1.Планируемые результаты освоения обучающимисяс легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
адаптированной общеобразовательнойпрограммы учебного предмета «Речевая практика»
1.1. Планируемые личностные результаты освоенияАОП
Личностные результатыосвоения АОП образования включают индивидуально-личностные качества исоциальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностныеустановки.
К личностным результатамосвоения АОП относятся:
1) осознание себя как гражданинаРоссии; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношенияк иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватныхпредставлений о собственных возможностях, о насущно необходимомжизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыкамиадаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыминавыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации ипринятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслениюсоциального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрастуценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальнойроли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыковсотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетическихпотребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств,проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости ивзаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки набезопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работена результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности ксамостоятельной жизни.
1.2 Планируемые предметные результатыосвоения АОП
Минимальный и достаточный уровниусвоения предметных результатов
по учебному предмету «Речеваяпрактика» на конец школьного обучения (IVкласс):
Минимальный уровень:
— формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов ивыражений;
— участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
— восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителяпо их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
— выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворенийс опорой на образец чтения учителя;
— участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
— ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/илипросмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
—понимание содержания небольших по объемусказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
— понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы навопросы учителя;
— выбор правильных средств интонации с опорой на образец речиучителя и анализ речевой ситуации;
— активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
— высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий(приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующиеэтикетные слова и выражения;
— участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темамречевых ситуаций;
— составление рассказов с опорой на картинный иликартинно-символический план.
1.2.1. Планируемые предметные результаты освоения АОП
за курс 1 класса
Достаточныйуровень:
— выполнятьзадания по словесной инструкции;
—называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
—внятно выражать просьбы, употреблять вежливые слова;
—соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
—уметь сообщить свои имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей,имена ближайших родственников, адрес дома;
—уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
—слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь нанаглядные средства.
Минимальныйуровень:
—выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
—называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
—употреблять вежливые слова при обращении к другим людям;
—правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
—знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайшихродственников и товарищей по классу;
—слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.
1.2.2. Планируемые предметные результаты освоения АОП
за курс 2 класса
Достаточныйуровень:
—выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь,записанную на аудионосителе;
—использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителяи в зависимости от ситуации;
—участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросыи спрашивать ответы у товарищей;
—правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
—уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
—знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, директора и завучашколы, ближайших родственников;
—слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символическийплан.
Минимальныйуровень:
—выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
—называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
—правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;
—адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
—знать свои имя и фамилию, адрес дома;
—участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);
—слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой наиллюстративный материал.
1.2.3. Планируемые предметные результаты освоения АОП
за курс 3 класса
Достаточныйуровень:
—понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами ваудиозаписи;
—выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
—выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
—участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
—правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться,прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
—сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своихродственников;
—принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевыхситуаций;
—уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символическийплан;
—слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Минимальный уровень:
—выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
—выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоватьсяправилами этикета при встрече и расставании с детьми и
взрослыми;
—знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти дошколы (по вопросам учителя);
—участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
—слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой наиллюстративный материал;
—выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцуучителя;
—участвовать в беседе;
—слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символическийплан.
1.2.4. Планируемые предметные результаты освоения АОП
за курс 4 класса
—понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи,уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
—понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать навопросы по содержанию услышанного;
—уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя ианализ речевой ситуации;
—участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
— правильновыражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения иизвиняться, используя соответствующие выражения;
—принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевыхситуаций;
—уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символическийплан.
Минимальный уровень:
—выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
—выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоватьсяправилами этикета при встрече и расставании с детьми и
взрослыми;
—знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти дошколы (по вопросам учителя);
—участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
—слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой наиллюстративный материал;
—выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцуучителя;
—участвовать в беседе;
—слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь накартинно-символический план.
2. Содержание учебного предмета «Речевая практика» (1-4классы)
2.1 Пояснительная записка
Обучение предметнойобласти «Язык и речевая практика» в I–IV классахпредусматривает включение в учебную программу следующих разделов: «Подготовка кусвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражненияи развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика».
В младших классахизучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решитьследующие задачи:
― Уточнение иобогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этойоснове языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― Формированиепервоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевыхнавыков;
― Овладениеразличными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решенияпрактико-ориентированных задач;
― Коррекциянедостатков речевой и мыслительной деятельности;
― Формированиеоснов навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для пониманияпо структуре и содержанию;
― Развитиенавыков устной коммуникации;
― Формированиеположительных нравственных качеств и свойств личности.
2.2.Содержание учебного предмета «Речевая практика» за курс 1-4 класса
2.2.1.Содержаниеучебного предмета «Речевая практика»
закурс 1 класса (68 ч)
Аудирование ипонимание речи
Выполнение двухчленныхинструкций по заданию учителя: «Сядь запарту и достань книгу», «Возьми тетрадина столе и раздай их», «Возьмивазу и поставь в неё цветы» и т. д.
Слушание,запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговыхкомплексов (2—3 слога),близких по звучанию и данных в рифмованнойформе: «Жа-жа-жа — есть иголки уежа»; «Ша-ша-ша — мама моетмалыша»; «Тра-тра-тра — мы проспали до утра»;«Тру-тру-тру — соскамейки пыль сотру».
Выбор из двухблизких по содержанию картинок той, котораясоответствует услышанномупредложению: Шура вытирал пыль — Шуравытирала пыль; Лена поднималась на горку —Лена спускалась с горки.
Слушание сказок ирассказов в устном изложении учителя, выборобучающимися картинок по мереизложения текста.
Дикция ивыразительность речи
Игры и упражненияна подвижность и чёткость движений органовартикуляционного аппарата. Заучиваниечистоговорок с голоса учителя,отчётливое и выразительное их произнесение.
Упражнения наразвитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочекна знакомые мотивы детских песен.Перечисление предметов (2—3) наодномвыдохе с указанием на эти предметы.Произнесение небольшихстихотворений в сопровождении движений.
Различение громкойи тихой речи в игре, в специально созданнойучителем ситуации. Выбор ииспользование правильной силы голоса виндивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое имедленное произнесение ряда звуков, слогов и слов.
Упражнения в изменении темпа речи всоответствии с заданнойситуацией. Например: бабушка медленноспрашивает:«Ты…куда…идешь…внучка?» Внучка быстро отвечает: «Я бегу кподружке».
Разучиваниедетских стихотворений, мини-диалогов с последующимих воспроизведением в ролевыхиграх.Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях,разучиваемыхс голоса учителя (по подражанию).
Практическоеиспользованиевопросительной и восклицательной интонации в речевыхситуациях (самостоятельноили с помощью учителя).
Выражение лица:весёлое, сердитое, грустное, удивлённое.
Соотнесение соответствующего выражениялица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, вситуациях с
заданным содержанием.
Базовые формулыречевого общения
Обращение,привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имении отчеству, фамилии,обращение к знакомым взрослым и ровесникам.Ласковые обращения. Грубые и негрубыеобращения. Бытовые(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,бытовые,ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу,сотрудникуполиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка,бабушка,тётенька, девушка, мужчина и др.).
Знакомство,представление, приветствие. Формулы «Давайпознакомимся», «Меня зовут…», «Менязовут…, а тебя?». Формулы«Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответныереплики наприглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие ипрощание. Употребление различных формул приветствияи прощания в зависимости отадресата (взрослый или сверстник). Формулы«Здравствуй», «Здравствуйте», «Досвидания». Развёртывание формул спомощью обращения по имени и отчеству. Жестыприветствия и прощания.Этикетные правила приветствия: замедлить шаг илиостановиться,посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброеутро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойнойночи». Неофициальныеразговорные формулы: «Привет», «Салют»,«Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные)формулы: «Здорόво», «Бывай»,«Чао» и др. (в зависимости от условий школы).Недопустимостьдублирования этикетных формул, использованныхневоспитаннымивзрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Приглашение,предложение. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формула«Поздравляю с…», «Поздравляю спраздником…» и их развёртывание с помощьюобращения по имени иотчеству.
Пожелания близкими малознакомым людям, сверстникам и старшим.Различия пожеланий в связи сразными праздниками. Формулы «Желаютебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…».Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Благодарность. Формулы«Спасибо», «Большое спасибо»,«Пожалуйста». Благодарность за поздравления иподарки («Спасибо, …(имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнениепросьбы.Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» идр.как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление,пожелание(«Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя(Вас) поздравляю»).
Замечание,извинение.Формулы «Извините, пожалуйста» с обращениеми без него. Правильная реакция на замечания.Мотивировка извинения («Янечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование формобращения приизвинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращениеимотивировка при извинении.
Примерные темыречевых ситуаций
«Я дома»:«Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надоумываться…»,«Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!»,«Весенниепраздники».«Я и моитоварищи»: «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазинеигрушек», «Заячьяизбушка», «Петушок и бобовое зёрнышко».«Я за порогом дома»: «Давайтепознакомимся!», «Знакомство в гостях»,«Покупка школьных принадлежностей»,«Зимняя прогулка», «День Победы».
2.2.2.Содержание учебного предмета «Речевая практика»
закурс 2 класса (68 ч)
Аудирование и понимание речи
Слушание,запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога,2—3 слова).
Слушаниеи повторение слов, близких по звучанию: букет—пакет, удочка—уточка,гладит—глядит и др. (С опорой на наглядные средства.)
Выполнениедействий по инструкции с противопоставляемыми предлогами: в—на, у—за, над—под,с—на, к—от и др. Например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту»,«Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь — подпартой» и т. д.
Выполнениедвижений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя с последующимречевым отчётом о действии («Что ты делал?»).
Прослушиваниезаданий в аудиозаписи. Выполнение каждого задания. Например: «Наташа, подойди кдоске и напиши своё имя», «Миша, выйди к
доскеи допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши своиимя и фамилию» и т. д.
Упражненияв различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащихслова-родственники или слова, обозначающие
функциональносходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку — Коля сделал маленькуюскамейку; Дети слепили во дворе снеговика — Дети вылепили во дворе Снегурочку.
Дикцияи выразительность речи
Упражненияна подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучиваниечистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное ихпроизнесение.
Дыхательныеупражнения: посчитаем Егорок на горке. Сначала двух Егорок на одном выдохе,потом трёх и т. д. (Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Раз — Егорка,два — Егорка, три — Егорка…)
Пениеслогов и слов на знакомые мотивы детских песен.
Громкая,тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованиемсилы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстраяи медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощникиустной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией,являющейся темой урока. Выражения лица: весёлое, грустное, удивлённое,сердитое.
Практическоеиспользование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого,вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Базовыеформулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, изучавшемусяв 1 классе)
Обращение,привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии,обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое
обращение,нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения.
Грубыеи негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье.Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу,сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка,бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт снезнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).
Знакомство,представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Менязовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответныереплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствиеи прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимостиот адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«Здравствуй»,«Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения поимени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетныеправила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глазачеловеку.
Формулы«Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальныеразговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые(фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости отусловий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованныхневоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы,сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «Дозавтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё»,«Заходи(те)», «Звони(те)».
Поздравление,пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю спраздником…» и ихразвёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожеланияблизким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связис разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…».Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы,сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» идр. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Телефонныйразговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре.Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильнойсвязи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите,пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул спомощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба,совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене.Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращениес просьбой к сверстнику, близким людям.
Развёртываниепросьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!»,«Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».
Благодарность.Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравленияи подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как ответная реакция навыполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Яочень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики напоздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя(Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание,извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением
и безнего. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Яне хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие,утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Словаподдержки, утешения.
Примерные темы речевых ситуаций
«Ядома»: «Алло! Алло!», «С Днём рождения!». «Я и мои товарищи»: «Истории о лете»,«Три поросёнка», «Новогодняя сказка», «Красная Шапочка», «Я поздравляю тебя!»,«Вспоминаем любимые сказки», «Скоро лето».«Я за порогом дома»: «Добро пожаловать!»,«Расскажи мне о школе», «Новогодний карнавал», «Дежурство», «Пошли встоловую!», «Я записался в кружок», «Поклонимся памяти героев». «Я в миреприроды»: «У меня есть щенок!».
2.2.3.Содержание учебного предмета «Речевая практика»
закурс 3 класса (68 ч)
Аудирование и понимание речи
Повторениеоппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных поколичеству слов: ма—мя, ло—лё, вя—вья; был—бил, пел—пил, кости—гости, тонет—стонет;Я видела сегодня в скворечнике скворца — Я видела вчера в скворечнике скворца искворушку. Игра в маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с помощьюучителя).
Слушаниекоротких сказок и рассказов в аудиозаписи, просмотр видеофильмов. Ответы навопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.
Выполнениесловесной инструкции, данной в письменном виде.Включение письменного задания вролевую ситуацию.
Выбориз двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанномупредложению: Миша сердится на себя (на картинке клякса в альбоме, которая капнулас Мишиной кисточки) — Вася удивляется (на картинке мальчик открывает альбом, атам клякса от краски). Объяснение выбора.
Дикция и выразительность речи
Совершенствованиеречевого дыхания: посчитаем до 10 на одном выдохе, потянем звук [с], потом [з]на одном выдохе и др.
Чёткоевыразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию.Например: «От топота копыт пыль по полю летит»(выбор силы голоса и ритма); «—Что ты, ёж, такой колючий? // — Это я на всякий случай: // Знаешь, кто моисоседи? // Волки, лисы и медведи!» (смена тона голоса, переход от интонацииповествования к интонации вопроса и наоборот) и др.
Громкая,спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы голоса в различныхролевых ситуациях.
Вежливыйтон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса(радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) в специально подобранныхдиалогах. Отгадывание на схематических рисунках (пиктограммах) выражения этихчувств. Соотнесение с подготовленной ситуацией.
Произнесениеодной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией.Обыгрывания ситуации, например: Снег идёт? — Да, снег идёт. — Ура, снег идёт!
Общение и его значение в жизни
Общениес природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение сними?
Понимаемли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем расшифровать их. Правильно лимы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?
Речевоеобщение. Для чего оно нужно людям? Подведение обучающихся к выводу (с опорой наиллюстративный материал): сообщить что-то новое, обменяться мнением, попроситьо чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д.
Правиларечевого общения. Коллективная работа с опорой на иллюстративный материал и заранееподготовленные ситуации по определению правил:
—нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначеникто ничего не поймёт;
—говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали;
—когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;
— еслине соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо и необижать его;
— незабывать употреблять вежливые слова: «Пожалуйста», «Извини», «Извините»,«Спасибо».
Письменноеобщение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицахгорода, реклама, письма, поздравительные открытки). Написание записок другдругу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных действиях и т.д.
Базовые формулы речевого общения(представлены с нарастанием к материалу, изучавшемуся в 1 и 2 классах)
Обращение,привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени
иотчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое
обращение,нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубыеобращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотрудникуполиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька,девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человекомбез обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке.
Знакомство,представление, приветствие. Формулы «Давайпознакомимся»,«Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста,это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Радпознакомиться!»).
Приветствиеи прощание. Употребление различных формул приветствия
ипрощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник).Формулы«Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощьюобращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правилаприветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы«Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальныеразговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо»,«Пока». Недопустимостьдублирования этикетных формул,использованных невоспитанными взрослыми.Развёртывание формул спомощью обращений.
Формулы,сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «Дозавтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё»,«Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение,предложение. Приглашение домой. Правила поведения вгостях.
Поздравление,пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с
праздником…»и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожеланияблизким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связис разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…».Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы,сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» идр. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение,комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Каккрасиво!» и др.
Телефонныйразговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре.Значение сигналов телефонной связи (гудки,обращения автоответчика мобильнойсвязи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите,пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул спомощьюприветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба,совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или наперемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.Обращение с просьбой ксверстнику, близким людям.
Развёртывание просьбы с помощьюмотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можномне…», «Можно я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините,но…».
Благодарность.Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравленияи подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнениепросьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др.как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание(«Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя(Вас) поздравляю»).
Замечание,извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него.Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я нехотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение передстаршим, ровесником. Обращение имотивировка при извинении.
Сочувствие,утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Словаподдержки, утешения.
Примерныетемы речевых ситуаций
«Ядома»: «Телефонный разговор», «Весёлый праздник».«Я за порогом дома»: «Снова вшколу!», «В библиотеке», «На приёме у врача», «Отправляюсь в магазин», «Я — зритель»,«Какая сегодня погода?». «Я и мои товарищи»: «Мы собрались поиграть», «Лисичкасо скалочкой», «Сказки про Машу», «Новогодние поздравления», «Снегурочка», «Весенниепоздравления», «Готовим подарок к празднику», «Поздравляем с Днём победы!»,«Узнай меня!». «Я в мире природы»: «Учимся понимать животных».
2.2.4.Содержание учебного предмета «Речевая практика»
закурс 4 класса (68 ч)
Аудированиеи понимание речи
Повторениепредложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед заучителем.
Прослушиваниеаудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующимпересказом прослушанного.
Дикцияи выразительность речи
Практическоеиспользование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Практическоеосмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства.Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления,испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.
Мимикаи жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов всочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Общениеи его значение в жизни
Передачамыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино,телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем изтакого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение?
Почемукнигу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Чтомы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияниеречи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить,мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.
Общепринятыезнаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской и женский туалет»,«Нельзя фотографировать» и т. д.
Базовыеформулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, изучавшемусяв 1—3 классах)
Обращение,привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии,обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубоеобращение, нежелательноеобращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения.Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые,ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции идр.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка,мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком безобращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, поздравительнойоткрытке.
Знакомство,представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся»,«Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста,это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Радпознакомиться!»).
Приветствиеи прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания взависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй»,«Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения поимени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлитьшаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы«Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальныеразговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные)формулы: «Здорóво», «Бывай»,«Чао» и др. (в зависимости от условий школы).Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми.Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы,сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «Дозавтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё»,«Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение,предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление,пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю спраздником…» и ихразвёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожеланияблизким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связис разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…».Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительныеоткрытки.
Формулы,сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» идр. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение,комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Каккрасиво!» и др.
Телефонныйразговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре.Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильнойсвязи). Выражение просьбы позвать ктелефону («Позовите, пожалуйста…»,«Попросите, пожалуйста…», «Можнопопросить (позвать)…»). Распространение этихформул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Яслушаю».
Просьба,совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке илиперемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой ксверстнику, близким людям.
Развёртываниепросьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!»,«Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».
Мотивировкаотказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность.Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравленияи подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнениепросьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др.как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание(«Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя(Вас) поздравляю»).
Замечание,извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него.Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я нехотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие,утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки,утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».
Примерныетемы речевых ситуаций
«Ядома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение».«Я за порогомдома»: «Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я — пассажир»,«Знаки-помощники». «Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой гребешок»,«Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние истории», «Поздравляю!»,«Жду письма!», «Извините меня…», «Поздравительная открытка».«Я в мире природы»:«В гостях у леса», «Во саду ли в огороде».
3.Календарно-тематическоепланирование
3.1Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
1 четверть, 16 часов |
|
|
1. |
Давайте познакомимся! Беседа «Наши имена» |
1 |
|
2. |
Давайте познакомимся! Введение в ситуацию |
1 |
|
3. |
Основные правила поведения в диалоге |
1 |
|
4. |
Обобщающая беседа |
1 |
|
5. |
Знакомство во дворе. Введение в ситуацию |
1 |
|
6. |
Разучивание чистоговорок |
1 |
|
7. |
Правила поведения при знакомстве |
1 |
|
8. |
Составление рассказа, игра «Дополни предложение» |
1 |
|
9. |
Дорога домой. Введение в ситуацию |
1 |
|
10. |
Дорога домой. Разучивание чистоговорок |
1 |
|
11. |
Дорога домой. Обобщающая беседа |
1 |
|
12. |
Теремок. Введение в ситуацию |
1 |
|
13. |
Теремок. Знакомство со сказкой |
1 |
|
14. |
Теремок. Закрепление содержания сказки |
1 |
|
15. |
Знакомство в гостях. Введение в ситуацию |
1 |
|
16. |
Знакомство в гостях. Сообщение правил этикета при знакомстве со взрослым в гостях |
1 |
|
|
2 четверть, 16 часов |
|
|
17. |
Знакомство в гостях. Ролевая игра по теме ситуации |
1 |
|
18. |
Знакомство в гостях. Беседа с привлечением личного опыта «Как я ходил в гости» |
1 |
|
19. |
Покупка школьных принадлежностей. Разучивание чистоговорки |
1 |
|
20. |
Знакомство с правилами поведения в магазине |
1 |
|
21. |
Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Школьник») |
1 |
|
22. |
Составление рассказов из личного опыта |
1 |
|
23. |
В магазине игрушек. Введение в ситуацию |
1 |
|
24. |
Правила поведения в магазине (конструирование диалогов) |
1 |
|
25. |
Беседа «Моя любимая игрушка» |
1 |
|
26. |
Готовимся к празднику. Введение в ситуацию |
1 |
|
27. |
Составление приглашений на новогодний праздник |
1 |
|
28. |
Разучивание стихотворений новогодней тематики |
1 |
|
29. |
Новогодние чудеса. Ввведение в ситуацию |
1 |
|
30. |
Составление новогодних поздравлений |
1 |
|
31. |
Правила поведения при знакомстве (знакомство на карнавале) |
1 |
|
32. |
Новый год! Представление о «Новом годе» |
1 |
|
|
3 четверть, 18 часов |
|
|
33. |
Беседа «Как я провел новогодние каникулы» |
1 |
|
34. |
Зимняя прогулка. Введение в тему |
1 |
|
35. |
Тренировочные упражнения в произнесении просьб с соответствующей интонацией |
1 |
|
36. |
Моделирование диалогов обращения за помощью при сборах на прогулку |
1 |
|
37. |
Составление рассказа по теме «Зимняя прогулка» |
1 |
|
38. |
Помощники. Введение в тему |
1 |
|
39. |
Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница». |
1 |
|
40. |
Составление предложений по теме ситуации |
1 |
|
41. |
Ролевые игры по теме («Дежурство в классе» и др.). |
1 |
|
42. |
Составление рассказа по теме «День школьника» |
1 |
|
43. |
Праздник «День защитника Отечества». Введение в тему |
1 |
|
44. |
Составление поздравлений, посвященных празднику |
1 |
|
45. |
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики |
1 |
|
46. |
Весенние праздники «8 марта». Введение в тему |
1 |
|
47. |
Составление поздравлений, посвященных празднику |
1 |
|
48. |
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики |
1 |
|
49. |
Беседа на тему «Как я поздравил маму» |
1 |
|
50. |
Беседа на тему «Мои весенние каникулы» |
1 |
|
|
4 четверть, 16 часов |
|
|
51. |
«Надо, надо умываться». Введение в ситуацию |
1 |
|
52. |
Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр» |
1 |
|
53. |
Составление предложений по теме ситуации |
1 |
|
54. |
«Репка». Введение в ситуацию |
1 |
|
55. |
Знакомство со сказкой |
1 |
|
56. |
Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации) |
1 |
|
57. |
Спокойной ночи! Введение в тему |
1 |
|
58. |
Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» |
1 |
|
59. |
Знакомство с этикетными формами пожеланий перед сном |
1 |
|
60. |
Составление рассказов «Как я ложусь спать» |
1 |
|
61. |
Доброе утро! Введение в тему |
1 |
|
62. |
Знакомство с этикетными формами утренних приветствий и пожеланий |
1 |
|
63. |
Беседа на тему «Как начинается твоё утро?» |
1 |
|
64. |
День Победы. Введение в ситуацию |
1 |
|
65. |
Составление поздравлений ко Дню Победы |
1 |
|
66. |
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики |
1 |
|
67. |
Диалоги на тему «Скоро лето!» |
1 |
|
68. |
Итоговый урок |
1 |
|
3.Календарно-тематическоепланирование
3.2Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
1 четверть, 16 часов |
|
|
1 |
Добро пожаловать! |
1 |
|
2 |
Диалог |
1 |
|
3 |
Ролевая игра «Добро пожаловать» |
1 |
|
4 |
Составление рассказа «День знаний» |
1 |
|
5 |
Составление рассказа о лете |
1 |
|
6 |
Моделирование диалога по картинкам |
1 |
|
7 |
Беседа «Любимые игры» |
1 |
|
8 |
Составление рассказа по плану |
1 |
|
9 |
Сказка «Три поросенка» |
1 |
|
10 |
Закрепление содержания сказки. Выборочный пересказ |
1 |
|
11 |
Песенка трех поросят |
1 |
|
12 |
Инсценировка сказки |
1 |
|
13 |
Расскажи мне о школе |
1 |
|
14 |
Моделирование диалога |
1 |
|
15 |
Помещения школы |
1 |
|
16 |
Составление рассказа о школе |
1 |
|
|
2 четверть, 16 часов |
|
|
17 |
Сказка «Три медведя» |
1 |
|
18 |
Актуализация сказки. Выборочный пересказ |
1 |
|
19 |
Инсценирование сказки |
1 |
|
20 |
Выбор атрибутов и роли |
1 |
|
21 |
«Алло! Алло! Выявление представлений детей» |
1 |
|
22 |
Моделирование телефонного разговора |
1 |
|
23 |
Правила ведения телефонного разговора |
1 |
|
24 |
Моделирование разговора с диспетчером |
1 |
|
25 |
Празднование дня рождения |
1 |
|
26 |
Конструирование поздравлений |
1 |
|
27 |
Диалоги – поздравления |
1 |
|
28 |
Рассказ о праздновании дня рождения |
1 |
|
29 |
Представления о «Новом годе» |
1 |
|
30 |
Новый год! Составление предложений |
1 |
|
31 |
Новогодние стихи и песенки |
1 |
|
32 |
Письменные новогодние приглашения |
1 |
|
|
3 четверть, 20 часов |
|
|
33 |
«Новогодний карнавал» |
1 |
|
34 |
Приглашение гостей |
1 |
|
35 |
Приветствие гостей, игры |
1 |
|
36 |
Беседа «что мне запомнилось на новогоднем празднике?» |
1 |
|
37 |
Ситуация «Дежурство» |
1 |
|
38 |
Диалог: просьба, предложение, отказ, согласие |
1 |
|
39 |
Диалог «Дежурство» |
1 |
|
40 |
Составление рассказа «План дежурства» |
1 |
|
41 |
Конструирование предложений «У меня появился щенок» |
1 |
|
42 |
Составление рассказа «Мой питомец» |
1 |
|
43 |
Моделирование телефонных разговоров «Мой щенок» |
1 |
|
44 |
Составление рассказа о происшествии с домашним питомцем |
1 |
|
45 |
Введение в тему «Пошли в столовую!». Ролевые игры |
1 |
|
46 |
Диалог в столовой |
1 |
|
47 |
Рассказ «Наша столовая» |
1 |
|
48 |
Беседа «Наша столовая» |
1 |
|
49 |
Беседа «Я поздравляю тебя!» |
1 |
|
50 |
Составление поздравлений |
1 |
|
51 |
Диалоги-поздравления |
1 |
|
52 |
Видеопоздравления |
1 |
|
|
4 четверть, 16 часов |
|
|
53 |
Сказка «Красная шапочка» |
1 |
|
54 |
Закрепление содержания, пересказ «Красная шапочка» |
1 |
|
55 |
Инсценирование сказки |
1 |
|
56 |
Обобщение по сказке |
1 |
|
57 |
Тема «Я записался в кружок» |
1 |
|
58 |
Диалог с руководителем кружка |
1 |
|
59 |
Составление предложений по схеме |
1 |
|
60 |
Составление рассказа о занятиях в кружке |
1 |
|
61 |
Русская народная сказка «Кот и лиса» |
1 |
|
62 |
Сказка «Хаврошечка» |
1 |
|
63 |
Сказка «Сестрица Аленушка» |
1 |
|
64 |
Сказка «Гуси-лебеди» |
1 |
|
65 |
Введение в ситуацию по теме «Скоро лето!» |
1 |
|
66 |
Диалог на тему «Скоро лето!» |
1 |
|
67 |
Составление рассказа «Как я проведу лето» |
1 |
|
68 |
Итоговый урок |
1 |
|
3.Календарно-тематическоепланирование
3.3Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
Снова в школу! |
5 ч. |
|
1. |
Вот и лето пролетело! |
1 |
|
2. |
Расскажи об осени. |
1 |
|
3. |
Учимся общаться. «Добро пожаловать». |
1 |
|
4. |
Составление рассказа. «Весёлые каникулы». |
1 |
|
5. |
Экскурсия по школе: расскажи мне о школе |
1 |
|
|
Мы собрались поиграть… |
4 ч. |
|
6. |
Я за порогом дома. |
1 |
|
7. |
Правила игры. |
1 |
|
8. |
Правила общения во время игр. Считалочки. |
1 |
|
9. |
Игры с правилами. |
1 |
|
|
В библиотеке |
4 ч. |
|
10. |
Знакомство с библиотекой. Игра «Прятки со сказкой». |
1 |
|
11. |
Правила поведения в библиотеке. |
1 |
|
12. |
Экскурсия в библиотеку. Ролевая игра «Библиотеке». |
1 |
|
13. |
Читаю и рассказываю сказку. |
1 |
|
|
На приёме у врача |
3 ч. |
|
14. |
Знакомство с темой «На приёме у врача».Правила поведения. Слова поддержки, утешения. |
1 |
|
15. |
Конструирование и моделирование возможных диалогов на основе иллюстраций. |
1 |
|
16. |
Ролевая игра «На приёме у врача».
|
1 |
|
|
«Лисичка со скалочкой» |
3 ч. |
|
17. |
Сказка «Лисичка со скалочкой» |
1 |
|
18. |
Закрепление содержания сказки. Выборочный пересказ |
1 |
|
19. |
Чтение сказки по ролям. Выбор роли и атрибутов к ней. |
1 |
|
|
Сказки про Машу |
4 ч. |
|
20. |
Отгадай сказку. |
1 |
|
21. |
Рассказывание сказки «Маша и медведь» |
1 |
|
22. |
Рассказывание сказки «Три медведя». |
1 |
|
23. |
Играем в сказку. |
1 |
|
|
Отправляюсь в магазин |
3 ч. |
|
24. |
Отделы магазина. |
1 |
|
25. |
Правила хорошего тона. |
1 |
|
26. |
Ролевая игра «В магазине». |
1 |
|
|
Телефонный разговор |
4 ч. |
|
27. |
Телефон в нашей жизни. |
1 |
|
28. |
Правила общения по телефону. |
1 |
|
29. |
Чтение стихотворения «У меня зазвонил телефон…» |
1 |
|
30. |
Разыгрывание ситуаций «Звонок другу». |
1 |
|
|
Новогодние поздравления |
2 |
|
31 |
Выявление представлений детей по теме «Новогодние поздравления» |
1 |
|
32 |
Новогодние поздравления. Обращение в поздравительной открытке. |
1 |
|
|
Я – зритель |
3 ч. |
|
33. |
Знакомство с театром. |
1 |
|
34. |
Правила вежливого зрителя. |
1 |
|
35. |
Составление памятки «В кино». |
1 |
|
|
Какая сегодня погода? |
7 ч. |
|
36. |
Стихи и загадки об осени. |
1 |
|
37. |
Картины осени. |
1 |
|
38. |
Стихи и загадки о зиме. |
1 |
|
39. |
Расскажи мне о зиме. |
1 |
|
40. |
Прогноз погоды. |
1 |
|
41. |
Источники прогноза погоды. |
1 |
|
42. |
Расскажи мне о погоде. |
1 |
|
|
Снегурочка |
4 ч. |
|
43. |
Слушание и рассказывание сказки «Снегурочка». |
1 |
|
44. |
Рассказывание сказки по иллюстрациям. |
1 |
|
45. |
«Мастер сказки сказывать». |
1 |
|
46. |
Расскажи мне сказку. |
1 |
|
|
Весенние поздравления |
3 ч. |
|
47. |
Беседа с опорой на иллюстрации по теме «Весенние поздравления» |
1 |
|
48. |
Праздник весны: составление поздравлений |
1 |
|
49. |
Праздник весны: создание поздравительных открыток |
1 |
|
|
Готовим подарок к празднику |
3 ч. |
|
50. |
Готовим подарок к празднику. Беседа с опорой на личный опыт. |
1 |
|
51. |
Изготовление подарка: выбор адресата, формы подарка, составление плана изготовления подарка |
1 |
|
52. |
Конструирование, моделирование, проигрывание диалогов вручения подарка и ответной реплики. |
1 |
|
|
Весёлый праздник |
5 ч. |
|
53. |
Праздники в нашей жизни. |
1 |
|
54. |
Что тебе подарить? Не подарок дорог, а внимание. |
1 |
|
55. |
Я иду на день рожденья. |
1 |
|
56. |
Правила хорошего тона. |
1 |
|
57. |
У меня день рождения. Ролевая игра «Приём гостей» |
1 |
|
|
Учимся понимать животных |
7 ч. |
|
58. |
Беседа по теме «Мир природы». Правила друзей природы. |
1 |
|
59. |
Какие разные животные… |
1 |
|
60. |
Забавные питомцы. |
1 |
|
61. |
Составление рассказа домашнем животном «Мой друг». |
1 |
|
62. |
Рассказы писателей о животных. Обучение пересказу. |
1 |
|
63. |
Беседа «Чего хотят животные». |
1 |
|
64. |
Хороший ли я хозяин. |
1 |
|
|
Поздравляем с Днём Победы! |
2 ч. |
|
65. |
День Победы. Что я знаю об этом празднике? |
1 |
|
66. |
Поздравляем с Днём Победы! |
1 |
|
|
Узнай меня |
4 ч. |
|
67. |
Расскажи о себе. «Моя прическа». |
1 |
|
68. |
Аккуратность и опрятность. Итоговый урок |
1 |
|
3.Календарно-тематическоепланирование
3.4 Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата |
1 |
Понятие «громкая», «спокойная», «шепотная» речь |
1 |
|
2 |
Чтение текста с разной интонацией |
1 |
|
3 |
Хоровые упражнения с использованием силы голоса |
1 |
|
4 |
Хоровые упражнения с использованием силы голоса |
1 |
|
5 |
Индивидуальные упражнения с использованием силы голоса |
1 |
|
6 |
Индивидуальные упражнения с использованием силы голоса |
1 |
|
7 |
Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов. |
1 |
|
8 |
Ролевая игра |
1 |
|
9 |
Активизация, обогащение, уточнение словаря |
1 |
|
10 |
Заучивание четверостишия |
1 |
|
11 |
Составление разных по содержанию предложений и фрагментов речи |
1 |
|
12 |
Составление разных по содержанию предложений |
1 |
|
13 |
Речь как средство передачи мыслей и чувств |
1 |
|
14 |
Тренировочные упражнения |
1 |
|
15 |
Темп речи. Понятие о быстром и медленном темпе речи |
1 |
|
16 |
Ролевая игра |
1 |
|
17 |
От чистоговорки к скороговорке |
1 |
|
18 |
Ролевая игра |
1 |
|
19 |
Понятие об ускоренном и замедленном темпе речи |
1 |
|
20 |
Проговаривание скороговорок |
1 |
|
21 |
Хоровые и индивидуальные упражнения в ускорении и замедлении темпа |
1 |
|
22 |
Ролевая игра |
1 |
|
23 |
Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов |
1 |
|
24 |
Хоровые и индивидуальные упражнения в ускорении и замедлении темпа |
1 |
|
25 |
Активизация, обогащение, уточнение словаря |
1 |
|
26 |
Конструирование возможных диалогов |
1 |
|
27 |
Составление, конструирование и переконструирование предложений |
1 |
|
28 |
Составление предложений с опорой на схемы |
1 |
|
29 |
Ролевая игра |
1 |
|
30 |
Составление предложений с опорой на схемы и слова по картине |
1 |
|
31 |
Ролевая игра |
1 |
|
32 |
Ролевая игра |
1 |
|
33 |
Понятия: вопросительные и восклицательные интонации в речи |
1 |
|
34 |
Ролевая игра |
1 |
|
35 |
Дифференциация понятий: радость – грусть |
1 |
|
36 |
Ролевая игра |
1 |
|
37 |
Хоровые упражнения в выражении речью радости и грусти |
1 |
|
38 |
Тренировочные упражнения в передаче радости и грусти |
1 |
|
39 |
Индивидуальные упражнения в выражении радости и грусти |
1 |
|
40 |
Хоровые упражнения в выражении речью радости и грусти |
1 |
|
41 |
Инсценировка сказки « Двенадцать месяцев» |
1 |
|
42 |
Индивидуальные упражнения в выражении речью радости и грусти |
1 |
|
43 |
Знакомство дифференциация понятий гнев – страх |
1 |
|
44 |
Инсценировка сказки « Двенадцать месяцев» |
1 |
|
45 |
Хоровые упражнения в выражении страха и гнева |
1 |
|
46 |
Слушание, запоминание и воспроизведение комплексов слов |
1 |
|
47 |
Инсценирование фрагментов по теме (сказка «Бременские музыканты») |
1 |
|
48 |
Хоровые упражнения в выражении страха и гнева |
1 |
|
49 |
Активизация, обогащение, уточнение словаря |
1 |
|
50 |
Инсценирование фрагментов сказки |
1 |
|
51 |
Общение с природой |
1 |
|
52 |
Ролевая игра |
1 |
|
53 |
Речевое общение. Правила речевого общения |
1 |
|
54 |
Конструирование возможных диалогов |
1 |
|
55 |
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни |
1 |
|
56 |
Общение: «Какая сегодня погода» |
1 |
|
57 |
Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов. Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме |
1 |
|
58 |
Ролевая игра |
1 |
|
59 |
Составление, конструирование и переконструирование предложений. Ролевая игра |
1 |
|
60 |
Слушание, запоминание и воспроизведение комплексов слов |
1 |
|
61 |
Речевое общение со старшими |
1 |
|
62 |
Ролевая игра |
1 |
|
63 |
Речевое общение с малознакомыми людьми |
1 |
|
64 |
Конструирование возможных диалогов |
1 |
|
65 |
Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов. Активизация, уточнение и обогащение словаря |
1 |
|
66 |
Подбор картинок к услышанным предложениям |
1 |
|
67 |
Составление, конструирование и переконструирование предложений. Ролевая игра |
1 |
|
68 |
Ролевая игра |
1 |
|
4.Оценочныематериалы текущего контроля
1. Комарова С.В. Речевая практика. 1 класс : учеб.для общеобразоват.организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С.В.Комарова. – М. : Просвещение, 2018.
2. Комарова С.В. Речевая практика. 2 класс : учеб.дляобщеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.программы / С.В. Комарова. –М. : Просвещение, 2018.
3. Комарова С.В. Речевая практика. 3 класс : учеб.дляобщеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.программы / С.В. Комарова. – М. : Просвещение, 2020.
4. Комарова С.В. Речевая практика. 1 класс : учеб.дляобщеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.программы / С.В. Комарова. – М. : Просвещение, 2019.