Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеЛенинградской области «Всеволожская школа – интернат, реализующая адаптированныепрограммы»
Конспект подгруппового логопедического занятия
5 класс
Тема: Антонимы
Учитель – логопед: Александрова Ольга Ивановна
Всеволожск 2023
Цель: Совершенствовать навыки правильного подбора и употребленияслов – антонимов в речи.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить знания учащихся обантонимах;
• развивать слуховое и зрительноевнимание;
• развивать словесно –логическое и пространственно – образное мышление.
• Закреплять навыки контроляза собственной речью
Коррекционные:
• развивать устную иписьменную речь учащихся;
• развивать навыкбезошибочного письма;
• совершенствование иобогащение словарного запаса.
Воспитательные:
• воспитывать аккуратность;
• культуру поведения науроке;
• интерес к занятиям;
• воспитывать самоконтроль укаждого из учеников.
Форма занятия: подгрупповая
Методы:
Практические методы:упражнения, выполнение практической работы.
Наглядные методы: иллюстрации.
Словесные методы:объяснение, беседа, инструктаж.
Оборудование: печатные индивидуальные задания, рабочие тетради, Наглядныематериал, иллюстрации по теме.
Ход занятия:
Организационный этап:
Прозвенел уже звонок,начинается урок.
За парты мы садимся,готовимся учиться!
Приветствие. Улыбки друг другу.
Пальчиковая гимнастика:
Пальчиковаягимнастика:
На поляне домстоит (соединяем пальчики обеих рук, чтобы получился треугольник)
Ну а к домупуть закрыт (делаем ворота из пальцев рук)
Мы воротараскрываем (руки расходятся в разные стороны)
В этот домикприглашаем (показываем руками домик)
Актуализация знаний.
Внимательно слушайтестихотворение и тогда вы догадаетесь о теме нашего урока.
Слова неприятели спорят весьдень.
Один скажет: «Солнце!»
Другой скажет: «Тень!»
Один скажет: «Близко!»
Другой: «Далеко!»
Один скажет: «Низко!»
Другой: «Высоко!»
— о чем мы с вами будемговорить на нашем уроке? Мы сегодня говорим об антонимах.
Есть слова – приятели –СИНОНИМЫ, а мы поговорим о словах неприятелях – АНТОНМАХ.
Антонимы — это слова противоположныепо смыслу.
Задание 1
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру НАОБОРОТ
Скажу я слово Высоко,
А ты ответишь -____________(низко)
Скажу я слово Далеко,
А ты ответишь -______(близко)
Скажу я слово Потолок,
А ты ответишь — ____(пол)
Скажу я слово Потерял,
И скажешь ты — ______(нашел)
Теперь Начало я скажу,
Ну, отвечай — ______(конец)!
Все поняли, что такоеантонимы?
Постановка учебной задачи.
Сейчас вы возьмете карточкис заданием. У каждого в карточке написаны слова, к которым надо подобратьантонимы.
Утро — _______, горе-_______, ночь — _______, холод — _______, жадный — _______, белый — ________,большой — ________, горький — _______, новый — _______, толстый — _________,пустой — ________, скучный — _______, легкий — ________, узкий — _________,мелкий — ________, пустыня — _______, стоять — ________, сесть — ________,вправо — ________, плакать — ________, говорить — ________, хвалить — ________,шум — ________.
Задание 2
— «Послушайте пословицы иназовите антонимы»
Я читаю вам пословицы(пословицы также написаны крупно на доске), а вы называете слова – антонимы,которые услышите.
• Нет худа без добра
• Из огня да в полымя
• Вопрос жизни и смерти
• И стар и млад
• Черным по белому
• От мала до велика
Физкультминутка:
Мы осанку исправляем
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Задание 3 – «Прочитай,сравни и подчеркни». Определи слова – антонимы, подчеркни их.
1. Антон серьезно отнесся к процессу подготовки к контрольнойработе. Он хорошо выучил правила, на уроке был активен, всегда выполнялдомашнее задание. Во время контрольной работы был сосредоточен и внимателен.Правильно сделал все задания и получил пять! Антон очень доволен, а родителисчастливы.
2. Антон легкомысленно отнесся к процессу подготовки кконтрольной работе. Он плохо выучил правила, на уроках был пассивен, редковыполнял домашнее задание. Во время контрольной работы был рассеян, невнимателен.Неправильно сделал все задания и получил два! Антон был очень недоволен, ародители огорчены.
Задание 4. К словам из левойколонки подбери антонимы из правой (карточки с заданием)
Близкий злой
Честь холодный
Редкий незнакомый
Правдивый новый
Узкий молчать
Известный дальний
Говорить ложный
Активный густой
Старый бесчестье
Горячий широкий
Добрый пассивный