Животные Севера.
Конспект занятия по окружающемумиру в старшей группе
Цель: Обогащение знаний детей о животных Арктики иАнтарктики.
Задачи:
— Формировать представления детей о животныхсеверной страны.
— Развивать с помощью наглядного материалаинтерес к окружающему миру, экологическому мышлению.
— Обогащать и активизировать словарь детейсловами: материк, Антарктида, белый медведь, Северный олень, пингвины, айсберг,ледокол.
— Воспитывать интерес к художественному слову,загадкам, умение внимательно слушать и отгадывать их.
Предварительная работа: Рассматриваниеглобуса и карты земной поверхности, беседа о животных Антарктиды, рисованиенетрадиционным методом белого медведя, чтение художественной литературы осеверных животных, просмотр презентаций о Севере.
Методика проведения:
Воспитатель вносит игрушку белого медведя.
Воспитатель: Дети, кто пришёл к намв гости?
Дети: Белый медвежонок.
Воспитатель: Медвежонка зовут Умка ион очень огорчён – он потерялся и не может найти свою маму. Малыши не могутжить без взрослых, давайте поможем ему и отправимся путешествовать по севернымстранам
Показслайда
Воспитатель: Планета Земля – этоогромный шар. Большая часть покрыта водой, а на суше живут люди и животные. Наюжном полюсе находится Антарктида.
Ниначала, ни конца
Ни затылка, ни лица,
Знают все и млад и стар,
Что она большущий шар.
Земля
Воспитатель: А как мы можем увидетьвсю Землю сразу?
Дети: На глобусе.
Показслайда
Воспитатель: Антарктида на глобусеобозначена белым цветом, почему?
Дети: Потому что там снег и лёд.
Воспитатель: Как же нам отправитьсяв такое дальнее путешествие, какой транспорт использовать – если много воды ильда?
Дети: Корабль, ледокол
Воспитатель: Это корабль с крепкимносом, он раскалывает даже самые крепкие льдины и называется ледокол
Показслайда.
Воспитатель: Ну, Умка, не огорчайся,на ледоколе сквозь снег и льды отправляемся искать твою маму. Прослушиваниеаудиозаписи: Песня мамонтёнка. ( Пусть мама услышит, …)
Океанпокрылся льдом,
Волны не бушуют в нем.
Он от края и до края
Как пустыня ледяная-
Царство холода и тьмы
Царство матушки — зимы.
Вот мимо проплывают айсберги – это огромныеглыбы льда, которые плавают в океане.
Показслайда.
— Ну, наконец, добрались до берега, а что это нанебе? (Северное сияние) Северное сияние светит только на этом материке,переливается разноцветными огнями.
Показслайда.
-Даже летом снег не тает,
Солнцу силы не хватает
Небо радугой цветной
Наряжается порой
Что за чудо-одеянье?
Это — ( северное сияние).
-Воспитатель: Здесь часто бушуютметели и свирепствуют морозы, здесь очень холодно, вся земля покрыта льдом иснегом и никогда не тает. На этом материке никогда не бывает тепла. Здесь многоживотных, послушайте загадку:
Большие рога, высокие ноги
Он ходит по снегу совсем без дороги.
Помочь человеку он может в делах.
Катает детишек на быстрых санях.
(Северный олень)
Показслайда.
Воспитатель: Северный олень –крупное животное с ветвистыми рогами и широкими копытами, всё тело покрытогустой тёплой шерстью. Зачем оленю тёплая, густая шерсть?
Дети: Чтобы не бояться холода.
Воспитатель: Конечно, потому чтоздесь сильные морозы и шерсть спасает от холода. Олени живут стадом ипутешествуют все вместе в поисках корма, питаются мхом, лишайником, грибами,листьями. Человек приручил оленей и теперь они помогают в качестветранспортного средства. Оленей запрягают в упряжку и могут ехать на дальниерасстоянии. Давайте поиграем в игру: «Олени». Дети изображают оленей ивыполняют движения.
Ходитсеверный олень по сугробам целый день
(Дети, скрестив руки вверху, словно рога оленей,и высоко поднимают ноги)
Аустанет – отдыхает
Мох копытом он копает
(Дети останавливаются, шаркают ногой, словнокапают мох)
Воспитатель: Умка, это не твоя мама?Нет, не его, ну давайте отгадаем ещё загадку, может это про его маму.
Разучилсяон летать
Может плавать и нырять.
Ходит в стае среди льдин
Птица важная…пингвин
Показ слайда.
Воспитатель: Дети, а что вы знаете опингвинах? (ответы детей)
Рассказ воспитателя: Пингвины нелетающая, а водоплавающая птица. Самый крупный вид – это императорский пингвин.У них очень толстый слой жира, который помогает переносить холод и морозы.Короткие крылья устроены так, что могут работать в воде, как винт корабля, аноги маленькие и смещены назад, поэтому пингвин смешно ходит, переваливаясь сбоку на бок. На лапках есть плавательные перепонки. Пингвины ныряют в воду иловят рыбу. Живут пингвины большими стаями. Самка откладывает яйцо ивылупляется маленький … .пингвинёнок. Высиживать яйцо помогает отец – пингвин,он меняет самку и сам его высиживает. Затем пингвинчика выращивают обародителя, заботятся о нём – кормят, оберегают от врагов. Животных и птиц нужноохранять и оберегать, им грозит вымирание.
Живутв колонии пингвины
Равноправны и едины
Пингвин пингвину — брат родной
Живут они одной семьёй.
Давайте, дети, походим как пингвины (Дети ставятноги вместе и изображают пингвинов0
Воспитатель: Дети, как вы думаете, здесь естьмама нашего малыша? Я знаю ещё загадку, слушайте внимательно.
Унего есть брат в лесах
Сам он плавает во льдах,
Бурый брат, а он весь белый
Но такой же сильный, смелый
Белый медведь
Показ слайда.
Воспитатель: А почему медведяназвали белым? (из – за окраски шерсти) Его так же называют полярным медведем,северным медведем, морским медведем. Это крупный зверь с плоской головой,сильными ногами, а на лапах есть плавательные перепонки. Кожа у медведя чёрная,а шерсть белая. Подумайте хорошо, как помогает белый цвет медведю? (Белаяшерсть помогает хорошо маскироваться среди снега и льда) Белый медведь быстробегает и хорошо плавает и очень любит ловить рыбу. А как называют детёнышамедведя? (медвежонок) Посмотрите, наш Умка весело улыбается, он нашёл свою мамуи теперь ему не одиноко. Он всех благодарит и спешит скорей домой, давайтепопрощаемся и пожелаем счастливого пути. (воспитатель уносит игрушку)
Воспитатель: Так где мы сегодняпобывали?
— Как выглядят северные олени?
— Чем питаются олени?
— Пингвины – это животные или птицы?
— Как своего детёныша выводят пингвины?
— Как выглядит белый медведь?
— Чем питается?
Посмотрите, Умка оставил льдину нам в подарок,давайте откроем и посмотрим, что там. В качестве благодарности за оказаннуюпомощь Умка подарил нам раскраски северных животных. Попозже мы их раскрасим.На этом наше путешествие окончилось.
Показслайда.