X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Технологическаякарта урока литературы в 6 классе на тему:

«Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла»

по программе под редакциейВ.Я. Коровиной.

 

 

Учебный предмет:Литература

Учитель:Ильчук И.Ф.

Темаурока: «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла»

Датапроведения: 18.04.2023г.

Тип урока:урок усвоения новых знаний.

Цели урока: познакомитьучеников с мифами Древней Греции.

Задачи урока:

       датьопределение мифу;

       выявитьособенности мифа на примере мифов из цикла «Подвиги Геракла» и черезсопоставление мифа и сказки;

       дать понятие «герой» в древнегреческой мифологии, раскрытьмногозначность этого понятия;

       развиватьнавык поисковой деятельности в группе;

       развиватьсмысловое чтение как осмысление цели чтения;

       развивать навыкопределения основной и второстепенной информации;

       формироватьнавыки проектно-исследовательской деятельности;

       развиватьумение работать в группе, умение слушать и вступать в диалог, умениеучаствовать в коллективном обсуждении и взаимодействовать с одноклассниками ивзрослыми;

       пробудитьинтерес к изучению дополнительных источников по истории, литературе, мифологии.

 

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Приветствие детей.

Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!

Так говорили ученикам учителя древнегреческой школы каждое утро, встречая их.

Отвечают на приветствие

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Самоопределение к деятельности.

Обратите внимание на эпиграф к уроку.

«Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны».

Как вы понимаете эти слова?

зучая прошлое, мы строим  настоящее. Культура античности глубоко проникла в культуру и язык современных людей)

Осмысливают поставленный вопрос, приводят пояснения

Личностные :самоопределение;регулятивные :целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.Актуализация знаний

 

Ребята, а что такое миф? Как вы понимаете это слово?

Прочтите статью в учебнике о мифах и выпишите определение мифа в тетрадь.

Совокупность мифов и мифологических представлений называется мифологией.– Какая мифология нам известна больше всего?

(Мифы Древней Греции)

Работают с учебником. Участвуют в проблемном диалоге.

Составляют кластер.

 

 

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные — самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

4.Постановка учебной задачи

Знакомство с главным героем Гераклом

В Древней Элладе родился герой,

Путь его труден и сложен порой

Но лишь в настоящей нелегкой борьбе

Он славу добыл и богам, и себе.

О ком идет речь? (о Геракле)

Верно, сегодня на уроке мы познакомимся с одним из главных героев древнегреческих мифов – Гераклом.

Чтение СКОТНЫЙ ДВОР ЦАРЯ АВГИЯ

 

Работа в группах.

Ученики рассматривают слайды, составляют таблицу «12 подвигов Геракла»

 

 

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Первичное закрепление

Беседа по прочитанному.

— Какое решение принял Геракл для выполнения неразрешимой задачи? (Направил воду на конюшни и всё смыло водой).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

— Какие качества Геракла проявились в этом подвиге? (Изобретательность).

— За что Геракл отомстил Авгию? (За коварство и несправедливость).

— В чём проявилось коварство царя Элиды? (Авгий дал Гераклу заведомо невыполнимую работу и тем самым обманул его. Обманул дважды: не расплатился за выполненную по договору работу.)

— Как изображена месть Геракла? (Месть страшная, но справедливая).

     — Какое значение имеет этот подвиг Геракла для мировой истории? (Эта история положила начало Олимпийским играм: после победы над Авгием Геракл принёс жертвы олимпийским богам и учреди Олимпийские игры).

 

Учитель показывает слайды, где изображены 12 подвигов Геракла.

– Мы познакомились с несколькими мифами, повествующими о подвигах Геракла.

Называя Геракла, мы всё время говорим, что он герой. А кто же такой герой? (Герой – 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 2. Главное действующее лицо литературного произведения.)

— Можно ли назвать Геракла героем с точки зрения обоих значений? (Да, можно.)

—  Но есть ещё одно значение слова «герой», которое было распространено в Древней Греции.

Запишите это значение в тетради:

 «Герой —  это сын или потомок божества и смертного человека, полубог. Обычно герой наделён сверхчеловеческими возможностями и непомерной силой, но, в отличие от богов, лишен бессмертия».

 — Как вы думаете, на чём основано такое определение? (Герой – необычный человек, а люди с особыми возможностями встречаются редко, объяснить их редкие дарования иначе как божественным происхождением трудно.)

 — Получается, что Гераклу подходят все три определения слова «герой».

— Сколько подвигов совершил Геракл? (12).

         Почему именно 12 подвигов? Как вы думаете? (Связь со знаками Зодиака)

Ученики читают, отвечают на вопросы.

Делают записи в тетрадь

 

 

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки…

На уроке — не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!

Выполняют упражнения

 

Выполнение учебной задачи

Скажите, какие произведения напоминают мифы?

Сравним миф и сказку, чтобы выявить отличительные особенности мифа.

Работа может выполняться коллективно.

Рассуждают об отличиях мифа и сказки.

 

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Составление таблицы « Миф и сказка».

 

 

 

Ученики составляют таблицу. Рассуждают, находят отличительные особенности мифа и сказки.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 

Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию, задает вопросы классу:

 

Какие мифы мы с вами читали?

Чему учат мифы?

Что вам особенно понравилось на уроке?

Чему мы учились на уроке?

Предполагаемые ответы учеников:

Сегодня на уроке мы читали мифы Древней Греции.

Учат смелости и стойкости, не пассовать перед трудностями, всегда добиваться намеченной цели.

Мне понравилось читать мифы.

На уроке мы учились внимательно читать, анализировать произведение.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;познавательные: рефлексия;личностные: смыслообразование.

8.Домашнее задание

Прочитать миф «Яблоки Гесперид».

  1. От лица Геракла рассказать об одном из своих подвигов.
  2. По желанию: выполнить иллюстрацию к одному из мифов о Геракле.

 

 

 

Ресурсы урока:

  • карточки с иллюстрациями к  разным мифам;
  • карточки с названием мифов (для каждого ученика);
  • учебник литературы для 6 класса (В. П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин) (для каждого человека в группе);
  • мифы Древней Греции (на отдельных листах на каждого члена группы);
  •  карточки с заданием (на каждую группу).

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ДИДАКТИЧЕСКИЙ

    1 слайд

    ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ в 6 КЛАССЕ
    МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

  • Геракл

    2 слайд

    Геракл (Геркулес) – один величайших героев Эллады.
    Сын Зевса и смертной женщины Алкмены.
    Став взрослым, Геракл поселился в городе Тиринфе и стал слугой слабого, трусливого царя Эврисфея. Эврисфей боялся могучего героя
    и не пускал его в Микены.
    Все приказания свои передавал он сыну Зевса в Тиринф через своего вестника Копрея.
    Выполняя эти приказания,
    Геракл совершил
    двенадцать знаменитых подвигов.

  • Первый

    3 слайд

    Первый подвиг: Немейский лев
    Немейский лев был чудовищной величины. Он жил около города Немеи и опустошал все окрестности. Геракл выследил его и ударил палицей. Лев упал на землю, оглушённый страшным ударом. Геракл бросился на льва, обхватил его своими могучими руками и задушил. Убитого им льва
    Геракл принёс в Микены.

  • Второй

    4 слайд

    Второй подвиг: Лернейская гидра
    Отправился в путь к Лерне Геракл с сыном Ификла Иолаем. Иолай зажёг часть ближней рощи и горящими стволами деревьев прижигал гидре шеи, с которых Геракл сбивал своей палицей головы. Наконец слетела и бессмертная голова.
    Чудовищная гидра была побеждена и рухнула мертвой на землю. Ядовитой желчью Геракл напитал свои стрелы, чтобы они стали отравленными.

    Жила Лернейская гидра в болоте около города Лерны, она уничтожала целые стада и опустошала все окрестности.
    Борьба с девятиголовой гидрой была опасна потому,
    что одна из её голов была бессмертна.

  • Третий

    5 слайд

    Третий подвиг: Стимфалийские птицы
    Схватил свой лук герой и стал разить птиц смертоносными стрелами. Птицы дождём сыпали свои острые, как стрелы, перья на землю, но они не попадали в Геракла. В страхе взвились за облака стимфалийские птицы и скрылись с глаз Геракла
    Стимфалийские птицы жили в окрестностях города Стимфала. Они нападали на животных и на людей и разрывали их своими медными когтями и клювами. Перья этих птиц были из твёрдой бронзы, и птицы, взлетев, могли на любого ронять их, подобно стрелам. На помощь герою пришла воительница Афина-Паллада. Она дала Гераклу два медных тимпана, которые выковал бог Гефест Афина велела Гераклу встать на высоком холме у того леса, где гнездились стимфалийские птицы, и ударить в тимпаны.

  • Четвёртый

    6 слайд

    Четвёртый подвиг: Керинейская лань

    Эврисфей знал, что в Аркадии живет чудесная лань, посланная богиней Артемидой в наказание людям. Лань эта опустошала поля.
    Эврисфей послал Геракла поймать Керинейскую лань и доставить её живой в Микены. Эта лань была необычайно красива, рога у неё были золотые, а ноги медные. Целый год преследовал Геракл лань. Отчаявшись поймать лань, Геракл прибег к своим не знающим промаха стрелам.
    Он ранил златорогую лань стрелой в ногу, и только тогда удалось ему поймать её.

  • Пятый

    7 слайд

    Пятый подвиг: Эриманфский вепрь
    Вепрь (кабан), обладавший чудовищной силой, жил на горе Эриманфе и опустошал окрестности города Псофиса.
    Долго преследовал кабана Геракл, и, наконец, загнал его в глубокий снег на вершине горы.
    Кабан увяз в снегу, а Геракл, бросившись на него, связал его и отнёс живым в Микены.
    Когда Эврисфей увидал чудовищного кабана, то от страха спрятался в большой бронзовый сосуд.

  • Шестой

    8 слайд

    Шестой подвиг: Скотный двор царя Авгия
    Бог солнца дал своему сыну неисчислимые богатства. Особенно многочисленны были стада Авгия. Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный скотный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад.
    Авгий согласился. Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвёл в него воду двух рек, Алфея и Пенея.
    Вода этих рек в один день унесла весь навоз со скотного двора,
    а Геракл опять сложил стены.
    Выражение
    «авгиевы конюшни»
    означает запущенное,
    неубранное место.

  • Седьмой

    9 слайд

    Седьмой подвиг: Критский бык
    Этого быка царю Крита Миносу послал Посейдон, чтобы тот принёсти быка ему в жертву. Но Минос оставил его в своём стаде, а в жертву Посейдону принес одного из своих быков. Посейдон разгневался и наслал на быка бешенство. По всему острову носился бык и уничтожал всё на своем пути. Великий Геракл поймал быка и укротил. Он сел на широкую спину быка и переплыл на нём
    через море с Крита на Пелопоннес.

  • Восьмой

    10 слайд

    Восьмой подвиг: Кони Диомеда
    У царя Диомеда были дивной красоты и силы кони. Они были прикованы железными цепями в стойлах, так как никакие путы не могли удержать их.
    Герой завладел конями Диомеда и увёл их на свой корабль.
    Затем он вступил в бой с Диомедом. Побеждён был Диомед и пал в битве.
    Коней же Геракл привёл к Эврисфею,
    а тот велел выпустить их на волю.

  • Девятый

    11 слайд

    Девятый подвиг: Пояс Ипполиты

    Дочь Эврисфея, Адмета, хотела непременно иметь этот пояс.
    Ипполита уже была уже готова добровольно отдать герою пояс, но великая Гера, желая погубить ненавистного ей Геракла, приняла вид амазонки, вмешалась в толпу и стала убеждать воительниц напасть на войско Геракла. Напали амазонки на Геракла и его спутников, завязался бой, и многие воины были убиты. Но Геракл отразил нападение амазонок
    и заключил с ними мир.

    Этот пояс подарил Ипполите бог войны Арес, и она носила его как знак своей власти над всеми амазонками.

  • Десятый

    12 слайд

    Десятый подвиг: Коровы Гериона
    Гераклу помогла великая воительница Афина-Паллада.
    Грозно взмахнул Геракл своей всесокрушающей палицей,
    как молнией, поразил ею герой Гериона, и бездыханным трупом упал на землю трёхтелый великан.
    С большим трудом Геракл
    пригнал коров к Эврисфею
    в Микены.
    Герион был чудовищным великаном: он имел три туловища, три головы, шесть рук и шесть ног. Тремя щитами прикрывался он во время боя, три громадных копья бросал он сразу в противника.

  • Одиннадцатый

    13 слайд

    Одиннадцатый подвиг: Цербер (Кербер)
    Аид обещал исполнить просьбу Геракла, если он без оружия укротит Кербера.
    Геракл обхватил своими руками, крепкими, как сталь, шею Кербера. Грозно завыл пес Аида. Всё подземное царство наполнилось его воем.
    Геракл укротил его и повел из царства мрака в Микены.
    В ужас пришел трусливый Эврисфей при одном взгляде на страшного пса.
    Геракл вернул Аиду его страшного стража Кербера.
    Геракл должен был спуститься в мрачное царство Аида и привести к Эврисфею стража подземного царства, ужасного пса Кербера.
    Три головы было у Кербера, на шее у него извивались змеи.

  • Двенадцатый

    14 слайд

    Двенадцатый подвиг: Яблоки Гесперид
    Атлас предложил герою встать на его место, пока тот ходит за яблоками. Геракл согласился. Невероятная тяжесть опустилась на плечи сына Зевса.
    Он согнулся под тяжестью неба, его мускулы вздулись, как горы, но нечеловеческие силы и помощь богини Афины дали ему возможность держать небесный свод до тех пор,
    пока не вернулся Атлас
    с тремя золотыми яблоками.

    Геракл должен был отправиться к великому титану Атласу, который держит на плечах небесный свод, и достать из его садов, за которыми смотрели дочери Атласа геспериды, три золотых яблока.

  • После

    15 слайд

    После своего двенадцатого подвига Геракл
    освободился от службы у Эврисфея.

    Теперь он мог вернуться в семивратные Фивы.
    Но недолго оставался там сын Зевса. Ждали его новые подвиги.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет