение проблемы.
Сутьметода кейс-технологий состоит в том, что обучение происходит через действие:школьники получают пакет (кейс) знаний, не имеющих точного решения. Их задачейявляется выявление проблемы и способы её решения или разработка решения заранеесформулированной проблемы.
Вучебном процессе работа с кейсом включает в себя ряд этапов[20]:
· Ознакомление с кейсом;
· Подбор и анализ материала,предназначенного для решения проблемы; самостоятельная работа школьников:формулирование проблемы, её решения;
· Согласование решения проблемы в малыхгруппах;
· Освещение проблемы, возможных результатовеё решения в ходе дискуссии;
Дляпедагога работа с кейсом состоит из двух этапов:
-выбор ситуации и материала к ее решению;
-подача ситуации учащимся и организация деятельности по работе с ней.
Таблица2. Распределения функций междуучащимися и преподавателем:
Фаза работы |
Действия учителя |
Действия учащегося |
До занятия |
1. Подбирает кейс; 2. Подготавливает материалы для учащихся; 3. Разрабатывает ход урока. |
1. Получает кейс и дополнительные материалы к занятию; 2. Индивидуально подготавливается к нему. |
Во время занятия |
1. Проводит вводный анализ кейса; 2. Делит учеников на группы; 3. Направляет деятельность учащихся. |
1. Углубляется в понимание кейса: дискутирует с руководителем и группой; 2. Разрабатывает индивидуальный маршрут действий; учитывает мнения группы; 3. Участвует в решении проблемы. |
После занятия |
1. Оценивает работу групп; 2. Оценивает ход работы и результаты групп в процессе деятельности. |
Составляет письменный отчёт проведённой работы. |
Для того, чтобы составить план разработкикейса для урока литературы, мы опирались на пособие О.В. Шваревой «История педагогики и образования: кейсы»[21]и выделили следующие этапы:
1. Подготовительныйэтап:
· формулированиепроблемы, уточнение типа кейс-ситуации (сюжетная, бессюжетная, иллюстративная,аналитическая);
· отборучебного материала для работы;
2. Самостоятельнаяработа учащихся с кейсом:
· школьникиработают с учебно–методическим обеспечением;
· самостоятельноразрабатывают решение проблемы, сформулированной на подготовительном этапе;
3. Экспертныйэтап – проверка усвоения изученного материала. Методы проверки могут быть:
· традиционные:устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответпо карточкам и пр.
· нетрадиционные: (тестирование, рейтинг и т.д.)
Любой кейс, применяемый на уроках литературы, являетсяобразовательным продуктом. Для того, чтобы создать продукт, удовлетворяющийпедагогической цели, необходимо выделить основные фазы проектирования. СергеевИ.С. в пособии «Как организовать проектную деятельность учащихся» предлагаетследующую структуру проектной деятельности: «Проблема – Проектирование(планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация – Портфолио»[22].
Схема,предложенная И.С. Сергеевым, на наш взгляд, является наиболее эффективнымприёмом при разработке кейсов на уроке литературы в старших классах по теме«Поэтика готической литературы в романе Э.Т.А. Гофмана ЭликсирыСатаны». С её помощью мы можем составить следующий план занятия:
1. Проблема: систематизировать и углубитьизучение поэтики готической литературы на примере романа Э.Т.А Гофмана«Эликсиры Сатаны».
Задачи этапа:
· подобрать дополнительную литературу нужнуюдля: изучения явления романтизма и биографии Э.Т.А. Гофмана;
· в ходе группового обсуждения разработатьпримерный план решения проблемы.
2. Планирование структуры работы и методовдействия:
· создать кейсы для изучения поэтикиготического романа на основе знаний, полученных в ходе элективных курсов ииспользования дополнительной научной литературы;
· применить составленные кейсы дляреализации общешкольного проекта: создания газеты, составленной на основенаучно-исследовательских ученических статей.
3. Работа с источниками информации:
· разделить источники информации на двавида: визуальные и аудиальные. В качестве визуальных используются научныестатьи и диссертации литературоведческого характера, аудиальными источникамимогут быть открытые лекции, посвященные вопросу изучения романтизма;
4. Продукт деятельности: создание научныхстатей на основе кейсов, посвящённых изучению поэтики готической литературы вромане Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры Сатаны». Работа старшеклассников должназавершиться печатью общешкольной научной газеты, один из разделов которых будетпосвящён литературоведению
5. Презентация: выступление учащихся нашкольной конференции «Литература-2022» с готовыми научными статьями. Ихапробация происходит коллегиально в процессе защиты работ на конференции приучастии учителей-славистов, научного руководителя и директора школы. В случае удачнойзащиты работы печатаются в общешкольной газете.
Стоитотметить, что применение нами кейс-технологий является одной из ступеней кпроектированию: с помощью них мы систематизируем знания обучающихся,диагностируем проблемные моменты в процессе изучения темы и дополняем имеющиесязнания новой информацией. Занятия с применением кейс-технологий в нашем случаедолжны привести обучающихся к проектированию и созданию образовательногопродукта, которым должна стать общешкольная газета, включающая в себя научныестатьи старшеклассников.
Такимобразом, используя схему, предложенную И.С. Сергеевым, можно создать проект науроке литературы с применением кейс-технологий, который помог бы учителюструктурированно и эффективно построить занятие, посвящённое изучению поэтикиготической литературы на примере романа Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры Сатаны».
Выводы попервой главе
Вглаве «Теоретические основы педагогическогопроектирования в образовательной среде» нами были рассмотрены два главныхвопроса: история возникновения метода проектирования в педагогической среде истадии проектирования кейсов на уроках литературы в старших класса, посвящённыхизучению поэтики готического романа в творчестве Э.Т.А. Гофмана.
Мывыяснили, что метод проектирования возник в середине XIX века и изначально не был связан спедагогикой. Только в XX векепроектирование проникло в педагогику, благодаря американскому философу идидакту Дж. Дьюи, который считал, что современное образованию нужно отказатьсяот традиционных методов обучения, а учителя должны научить школьниковсамостоятельно открывать знания по предметам.
В отечественной педагогике метод проектированиястал популярен сравнительно недавно, хотя первые предпосылки к его появлениюотносятся к концу XIX века. В современной России метод педагогическогопроектирования – предварительная разработкадеталей педагогической системы, которая становится технологической, когдавозможно самым детальным образом задать образовательные цели педагогическойсистемы на диагностической основе – пользуется большим спросом.
Также нами было установлено, что кейс-методявляется частью педагогического проектирования, его использование способствует развитиюу обучающихся критического мышления, способности к прогнозированию исамостоятельной работе. Метод кейсов можно использовать на элективных занятияхпо литературе, чтобы повысить уровень знаний у обучающихся по теме «Поэтикаготической литературы в романе Э.Т.А. Гофмана Эликсиры Сатаны».
Итогомпервой главы стало формирование плана по созданию кейсов на основе схемы И.С.Сергеева.
Глава 2. Проектирование образовательного продукта на основекейсов «Поэтика готической литературы в романе Э.Т.А. ГофманаЭликсиры Сатаны»
ТворчествоЭ.Т.А. Гофмана – удивительная квинтэссенция философского, сказочного,мифологического и сверхъестественного. Немецкий писатель, часто обращавший свойвзор на мифологизм и фантастику, однако, не принял новомодное увлечение немцевготической литературой. Его роман «Эликсиры Сатаны», написанный в жанреготического романа, является пародией на этот жанр. Герои Гофмана чаще всего,сталкиваясь с враждебным окружающим миром, встречают невзгоды с иронией исмехом, они не соглашаются с устройством мира и стараются переборотьобстоятельства. Засурский Я.Н., доктор филологических наук и литературовед,даёт следующую оценку творчества Э.Т.А. Гофмана: «… его ирония более глубоко выражала мысльо несовершенстве устройства мира, перерастая в сатиру на уродливые свойствадействительности»[23]. Монах Медард –герой немецкого писателя – напротив, создание не характерное для стиля Гофмана.Он не только не сопротивляется искушению, но принимает его как единственноевозможное условие существования. Его эпитимья не выглядит как покаяние, коимдолжна была стать, а походит на оправдание содеянных злодеяний.
Э.Т.А Гофман, будучи представителем позднегонемецкого романтизма, мастерски сумел передать стиль явления, постепенновыходящего из моды – готического романтизма. Писатель в своём романе отличнораскрывает все традиции готического стиля: от сверхъестественной мифологемы домотива безумия. Однако, для Гофмана сверхъестественное – фон, на котором разворачиваютсявполне реальные события. Готический жанр для писателя стал попыткой обратитьсяко внутреннему миру человека, к проблемам осмысления бытия.
Вторая глава нашей курсовой работыпредставляет собой попытку создать кейсы для изучения старшеклассниками поэтикиготического романа «Эликсиры Сатаны» Э.Т.А. Гофмана на уроках по зарубежнойлитературе для того, чтобы на их основе научить школьников создавать научныестатьи на литературоведческую тему, и в ходе проектирования их деятельности получитькачественный образовательный продукт, который послужит толчком для изучениялитературы остальными школьниками.
2.1. Примеры кейсов поизучению поэтики готического романа Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры Сатаны»
Науроках литературы в старших классах анализ романа «Эликсиры Сатаны» Э.Т.А.Гофмана нужно предварить изучением феномена романтизма. Такое решение можнообъяснить тем, что творчество немецкого писателя относилось к периоду йенскогоромантизма, который в период своего существования (1797-1804 гг) установил рядэстетических принципов: творческая свобода человека, культ чувственности,создание романтической иронии, которая, основываясь на идеях Фр. Шлегеля,должна была совмещать в себе юмор и философию: «все должно быть шуткой и все должно быть всерьёз»[24].
Для того, чтобы упростить понимание процессапоявления немецкого романтизма, на уроке по литературе в старших классах можносоставить кейс, посвященный развитию этого культурного направления:
Кейс1. «История развития немецкого романтизма»
1. Дайте определение термину«романтизм», на какие эстетические принципы он намекает?
2. Подумайте, в чём романтизмпротивопоставляется Просветительским идеям?
3. Назовите несколькоособенностей, которые, на ваш взгляд, должны отличать романтизм от другихлитературных течений?
4. Какие социальные процессымогли сформировать романтизм?
Работас первым кейсом, раскрывающим основные позиции романтизма, предполагает наличиеу старшеклассников базовых знаний. Такой урок не является открытием знаний, аповторяет и закрепляет информацию, которую ученики усвоили, впервыепознакомившись с романтизмом в конце 6 класса (урок, посвящённый Н.В. Гоголю иего произведению «Вий»).
Работунад романом Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры Сатаны» мы предлагаем разбить на несколькоэтапов: вначале обозначить эстетику романтизма, далее – вспомнить основныепринципы работы над романом и в конце приступать к анализу самого произведения.
Такоесистематизированное построение урока позволит комплексно подойти к изучению творчестваГофмана и включить в образовательный процесс всю группу обучающихся. Такимобразом, мы исключаем возможность появления проблемной ситуации, когда ученикине понимают смысла своей деятельности, не могут войти в темп работы группы[25].
Работунад анализом художественного текста стоит начинать с обсуждения главного герояпроизведения, поскольку через образ Медарда Гофман передаёт пафос произведения.Изменения в мировоззрении персонажа напрямую влияют на ход повествования. Длятого, чтобы охарактеризовать главного героя, мы предлагаем воспользоватьсяаналитическим кейсом «Образ монаха Медарда».
Кейс2. «Образ монаха Медарда».
Представьте, что выпсихологи. Прочитайте «разбросанный» портрет[26] литературного героя, «сложитемозаику» и определите внутреннюю суть этого персонажа, охарактеризуйте её,основываясь только на психологическом портрете:
Как-то раз, придя крегенту на урок, я застал его сестру в легком утреннем одеянии «…» я онемел, неведомые доселе чувства бурно заклокотали во мне, разгоряченная кровь стремительно понеслась по жилам, я слышал биение своего пульса. Грудь у меня судорожно сдавило, казалось, она вот-вот разорвется, но наконец-то я с легким стоном смог перевести дыхание.
Я почувствовал, чтосгораю от стыда, и жалким, недостойным показалось мне в тот момент мое красноречие, порожденное глотком старого вина.
Погруженный в такие мечты, я порой громко вскрикивал, называя Аврелию по имени, и хохотал изавывал как безумный. Но и эта буря вскоре улеглась. И когда я несколькоуспокоился, то вновь обрел способность обдумывать, как же мне сблизиться сАврелией.
И вот постепенно сталасозревать у меня мысль, что я –– отмеченный особой печатью избранник Божий «…» все указывало на то, что дух мой, находясь внепосредственном общении с небесами, еще в этой юдоли возносится надвсем земным и я не принадлежу ни миру, ни людям, ради спасения и утешения коих совершаю свое земное поприще.
Им следовало бы признатьво мне святого, высоко вознесенного над ними, повергнуться ниц предо мной иумолять о предстоянии за них перед Богом. А раз этого не было, то я в душеобвинил их в греховной закоснелости
В душе моей боролись двенепримиримые силы, и я не знал, куда мне броситься, что предпринять, дабы избежать гибели, которая как будто угрожала мне со всех сторон.
Приведённый впример кейс даёт возможность раскрыть не только образ героя произведения и егохарактеристику, но и одновременно проанализировать авторскую позицию,читательское мнение (интерпретации текста старшеклассниками каксовременными читателями). Кроме того, кейс интересен необходимостью поискаинформации из текста произведения, критических статей, читательских отзывов.
Кейс«Художественный метод Э.Т.А. Гофмана» выполняет несколько функций: во-первых,учит интерпретировать информацию из разных источников, сопоставлять её сисходным художественным текстом, понимать смысл критических статей, во-вторых,формирует у учащихся коммуникативную компетенцию (умение высказывать своёмнение и уважительно относиться к мнению других).
Кейс3. «Художественный метод Э.Т.А. Гофмана»
Прочитайте высказыванияН. Берковского[27]: «Гофман создает особый вид фантастики. ‘…’ Фантастика самойобыденной жизни. Фантастика, извлеченная из недр обыденной жизни; самаяобыкновенная, даже пошлая жизнь — она поставляла для Гофмана фантастику. Гофманумел увидеть фантастичность, иррациональность самой обыкновенной жизни. Как всеромантики, он постоянно так или иначе воюет с филистерами, с филистерскимипредставлениями».
«Высшее, действительное,попавшее в пасть к низшему и фиктивному, — вот что такое, на мой взгляд,гротеск. И этот гротеск мы имеем у Гофмана».
Ответьте на вопросы:
1. Как Н. Берковскийопределяет фантастику Гофмана? Применима ли его точка зрения к тексту романа?
2. Какие черты «самойобыкновенной жизни» можно выделить в романе «Эликсиры Сатаны»?
3. Как вы понимаетевыражение Н. Берковского о том, что Гофман «воюет с филистерами»? Кто такиефилистеры? (для ответа на этот вопрос обратитесь к словарю С.И. Ожегова).
4. Сопоставьте значенияслова «гротеск» из словаря С.И. Ожегова и автора статьи. В чём сходства иразличия терминологии? Что имел ввиду Н. Берковский?
5. Какие «высшие» и«низшие» слои можно выделить в романе Гофмана? Можно ли говорить о том, что под«действительным» и «фиктивным» автор статьи имеет ввиду реальность и фантазиисоответственно?
Кейс«Мотивы воли в романе “Эликсиры Сатаны”» можно использовать как при групповой,так и в индивидуальной работе. Создание сравнительной таблицы поможет точнораспределить и систематизировать информацию. Для её заполнения понадобитсяработа с текстом романа – такая деятельность на уроке не толькопродемонстрирует понимание произведения учениками, но и поспособствуетформированию у них читательской компетенции.
Кейс4. «Мотивы воли в романе “Эликсиры Сатаны”»
Заполните таблицу всоответствии с ответом на вопросы: какие мотивы воли и рабства можно выделить вромане Гофмана? Что для Медарда означают эти понятия?
Ответьте на эти вопросы,пользуясь оппозицией «Медард-Лесник»
|
Свобода |
Рабство |
Медард |
«…врата обители затворились за мной, и я … очутился на воле».
«…капли росы, переливаясь алмазами, падали с радостным шорохом на мириады пестрых букашек, с жужжаньем и стрекотаньем поднимавшихся на воздух. Проснувшиеся птицы порхали в лесу, перелетая с ветки на ветку, и как же они пели и ликовали в своих веселых любовных играх!» |
«Уже несколько дней скитался я среди чудовищных нагромождений скал… все пустынней, все тягостней становился путь». |
Лесник |
«…в нем еще не умерла частица той древней распрекрасной воли, когда людям так славно жилось на лоне природы; тогда они еще не знали тех препон и выдумок, которыми так мучают себя ныне, замуровавшись в своих домах-тюрьмах и живя там в полном отчуждении от божественной красоты мира..»[28] |
«…я надеюсь, что вы честный и богобоязненный охотник, а не запродавший свою душу дьяволу браконьер, который стреляет без промаха в любую цель» (здесь имеется ввиду мотив продажи души как лишения человека свободы) |
Подробныйанализ знаковой символики поможет разграничить классический и готический роман.Составление такой сравнительной таблицы поможет учащимся увидеть характерныечерты двух жанров и сделать вывод о том, почему автором избирается именно такаясимволика: связана ли она только с жанром готического романа или выполняет впроизведении иносказательную функцию? В качестве оппозиции готическому роману«Эликсиры Сатаны» мы выбрали английский классический роман XIX века «Чувство и чувствительность» Джейн Остин.
Кейс5. «Знаковая символика готического и классического романов»
Выберите любойпрочитанный вами классический роман, сопоставьте его с «Эликсирами Сатаны» исоставьте сравнительную таблицу, заполняя недостающие строки. Важно: поляв таблице должны быть заполнены по принципу антонимии.
Классический роман |
Готический роман |
Дом, фамильный особняк, усадьба |
Замок, монастырь |
Лампа, солнечный свет |
Свеча, факел, лунный свет |
|
Смертельная рана |
Свадьба |
|
|
Шум, скрип, вой, шорохи |
|
Ведьма |
Благословение |
|
Божественный дар |
|
Спасение |
|
Представленная информация была полезной? ДА 58.76% НЕТ 41.24% Проголосовало: 1033 |
Магический предмет |
Странствующий герой, поэт |
Монах; герой с тёмным прошлым |
Определите, какие функциивыполняют символы в романе Э.Т.А. Гофмана? Что получится, если заменитьнекоторые из них оппозиционными символами из таблицы?
При работе с кейсами перед учителемстоит важная задача. Он должен не просто заставить выполнить учеников задание,а показать, что готическая поэтика в романе Гофмана выполняет ряд функций: отображает внутреннее состояние героя, раскрывает мотивы егопоступков, является ключом к пониманию авторского замысла. Основным приемомотображения действительности является фантастический гротеск, что обуславливаетнагнетание автором жуткой атмосферы.
2.2. Методические рекомендации при работе с кейсами
Прианализе кейсов по изучению творчества Э.Т.А. Гофмана мы обнаружили, что вшколе, как в среднем, так и в старшем звене, вопрос изучения поэтики немецкогоавтора не проработан. Это можно объяснить следующим образом: во-первых,творчество Гофмана относится к зарубежной литературе, а на её изучение встаршей школе отводится 4 часа. В ряде книг, например, в учебнике под редакциейЮ.В. Лебедева[29],часы для изучения зарубежной литературы не предусмотрены. Во-вторых, наиболеепопулярные произведения немецкого автора – «Щелкунчик и мышиный король» и«Золотой горшок». Как мы видим, они хоть и относятся к немецкому романтизму, ноне раскрывают те философские проблемы, как тот художественный текст, которыйбыл описан нами в настоящей курсовой работе.
Ввидуограниченности времени на изучение зарубежной литературы в старших классахпроводить отдельный урок, посвящённый вопросу поэтики романтизма и готическогоромана, не представляется возможным. Наиболее рациональное решение проблемы –проведение элективных уроков с использованием кейс-технологий. Их удобствозаключается в том, что их можно выдать как для индивидуальной, так и длягрупповой работы.
Применениекейсов полезно и тем, что их наличие формирует у учеников определённуюстратегию действий: анализ ситуации, оценивание альтернатив, составление планадействий. Работа с кейсами, обсуждение достижений в ходе работы развиваеткомплекс важных для подростков навыков: аналитические, практические,коммуникативные и творческие.
Отличительное качество кейсов заключается в том, что онипредставляют собой готовый материал, поэтому учитель не тратит время насамостоятельный поиск информации. Важно понимать, что в основе кейс-методалежит общение и обмен эмоциями между педагогом и учениками, поэтому важноотобрать наглядный материал, способствующий развитию эмоционально-эстетическойсферы восприятия школьника. Учителю необходимо помнить, что верного решения припостановке проблемного вопроса в кейс-методе не существует. Обмен мнениями,выход за горизонт ожидания, развитие творческого мышления – одна из ключевыхцелей создания кейса.
Созданный проект отвечает критериям Федерального государственногообщественного стандарта (ФГОС), формирует навыки воспринимать, анализировать,критически оценивать и интерпретировать литературное произведение. Кейсыформируют литературоведческую компетенцию обучающихся, учат анализироватьхудожественный текст романа «Эликсиры Сатаны» Э.Т.А. Гофмана с точки зрения егопринадлежности к романтической (готической) литературе, а также даютпредставление об эстетико-этической мысли немецкого писателя.
Кейсы формируют представление о синкретичности литературы иистории, психологии, философии, наглядно иллюстрируя взаимосвязь дисциплин.
Немаловажным достоинством использования кейс-технологии являетсяформирование навыка критического мышления, развития коммуникативныхспособностей школьников. Для педагога использование кейс-технологии такжеявляется важным. Современному учителю необходимо осуществлять поиск новыхметодов и технологий преподавания литературы, учиться выходить за рамкишаблонных заданий.
Выводы повторой главе
Вглаве, посвящённой разработке кейсов по теме «Поэтика готического романа Э.Т.А.Гофмана Эликсиры Сатаны» мы составили и представили кейсы,которые можно применить при изучении немецкого романтизма и творчества Э.Т.А.Гофмана на уроках в старших классах. Удобство кейсов заключается в том, что онисодержат информацию в готовом виде –– это значительно облегчает подготовку преподавателяк проведению занятия.
Основнойтрудностью при использовании кейс-технологий на уроке литературы являетсявозможность возникновения конфликтной ситуации, при которой не все ученикимогут коммуницировать друг с другом. В этом случае, учитель должен обеспечитьобратную связь со школьниками и направлять вектор их деятельности.
Также в данной главе мы разработали методические рекомендации поработе с кейсами, предложили варианты их использования в рамках учебныхзанятий. Разработанный проект позволяет развить у школьников коммуникативныенавыки, сформировать эстетический вкус и способность критически мыслить.Немецкий романтизм – одно из важных явлений культуры с, а творчество Э.Т.А.Гофмана является его ярчайшим образчиком, поэтому так важно сформировать ушкольников верное представление о литературе XIX века.
Полученный результат соотнесен с требованиями ФГОС: кейсыформируют навыки воспринимать, анализировать, критически оценивать иинтерпретировать литературное произведение.
Заключение
Проектированиев образовательной среде является актуальным способом решения трудностей,возникающих в процессе педагогической деятельности. По словам И.А. Милютиной,педагогическое проектирование стремится устанавливать закономерности даже там, где очевидной связи и последовательности не наблюдается. В нашей работеодной из ключевых задач было рассмотрение поэтики готического романа Э.Т.А.Гофмана «Эликсиры Сатаны» в контексте синкретичности литературы и философии(кейсы 2 и 3), литературы и русского языка (кейсы 4 и 5).
Связьлитературы и философии состоит в том, что для того, чтобы понять смыслпроизведения, нужно знать принципы существования реальности и бытия человека,взаимосвязь литературы и русского языка проявляется в главном качестве ученика,которое должно быть сформировано, – читательская компетенция. Научившисьвнимательно читать, школьник откроет для себя скрытый смысл художественноготекста.
Цельпроекта как педагогической технологии – сделать учебно-познавательный процесспрактичным для жизни, дать ученикам набор тех знаний и умений, которые можноприменить не только в образовательном процессе, но и в реальной жизни, котораяоторвана от классно-урочной системы. Система проектной деятельности являетсятворческой. Данная деятельность направлена на поиск актуальных методов решенияпедагогических проблем.
Проблемныйметод или метод кейс-технологии учит школьников мыслить творчески, формироватьсвои коммуникативные навыки, что особенно актуально для современногообразования. Необычные творческие задания (кейс 2) поможет учителю вызватьзаинтересованность у школьников к творчеству Э.Т.А. Гофмана и включить каждогоученика в работу. Одна из характерных черт писателя – исследование внутреннегомира героя. Для Гофманасверхъестественное – фон, на котором разворачиваются вполне реальные события.Готический жанр для писателя стал попыткой обратиться психологии человека, кпроблемам осмысления бытия[30].
Цельюработы была разработка банка кейсов для изучения на уроках литературы встарших классах общеобразовательной школы поэтики готического романа Э.Т.А.Гофмана «Эликсиры Сатаны».
Результатомработы стало создание кейсов и методических рекомендаций по работе с ними.Также нами были проанализированы проблемы, которые могут возникнуть при работес кейс-технологией, и определены пути их решения. Для полученияобразовательного продукта мы рассмотрели теоретические положенияпедагогического проектирования, изучили особенности кейс-технологии,сформировали банк кейсов, которые были применены нами на уроках литературы встарших классах при изучении творчества Э.Т.А. Гофмана.
Списоклитературы
1. Аношкин, Анатолий Поликарпович.Педагогическое проектирование систем и технологий обучения [Текст] : учеб.пособие / А. П. Аношкин; М-во общ. и проф. образования РФ. Ом. гос. пед. ун-т.- Омск : Изд-во ОмГПУ, 1997. — 138 с.
2. Бейзеров, В.А. 105 кейсов по педагогике.Педагогические задачи и ситуации: учебное пособие / В. А. Бейзеров. — 2-е изд.,стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 84 с. — ISBN 978-5-9765-2079-0. — Текст :электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1066036 (датаобращения: 21.05.2022). – Режим доступа: по подписке.
3. Берковский, Наум Яковлевич. Лекции истатьи по зарубежной литературе / Наум Берковский. — СПб. : Азбука-классика,2002. — 478
4. Говорков А.С. Организация проектногоподхода при реализации научных проектов в вузе / А.С. Говорков //Информационная среда вуза XXI в.: тез. докл. научн.-практ. конф. (Петрозаводск,21-25 сентября 2009 г.). — Петрозаводск, 2009. — С. 50 — 52.
5. Гофман Э.Т.А. Полное собрание сочинений[Текст]: в двух томах. Э.Т.А. Гофман. — том 2/ Пер. с нем. – М.: ИздательствоАЛЬФА-КНИГА», 2011. — 1279с.
6. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления /Пер с англ. Н.М. Никольской. — М.: Совершенство, 1997.
7. Землянская, Е.Н. Современныепедагогические технологии начального образования [Текст] / Е.Н. Землянская. -М. : РУДН, 2009.
8. Зотова Н.К. Педагогическое проектированиев социо-культурном пространстве региона : моногр. / Н.К. Зотова. — Челябинск :Изд-во ЮжноУральский НОЦ РАО, 2000. 125 с.
9. История зарубежной литературы XIX века.[Текст] / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В. Тураева. – М.: Просвещение, 1982. –320 с.
10. Литература. 10 класс [Текст] : учебникдля общеобразовательных организаций : базовый уровень : в двух частях / Ю. В.Лебедев. — 7-е изд., перераб. — Москва : Просвещение, 2019
11.Милютина И. А. Метод проектов, что это такое и зачем он в современной школе // Вопросы интернет образования [Электронный ресурс] / http://vio.uchim.info/[сайт].–2010.–URL:http://vio.uchim.info/Vio_113/cd_site/articles/art_2_5.htm
12.Митрохина С.В. Проектированиеиндивидуального образовательного маршрута обучающихся: педагогический аспект:Монография / В.М. Липатова, С.В. Митрохина, В.А. Романов, А.А. Шерстнёва. –Тула: ООО ТППО, 2017. – 192 с.
13. Новиков А.М. Методология научногоисследования. – М.: Либроком, 2013. – 280 с.
14. Новолодская, Е.Г. Культура здоровьясовременного человека / Е.Г. Новолодская // Современные проблемыпрофессиональной и деловой культуры: сб. ст. участников Всерос. науч. -метод,конф. / под ред. Л.В. Торопова. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. — 227 с.
15. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Изд1. — М., 1949. — 968 с., Изд. 23. — М., 1991. -916 с.
16. Организация проектного подхода приреализации научных проектов в вузе. Доклад / Межд. научно-практ. конф.Информационная среда вуза XXI в. Петрозаводстк. 22–25 сентября 2009[Электронный ресурс]. URL:http://www.ict.edu.ru/vconf/files/10399.doc
17.Полат Е.С. Метод проектов: типология иструктура //Лицейское и гимназическое образование. — 2002. — № 9. — С. 9-17.
18.Сергеев И.С. Как организовать проектнуюдеятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательныхучреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.
19. Славгородская Л. В. Гофман иромантическая концепция природы // Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. — М.,1982. — С. 185-217.
20. Фортунатова А. В. К традиции Гофмана влитературе ГДР и ФРГ // Межлитературные связи и проблема реализма : межвуз.тематич. сб. науч. тр. — Горький, 1988. — С. 56-76.
21. Чавчанидзе Д. Романтический мир ЭрнстаТеодора Амадея Гофмана / Д. Чавчанидзе // Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другиеистории. — М., 1983. — С. 345.
22. Чернова О. В. Проектированиеобразовательной среды [Текст]:учеб. пособие / О. В. Чернова, И. Г. Шендрик.Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. 93 с.
23. Шварева О. В. История педагогики иобразования: кейсы : учебное пособие / О. В. Шварева. — Томск : ТГПУ, 2016. —200 с. — ISBN 978-5-89428-793-5. — Текст : электронный // Лань :электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152693 (датаобращения: 20.05.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
24. Шлегель Ф. Письмо о романе //Литературные манифесты западноевропейских романтиков.— М., 1980
25. Шимутина Е. Кейс-технологии в учебномпроцессе // Народное образование. — 2009. — № 2. —С. 172-179.
26. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность вобразовательном учреждении учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА,2014. – 144 с.
27. Ястребцева Е.Н., Современная городскаяшкольная медиатека (Модель технического оснащения и возможные формы организацииработы): Методические рекомендации / Ястребцева Е.Н.. – М., 1992. – 76 с.
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА
Компонент характеристики продукта
|
Дидактическое и предметное содержание образовательного продукта |
Название проекта |
Учебно-исследовательский проект, общешкольная газета “Ключи Минервы” |
Фамилия, имя и отчество проектанта |
Жигорникова Софья Дмитриевна, студентка 1-го курса магистратуры профиля литературное образование |
Год разработки проекта |
2022 |
Опыт использования (степень распространения) |
Длительный исследовательский коллективный монопредметный проект. Проводится раз в месяц при участии нескольких классов старшего звена
|
Проблемная ситуация |
Как систематизировать, оформить и применить на практике полученные на уроках знания? Традиционный урок литературы в старших классах не предусматривает проверку компетентности учащихся в формате серьёзного долгосрочного проекта и обмен знаниями и опытом среди сверстников. Проектная литературоведческая деятельность позволяет реализовать ученикам следующие познавательные и коммуникативные учебные действия: ● поиск и выделение необходимой информации; ● структурирование знаний; ● построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений ● планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; ● постановка вопросов и разрешение конфликтов; ● умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Проблема практико-ориентированного проекта в рамках литературного образования школьников |
На уроках литературы в старших классах ученики зачастую демонстрируют высокие знания по предмету. Они знают, как анализировать произведение, владеют специальной терминологией, но не всегда умеют применить эти знания на практике. Также, при решении сложной проблемы, ученики не могут выбрать наиболее эффективный и подходящий способ её решения, иными словами, они не умеют пользоваться накопленными знаниями. Ещё одна проблема – отсутствие мотивированности и, как следствие, потребностей в реализации своих знаний и умений, с одной стороны, с другой – невозможность реализовать свой интеллектуальный опыт на практике. |
Цель проекта практико-ориентированного проекта в рамках литературного образования школьников |
Цель учащихся: научиться применять свои знания на практике, создать научные тексты для общешкольной газеты “Ключи Минервы”; научиться ставить перед собой цели и задачи, выявлять проблему и находить действенные способы её решения, пользуясь накопленным опытом; осознать смысл своей деятельности, включиться в работу и создать общешкольную постоянную газету и научный раздел на официальном сайте гимназии на основе своих статей.
Цель учителя: сформировать у учеников представление о проектировании; создать атмосферу, мотивирующую учащихся к проектной деятельности и к развитию коммуникативных и личностных навыков. |
Задачи проектанта. Задачи руководителя проекта |
Задачи фиксируют этапы – способы решения, определяются в процессе рассмотрения цели в заданных условиях (смотрим проблемную ситуацию) и формулируются в процессе планирования работы. На одном этапе решается одна задача конкретным способом
Задачи руководителя проекта:
Задачи проектанта:
11. Создать черновой вариант колонки, обсудить получившийся результат с научным руководителем, отредактировать статьи и газетную колонку (2 дня);
Всего: 20 дней |
Ключевые слова / теги |
Метод проектов, литературоведение, романтизм, немецкая готическая литература, поэтика, Э.Т.А. Гофман, анализ, синтез, классификация, рефлексия, научная статья. |
Источники информации |
Электронные ресурсы:
Художественные произведения:
Другое:
|
Обработка информации |
В процессе проектной деятельности учащиеся:
|
Технические средства. Техническое оснащение
|
На начальном этапе проектирования ученики ищут дополнительную информацию на образовательной платформе РЭШ, программа для 11 класса, раздел “Тенденции развития литературы на рубеже веков (18-19 в.) и в образовательных ресурсах: “Лаборатория фантастики”, сайт журнала “Мир фантастики”. Для удобства общения между учениками и научным руководителем, редактором газеты, был выбран мессенджер WhatsApp, так как среди учеников и учителей он является наиболее универсальным средством общения. Обмен информацией происходит в специально созданной группе мессенджера, в которую добавлены все участники проекта. это сделано для того, чтобы вся информация, которая может понадобиться ученикам, не рассылалась учителем каждому индивидуально. Более того, “прозрачность” общения между всеми участниками, позволит избежать обсуждения повторяющихся вопросов. Таким образом, все участники процесса одновременно включены в обсуждение. |
Форма организации |
Индивидуальная – основная работа + групповая В процессе проектной деятельности каждый участник ставит себе ряд индивидуальных задач: Задача 1 – добыть и изучить дополнительную информацию; Задача 2 – систематизировать информацию и применить её к теме своей научной статьи; Задача 3 – Посетить онлайн-лекцию “Готическая литература”, дополнить имеющуюся информацию; Задача 4 – Создать текстовый вариант изученной теории, проверить его, утвердить у педагога. После выполнения индивидуальных задач участники проекта объединяются в группы: 25 человек по 5 группам. Каждый человек из группы выполняет одну из функций: теоретик, аналитик, редактор, веб-дизайнер, представитель проекта на конференции. Задача 1, групповое обсуждение статей: теоретик: проверяет адекватность написанных текстов с точки зрения теории; аналитик: обобщает информацию, разрешает проблемные ситуации; редактор: делает устные замечания, если находит несостыковки, ошибки в полученной информации; веб-дизайнер: предлагает визуальное оформление статей, их распределение по колонке (последовательность, градацию); представитель проекта на конференции: систематизирует для себя информацию, участвует в обсуждении, делает замечания и вводит правки, создаёт план выступления.
Задача 2, внесение корректив в статьи, проверка на антиплагиат: теоретик: при возникновении спорных вопросов находит альтернативные пути решения проблемы, может работать в паре с редактором; аналитик: вычисляет, какой должен быть процент оригинальности статей, чтобы они могли быть напечатаны в научной школьной газете; редактор: собирает с участников проекта тексты в письменной или электронной формах, редактирует их, готовит тексты к печати; веб-дизайнер: представляет готовый шаблон газеты для сайта и печатной формы, распределяет статьи по колонке; представитель проекта на конференции: утверждает план, текст выступления с остальными участниками группы.
Задача 3, печать статьи, публикация её на официальном сайте школы: теоретик: предполагает, какие проблемы могут возникнуть на этапе публикации газеты, предлагает их решение; аналитик: определяет аудиторию, которая будет больше всего заинтересована в изучении газеты; редактор: следит за процессом печати газеты, в случае ошибки, устраняет её; веб-дизайнер: создаёт блог, отдельную страницу на сайте школы для газеты; представитель проекта на конференции: выступает на конференции, на которой представляет результаты проделанной работы. |
Тип проекта по ведущей деятельности |
Проектная деятельность является практико-ориентированной. Ведущая деятельность учащихся заключается в проектировании собственного исследования, самостоятельной постановки целей и задач, чётко обозначенный с начального этапа результат деятельности – научная статья для школьной газеты. |
Тип проекта по сфере применения результатов |
Результаты проекта могут быть использованы в литературоведческой сфере, поскольку основным продуктом проекта является статья по литературе, рассматривающая историю возникновения готического романа, его классификацию и литературный метод. |
Используемые технологии
|
1) Полиграфические технологии газетного производства: конечный этап проекта предполагает создание школьной газеты, которая будет выпускаться периодичностью раз в месяц; 2) Хостинг: бумажная версия газеты переносится на официальный сайт гимназии №41 г. Люберцы (lub-gimnazya41.edumsko.ru) с целью ознакомления с работой всех желающих и поднятия научного престижа общеобразовательного учреждения. |
Форма продуктов проектной деятельности
|
1.Общешкольная газета, которая публикуется в печатном сборнике по результатам школьной научной конференции «Литература-2022», организуемая и финансируемая МОУ Гимназия №41 г. Люберцы под руководством директора Яковлевой Татьяны Владимировны. 2. Раздел “Наука” на официальном сайте гимназии №41 г. Люберцы, в котором в электронном формате будут публиковаться научные статьи проектантов. |
Способ объединения результатов на презентации |
Школьная литературоведческая конференция «Литература-2022», организуемая МОУ Гимназией №41 г. Люберцы под руководством директора Яковлевой Татьяны Владимировны. Дата: 30.10.2022. Время: 14.00-16.00. Адрес: г. Люберцы, 115-й кввартал, ул. Авиаторов, 10. |
Виды презентации |
1. Научная конференция. Презентация статей на общешкольной научной конференции “Литература-2022” под руководством кафедры русского языка и литературы.
2. Издательский вид презентации. Издаётся общешкольная научная газета по результатам конференции “Литература-2022” организуемая и финансируемая МОУ Гимназией №41 г. Люберцы под руководством директора Яковлевой Татьяны Владимировны. Предполагаемый объём газеты – 25-40 страниц.
|
Контингент |
Учащиеся 11 “А” и 11 “Б” классов в возрасте 17-18 лет с продвинутым знанием литературы и навыком написания текстов научного стиля.
|
Количество участников |
25 человек |
Предметная область |
Предметные области в соответствии с ФГОС: Русский язык и литература |
Тип проекта по составу участников |
Межклассный: участники проекта являются учениками 11 “А” и 11 “Б” классов МОУ Гимназии №41 г. Люберцы |
Характер координации |
Явный характер координации. Координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей. |
Темы учебно-тематического плана предмета(ов) |
Источники:
|
Время работы |
Предполагаемое начало работы – 01. 10.2022 г. Проектная деятельность средней продолжительности – 20 дней. Время, необходимое для проведения общешкольной литературоведческой конференции “Литература -2022” (Дата: 30.10.2022. Время: 14.00-16.00. Адрес: г. Люберцы, 115-й квартал, ул. Авиаторов, 10.) – 2 часа (выступление, защита собственного проекта и выступления других участников конференции). |
Цели обучения, развития, воспитания |
Цели обучения: готовность распознавать романтизм и отличать его от остальных течений в литературе; способность выделить основные художественные особенности готического романа, владение навыками составления научной статьи. Цели развития: способность собирать, анализировать и систематизировать информацию, готовность использовать дополнительные источники информации, владение опытом правильно определять литературный жанр и описывать его характерные особенности. Цели воспитания: формирование готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, рефлексии, навыков сотрудничества со сверстниками и педагогом в рамках совместной проектной деятельности. |
Способы мотивации деятельности участников |
Выработать навыки анализирования полученной информации, навыки написания научной статьи, использовать возможность выступить на школьной конференции «Литература-2022” и впоследствии опубликовать свою статью в общешкольной газете “Ключи Минервы”, организуемой и финансируемой МОУ Гимназией №41 г. Люберцы под руководством директора Яковлевой Татьяны Владимировны (предполагаемый объём газеты – 25-40 страниц), и на официальном сайте гимназии. |
Стартовый уровень обученности и сформированности знаний, умений, навыков и специфических умений |
Конкретные:
Специфические:
|
Приращение в знаниях, умениях, навыках и специфических умениях |
Возможные приращения. Ученики знают процесс формирования готического романа и принципы его отделения от романтизма; Ученики умеют сопоставить исторический, общественный и литературный процессы с творчеством Э.Т.А. Гофмана и его романом “Элексиры Сатаны”; Ученики могут самостоятельно составлять научные статьи, отбирая, анализируя и систематизируя полученную информацию Приращение в специфических умениях — рефлексивные действия и самоанализ проектной деятельности. |
Результат исследовательской деятельности |
Результатом исследовательской деятельности является создание общешкольной научной газеты “Ключи Минервы” и научного раздела на официальном сайте МОУ Гимназии № 41 г. Люберцы |
Режим деятельности (организационная форма) |
Внеурочная форма. Учитель: координирует деятельность учащихся, помогает им и, используя технологию эвристической беседы, задаёт вопросы, которые наталкивают школьников на новые мысли и идеи. Также учитель оказывает помощь не только в школе, но и вне её при помощи мессенджера WhatsApp и электронной почты. |
Техническое оснащение |
Компьютеры или мобильные устройства с мессенджером WhatsApp для поддержания информационной связи между участниками проекта; проектор для показа презентации, сопровождающей устное сообщение на школьной конференции «Литература-2022», Microsoft Word для создания текста статьи, ротационная машина для печати газет. |
Учебно-методическое оснащение |
1) Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. 2) Гац, И. Ю. Проектная деятельность в области русского языка [Электронный ресурс] : конспект лекций. – Электрон. текстовые дан. (2,90 Мб). – М. : ИИУ МГОУ, 2020. 3) Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы от античности до середины XIX века : учебник для бакалавров / Б. А. Гиленсон. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 904 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс |
Информационное оснащение |
1)Виртуальный читальный зал Российской государственной библиотеки (https://ldiss.rsl.ru/ 2) Видеолекция “Романтизм: стихия и свобода” ( https://www.youtube.com/watch?v=JoEqAi_O3f4 3) Образовательный подкаст “Что такое романтизм и как он изменил мир” (https://arzamas.academy/); |
Кадровое оснащение |
Разработчик проекта, координатор и эксперт – Жигорникова Софья Дмитриевна, студентка 1 курса магистратуры. Автор конференции “Готическая литература” – библиотекарь всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино Евгения Киреева. Дата: 31.10.2022. Время: 16.00-17.00 (1 день). Приглашенные эксперты на школьную конференцию “Литература-2022” (МОУ Гимназия № 41 г. Люберцы, 115-й квартал, ул. Авиаторов, 10. Дата: 30.10.2022. Время: 14.00-16.00):
|
Презентация |
Результаты оглашаются на школьной научной конференции “Литература-2022” (МОУ Гимназия № 41 г. Люберцы, 115-й квартал, ул. Авиаторов, 10. Дата: 30.10.2022. Время: 14.00-16.00). Форма: устное сообщение, сопровождающееся презентацией на тему «Поэтика готической литературы в романе Э.Т.А. Гофмана “Элексиры Сатаны”». Результат: публикация ученической научной статьи в школьной газете и на официальном сайте гимназии по результатам школьной конференции «Литература-2022», организуемая и финансируемая МОУ Гимназия №41 г. Люберцы под руководством директора Яковлевой Татьяны Владимировны (предполагаемое количество страниц 25-40).
|
Комментарий |
Структура и содержание проекта 1 этап – мотивационный. Определение темы учебно-исследовательского проекта, общешкольной газеты “Ключи Минервы”, посвящённой традициям романтической немецкой литературе, готическому роману и творчества Э.Т.А. Гофмана («Поэтика готической литературы в романе Э.Т.А. Гофмана “Эликсиры Сатаны”»).
2 этап – определение количества и состава участников. Формируется 5 групп из 25 учеников 11 “А” и 11 “Б” классов МОУ Гимназии №41 г. Люберцы. Учащиеся самостоятельно распределяют обязанности в группе согласно своим интересам и возможностям. Вырабатывают план действий. Определяются временные рамки (20 дней, предполагаемое начало работы – 10.10.2022). Проектные роли (по 1 ученику): теоретик, аналитик, редактор, веб-дизайнер, представитель проекта на конференции. Таким образом, каждый из учеников, помимо главной индивидуальной деятельности – написания статьи, – выполняет групповую работу.
3 этап – ориентировочный. Ученики посещают онлайн-лекцию “Готическая литература” на платформе instagram. Проводит: библиотекарь всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино Евгения Киреева. Дата: 01.10.2022. Время: 16.00-17.00. Ученики обсуждают и определяют возможные методы исследования, происходит самостоятельный поиск информации.
4 этап – процессуальный. Ученики изучают ряд литературоведческих понятий: поэтика, романтизм, готическая литература, изучение и анализ творчества Гофмана. Определяют процесс формирования готической литературы, выделяют основные аспекты, сравнивают сущность готической литературы и романтизма, определяют точки их пересечения. Объединяют, систематизируют информацию и создают текстовый вариант изученной теории. Апробируют научный текст у педагога, при необходимости вносят правки. 5 этап – предзащита проекта. Школьники осуществляют редактирование материала, подготавливают устное сообщение и презентацию для отчёта на конференции. Осуществляют редакционную и корректорскую вычитку. 6 этап – защита проекта. Представление результатов на школьной конференции “Литература-2022” организуемая и финансируемая МОУ Гимназией №41 г. Люберцы под руководством директора Яковлевой Татьяны Владимировны (МОУ Гимназия № 41 г. Люберцы, 115-й квартал, ул. Авиаторов, 10. Дата: 30.10.2022. Время: 14.00-16.00). Оценка проекта осуществляется экспертами, они выставляют общую оценку по следующим критериям: 1) умение формулировать идею; 2) умение определить проблему; 3) умение ставить цель и формулировать задачи; 4) умение подобрать способ или метод исследования; 5) умение планировать свою деятельность; 6) умение провести самоанализ. Обучающиеся оцениваются по пятибалльной шкале, где 5 — высокий уровень, 4 — оптимальный, 3 — удовлетворительный, 2 — неудовлетворительный, 1 — низкий (максимум – 30 баллов).
|