X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочаяпрограмма

занятий«Арт-терапия

для 7-8классов»

 

 

 

 

 

 

  

                                                                                                                 СОСТАВИТЕЛЬ:

                                                                                                      Учитель Герман И. И.

 

 

 

Санкт-Петербург

2022

 

Пояснительная записка

Программа занятий «Арт-терапия для 7-8  классов» основанана комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающуюнаправленность и ориентирована на развитие коммуникативных навыков, повышениеэффективности внутригруппового взаимодействия.

Художественная детальность позволяет расслабиться иначать воспринимать себя каким он есть, не боятся открыться окружению своиспособности, не боясь при этом критики или бояться ошибиться, т к это не урок,где есть оценки правильно или неправильно. Потребности, чувства, переполняющиеподростка, могут выразиться в таком виде как творческая деятельность.

 

При реализации данной программы придерживаемсямнения Копытина А.И., что:

1.      арт – терапия является средством преимущественно невербального общения.Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью,затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерносвязан с речевым общением.  Символическая речь, являясь одной из основизобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразитьсвои переживания, по – новому взглянуть на ситуацию и найти путь к решению;

2.      изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей,своеобразным мостом между психологом (педагогом) и клиентом, помогает приналаживании контактов;

3.      арт – терапия является средством свободного самовыражения исамопознания. Предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания квнутреннему миру человека;

4.      арт – терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людейположительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность,сформировать более активную жизненную позицию.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работапо развитию коммуникативных способностей позитивно отразится на создании благоприятногоэмоционального климата, что в свою очередь позволит улучшить и общие показателиучебной деятельности.

 

 

Актуальность программы

Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложныйиз всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Наиболее важным отличительным признаком этого периодаявляются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознанияподростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развитияи становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание,пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и,завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствуетобразованию и стабилизации личности. [1]

Подросток начинает всматриваться в себя, стремитсяпознать сильные и слабые стороны своей личности. Возникает потребность оценитьсвои возможности для того, чтобы найти свое место в коллективе. В процессерефлексии происходит гармонизация замыслов и возможностей человека, егопотенций и тенденций. Возникшая таким образом индивидуальность обладает,согласно Б.Г. Ананьеву, особой организацией. Центральную ее область занимаетвнутренний мир, который включает Я человека, его мировоззрение,ценностные ориентации и т.д. Его замкнутый контур регулирует все свойствачеловека и выступает психологическим барьером, определяющим, по Ананьеву,избирательное отношение субъекта к различным воздействиям. Ведущей вовзаимодействии является созидающая, творческая деятельность, которая реализуетвсе великие возможности исторической природы человека. [1]

Класс как малая социальнаягруппа влияет на личность ученика, также и ученик влияет на класс. О. А.Андриенко изучив уровень развития классного коллектива, межличностные отношенияв нем и их влияние на личность ученика, пришла к выводу о том, что уровеньразвития коллектива, психологический климат в нем, оказывают значительноевлияние на воспитание личности в коллективе: в классах, находящихся на высокомуровне группового развития царит благоприятный психологический климат, в них невыявлено «изолированных» подростков, наблюдается высокий уровень групповойсплоченности. А это, в свою очередь, ведет к развитию коммуникативных качествобучающихся, формирует у них адекватную самооценку, самоуважение, уверенность всебе, своих силах. [1]

Поскольку подросток еще не обладает достаточным умениемправильно анализировать собственные личностные проявления, то возможныконфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, егомнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему состороны взрослых и сверстников.

Поэтому подростку необходима помощь взрослого человека,чтобы помочь выявить и преодолеть переживания и внутриличностные конфликты,возникающие в процессе его личностного развития.

Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания частобывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их.Изобразительная деятельность может являться альтернативным языком,более точным и выразительным, чем слова, это инструмент для исследованиябессознательного человека. Потребности, чувства, переполняющие подростка,выплескиваются в воображаемой ситуации. Невозможные в реальной жизни желаниялегко исполняются в мире фантазий. Поэтому воображение и фантазия в рядеслучаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутреннийконфликт.

 

 

Общая характеристика программы

 

Главное преимущество занятий по арт-терапии в том, чтокаждый ребенок в группе сможет свободно выразить свою позицию, мнение втворческой форме. В процессе работы ребенок творчески самовыражается, развиваетсвои художественные способности в целом, повышает свои адаптационныеспособности за счет раскрытия внутренних ресурсов.

Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильнымэмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, способствуетповышению самооценки подростка. Арт-терапия имеет инсайт-ориентированныйхарактер и направлена на изменение мироощущения человека и системы егоотношений (включая окружающий мир и самого себя), достижение им лучшегопонимания своих переживаний либо такое изменение их качества,которое делает человека более аутентичным, творческим, счастливым.          Арт – терапию частоназывают исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучаетвыражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.

 

 

Цель программы: Развитие коммуникативных навыков, улучшениепоказателей групповой сплоченности, коррекция качеств личности (конфликтность)у подростков спомощью методов арт-терапии, т. е. формировать компетенции в сфере межличностныхотношений: уважение к сверстникам, тактичность, вежливость, эмоциональная стабильность,групповая сплоченность, групповое сотрудничество.

 

Задачи:

·       расширятьэмоциональный опыт

·       обучатьновым приёмам рисования и развивать умение экспериментировать;

·       стабилизацияэмоционального состояния детей

·       снижатьэмоциональное и мышечное напряжение, совершенствовать

·       коммуникативныенавыки и творческие способности;

·       воспитыватьмежличностное доверие и групповое сотрудничество;

·       повышениеадекватности коммуникативных проявлений.

Формыи методы работы:

 

1.  Изотерапия — воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием,лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

2.  Маскотерапия- воздействие через эмоциональное проживание при использованиимаски;

3.  Коллаж — воздействие посредством создание общей работы.

4.  Игровая терапия — воздействие с использованием игры.

 

Общеечисло занятий: 10,один раз в неделю.

Продолжительностьзанятия: 1,5–2часа.

Количестводетей в группе: 7-10человек.

Занятияпроводятся после диагностического исследования

Формыорганизации деятельности

·       беседа;

·       творческоезанятие;

·       игра;

Основнаяформа работы – практическое занятие, результатом которого будет творческийпродукт ребенка.

 

Методыи приемы обучения

 

В процессе организации занятий используются следующие методыработы:

·       упражнение– организованное повторение какого-либо планомерного действия для погружения варт-терапевтическое занятие и его завершения;

·       словесныйметод, который включает в себя лекции, объяснительные и обобщающие беседы,коллективные обсуждения, диспуты и т. п;

·       наглядно-демонстрационннныйметод, подразумевающий использование различных аудио-видеосредств,способствующих более эффективному усвоению теоретического материала;

·       практическийметод, предполагающий использование различных форм самостоятельной работы -групповые практикумы, сюжетно-ролевые игры, тренинги, упражнения, творческиезадания, творческие показы и т. п.

 

Назанятиях используются следующие приемы:

·       творческиезадания;

·       ассоциации;

·       коллективнаяработа.

 

Ожидаемыерезультаты:

·       Повышениетаких параметров групповой сплоченности: взаимопомощь, уважение к личностидругого, улучшению социально-психологического климата в классе.

·       Приобретениинавыков межличностного и группового общения;

·       Созданиеустойчиво позитивных межличностных связей на уровне ученик -ученик и ученик –группа.

 

 Придиагностике уровня групповой сплоченности у подростков можно использоватьследующие диагностические методики:

Определение индекса групповой сплоченности Сишора. (Приложение 1)

Методикавыявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой. (Приложение 2)

Оценкаотношений подростка с классом (Приложение 3)

Для проведения занятий нужны различные материалы:карандаши, фломастеры, краски, кисти разных размеров, палитра, баночки с водой,губка, бумага различных цветов, оттенков, формата, плотности и текстуры,картон, фольга, клей, скотч, ножницы, нитки, веревки. Для коллажей понадобятсястарые журналы, репродукции, фотографии. Диски с музыкой.

 

 Психологическийкомментарий: данная программа не имеет жесткой структуры. Иногда ходтренинга требует изменения последовательности упражнений, исключения некоторыхиз них, а также добавления новых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план занятий

 

 

Тема

Цели, задачи, назначения арт-занятия

Наименование форм работы, упражнения

Количество часов

1 Знакомство.

– Создание условий для включения личности в процесс самораскрытия; знакомство со спецификой работы в группе, со структурой занятий, установление принципов работы в группе, знакомство с каждым членом в группе.

– Побуждение личности к раскрытию на общение, раскрепощение, развитию творческого воображения.

— Позволяет осознать самих себя членом группы, почувствовать взаимодействие со своими сверстниками.

Информация о тренинге знакомство со структурой занятий.

Знакомство.

Выработка правил группы.

Упражнение “Каракули”

“Метафорический Автопортрет”.

Рефлексия.

2

2 «Рисуем деревья»

Это занятие позволяет развить чувство причастности к коллективу, групповую сплоченность, доброжелательные взаимоотношения, сочувствие, сопереживание. Сочетание изобразительного творчества и музыки побуждает к самораскрытию, исследованию своего эмоционального состояния, переживаний, личных проблем.

Свободное рисование на листе бумаги.

Техника “Рисуем деревья”.

Рефлексия.

2

3 “ Следуй за лидером”

Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу.

Упражнение “Интервью”.

Техника “Следуй за лидером”

Рефлексия.

2

 

4 «Дружба»

 

Создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.

Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций.

 Обучению ознавания в себе как личности таких качеств, как способность к дружбе, осознавание положительных сторон своей личности.

 

Упражнения для настроя «Пожмите друг другу руки!»

Техника «Дружба»

Рефлексия

2

 5 «Рисование на влажной бумаге в подгруппах»

 

Отработка навыков невербальной коммуникации, эмоциональный подход к заданной теме, развитие креативности, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии, повышение самооценки.

Упражнения для настроя. «Передай жест»

 «Рисование на влажной бумаге в подгруппах»

Рефлексия

1,5

 6 «Рисуем круги»

 

Ролевое развитие и трансформация, расширение способов коммуникации, идентификация с различными ролями и ситуациями, ритуальный характер действий членов группы.

Упражнения для настроя «Рисунок по кругу». 

Техника «Рисуем круги»

Рефлексия.

2

7 “Рисуем маски…”

Создание условий для включения личности в процесс самопознания, осознания участниками своего реального и идеального Я, отношения к себе, своих сильных и слабых сторон, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии, повышение самооценки.

Визуализация.

Техника “Рисуем маски…”

Рефлексия.

2

 

8. Арт-занятие «Опиши и нарисуй»

 

 

Создание благоприятных условий для позитивного взаимодействия между учениками,

Упражнения для настроя

Техника “ Опиши и нарисуй

Рефлексия.

 

1,5

9. Занятие «Совместный коллаж»

 

 

 

— Тренировка в необычном способе передачи обратной связи умения не бояться высказать своё мнение своим сверстникам.

развитие умения работать по правилам, навыков конструктивного взаимодействия, умения понимать собеседника, совместно работать и договариваться для достижения единого результата.

 

 

Упражнения для настроя «Пожелание»

Техника «Совместный коллаж»

Рефлексия.

 

2

10. Занятие «Коллективный арт-проект»

-развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам- активизация воображения и взаимодействия между участниками группы, формирование сплоченности.

 

— развитие способности конструктивного взаимодействия.

активизация воображения и взаимодействия между участниками группы, формирование сплоченности.

 

Упражнения для настроя «Парное рисование»

Техника «Коллективный арт-проект»

Рефлексия.

 

 

2

Итого:

18,5 часов

 

 

 

Общиерекомендации при проведении тренинга по арт-тарапии (Лебедева Л.Д):

Оптимальноечисло участников арт-терапевтической группы от 3 до 15 человек. Пространстводля занятий включает круг из стульев, рабочие места (парту и стул) для индивидуальноготворчества, а также свободную от мебели часть класса, в которойможно легко перемещаться.
Участники имеют равные права и равную ответственность за происходящее.

 

 

Структура занятий.

Первыйэтап.Настрой.

Началозанятия – это настрой на творчество. Задача этого этапа — подготовка участниковк спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Здесьиспользуются игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложныеизобразительные приемы. Например, различные варианты техники “каракули”(“каракули Винникотта”, “каракули тела”, “каляки”), техника “закрытых глаз”,“автографы”, “эстафета линий”. При выполнении этих упражнений происходитснижение контроля со стороны сознания и наступает релаксация.

Второйэтап.Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.

Музыка как терапевтическое средство, по мнению многихотечественных и зарубежных ученых (С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, К.Швабе и др.), влияет на настроение человека, улучшает его самочувствие,стимулирует его волю к выздоровлению, помогает ему активно участвовать влечебном процессе.

Длязанятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста, которые не вызываютпротеста у участников. Громкость звучания также устанавливается с общегосогласия. Заметим, что необходимо изменить или выключить музыку, если этогожелает хотя бы один из присутствующих.

Можносочетать арт- и танцевально-двигательную терапию.

Третийэтап.Индивидуальная изобразительная работа.

Этот этап предполагает индивидуальное творчество дляисследования собственных проблем и переживаний. Принято считать, что все видыподсознательных процессов, в том числе страхи, сновидения, внутренниеконфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в изобразительной продукциипри спонтанном творчестве.
Участники занятий, как правило, различаются степенью готовности к экспрессии, кконтакту с
 психологом, к открытости в вербализациисвоих переживаний. Некоторые дети и взрослые пытаются создавать реалистичные,красивые рисунки. Поэтому необходимо объяснить участникам занятия, что ихработы не будут оцениваться. Важен процесс спонтанного творчества,эмоциональное состояние “рисовальщика”, его внутренний мир, поиск адекватныхсредств самовыражения.
Данный этап занятия располагает к косвенной диагностике. Так, некоторыедополнительные сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков всоответствии с устоявшимися критериями известных проективных методик. Однакоследует избегать прямолинейных аналогий и поспешных выводов. 

Четвертыйэтап.Активизация вербальной и невербальной коммуникации.

Главной задачей этого этапа является создание условий длявнутригрупповой коммуникации. Каждому участнику предлагается показать своюработу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли унего в процессе изобразительной деятельности. Степень открытости и откровенности самопрезентациизависит от уровня доверия к группе, к психологу, от личных особенностей ребенка. Если онпо каким-то причинам отказывается от высказываний, не следует настаивать.
По рассказу участника можно понять, кого он осуждает, кому сочувствует, кемвосхищается. Поэтому нетрудно составить представление о нем самом, егоценностях и интересах, отношениях с окружающими.

 

Пятыйэтап.Рефлексивный анализ

Заключительныйэтап предполагает рефлексивный анализ в безопасной обстановке. Здесь обычноприсутствуют элементы спонтанной “взаимотерапии” в виде доброжелательныхвысказываний, положительного программирования, поддержки. Атмосфераэмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому участнику арт-терапиипережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. Участники приобретаютположительный опыт общения со свкрстниками, у них закрепляются межличностныесвязи, постепенно корректируется эмоциональный климат в классе. Взавершение необходимо подчеркнуть успех всех и каждого.

 

Правила арт-терапии.

В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды,указания, требования, принуждение.

Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческойдеятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.

Ребенок может отказаться от выполнения некоторых заданий,открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения.(“Включенность” детей в групповую коммуникацию во многом определяетсяпедагогической этикой и мастерством психолога.)

Ребенок имеет право просто наблюдать за деятельностьюостальных участников или заниматься чем-либо по желанию, если это непротиворечит социальным и групповым нормам.

В арт-терапии принят запрет на сравнительные иоценивающие суждения, отметки, критику, наказания!

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участникуоставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения сболее успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своейприроде. При этом гуманистический подход не декларируется, а реальновоплощается на практике.

Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельностьдетей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаютсяотношения эмпатии, взаимного доверия и принятия.

 

 

 

 

 

 

Приложение5

 

Содержание, цели и задачи каждогозанятия

 

1.      Занятие«Знакомство»

Ритуалприветствия (3-5минут):

Ведущийпредлагает участникам выбрать ритуал приветствия, который будетиспользоваться на каждом занятии. Ребята могут предлагать свои варианты.Выбирается понравившийся всем ритуал. (Например, рассказ о приятном событии напрошедшей неделе)

Правилагруппы (3-5 мин).

Ведущий объясняет необходимость правил в группе:«Именно тогда мы группа, когда у нас есть свои «правила», по которым мы живем иработаем». После каждого правила ведется его обсуждение в группе.

1.Доверительный стиль общения. Обращение на ты ко всем, включаяведущих. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимоот возраста, социального положения, жизненного опыта и т. д.

2.«Здесь и теперь». Во время занятий все говорят только о том, что волнует ихименно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

3.Говорим только от себя и о себе. («Я считаю…», «Я думаю…», а не «Некоторыеговорят…», «Мои друзья считают…»).

4. Искренностьв общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем поповоду происходящего, т. е. только правду. Если нет желания высказатьсяискренне и откровенно, лучше промолчать.

5.Секретность (конфиденциальность). Все, что происходит во время занятий, невыносится за пределы этой комнаты. Благодаря соблюдению этого правила, можно небояться, что обсуждаемые на занятии проблемы могут стать общеизвестными. Мыдоверяем друг другу и группе в целом.

6.Оцениваем не личность, а ее действия. При обсуждении происходящего в группеследует оценивать не участников, а только их действия (высказывания). Нельзяиспользовать высказывания типа: «Ты болтун», следует говорить: «Ты говоришьмного и неконкретно» и т. д.

7.Когда один говорит, остальные молча слушают.

 

Упражнение «Самопрезентация»

Цель: знакомство участников, ослабление излишнего сознательногоконтроля, настрой на совместную работу.

Инвентарь:карандаши, фломастеры, листы формата А4.

Времяработы: 10-15 минут.

Ходупражнения:

Участникамраздаются листы А4 и карандаши, фломастеры для оформления «визиток». Необходимопредъявить свою «визитку», рассказать коротко о себе, о своих ожиданиях и опасениях,связанных с тренингом.

Каждыйучастник группы оформляет карточку-визитку, где указывает свое имя.Предоставляется полная свобода выбора. Имя может быть настоящим, уменьшительно-ласкательным,можно взять имя своего друга или героя фильма, книги. Имя должно быть написанодостаточно крупно. После подготовки визиток происходит их представление.

Важно: датьпонять ребятам, что именно так их здесь будут называть. Первые несколькозанятий все должны быть с визитками. Визитки теряют свою необходимость, когдавсе запомнили имена друг друга.

 

Арт-терапевтическоеупражнение «Каракули»

 

Цель: снятиенапряжения, запуск внутригруппового взаимодействия.

Инвентарь:бумага формата А3, восковые мелки или масляная пастель.

Времяработы: 15-20 минут.

Ходупражнения:

Ведущийпредлагает участникам группы взяв бумагу и мелок любого цвета, закрытьглаза и в течение нескольких минут (ведущий может задать определенное время,например, 1-2 минуты) хаотично, стремясь не контролировать движения рукисознанием, водить мелком по бумаге. В нужный момент ведущий просит участниковоткрыть глаза и, рассматривая полученные каракули, постараться найти в нихкакой-либо образ или несколько образов. Затем участники могут прорисовать этиобразы, добавляя каракулям новые детали или усиливая уже имеющиеся в каракуляхэлементы. При этом они могут пользоваться мелками любого цвета.

           После завершения изобразительной работы происходит представление рисунков вкруге с краткими авторскими комментариями (кто, что увидел и почувствовал).Участники могут при этом говорить о том, какие чувства и ассоциации вызывают уних рисунки друг друга.

           Ведущий может кратко прокомментировать процесс и результаты работы. 

 

Арт-терапевтическоеупражнение «Метафорический автопортрет»

 

Цель: исследование себя и поиск собственных ресурсов.

Инвентарь: карандаши, краски, листы бумаги формата А5, релаксационная музыка.

Время работы: 25 — 30 мин.

Ход упражнения: Каждому участнику раздается бумага формата А4,  накаждом из которых следует нарисовать свой автопортрет в образе любимого героя ,любого персонажа или даже предмета, с которым участник себя ассоциирует.

В конце проходит презентация своих рисунков, где участникирассказывают по желанию о том герое или предмете, который они нарисовали,описывая положительные или же отрицательные черты, присущие ему. Анализируя,чем они похожи на него и почему именного его они выбрали.

Резюме ведущего: только разобравшись в себе, мы сможемпонимать других. Изменить других людей сложнее, легче начать с себя.

Заполнениеарт-дневников, рефлексия

Цель: развитие самоанализа, приучение к систематическомуанализу проведенного времени.

Инвентарь:бланки арт-дневников (приложение 4), ручки, карандаши, фломастеры, мелки.

Времяработы:15-20 мин.

Ходупражнения: В конце каждого занятия участники заполняют арт-дневники. Назначение дневника: отработка навыков своего поведения; вербализация осознаниясвоего психологического состояния. Ведущий на первых занятиях предлагает участникам начатьвести дневник, в котором им нужно описывать то, что с ними происходило втренинге, свои чувства, переживания, мысли. Каждому раздается бланкиарт-дневников с опорными вопросами (можно свои чувства, ощущения, переживаниянарисовать):

1. Что я чувствовал (а)?

2. Что было открытием для меня?

3. Я понял (а), что я…

4. Я был (а) удивлен (а), обнаружив…

5. Я испытал (а) сильную агрессию (раздражение), когда…

6. Мне было уютно при…

7. Мне было некомфортно, когда….

 

Надо попытаться убедить ребят в полезности ведения дневниковыхзаписей, а также в том, что для них будет интересным в конце тренингапроследить по записям произошедшие перемены в видении себя, других членовгруппы, возникающих ситуаций. После заполнения каждый участник делится своимивпечатлениями от занятия.

Ритуалпрощания (3-5минут). Участникипредлагают ритуал прощания, который будет использоваться на каждом занятии.Выбирается понравившийся всем ритуал. (Например, становимся в круг, беремся заруки и дружно говорим «До-сви-да-ни-я»).

 

 

 

2. Занятие «Рисуем деревья»

Ритуалприветствия (3-5минут):

1этап: Настрой («разогрев»)

Цель:Активизациявизуальных, звуковых, кинестетических ощущений

Времяработы: 10-15 мин.

Ходупражнения:

Пространствоарт-терапевтического взаимодействия следует организовать так, чтобы в помещенииобразовалось три условных круга: свободная от мебели территория, на которойможно двигаться, танцевать; круг из стульев (по числу присутствующих назанятии); расположенные по кругу столы для работы.

Участникампредлагают занять удобное положение (встать, присесть, сесть на пол, если естьсоответствующие условия, – по желанию). Ведущий дает такие инструкции:«Закройте глаза. Представьте цвет, звук, мелодию, движения, с помощью которыхможно было бы выразить ваше состояние „здесь и сейчас“. Встаньте в общий круг.Попробуйте описать словами и показать ваши ощущения».

Вначалеучастникам дается инструкция к следующему этапу (индивидуальной работы собразами), чтобы не нарушить эмоциональное состояние, которое возникнет укаждого после вхождения в образ дерева в лесу: «Сейчас мы будем представлятьсебя деревьями. Когда музыка закончится, запомните свои ощущения, выберите себелюбые карандаши и краски и нарисуйте представленные вами образы одного илинескольких деревьев и возникшие ассоциации. Придумайте рисунку название иисторию, которую ваше дерево хотело бы рассказать другим деревьям».

Звучитмедленная, мелодичная музыкальная композиция без слов.

«Атеперь закройте глаза и постарайтесь увидеть лес. Представьте себя в образедерева.

Найдитеему место среди других деревьев. Выберите в аудитории подходящее место, гдедереву удобно качать ветвями, расти вверх и даже танцевать. Покажитедвижениями, танцем, как оно себя чувствует. Одинокое дерево открыто всемветрам. Летом его обжигает солнце, зимой остужает мороз. Даже зверю трудноспрятаться под одиноким деревом. Хорошо, когда рядом есть добрые и надежныедрузья. Подойдите друг к другу так близко, как вам этого хочется. Пусть вашидеревья образуют несколько рощиц. Бережно соприкоснитесь пальчиками-листочками».

(Этодает ведущему возможность обратить внимание на особенности внутригрупповыхвзаимоотношений.)

«Попробуемвсе вместе создать образ очень сильного, могучего дерева. Встаньте рядом друг сдругом, в круг. Какой огромный, надежный ствол получился у дерева! И ветвитянутся вверх, переплетаясь между собой. В такой кроне тепло и уютно белкам,птицам. А само дерево ничего не страшится: ни бури, ни грозы, ни одиночества».

(Ведущемуважно заметить, в каком из предложенных образов участник занятия чувствует себякомфортнее и увереннее.)

 

Индивидуальнаяработа.

Цель:Это занятие позволяет развить чувство причастности к коллективу, групповуюсплоченность, доброжелательные взаимоотношения, сочувствие, сопереживание.Сочетание изобразительного творчества и музыки побуждает к самораскрытию,исследованию своего эмоционального состояния, переживаний, личных проблем.

Материалы:масляная пастель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, краски, гуашь,бумага формата А 4, большой лист ватмана (лучше в форме круга или эллипса);аудиозаписи музыкальных композиций и проигрыватель.

2этап: Индивидуальная работа.

 

 Каждыйучастник занимает место за рабочим столом и рисует возникшие у него образы иассоциации, обдумывает их и сочиняет историю своего дерева.

 

3этап: Вербализация.

 

Участникипересаживаются в круг, составленный из стульев, кладут на пол внутри круга своиработы так, чтобы всем было удобно их рассмотреть. Затем каждый рассказывает освоем рисунке. Степень открытости зависит от самого «художника». Если он покакой-то причине молчит, можно попытаться деликатно его расспросить, например,о чувствах, надеждах, мечтах, желаниях дерева-образа, но не следует настаиватьна этом.

Чтобыпрояснить детали рисунка или рассказа, ведущий и другие члены группы могутдополнительно задавать косвенные вопросы:

1.Где твоему дереву хотелось бы расти: на опушке или среди других деревьев?

2.Есть ли у него друзья и враги?

3.Боится ли чего-нибудь это дерево?

4.Грозят ли ему какие-либо опасности?

5. Очем мечтает это дерево?

6. Какоенастроение у твоего дерева?

7.Это дерево скорее счастливо или несчастно?

8.Если бы вместо дерева был нарисован человек, то кто бы это был?

9. Зачто его любят люди?

10.Что снится дереву?

11.Какой подарок его мог бы обрадовать?

12.Чем можно помочь дереву, если оно болеет?

Представленная информация была полезной?
ДА
58.18%
НЕТ
41.82%
Проголосовало: 899

Большинствоучастниц с удовольствием рассказывают про дерево, сообщая при этом важныесведения о себе, своих переживаниях, сомнениях, проблемах.

Далееучастникам предлагается сохранить образ дерева, отделить его от фона:

«Аккуратнооторвите по контуру изображения дерева внешнюю, лишнюю часть рисунка. Этоследует делать пальцами, ножницами пользоваться нельзя».

Коллективнаяработа. «Представьте, что большой лист ватмана на полу – это поляна, накоторой вырастут ваши деревья. Каждый вправе решать, где удобнее разместитьрисунок: в лесу среди других деревьев, в маленькой рощице или в стороне отдругих деревьев. Выберите подходящее место и расположите деревья на плоскостилиста. При желании измените первоначальное положение вашего рисунка».

Наэтом этапе особенно значимо состояние уверенности, ощущение принятия изащищенности. Рисунки можно перемещать многократно.

 

4.Заключительный этап:

Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуалпрощания (3-5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Занятие «Следуй за лидером»

 

Ритуалприветствия (2-3минуты)

 

1этап: Настрой («разогрев»)

 

Упражнение«Интервью»

Цель: проанализироватьособенности участников группы через интервьюирование ими друг друга.

Времяработы:15-20 мин.

Инвентарь:флипчарт или доска,мел.

Ходупражнения: Участники разбиваются на пары и втечение 10 минут проводят взаимное интервью, после которого представляют группесвоего партнера. Основные во­просы для интервью должны быть заранее написаны нафлипчарте.

 

2этап: Индивидуальная работа.

 

«Следуйза лидером

 

Задачи:Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу.

 

Материалылистыплотной бумаги формата А3, акварель, кисти, цветные мелки, карандаши.

 

Ребенокрисует картинку, линия за линией. После каждой линии

отводитсявремя на то, чтобы остальные члены группы ее срисовали. Только

ведущийребенок знает, каким будет конечный рисунок. Также очень весело

сравниватьконечные результаты разных людей и смотреть, насколько они

получилисьпохожими на оригинал.

 

3этап: Вербализация.

 

Участникиобмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном    опыте,чувствах, эмоциях.

 4.Заключительный этап:

Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуалпрощания (3-5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

4. Арт-занятие «Дружба»

 

Ритуалприветствия (2-3минуты)

 

1этап: Настрой («разогрев»)

 

Упражнение«Пожмите друг другу руки!»

 

Цель: созданиедоверительной атмосферы, сплочение группы.

Время: 5-7мин.

Ходупражнения: Участникам предлагается выходить в круг и пожимать друг другуруки, если они сочтут, что называемые ведущим характеристики имеют к нимотношение. Каждая фраза начинается со слов: «В круг выходят те, кто…

 —играет на каком-нибудь инструменте;

 —родился в другом городе;

 —умеет петь (танцевать, играть в футбол, кататься на коньках, плавать);

 —бывал когда-нибудь цирке;

 —любит жареные пирожки (соленые огурцы, моченые яблоки);

 —имеет брата (сестру, собаку, кошку, хомяка, попугая);

 —считает себя «совой» («жаворонком»);

 —любит математику (биологию, физкультуру)»…

 Можноперемешать шутливые характеристики серьезными.

Обсуждение:

 —Как вы себя чувствовали во время игры?

 —Узнали ли вы для себя что-то новое?

 —Всегда ли хотелось выйти, когда звучала подходящая характеристика?

 —Ожидали ли вы с нетерпением, когда появится возможность выйти в круг?

 

2этап: Индивидуальная работа.

 

Техника«Дружба»

 

Задачи:

Созданиев группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, взаимопомощи,эмоциональной поддержки.

Побуждениекаждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлениюотношений и эмоциональных реакций.

 Обучениюсознавания в себе как личности таких качеств, как способность к дружбе,осознавание положительных сторон своей личности.

Материалы: Половиналиста ватмана каждому участнику. Акварельные краски или гуашь, кисти.Фломастеры. Баночки для воды.

 Инструкция1:

Визуализация.«Закрой глаза и представь себя в качестве друга.

Мывсе можем быть хорошими друзьями людям, которые нам

небезразличны, по крайней мере, некоторое время. Какой ты друг?

Представь,что ты дружишь сам с собой. С какими проблемами ты помог бы себе справиться?Чем с тобой было бы интересно заниматься?

Чембы ты мог помочь? Чем ты можешь поделится с собой как с другом?»

Обсуждение1: Поделитесь впечатлениями.

Комментариидля психолога:

Приобсуждении психолог может обратить внимание на то, что «беззвучные» места – этоте части тела, которые мы плохо сознаем. Но иногда человек просто не умеетслышать звуки. У него все тело «молчит». Такому участнику можно порекомендоватьпотренироваться дома. Обычно после нескольких тренировок тело начинает«звучать».

Вообще,молчащие участки – это яркий диагностический признак, требующийпсихотерапевтической работы с мышечными зажимами, с запретами и страхами. Но натренинге мы, конечно, не интерпретируем «глухоту». В крайнем случае, если этовызывает беспокойство самого участника, наедине, после тренинга, мы можемпорекомендовать психолога, знакомого с телесно-ориентированной психотерапией.

Инструкция2: 

Рисунок.«Я хороший друг, потому что…». Каждый может представить свои качества какдруга как угодно, например, как комикс, собрание рисунков, картинок-настроений.

3этап: Вербализация.

 Участникиобмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном опыте, чувствах, эмоциях.«Покажите, что у вас получилось. Какие участки вам не нравятся? Почему? Где вывидите диссонанс? В чем он выражается? Какие участки тела вам нравятся?Расскажите, что по вашему мнению означают цвета, которые вы взяли для каждойчасти?»

Присоздании рисунка можно включить фоновую музыку. Она должна носить нейтральныйхарактер. Лучше всего если это будет трансовая музыка (не путать срелаксационной). Такая музыка больше напоминает некое приятное сочетаниезвуков, а не мелодию. Каждый слышит ее в соответствии со своим состоянием.

Рисункиучастников- очень хорошая диагностика для психологов. Но участникам не следуетозвучивать свои наблюдения. Если есть время и вам кажется необходимым, можетестимулировать выражение чувств.

4.Заключительный этап:

Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуалпрощания (3-5 мин.)

 

5.  Арт-занятие «Рисование на влажной бумаге вподгруппах»

Ритуалприветствия (2-3минуты)

 

1этап: Настрой («разогрев»)

 

Упражнение«Передай жест»

 

Задачи:снятие напряжения, физическое раскрепощение, стимулирование спонтанности,активизация внутригруппового взаимодействия. Развитие взаимного доверия исплоченности.

Участникигруппы становятся в круг и по очереди совершают различные выразительные движения.Вся группа повторяет за каждым участником его жесты.

 

2Этап: Индивидуальная работа.

«Рисованиена влажной бумаге в подгруппах»

Задачи:активизация воображения и взаимодействия между участниками группы, формированиесплоченности. Исследование сходства и различий в индивидуальных и групповыхэкспрессивных проявлениях. Осознание участниками группы своих психологическихособенностей.

Материалы:белая бумага формата А0, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельныекраски, кисти.

Участникиобразуют подгруппы (желательно, чтобы состав подгрупп на этом занятии отличалсяот состава подгрупп на предыдущем занятии с тем, чтобы стимулировать прямыеконтакты участников с более широким кругом лиц), в каждой из которых может бытьот трех до пяти человек. Ведущий сообщает группе о том, что сначалапредполагается работа с краской на общем листе бумаги без создания какого-либозаконченного образа, просто «игра» с цветом, после чего участники должнысовместно создать из получившихся пятен какой-либо образ. После этого участникикаждой подгруппы берут лист  ватмана и смачивают его водой. Затем по очередиили одновременно они начинают рисовать на нем линии или пятна, пользуясьгуашевыми или акварельными красками. При этом выбор цвета каждым участникомопределяется тем, насколько он ему приятен или интересен. Индивидуальныетерритории для каждого участника на общем листе ватмана не обозначаются, такчто каждый имеет возможность, договариваясь или не договариваясь с другими,рисовать, где захочет. Ведущий должен наблюдать за тем, как участники подгруппвзаимодействуют на этом этапе и, в случае необходимости, во время обсуждения вкруге акцентировать внимание на выражении: чувств, связанных с работой на общемпространстве и нарушением неформальных границ участников. Он также следит засоблюдением групповых норм, в частности, нормы недопущения физического насилия.По мере того, как пространство листа ватмана постепенно заполняется цветнымилиниями и пятнами, они могут сливаться друг с другом, а краски — смешиваться.Цветовое «поле» может вызывать у участников разные чувства и ассоциации,которыми они делятся друг с другом. Благодаря этому подгруппа договаривается отрансформации пятен в более или менее оформленные образы. Для этого, кромекрасок, они могут воспользоваться и другими изобразительными средствами(фломастерами, мелками и т. д.) и техниками (например, коллажем). Послесоздания работ в качестве дополнительного элемента творческого взаимодействияучастникам можно предложить совместно сочинить на основе рисунка художественно-поэтическийтекст (сказку, историю, «белый» стих и т. д.) либо подготовить и затемпредставить другим подгруппам пантомиму или танец, передающие чувства и образы,навеянные рисунком.

3этап: Вербализации

 Участникиобмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном    опыте,чувствах, эмоциях.

4.Заключительный этап:

Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуалпрощания (3-5 мин.)

 

 

 

6. Арт-занятие «Рисуем круги»

Ритуалприветствия (2-3минуты)

1Этап: Настрой («разогрев») 

 

Упражнение«Рисунок по кругу». 

Арт-терапевтическоепространство организуется следующим образом: два больших стола (можно составитьученические парты), вокруг которых расставлены стулья, и стол психолога.

 

Каждаягруппа получает по одному листу бумаги (А4); первый участник рисует на листенезатейливую картинку или просто цветные пятна и передает эстафету следующемуучастнику, который продолжает рисунок. В итоге каждый рисунок возвращается кпервому автору.

Послевыполнения упражнения обсуждается первоначальный замысел, участникирассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене:создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группео коллективной работе в «чужом пространстве».

Этоупражнение может выявить сильные противоречия в группе, вызвать агрессивныечувства, обиду. Поэтому арт-терапевт должен предупредить участников о бережномотношении к работам друг друга.

 

2этап: Индивидуальная работа.

 

«Рисуемкруги»

Цель:Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу.

 

Оноспособствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностныеособенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, егоположение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, ихдинамику, способствует формированию групповой сплоченности.

Материалы:листы бумаги формата А4; два рулона – по одному на каждый стол – обоев илиплотной оберточной бумаги длиной около двух метров каждый, без соединительныхшвов; достаточное количество разнообразных изобразительных материалов:карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти,баночки с водой, ластик, скотч. (Каждый участник сам выбирает изобразительныесредства.)

 

Инструкцииведущего: «Займите место за одним из столов.

Прижелании вы можете пересесть на другое место, свободно передвигаться вокругстола и рисовать на любой части бумаги.

Нарисуйтена большом полотне кружок такого размера и цвета, какой вам хочется.

Нарисуйтерядом с ним еще один-два круга, любого размера и цвета. Отойдите от стола ипосмотрите на полученные изображения со стороны.

Есливы не удовлетворены результатами работы и хотели бы изменить (уточнить,подправить) вид, цвет, положение своих кругов на бумаге, можно сделать еще одинили несколько рисунков.

Обведитенарисованные вами группы кругов контурами. Соедините линиями свои круги с темикругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что вы прокладываетедороги.

Заполнитепространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами –придайте им индивидуальность».

Коллективнаяработа. Инструкции ведущего: «Походите вокруг листа-картины, внимательнорассмотрите рисунки. Если вам хочется дорисовать что-нибудь в кругах другихучастников, попробуйте с ними об этом договориться.

Ссогласия авторов вы можете написать добрые слова и пожелания около рисунков,которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других!

Заполнитеоставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и т. д.Перед этим договоритесь с другими участниками о содержании и способах созданияфона коллективного рисунка».

3 Этап:Вербализации

Группыприкрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делитсявпечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказываето замысле, сюжете, чувствах, при желании зачитывает вслух то, что ему написалидругие участники.

 

4.Заключительный этап:

Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуалпрощания (3-5 мин.)

 

 

7. Арт-занятие «Рисуем маски…»

 

Ритуалприветствия (2-3минуты)

1этап: Настрой («разогрев») 

Используетсяприем визуализации: 

Цель:создать условия для совместного и в тоже время индивидуального существования.

Участникисадятся в круг. Предлагается сесть удобно и закрыть глаза. Психолог: «Закройтеглаза. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Воздух свеж и приятен. Вамдышится легко и свободно. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждымвздохом вы все сильнее расслабляетесь. А теперь представьте себя на Маскараде.Представьте, как будто ваша душа покидает ваше тело, вы смотрите на себя состороны. Что вы видите, чувствуете? А теперь вернитесь обратно в ваше тело,посмотрите на себя изнутри. Что вы есть на самом деле? Почувствуйте своенастроение, что хочется делать? Не открывая глаз, еще раз осмотритесь.Зафиксируйте свои ощущения и на счет «три» откройте глаза».

Открывглаза, участникам объясняется задание.

2 этап: Индивидуальная работа.

«Рисуеммаски…»

Цель-создание условий для включения личности в процесс самопознания, осознанияучастниками своего реального и идеального я, отношения к себе, своих сильных ислабых сторон, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыковрефлексии, повышение самооценки.

Предполагаемыйпсихологический результат:

Способствоватьрасширению представлений о себе, как личности, формированию адекватнойсамооценки, расширению представлений в сфере взаимоотношений подросток-взрослыйи саморазвитию.

Материалылистыплотной бумаги формата А3, акварель, кисти, цветные мелки, карандаши, клей,цветная бумага, цветные нитки, кисти, различные журналы с картинками, цветнаяфольга, ножницы, зеркало.

Далеепсихолог предлагает каждому подростку самому сделать маску, главное, чтобымаска отражала его внутренний мир, несла некоторое содержание охозяине. Предлагается создать маску Персоны (проявление того, что мыпредъявляем миру; это характер, который мы считаем приемлемым)или Тени (еесодержание включает себя желания, воспоминания, опыты, которые отсекаютсячеловеком как несовместимые с идеалами). Предлагается подумать и решить, какуюмаску – своей Персоны или Тени – они будут делать, каким им представляется этотобраз. Если кто-то из участников хочет изготовит обе маски – это невозбраняется.

Покаучастники работают над своими масками, подготавливается следующий этап– примерку масок. Для этого необходим еще один участник процесса –зеркало. Важно поставить его таким образом, чтобы каждый мог к нему подойти иувидеть себя.

Приглашаетсякаждый участник, надев маску, подойти к зеркалу (в любом порядке, по мереготовности). Каждый у зеркала проводит столько времени, сколько ему необходимо.Следующий подросток подходит к зеркалу только тогда, когда оно свободно.

3 Этап:Вербализации

Участникиобмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном    опыте,чувствах, эмоциях. Делятся, какую маску создавали, почему был сделан именнотакой выбор. Какие эмоции человек испытал, надев маску, глядя на себя взеркало? Подросткам предлагается по кругу высказаться о положительных сторонах,качествах масок партнеров.

4.Заключительный этап:

Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуалпрощания (3-5 мин.)

 

 

8. Арт-занятие «Опиши и нарисуй»

 

Ритуалприветствия (2-3минуты)

1этап: Настрой («разогрев») 

 

Каждомуучастнику предлагается занять место за столом, приготовит бумагу, карандаши,краски и другие материалы, необходимые для рисования.

Возьмитекарандаш (краски, пастельные мелки), закройте глаза и попробуйте рисовать налисте бумаги любые линии, геометрические фигуры, знаки. Не ограничивайтедвижения руки. Можно просто «калякать».

Рассмотритесвой рисунок. Если хочется дорисовать или объяснить словами, сделайте это.

Возьмитедругой лист бумаги, карандаши другого цвета, который в данный моментсоответствует вашему настроению, и снова нарисуйте «каракули», только теперь соткрытыми глазами. Подойдите к любому из участников группы и предложитедополнить его таким образом, чтобы получить узнаваемое изображение.

 

2этап: Индивидуальная работа.

 

«Опишии нарисуй»

 

Цель: созданиеблагоприятных условий для позитивного взаимодействия между учениками,

Материалылистыбумаги формата А4, цветные мелки, карандаши.

 

Впарах дети по очереди описывают своему партнеру рисунок (линия

за ли н и е й ), нарисованный раньше, но который второй ребенок не видел.

Ивторой ребенок должен воссоздать рисунок при помощи исключительно

вербальныхинструкций. Это весело, развивает навыки говорения, слушания

исотрудничества.

3.Этап вербализации

Участникиобмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном    опыте,чувствах, эмоциях.

4.Заключительный этап:

 Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуалпрощания (3-5 мин.)

 

 

 

9. Занятие «Совместный коллаж»

 

Ритуалприветствия (2-3минуты)

 

1этап: Настрой («разогрев») 

 

Упражнение«Пожелание»

 Цель:тренировка в необычном способе передачи обратной связи умения не боятьсявысказать своё мнение своим сверстникам.

Ходупражнения: Каждый участник получает лист бумаги, на котором он молча рисуетсвое пожелание группе. По сигналу ведущего каждый передает рисунок своемусоседу справа (слева). Участник, получивший рисунок, продолжает его. Упражнениепродолжается до тех пор, пока рисунки не вернутся к своим авторам. Обсуждение.

 

2этап: Индивидуальная работа.

 

Арт-терапевтическоеупражнение «Совместный коллаж».

 

Цель: развитиеумения работать по правилам, навыков конструктивного взаимодействия, уменияпонимать собеседника, совместно работать и договариваться для достиженияединого результата.

Время: 45– 55 мин.

Инвентарь: ватман,фломастеры, цветные карандаши, иллюстрированные журналы, клей, ножницы,релаксационная музыка.

Ходупражнения: Группа делится по парам. Каждой паре раздается по листу бумагии изобразительные материалы. Дается инструкция:

1.    этап. Двоесоздают коллаж на листе на заданную тему (например, «Каникулы»). Разрешаетсяразговаривать, обсуждать совместный рисунок. После завершения работ проводитсяобсуждение: Что помогало вам в работе? Что мешало? Как происходил процессрисования? Как вы договаривались? Кто был ведущим, кто ведомым?

2.    этап. Двоесоздают коллаж на листе на заданную тему (например, «Творчество»).Разговаривать в процессе создания коллажа нельзя. После завершения работпроводится обсуждение: Как происходил процесс на этот раз? Как вы договаривались?Кто был ведущим, кто ведомым? Как назовет коллаж каждый из ее создателей?

3.    этап. Двоесоздают коллаж  на листе на свободную тему. Разговаривать в процессерисования нельзя. После завершения работ проводится обсуждение: Какова былатактика? Как вы понимали друг друга? Кто ведущий, кто ведомый? Дайте названиеваше коллажу. Довольны ли вы результатом?

Обсуждениепо итогам совместной работы: какой этап был наиболее интересным? Что было важнов работе? Где может пригодиться умение чувствовать и понимать другого человека?

 

3.Этап вербализации

 Умениеработать в команде, находить подход к собеседнику даже в сложных ситуациях,добиваться его расположения, налаживать доброжелательные отношения – все этохарактерно для человека, склонного к продуктивному взаимодействию с другимилюдьми, членами коллектива, к налаживанию взаимовыгодного сотрудничества сними.

4.Заключительный этап:

Заполнениеарт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуал прощания (2-3 мин.)

 

 

 

 

10.      Занятие«Коллективный арт-проект» (А.И. Копытин)

 

Ритуалприветствия (2-3минуты)

 

1этап: Настрой («разогрев») 

 

Упражнение«Парное рисование»

Времяпроведения: 10-15мин.

Цели: развитиесаморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитиеспособности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.

Необходимыематериалы: краски,кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага,журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.

Ходработы:группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробкекрасок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобылюбой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться.

Инструкция: «Сейчас мыбудем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листебумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важноеусловие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзяразговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешаетсядополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов,вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».

После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение ивыставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самуюконфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как онидействовали, как договаривались на невербальном уровне что именно будутрисовать и т.д.

Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессепарного рисования.

 

2этап: Индивидуальная работа.

 

Арт – терапевтическое упражнение «Коллективный арт-проект» (А.И.Копытин)

Цель: активизация воображения и взаимодействия междуучастниками группы, формирование сплоченности.

Время: 60 мин.

Инвентарь: листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры,восковые мелки, материалы для коллажа (глянцевые журналы, цветная бумага, картон),пластилин, клей и др.

Ход упражнения: Склеив, несколько листов ватмана друг с другомскотчем или клеем, участники организуют большое пространство. Им предлагаетсясоздать общий коллаж на заданную тему. Участники могут не только рисовать,но и лепить, конструировать формы из бумаги и картона и т.д. Каждый можетрасполагать создаваемые им образы на общем пространстве. Ведущий можетобратиться к группе с вопросом, как участники предпочитают работать –спонтанно, не договариваясь о том, что будет создаваться, либо обсудив заранееплан действий и намерения каждого.

Когда коллаж будет создан, происходит обсуждение процесса ирезультатов работы.

3.Этап вербализации

 Совместная работа — это всегдаинтересно, каждый предлагает свое и рождается одна общая идея, которую каждыйвидит по-разному.

4.Заключительный этап:

Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуалпрощания (3-5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Завершающий этап

На завершающемэтапе с целью выявления воздействия арт-терапевтических упражнений проводитсяконтрольная диагностика:    Определение индекса групповой сплоченностиСишора. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой.Оценка отношений подростка с классом.

 

Напоследнем занятии организуется выставка работ с участием родителей. Каждыйучастник делится своими впечатлениями от занятий. Ведущий дает рекомендации подальнейшему развитию.

 

 

 

Приложение 6.

 

Вариативные задания для разогрева.

 

1..«Будни и выходные»

Двадня недели назначают выходным. А все остальные буднями. Ведущий начинаетперечислять все дни в беспорядке. Задача игроков хлопать в ладоши лишь тогда,когда ведущий называет выходные.

 

2. Хрюкнитете, кто…». Участники сидят на стульях по кругу, один из них водящий произноситфразу: Хрюкните те, кто… (продолжение фразы может быть любым, например,…умеет ездить на велосипеде), следующий водящий произноситследующую фразу, подходящую по смыслу.

Примерныйперечень фраз:

1.      Мяукнитете, кто любит слушать музыку.

2.      Прокукарекайтете, кто хоть раз в жизни не слушался маму

3.      Пожмитесоседу справа руку те, кто хоть раз в жизни дрался

4.      Помахайтерукой те, кто умеет свистеть и т.д.

 

3. Ктоэто?

Ведущийзаготавливает полоски бумаги с именами участников, которые помещаются в шапку,и пускает ее по кругу. Каждый по очереди вытаскивает листок с именем и, неназывая его, описывает данного человека, черты его характера, манеру поведения,личностные особенности и т.д. При этом необходимо избегать описания внешнихданных (рост, вес, цвет волос, глаз), а также оценочных суждений. Остальныеучастники должны угадать, кто это.

 

4. Упражнениедля релаксации «Безопасное место».
Сядьте поудобнее на стул, или лягте, расслабьтесь. Дышите медленно и глубоко.Закройте глаза. Пофантазируйте, представьте место, в котором вы чувствуете себяв безопасности и вам приятно там находится. Только вы имеете доступ к этому месту.Мысленно перенеситесь туда. Почувствуйте воздух, который там движется, запахи,насладитесь красотой. Выразите улыбкой свою радость по отношению к этомуместу. 
Украсьте своё сказочное место. Сделайте его безопасным. Представьте пещеру илидом и окружающую природу, желаемую погоду. Оставайтесь в этом месте столько,сколько пожелаете, если вам приятно здесь находиться. Если вы почувствовали,что отдохнули, дайте себе знак «проснуться». Не торопитесь, пробуждайтесьмедленно и с определённым ритмом возвращайтесь в реальный мир.

 

5. Упражнение «Рисунок на спине»

Описание упражнения

Участники делятся произвольно на три команды и строятся в триколонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища.Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку ипрячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнегочлена команд. Задание — почувствовать и передать как можно точнее этот рисунокдальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали,на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки,которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этихвыводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняютсяместами.

Обсуждение

Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передаватьощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во второмслучае? Что мешало выполнять упражнение?

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченностивнутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другогочеловека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватногообмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербальногообщения.

 

6. Упражнение«Кто я?»

Цель: развитие самоинтереса, самоанализа.

Времяработы: 10-15 мин.

Инвентарь: листыА4, ручки.

Ходупражнения:Участникам предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и 10 разответить на вопрос: «Кто Я?», используя характеристики, черты, чувства иинтересы для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «Я». Взавершении работы каждый может громко прочесть свой перечень остальной группе иотрефлексировать те ощущения, чувства, мысли, эмоции, которые возникли впроцессе выполнения этого задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев – Л.:ЛГУ, 2013.

Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия»,2000. – 264 с.

Вальдес Одриосола. М. С. – Арт-терапия в работе сподростками /М.С. Вальдес Одриосола – М.: Владос, 2007 г. – 60 с.

Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство подетско-подростковой и семейной арт-терапии. / А.И. Копытин – СПб.: Речь, 2012.

Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. / А.И.Копытин – СПб., 2012.

Хрестоматия. Арт-терапия. / Под ред. А.И. Копытина.– СПб.: Питер, 2012.

Практикум по арт-терапии. / Ред. А.И.Копытин. –СПб.: Речь, 2013.

Киселева М.В. Арт-терепия в работе с детьми. / М.В. Киселева–СПб.: Речь, 2014.

Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика»./ Л.Д.  Лебедева  – СПб.: Речь, 2013.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемыстановления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Знание, 2014.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.18%
НЕТ
41.82%
Проголосовало: 899

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет