X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Районнаяконференция

работисследовательского характера учащихся

«Снаукой в будущее»

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯРАБОТА

 

 

«ОБРАЗЫЦВЕТОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫИ ИХ ОТРАЖЕНИЕ В СУДЬБАХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Ковалевская Вера Владимировна,

учащаяся 7 «А» класса

ГУО «Средняя школа № 5 г.Орши»

 

 

Руководитель:

Мартыновская Надежда Александровна

учитель русского языка и литературы

ГУО «Средняя школа № 5 г.Орши»

                         

 

 

 

 

 

 

г.Орша, 2022

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….     3

 

1.     Вдохновители писателей на создание великих произведений……………     5

    2.  Отражение образов цветов в судьбах литературных героев………………    8

    2.1. И.А Гончаров роман «Обломов» ………………………………………….   9

    2.2. И.А. Гончаров роман «Обыкновенная история» …………………………  10

    2.3. А. И. Куприн рассказ «Куст сирени» ……………………………………..   11     

    2.4. И.С. Тургенев роман «Отцы и дети» ………………………………………  11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………    13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..    14

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………15

 

 

 

 

    

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одинмудрый человек сказал, что для счастья человеку нужно немного: солнце, небо ицветок. Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают встарости, радуют нас на свадьбах, именинах и других праздниках.

Цветы –радость, выражение чувств человека, влечений сердца, «цветы – остатки рая наземле». Каждый цветок на земле несет в себе определенный смысл. Чтоможет более располагать к мечтанию, что может перенести в волшебный мир грез,как не букет цветов. Большое количество писателей и поэтов использует образыцветов в своих произведениях. А в современном мире, наполненном средствамимассовой информации, при чтении того или иного произведения, читатели не всегдаобращают, или совсем не обращают внимания на использование автором образацветов в произведениях. Не задумываются над тем, с какой целью писателиобращаются к этим образам, имеет ли этот образ значение в судьбах героев.Поэтому и смысл произведений им может быть недостаточно понятен. Наверное, всеслышали, что белая гвоздика означает доверие, а красная – сильные чувства,белая роза – разлука, красная роза – любовь.

Исследуяпроизведения русской классической литературы, постараемся выяснить, какую рольисполняют цветы в произведениях писателей, какое отражение они имеют в судьбах литературныхгероев.

Актуальностьработызаключается в том, что тема цветов в последнее время остается без внимания, аведь значение каждого образа цветка дает возможность понять задумку автора.

          Практическаязначимость работы: использованиематериалов работы на уроках литературы, внеклассных мероприятиях, припроведении предметной недели по русскому языку и литературе. 

Объектисследования образы цветов, встречающиеся в произведенияхрусскойклассической литературы, предмет исследования цельиспользования образов цветов в произведениях.

Материалом исследованияявляются произведения русской классической литературы.

Цельработы определить, с какой целью писатели используют образы цветов,какое смысловое значение несет тот или иной цветок в произведениях, и имеют лиотражение образы цветов в судьбах литературных героев.

Для достиженияданной цели были поставлены следующие задачи:

-изучить произведения русской классической литературы, в которых присутствуютобразы цветов; 

-определить,какую роль цветок играет в повествовании; 

-доказать важность образа цветка в произведениях;

-систематизироватьполученные результаты.

Методыисследования

Поисковыйметод. 

Изучениепроизведений русской классической литературы.

·       Сбор данных об образах цветов в произведениях, выявление их роли вотражении судьбах героев.

Аналитический метод 

·       Анализ художественных текстов. 

Практический метод 

·       Создание презентации по теме исследовательской работы.

·       Использование работы на уроках литературы, внеклассных мероприятиях,предметных неделях.

Гипотеза: цветыв произведениях носят символический смысл, который помогает раскрыть замыселавтора и понять самое важное и интересное. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Вдохновителиписателей на создание великих произведений

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.49%
НЕТ
41.51%
Проголосовало: 954

С раннего детства мы начинаем знакомиться с авторскими иустными литературными произведениями. Для всех детей самыми любимыми изначальноявляются сказки.  Как в авторских, так и в народных мы часто встречаемся сцветами, которые обладают волшебными силами. Например, из доброй и озорнойсказки Валентина Катаева, воспитывавшую у многих поколений чувства состраданияи милосердия, мы узнаём о цветике-семицветике, который выполняет 7 желанийдевочки Жени. Вероятнее всего, что каждый в детстве мечтал о таком волшебномцветочке. 

С давних времен цветы занимают особое место в творчествепоэтов, писателей, архитекторов, композиторов всего мира на создание великихпроизведений. Известно, что сирень вдохновила П.И. Чайковскогона создание балета-сказки Спящая красавица. Также стали популярнымипрекрасный Вальс цветов из балета Чайковского Щелкунчики вальс Орхидея В. Андреева. Следует отметить, что к цветам в своемтворчестве обращаются и многие современные композиторы.

В Австрии в 1973 году был построен оперный театр. Для первогопредставления труппа выбрала оперу Сергея Прокофьева Война и мир.Зал был переполнен. И лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым, таккак на нем лежала белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, неуспевший прилететь на представление, передал из Америки по телеграфу необычнуюпросьбу: положить на его место розу в знак уважения к великому композитору.

Писатели и поэты – люди с тонкой душевной организацией иоригинальным складом ума. Большинству из них особенно нравились необычныецветы, да и относились они к ним с особым трепетом.  Так, к примеру, И.Гёте был просто без ума от фиалок. История гласит, что знаменитый писательстарался сделать так, чтобы каждый его шаг был отмечен этими нежными цветами.Специально для этого он всегда носил с собой семена и рассыпал их вдоль дорог,по которым шел. Говорят, именно по этой причине в Веймаре, где жил И. Гёте, фиалокбыло так много. Кстати, немецкие садовники вывели несколько новых сортов фиалки,назвав их именами персонажей произведений писателя: черный сорт получил имяДоктор Фауст, ярко-красный — Мефистофель. [6,top.-bal.ru].

ДажеВалерий Брюсов, являясь жёстким, волевым и ярким представителем символизма влитературе, в своём возмущении массовой урбанизацией, протесте противбездушного городского хаоса, не мог пройти мимо мирного созерцания природы. Вотчто пишет он в своём стихотворении «Цветики убогие».

«Цветикиубогие северной весны,
Веете вы кротостью мирной тишины.
Ландыш клонит жемчуг крупных белыхслез,
Синий колокольчик спит в тени берез,
Белая фиалка высится, стройна,
Белая ромашка в зелени видна,
Здесь иван-да-марья, одуванчик там,
Желтенькие звезды всюду по лугам,
Изредка меж листьев аленький намек,
Словно мох, бессмертныйиммортель-цветок, —
Белый, желтый, синий — в зелениполян,
Скромный венчик небом обделенныхстран»
. [7, https://rustih.ru/valerij-bryusov-cvetiki-ubogie/]
          У великой русской актрисы М.Е.Ермоловой фиалка также была  любимым цветком. Очень трепетно любил и воспевалфиалки А.А. Блок.

          Преподноситьсвоим друзьям фиалки любил И.С. Тургенев и был весьма благодарен, когда они емуотвечали тем же. 

Обратив внимание на многие факты о цветах как образах вразличных направлениях искусства можно утверждать, что цветы тысячелетиямислужат мощным источником вдохновения для творческих людей. У некоторых они дажестановятся отдельной темой для произведений. Такие классики как А.А. Фет и В.Я.Брюсов посвящали множество своих работ растениям, которые когда-то ихвдохновили на написание шедевров. В своей поэме «Двенадцать» АлександрБлок сделал розу олицетворением религиозности, символом христианства.

 «В белом венчике из роз / Впереди — Иисус Христос».

[8, https://videouroki.net/razrabotki/obrazy-i-simvolika-tsvietov-i-rastienii-v-khudozhiestviennoi-litieraturie.html]

Еще несколько веков назад людям было сложно понятьпереживания писателей из соседних стран. Одним из самых непознанных в этомплане является Япония, Китай, Индия. Но не многие знают, что большинствосовременных и ярких цветов родом именно из этих стран. И сейчас можно примернопонять, какой цветок является самым подходящим вдохновителем творческихличностей.Лилия считается одним из красивейших цветковпланеты. Этот цветок часто упоминается в Библии. В русской литературе самымиизвестными творениями, где особую роль играет образ лилии считаются работыА.Ахматовой «Лилии».

«Я лилий нарвала прекрасныхи душистых,
Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой,
С их лепестков, дрожащих и росистых,
Пила я аромат и счастье и покой …»
[9,https://www.culture.ru/literature/poems/tag-pro-cvety ].

 В.Набокова «Не надо лилий мне …»

«Не надо лилий мне, невинных белых лилий,

Нетронутых судьбой и выросших в глуши;

Добытые людьми, они всегда хранили

Холодную любовь и замкнутость душ …» [11, www.askbooka.ru].

 К.Бальмонта «Болотные лилии».

«Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые,
И вкруг них шелестят камыши….»
.[9, https://www.culture.ru/literature/poems/tag-pro-cvety ].

   А запах нарциссов? Его вообще называют ароматомтворчества.И нередко нарциссы становились главными героями. Взять, например,древнегреческие легенды о нарциссе и гиацинте. «Прекрасному юноше Нарциссупредсказали, что он будет жив, пока не увидит себя. Долго казалось пустым этопредсказание. Беспечный Нарцисс предавался развлечениям, охотился в лесах.Красивого юношу полюбила нимфа Эхо, но он отверг ее любовь. Тогда обиженнаянимфа обратилась с просьбой к богам, чтобы они наказали человека с черствымсердцем.  Было лето.В жаркий полдень, истомленный зноем молодой охотник прилег на берегу звонкогоручья и в чистых струях вдруг увидел собственное отражение. Юноша так влюбилсяв него, что ни голод, ни усталость не могли заставить его покинуть берег ручья.От любви к самому себе Нарцисс зачах и умер. А на берегу ручья появился цветок– Нарцисс». [11, cbsctepnoe.ucoz.ru].

      Этотароматный цветок издавна считается стимулятором творческих способностей. Многиевеликие русские писатели упоминали нарцисс в своих произведениях. Самымиизвестными среди которых являются: АлександраПушкина – «Цветы последние», Федора Тютчева – «Вот свежие тебе цветы», Михаила Лермонтова – «Незабудка», Александра Блока – Разгадал я, какие цветы», Сергея Есенина – «Цветы». Известно также, что нарцисс был любимым цветком писателя И.С. Тургенева, доказательство чего можно найти в оставшемся после его смертиальбоме, куда он имел привычку записывать все то, что ему особенно нравилось.Записи он делал неоднократно, и в одной из них за 1867 год на вопрос:Какой из цветков ему больше всего нравится? — ответил:Нарцисс.[12,https://eee-science.ru/item-work/2019-558/].

    Думаем, что все читали сказку С. Маршака «12 месяцев»и помнят, как злая мачеха послала падчерицу в самый разгар лютыхянварских морозов в дремучий лес за весенними цветами. Девочка случайновстретила у лесного костра братьев-месяцев, среди которых был и добрый молодецМарт. Он и одарил сиротку своими

любимыми цветами -подснежниками. А кто не помнит русскую народную сказку «Аленький цветочек».Сколько волшебных минут было прожито с этой сказкой каждым из нас. В переживанияхза честную, добрую и верную своему слову дочку младшенькую, и осуждении жадныхи корыстных дочерей старших, доброго, но такого недальновидного купца. И скаждый из нас со своей детской наивностью радовался счастливой, волшебной инеожиданной развязке. [12,https://eee-science.ru/item-work/2019-558/].

Василексыграл историческую роль в жизни И.А. Крылова. Басня, как известно, посвященаимператрице Марии Федоровне и начинается так:  

В глуши расцветшийвасилек 

Вдруг захирел,завял до половины 

И, голову склоняяна стебелек, 

Уныло ждалкончины… ». [13, https://rustih.ru/ivan-krylov-vasilek/]

Избиографии баснописца известно, что, когда с Крыловым сделался сильныйапоплексический удар, императрица Мария Федоровна, питавшая к нашемузнаменитому баснописцу большое расположение, прислала ему букет цветов и переселилаего для поправления здоровья к себе в Павловск, сказав: «Под моим надзором онскорее поправится». Такое внимание глубоко тронуло Крылова, а когда онпоправился, то первой написанной им после тяжелой болезни басней была «Василек»,в которой он, выражая свою благодарность, под солнцем изобразилимператрицу, а себя — в виде василька, простого дикого цветка, которыйнедостоин того, как это высказывает в басне жук, чтобы солнышко его пригрело.Но тем не менее восклицает он с восторгом в заключение:  

«Солнышко взошло,природу осветило, 

По царству флоринурассыпало лучи 

И бедный василек,завянувший в ночи, 

Небесным взороможивило». [13, https://rustih.ru/ivan-krylov-vasilek/]

          Василёку многих писателей является символом скромности и спокойствия. Крылов очень интереснопоказал различия между людьми, как это являлось между ним и царицей. Букет извасильков будто бы и подал Крылову мысль написать басню «Василек» иизобразить себя под именем этого скромного полевого цветочка. 

Такимобразом, проанализировав небольшое количество произведений и ознакомившись синформацией в интернет-ресурсах, с помощью которых проводился анализ надобразами цветов и как они вдохновляли великих творцов на создание произведений,можно утверждать, что с древнейших времён цветы занимают особое место втворчестве поэтов и писателей всего мира. Не только авторы в древние времена,но и в более поздние эпохи затрагивали образы цветов в своих произведениях.

 

2.     Отражениеобразов цветов в судьбах литературных героев

 

Образыцветов значимы не только в поэзии, но и в прозе. И каждый писатель используеттот цветок, который больше подходит к его произведению. Вдумывается ли читательнад тем, с какой целью автор использует в своем произведении образы цветов? Имеютли эти образы какое-нибудь отражение и значение в судьбах героев? А ведь образыцветов только на первый взгляд кажутся простыми, но это не так. Мыпроанализируем произведения русской классической литературы и найдем ответы наэти вопросы.

Наше вниманиепривлекли романы И.А. Гончарова «Обломов» и «Обыкновенная история», в которыхобраз цветов наделен высокой значимостью. Статистический анализ позволяет определить, что слово цветок частоупотребляется в романах. Например, оно 15 раз появляется в словосочетанияхбольшой желтый цветок, желтый цветок, желтые цветы в романе «Обыкновеннаяистория».  Также рассказ А. И. Куприна «Куст сирени» заинтересовал самимтолько названием. И стало очень интересно прочитать рассказ и посмотреть образкуста сирени будет отражаться на судьбах героев или же оно имеет параллельноезначение.На примере романа   И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы проанализируем какоезначение отводит писатель образу розе в произведении. В первой главе образыцветов рассматривались и анализировались в произведениях поэзии, прозы и напримере басни И.А. Крылова. В приложении работы будут представлены примерыпроизведений, в которых также встречаются образы цветов. Возможно, какие-то изних станут новыми объектами исследования.

 

2.1.И.АГончаров роман «Обломов»

 

Прочитав роман Ивана Гончарова стало интересно символом чегоявляется сирень в произведении: символом весны, вечной любви или жесимволом печали. В каждой 4 части романа Гончаров использует слово «сирень». Одинраз употребляет в 1-ой части — 1, во 2-ой части 16 раз.

В первый раз образ сирени появляется во сне Обломова. Еезапах кажется ему запахом счастья. Позже на свидании с Ильей Ольга срываетветку сирени и то ли от досады, то ли от удивления выбрасывает ее. Ильяподнимает эту веточку и приносит на следующее свидание как символ надежды налюбовь. Ольга вышивает на ткани по канве узор сирени, что лучше любых словсказало о взаимности расцветающей любви. Так с легкого аромата сирени началисьих отношения.[14,https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/kakuyu-rol-igraet-vetka-sireni-v-romane-goncharova-oblomov.html]

Проанализировав произведение выяснилось, что самое большоеколичество примеров употребления слова сирень связано с образомОльги Ильинской, одной из главных героинь романа. Это позволило мне сделатьвывод о том, что образ сирени напрямую связан с символом любви, так как оченьчасто в примерах описывались встречи Обломова и Ильинской, во время которыхмежду героями завязывались беседы, представленные в романе в виде диалогов,прочитав которые можно понять, что оба персонажа испытывают друг к другувысокое чувство. «Они шли по дорожке. Она сорвала ветку сирени и нюхала её,закрыв лицо.– Понюхайте, как хорошо пахнет! – сказала она и закрыла нос и ему».[2,с.259]

Сиреньолицетворяла начало романа между Ольгой Ильинской и Ильей Обломовым.На одной из прогулок девушка ждала от него признанияв любви. Но герой так и не решился, и онас досадой бросила сорванную ветку сирени, которую несла в руках. ТакОбломов узнал, что Ольга к нему неравнодушна.  

Также в 1-ой части произведения встречается образ матери.Исходя из контекста можно сказать, что в данном случае сирень выступаетздесь как положительный символ, символ любви к родной матери. А в конце романа образсирени уже не такой и положительный. Здесь сирень уже выступает каксимвол увядания жизни, печали и скорби. Следовательно, образ сирени вромане неоднозначен, с ней связаны как радостные события жизни героевпроизведения, так и отрицательные. [15, http://goncharovoblomov.blogspot.com/p/blog-page_34.html].

Для Ольги Ильинской сирень была олицетворением весны души,первой любви. Но, независимо от намерений самой девушки, ветка сирени,протянутая Ольгой Илье Ильичу Обломову, в точности исполнила свое роковоепредназначение. Ольга и Обломов расстались.

Мало кто из читающих задумается над такой интереснойхудожественной деталью, как ветка сирени. А ведь онапроходит красной нитью через все этапы любовных отношений главных героев. Ольга напоминалаОбломову цветущую сирень. Она казалась Илье непорочной богиней. «Сирениотошли, — опять подумал он, — вчера отошло, и ночь с призраками, с удушьем тожеотошла… Да! и этот миг отойдет, как сирени!» [2, с. 281].

Возможно, автор хотел показать при помощи образа сирени,что любовь, как и любое природное явление, имеет период как цветения, так иувядания. Любовь героев отцвела, и только изредка запах сирени напоминал им опрошедшем счастье.

 

2.2.И.А. Гончаров роман «Обыкновенная история»

 

АлександрАдуев приезжает из провинциального имения в Петербург Он передает дяде письмо,которое смутило Адуева-старшего. Некая Марья Горбатова напоминала ПетруИвановичу их юную, наивную и счастливую любовь, которой она осталась верна. Вписьме были такие строки: «Гуляя около нашего озера, вы, с опасностью жизнии здоровья, влезли по колено в воду и достали для меня в тростине большойжелтый цветок. Сей цветок и ныне хранится в книжке». [1, с. 35]

 Видимо,неслучайно в качестве цветка, который бы стал символом романтической любви,Гончаров все-таки выбирает не белую лилию, которая встречается также в романе,а выбирает желтую кувшинку. Желтый цвет ассоциировался с представлением оневерности, горьком разочаровании, о несбывшихся надеждах. Желтую кувшинку подарилвлюбленный Петр Иванович девушке, которую он вскоре забыл, уехав в Петербург.Следует отметить, что на берегах того же озера с желтыми кувшинками зарождаласьи любовь Софьи и Александра, но Александр, как и дядя, вскоре также изменилсвоей первой привязанности. «Вон на той скамье, под деревом, — думал он, — ясиживал с Софьей и был счастлив тогда. А вон там, между двух кустов сирени,получил от нее первый поцелуй». [1, с.322]

Желтыйцветок становится своеобразным символом, который проходит через весь роман.Дядя, иронизируя над романтическими настроениями Александра, говорит, что тот«сильно испорчен в деревне теткой и желтыми цветами». Когда Александр узнаеттайну прошлого увлечения дяди, то он старается уколоть его: «Театр вашихлюбовных похождений перед моими глазами – это озеро. На нем еще растут желтыецветы; один, высушив надлежащим образом, честь имею препроводить при семах квашему превосходительству, для сладкого воспоминания». [1, с. 329]

Жёлтаякувшинка в романе   вызывает совершенно разные чувства у разлучённых судьбойвлюблённых. С одной стороны, цветок издавна символизирует душевную чистоту иблагородство. Но, с другой стороны, красота цветка   неуловима. Образ егообретает страшные тона: германское поверье гласит, что в них живут нимфы-никсы,в полночь увлекающие людей в подводное царство. [3, с.195].

В финалеписьмо, напоминающее о прошлой любви Адуева-старшего и желтых цветах, летит вогонь камина. Александр напоминает всячески дяде, что он любил и любилпо-настоящему. Он хочет пробудить в нем те чувства, что были много лет назад. «-Плакал,плакал!Подай!- отчаянно возопил Петр Иваныч. – Над озером? — над озером.- И рвали желтые цветы? — Рвал.»[1,с.347].

Желтыецветы в романе имеют отражение в судьбах героев. Ведь если проследить за тем,как их употребляет писатель, то видно, что они имеют значение в расставаниигероев, отражение свое оставили и в страдании героев.

 

2.3.А.И. Куприн рассказ «Куст сирени»

 

Рассказ «Куст сирени» считается одним из лучших творенийКуприна. Несмотря на кажущуюся простоту это произведение обладает глубокимсмыслом и житейской мудростью. Мы видим, что в названии кроется истинный смысл произведения. Именно кустысирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, котораяпостигла Николая Евграфовича Алмазова.Он не поступил в Академию, и всё из-за пятнана чертеже. Герои ищут выход из сложившейся ситуации, иВерочка находит его. Кусты сирени, посаженные за городом, помоглиАлмазову поступить в Академию. «Однакоиз всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей:волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени». [16, https://skazki.rustih.ru/aleksandr-kuprin-kust-sireni/].  

Именнокуст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. «И они шли домойтак, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки ибеспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще развзглянуть на эту странную парочку…Николай Евграфович никогда с таким аппетитомне обедал, как в этот день… После обеда, когда Вера принесла Алмазову в кабинетстакан чаю, — муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг надруга. — Ты — чему? — спросила Вера. — А ты чему? — Нет, ты говори первый, а япотом.— Да так, глупости. Вспомнилась вся эта история с сиренью. А ты? — Я тожеглупости, и тоже — про сирень. Я хотела сказать, что сирень теперь будетнавсегда моим любимым цветком…» [16, www.skazki.rustih.ru].

Сиреньспасла героев. Воспоминание о ней связано усупругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи. Цветок символизирует собой настоящую любовь и весну, поруцветения и рождения новой жизни.

 

2.4.И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

 

ИванСергеевич Тургенев в своем романе «Отцы и дети» уделяет особое внимание розе,с которой в романе связан, прежде всего, образ Фенечки. Сначала авторсравнивает героиню с «летней розой» [5, с.135]. Также характеризует, неприбегая к многословным описаниям, индивидуальные особенности личности молодой,цветущей, живущей «нежными страстями» Фенечки. Роза в контексте образа героиниприобретает, если не основополагающее, то существенное значение исимволизирует, с одной стороны, её природную красоту, молодость, женскоеначало, с другой — доброту, жертвенность, чистоту души и чистотупомыслов. [17,https://cyberleninka.ru/article/n/krest-i-roza-v-hudozhestvennom-prostranstve-ottsov-i-detey-i-s-turgeneva]

«…Однажды,часу в седьмом утра, Базаров… застал в давно отцветшей, но еще густой и зеленойсиреневой беседке Фенечку. Она сидела на скамейке, накинув, по обыкновению,белый платок на голову; подле нее лежал целый пук еще мокрых от росы красных ибелых роз…». [4,с.93] Базаров с игривостью кавалера многозначительно намекает Фенечке, чтодокторам за услуги полагается платить, и в качестве платы просит розу изсрезанного ею букета. «Какую вам, красную или белую?» — спросила Фенечка.«Красную, и не слишком большую», — ответил Базаров».[4, с.144].

 Мы видим,что Тургенев направляет читателя сделать различные предположения.Может, озлобленный отказом Одинцовой, обидным для его самолюбия,Базаров решил удостовериться, что способен все-таки нравиться женщинам.Или же, стремясь вытравить из своего сердца непрошенную любовь, онстарался самому себе доказать, что отношения между мужчиной и женщинойсводятся к простой физиологии, в которой главное – «добиться толку». Аможет, ему хотелось чьего-то сочувствия и сострадания, и его сказанныес наигранной шутливостью слова: «хоть бы кто-нибудь надо мной сжалился» [4, с.198]-были далеко не шуточными. Получается, что Базаров с помощью розыпросил о любви, хоть небольшой, хоть на краткий миг.

Такимобразом, роза у Тургенева — символ любви, а не причина бед, ключик от дверцы,которая не дает нам выйти из мира огорчения. И на этот образ следует обратитьвнимание, ведь он сыграл роль в судьбах героев.

Следовательно,в классических произведениях, образу цветов уделено очень большое внимание. Цветыслужат одним из средств выражения авторской идеи, участвуют в формированиисюжета, раскрытии характеров героев, имеют отражение в судьбах героев. Образыцветов в русской литературе открывают перед читателем прекрасный мир ушедшейдворянской культуры, красоту человеческих отношений, становятся своеобразнымсимволом, который проходит через все произведение, которое помогает понятьскрытый символический подтекст той или иной сцены в произведении русскойхудожественной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Меняютсявремена, и новым поколениям, которые воспитываются на иных культурныхтрадициях, все труднее уловить тонкий смысл художественных деталей произведенийрусской классики. Знание языка цветов позволяет проникнуть в смысл произведения.

Следуетотметить, что, если учитывать семантику цветов, их символическое значение,можно получить сведения, углубляющие смысл произведений. «Тот, кому ты даришь цветы, поймет тебя без слов». Наверное,именно поэтому и поэты, и писатели трепетно относятся к цветам, изображая их всвоих произведениях. На «языке цветов» писатели говорят о то, что считают самымважным и интересным.                      Были прочитаны и проанализированыпроизведения, в которых используются образы цветов. Полученные данныеоб образе цветов в этих произведениях   позволили увидеть отражениеопределённых цветов в судьбах литературных героев. На наш взгляд, созданиехудожественных образов при помощи таких замечательных созданий, как цветы, спомощью которых можно вдуматься в смысловую задумку автора. Прочитав романы,можно более подробно узнать о быте героев, их душевных состояниях в тот илииной момент жизни, проследить за поведением литературных героев в моментах, когдаиспользуются образы цветов. Можно утверждать, что писатели в своихпроизведениях использовали неслучайно. Возможно, что после исследовательскойработы читателям станет болеет интересно обращать внимание на такие образы какцветы, а поиски таких образов наиболее лучше подогреет наш интерес к прочтениюпроизведений.

Гипотезаисследовательской работы подтвердилась: цветы в произведенияхносят символический смысл, но этот смысл помогает раскрыть замысел автора ипонять самое важное и интересное. 

Ведь дажев нашей повседневной жизни люди совсем не задумываются, какой цветок подаритьна тот или иной праздник, и совсем не обращают внимания на то, какой цветокподарили им. Возможно, если знать про историю каждого цветка мы подарим тотцветок, который также отразится в судьбе человека, как хотели показать писателиотражение образов цветов в судьбах литературных героев. Польза цветов – в их красоте.А красота, как известно, спасет мир.

 

 

 


 

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Г ончаров И.А. Обыкновеннаяистория. Роман: для ст.шк.возраста.-Мн.:ООО «    Сэр-вит»,2000.-352с.

2. Гончаров И. А.Обломов. Роман: для ст.шк. возраста. -Мн.: ООО « Сэр-вит»,1997.-528с.

3. У Луцянь. Цветыв романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» // Русский язык: историческиесудьбы и современность: Труды и материалы V Международного конгрессаисследователей русского языка. Секция «Русский язык в художественной литературеи фольклоре» / Составители М.Л. Ремнёва, A.A. Поликарпов, О.В. Кукушкина. — М.:Изд-во Московского университета, 2014. — 448-449с.

4. ТургеневИ.С.Отцы и дети: Роман / Ил. В.Д. Медведева; Поясн. статья и примеч. Н.В.Богословского.- М.:Сов.Россия,1985.-256 с., ил.-(Б-ка юношества).

5. Тургенев И.С. Отцы и дети // Тургенев И.С. Полн. собр.соч.: В 30-ти т. Т.УП. М.: Наука, 1981.- 5-190с.

6. [Электронныйресурс]. – 2022. – Режим доступа : [top.-bal.ru].

7. [Электронныйресурс]. – 2022. – Режим доступа : [https://rustih.ru/valerij-bryusov-cvetiki-ubogie].

8. [Электронныйресурс]. – 2022. – Режим доступа: [https://videouroki.net/razrabotki/obrazy-i-simvolika-tsvietov-i-rastienii-v-khudozhiestviennoi-litieraturie.html].

9. [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: [https://www.culture.ru/literature/poems/tag-pro-cvety ].

10. [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: [www.askbooka.ru]

11.[Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа:  [cbsctepnoe.ucoz.ru].

12. [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: [https://eee-science.ru/item-work/2019-558/].

13. [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа:[https://rustih.ru/ivan-krylov-vasilek]

14. [Электронныйресурс]. – 2022. – Режим доступа:  [https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/kakuyu-rol-igraet-vetka-sireni-v-romane-goncharova-oblomov.html]

15. [Электронныйресурс]. – 2022. – Режим доступа: [http://goncharovoblomov.blogspot.com/p/blog-page_34.html]

16. [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа:  [https://skazki.rustih.ru/aleksandr-kuprin-kust-sireni].

17. [Электронныйресурс]. – 2022. – Режим доступа: [https://cyberleninka.ru/article/n/krest-i-roza-v-hudozhestvennom-prostranstve-ottsov-i-detey-i-s-turgeneva]

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Произведениярусской классической литературы, в которых встречаются образы цветов:

 

М.М. Пришвин рассказ «Золотой луг»»

Е.И. Носов рассказ «Живое пламя»

А.И. Куприн рассказ «Куст сирени»

С.Т. Аксаковсказка «Аленький цветочек»

В.П. Катаев сказка«Цветик-семицветик»

А.П. Платонов сказка-быль «Неизвестный цветок»

П.П. Бажов сказка «Каменный цветок»

М. А. Булгаковроман «Мастер и Маргарита»

И.С. Тургеневроманы «Отцы и дети», «Накануне»

И.А. Гончаровроманы «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»

А.И. Солженицынрассказ «Матренин двор»

К.Г. Паустовский«Золотая роза», рассказ «Чехов», сказка «Цветы из стружек», «Маленькая роза впетлице», рассказ «Драгоценная пыль»

С.Я. Маршаксказка-пьеса «12 месяцев»

Н.А. Некрасовстихотворения «Крестьянские дети», «Зеленый шум»

Л.Н. Толстойповесть «Хаджи-Мурат»

А. Колосоварассказ в прозе «Прощай Вася-Василек»

А.И. Купринрассказ «Фригийские васильки», рассказ «Ночная фиалка»

И.А. Крылов басня«Василек»

Н.М. Карамзинповесть «Бедная Лиза»

М.М. Пришвин«Незабудки» (36 глав)

В.М. Гаршинрассказ «Красный цветок» (Памяти Ивана Сергеевича Тургенева)

М.А. Андриановсказка «Фиалка и подснежник»

М.А. Шолоховповесть «Тихий дон»

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.49%
НЕТ
41.51%
Проголосовало: 954

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет