Лексическая тема«Весна»
Лексика
Слова — предметы: весна,месяц, март, апрель, май, оттепель, сосульки, капель, проталины, лужи, ручьи,ледоход, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава,подснежники, солнце, лучи, гроза…
Слова — действия:наступила, пришла, таять, журчат, пробивается, набухают, лопаются, расцветают,просыпаются, прилетают, щебечут, вьют, выводят, гремит, громыхает, грохочет,сверкает, греет, светит, пригревает, темнеет, ласкает, зеленеет, цветет,радует, бурлит…
Слова — признаки: ранняя,поздняя, теплая, холодная, радостная, дождливая, звонкая, голубое, чистое,шумный, журчащий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, перелетные, березовый,первый, нежные…
Артикуляционная гимнастика
Упражнение для челюсти
1. «После зимней спячки».
Медведь проснулся после зимнейспячки. Открывать рот с глухим вдохом. (Имитация зевания.)
2. На реке трескается лед, плывутльдины. Двигать нижней челюстью вправо — влево.
Упражнения для губ
«Кораблики плывут по волнам». Попеременно приподнимать уголкигуб вправо вверх, а затем влево вверх.
«Исхудавшие за зиму зверята». Втянуть щеки, затем вернуться.
Упражнения для языка
«Сосулька тает». Открыть рот, вытянуть «острый»язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения«острого» и «широкого» языка.
«Лужи». Открыть рот, положить «широкий» язык нанижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
«Лопаются почки на деревьях». Подвести «широкий» язык подверхнюю губу и пощелкать.
«Капель стучит по крыше». Поднять кончик языка за верхниезубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».
Упражнение на дыхание
«Капель стучит по крыше».1-плавный вдох, удары указательным пальцем правой руки по левой ладошке; 2- навыдохе произносить: «Тдд-тдд! Тдд-тдд! Повторить 3-4 раза.
Голосовыеупражнения
«Капель»: произноситьслоговой ряд «кап-кап-кап» с разной интонацией, в разном темпе и с различнойсилой голоса.
Большиекапли капают: КАП! КАП! КАП!
Маленькиекапельки: кап-кап-кап-кап-…
Физминутка
Медведь веснойпроснулся (далее движения по тексту),
Потянулся,улыбнулся,
Повертелся,огляделся,
Почесался,причесался.
Наклонился,
Водой из ручьяумылся
(тянутся вверх наносках, руки в стороны. Далее движения по тексту).
Нарядился
И пошел по лесу
Куролесить.
Берегись, леснойнарод,
Зверь голодныйидет!
(ходьбапо-медвежьи.)
Пальчиковая гимнастика «Капель»
(Пальцы стучатпо ладошке /столу.)
С крыши капаеткапель:
Кап-кап, кап- кап!(В медленном темпе.)
Это к нам пришёлапрель:
Кап-кап, кап-кап!(Увеличиваем темп.)
Солнце припеклосильней («Солнышко» из ладошек.)
И быстрей звениткапель:
Кап, кап, кап,кап, кап! (В быстром темпе.)
(Е.Г.Карельская)
Дидактические игрыи упражнения
«Приметы весны»:
1). Солнышко яркосветит и начинает пригревать.
2). Тает снег,бегут ручьи, появляются проталинки.
3). На крышахпоявились сосульки.
4). Дни становятсядлиннее, а ночи – короче.
5). Веселозачирикали воробьи, скоро прилетят первые перелѐтные птицы.
«Что происходит вприроде?» (подберислова — действия)
Солнце чтоделает?… (светит, греет…)
Ручьи чтоделают?… (бегут, журчат…)
Снег…, птицы…,капель…, медведь…
«Почемучка?» (установлениеэлементарных причинно — следственных связей)
Почему весной тает снег? (Снег тает, потому что пригревает солнышко).
Почему бегут ручьи?
Почему тает лед?
Почему трескается лед?
Почему набухают почки?
Почему лопаются почки?
Почему прилетают птицы?
Почему радуются люди?
Почему люди одеваются легче, чем зимой?
«Подберислово» (подборприлагательных к слову весна)
Весна какая? — ранняя, поздняя,дружная, красивая, долгожданная,дождливая, сухая, солнечная, шумная, цветущая,холодная, теплая.
« Сосчитай» (согласованиечислительных с существительными в роде, числе и падеже):
Одна сосулька, две сосульки, пять сосулек.
(солнце, скворец, дерево., почка, листок, сугроб, ручей, проталина, подснежник,лужа, льдинка, грач)
Игра «Найдиошибку»
На поляне веснойвырос зуб молодой (дуб)
На деревьяхнабухли кочки (почки)
И проклюнулисьлисточки.
Солнце землюнагревает,
Гонит с нашей горки мёд (лёд)
От сугробов меньшетень.
Всё длинней иярче пень! (день)
Тает снег, течётручей
На ветвяхполно врачей. (грачей)
Встало солнце,уходит прочь
Тёмнаядлинная дочь (ночь).
«Весной бывает –не бывает»
Воробьивозвращаются из жарких стран.
Птицы вьют гнезда.
На деревьяхраспускаются почки.
Птицы улетают втеплые края.
Листья желтеют иопадают.
Листьяраспускаются.
Расцветают цветы.
На реке тает лед
Солнышко светитвсе ярче.
Сильный мороз.
Появляется перваятравка.
Становится тепло.
Люди собираютурожай.
Люди сажаютрассаду в огородах и саженцы деревьев в саду.
Игра «Назови ласково»
Солнце-солнышко, лужа-лужица
Дождь — луг —
Цветок — земля-
Облако — роща-
Птица — вода-
Птенец — дерево-
Жук — ветка-
Гнездо- капля —
Трава — росток —
Лист — ручей —
Игра «Один- много»
Гнездо –гнезда перо- птица —
Дерево- птенец — детеныш—
Ветка- лист- зверь —
Почка- песня- цветок —
Загадки
За окном звенит она
И поет:Пришла весна!
И холодные сосульки
Превратила в этиструйки!
Слышно с крыши:
Шлеп-шлеп-шлеп!
Это маленькийпотоп. (Капель)
Мишка вылез изберлоги,
Грязь и лужи надороге,
В небе жаворонкатрель —
В гости к нампришёл …( Апрель)
Пробиваюсь я вапреле-
Все поляпозеленели!
Покрываю, какковёр,
Поле, луг и школьныйдвор (Трава)
Клёнам, липам идубочкам
Новые дарюлисточки.
Милых пташекприглашаю
Возвращаться с юга.
И на север провожаю
Зимушку –подружку (Весна)
Из-под снегарасцветает,
Раньше всех веснувстречает (Подснежник)
Оно весь миробогревает,
И усталости незнает.
Улыбается в оконце
И зовут его все …(Солнце)
Осенью летели кюгу,
Чтоб не встретитьзлую вьюгу.
А весной снежокрастаял,
И вернулись нашистаи! (Перелётные птицы)
Этот домик изфанерки,
У него насест идверки.
Птичек ждёт удобныйдом,
Им уютно будет внём (Скворечник)
Стихотворениядля чтения и заучивания наизусть
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Весна пришла
По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена –
Сколько носиков зеленых!
Зиму всю мелиметели
Зиму всю мелиметели –
Клёны, липыпоседели…
А весной повеселели,
Зацвели,зазеленели.
Птицы с югаприлетели –
Ветки лапкамисогрели.
(И. Демьянов)
Весна пришла
Была зима,
Был холод, снег.
Пришла весна, —
И снега нет.
И солнце смотрит
К нам в окно.
Ушла зима, —
Пришло тепло.
Связная речь
Пересказ рассказа «Тривесны»:
У природы тривесны. Первая наступает в поле. Там быстро тает снег, потому что солнышку ничтоне мешает. Вторая весна наступает на реке. Лед тает, трещит и раскалывается начасти. Третья весна наступает в лесу, там снег тает медленно, потому чтосолнышку мешают деревья. Когда снег растает, лес оденется листвою.