X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

«Гимназия с. Большой Сардек имени К.Ф. Шакирова» Кукморскогомуниципального района Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассноемероприятие по химии, интеллектуальная игра

«Знатокихимических веществ» среди учащихся

8классов, учителя химии  Шариповой Ильзии Минзуфаровны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Знатокихимических веществ» (слайд № 1)

Методические рекомендации:интеллектуальная игра  проводится среди учащихся 8 классов. Ученики делятся надве команды. Придумывают названия команд.

Игра состоит из 5 туров:

Iтур – «Загадочный»,

IIтур – «Угадай – ка»,

IIIтур – «Чёрный ящик»

IVтур – «Переведи», 

Vтур – «Отгадай – ка»,

VIтур – «Находчивый»,

Между 1 и 2, 3 и 4 конкурсами, а также между 4 и 5 –проводятся «Химические паузы»

Цели: (слайд №2)

    закрепитьзнания, полученные учащимися на уроках химии;

    заинтересоватьучащихся предметом;

    развиватьв процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать иобобщать;

    помочьучащимся проявить свои потенциальные способности.

Задачи:

Образовательные: 

     обобщить и систематизироватьзнания учащихся о химии.

     вовлечение в словарный запасхимических  слов и выражений;

     установлениевзаимосвязи между естественнонаучными  и химическими понятиями;

Развивающие: 

    развивать умения выстраивать цепьлогических суждений; умения обобщать и делать выводы.

     развиватьтворческое мышление, активизировать процесс познавательной деятельности,направленный на изучение природы и общества;

     формированиецелостной картины представлений об окружающем мире и месте науки в жизниобщества;

Воспитательные:

    воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

    воспитывать коммуникативные способности,ответственность за выполненную работу, самокритичность, умение выступать передаудиторией.

     умениеработать в малых группах, координировать деятельность участников малой группы ивзаимодействовать с ними  для достижения поставленной цели.

Форма: групповая.

Средства:

         –    словесные;

        визуальные;

        механические визуальныеприборы;

        аудиовизуальные.

Методы:

 – словесный;

 – наблюдение;

   эвристический

   репродуктивный

   объяснительно-иллюстративный

 

Оборудование:компьютер, экран, мультимедийный проектор, таблица Периодической системыхимических элементов Д. И. Менделеева.

 

Оборудование и реактивы для опыта«Вспышка»:ступка, лист железа; йод, цинковаяпыль, вода.

Оборудование и реактивы для опыта«Несгораемый платок»: небольшой платок, 2 стакана, пинцет, спиртовка; вода, спирт.

Оборудование и реактивы для опыта«Фейерверк в цилиндре»: стеклянный цилиндр100-200 мл; 50-100 мл серной кислоты, 30-60 мл этанола, перманганат кали.

 

Ходмероприятия

Не ходите руки в брюки,

Не берите пальцы в рот,

Приобщайтесь-ка к науке –

Вот химический народ.

Слева здесь всегда металлы,

Первый все же водород,

Ну а справа неметаллы.

У них все наоборот.

Натрий, магний, алюминий,

Кремний, фосфор, сера, хлор,

И таких немало линий –

В них и музыка и хор.

Каждый встал на свое место,

Отличаясь на протон.

Говорит о том уместно

Менделеева закон.

Добрый день дорогие ребята, участники мероприятия!Добро пожаловать в интеллектуальную игру «Знатоки химических веществ». Сегодняшнее  наше мероприятие связано с химией, её процессами, химическимиэлементами  и веществами.  Для тогочтобы владеть языком химической науки, недостаточно одного учебника. Сегодня мне хочется привлечь ваше внимание к этой замечательной науке, уважаемыевосьмиклассники, дать возможность вам проявить свои интеллектуальныеспособности, продемонстрировать приобретенные знания и логическое мышление вобласти химии.  Итак, мы начинаем!

Для игры нам нужны две команды  (учащиеся делятся надве команды). Представляю вам независимое жюри, которое будет судить нашесостязание. (Представление жюри). Команды представляют свои названия.

 

Iтур

«Загадочный»(слайд №3)

Правила Iтура: команды по очереди тянут листочки с загадками (Приложение 1). Нужно отгадать загадки. При неправильном ответе ход переходит к другой команде.За правильный ответ команда получает  1 балл.

 

1.   Нахожусь,друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук:

Нет меня — огонь потух.(Кислород)

 

2.   Яблестящий, светло-серый,

Образую хлорофилл,

И меня фотограф первый

Очень поджигать любил!(Магний)

 

3.   Яметалл не заменимый,

Очень летчиком любимый,

Легкий, электропроводный,

А характер — переходный.(Алюминий)

 

4.   Менялюбит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша!(Медь)

 

5.   Ясветоносный элемент.

Я спички вам зажгу вмомент.

Сожгут меня — и под водой

Оксид мой статенкислотой. (Фосфор)

 

6.   Вводе она родится,

Но странная судьба

Воды она боится

Игибнет в ней всегда. (Соль)

 

7.   Естья в каждом вашем пальце!

Я в руках, вногах, в зубах.
 Есть я в мраморной колонне,
 В меле, гипсе и бетоне. (Кальций)

 

8.   Яйца,масло, хлеб и сыр,
Йогурт, творог и кефир.
Диетологи искали –
И нашли в продуктах…  (Калий)

 

Химическая пауза (слайд№4)

 

«Вспышка»

В ступке растереть 6.35 г йода и смешать с 1.6 гцинковой пыли. Ступку поставить на лист жести. В полученную смесь капнутьнесколько капель воды. Начинается бурная реакция между металлом и йодом (вместоцинка можно взять эквивалентную смесь алюминия).

 

IIтур

Конкурс«Угадай-ка». (слайд №5)

Командамраздаются карточки с заданиями, где необходимо на основе расчётов определитьхимический элемент (Приложение 2). За каждый правильный ответ – 1 балл.На задания отводится 5-7 минут.

Определите химический элемент:

1.атомная масса = 32, число нейтронов = 16.

2.число протонов = 17.

3.высшая степень окисления = +4, атомная масса=119

4.элемент 3 периода IIА группы.

5. элементIVBгруппы, атомная масса = 91.

6. числоэлектронов на последнем уровне = 5, число протонов=15.

7. атомнаямасса = 79, число нейтронов = 45

8. числоэлектронов = 24.

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:1)S 2) Cl 3) Sn 4) Mg 5) Zr 6) P 7) Se 8) Cr.

 

IIIтур

«Чёрныйящик» (слайд №6)

Правила IIIтура: На столе стоит чёрный ящик. В нем находятся химическая посуда илабораторное оборудование. Участники команд по очереди подходят и вынимают одинпредмет. Говорят название и назначение предмета. За каждый правильный ответ – 1балл.

№ п/п

Название химической посуды и лабораторного оборудования

Назначение химической посуды и лабораторного оборудования

1

Пробирка

Проведение химических опытов (реакций)

2

Коническая колба

Проведение химических опытов (реакций), смешивание веществ

3

Фарфоровая чашка

Выпаривание

4

Шпатель

Набор сыпучих веществ

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

5

Воронка

Переливание жидкостей и фильтрование

6

Тигельные щипцы

Удержание тиглей (фарфоровых чашек)

7

Держатель для пробирок

Держать пробирки при проведении химических опытов

8

Мерный цилиндр

Отмерять необходимый объем жидкости

 

 

IVтур

«Переведи»(слайд №7)

ПравилаIIIтура: командам нужно перевести с химического языка на общепринятый языкследующие фразы. За каждый правильный ответ 1 балл.

Например: — Недонатрий хлористый на столе, перенатрийхлористый на спине. (Недосол на столе, пересол на спине).

1.           — Белый как карбонат кальция. (Белый, какмел)

2.           — Феррумный характер. (Железный характер)

3.           — Куй феррум, пока температура высока (куйжелезо, пока горячо)

4.           — Не всё то аурум, что блестит. (Не всё тозолото, что блестит)

5.           — Уходит, как Аш – два – О в оксидкремния. (Уходит, как вода в песок.)

6.           — Много оксида водорода утекло с тех пор.(Много воды утекло с тех пор.)

7.           — Слово – аргентум, а молчание – аурум.(Слово – серебро, молчание – золото.)

8.           — За купрумный грош удавится. (За медныйгрош удавится)

 

Химическаяпауза (слайд №8)

 

Несгораемыйплаток.

Небольшойплаточек погружают в стакан с водой, хорошо смачивают и отжимают. Затемплаточек берут за уголок пинцетом, погружают в стакан со спиртом, вынимают итут же поджигают над пламенем спиртовки. Спирт быстро сгорает, а платочекостается невредимым. После опыта платочек простирывают в теплой воде и егоснова можно использовать по назначению.

Vтур

«Отгадай- ка» (слайд №9)

Правила IVтура: командам нужно разгадать логогрифы и метаграммы. За каждый правильныйответ 1 балл.

Логогриф — химическаязагадка, в которой загаданное слово меняет свое смысловое значение приприбавлении к нему (или отнятии от него) букв.

1.  Отбросьте от названияблагородного металла первый слог — получите название настольной игры (золото -лото).

2.  Отбросьте первый слог изназвания благородного газа — получите название реки (радон — Дон).

3.  Из названия ядовитого газауберите вторую букву — получите слово, обозначающее певческий коллектив (хлор -хор).

4.  К названию химическогоэлемента прибавив две буквы, получите название корабля, затонувшего отстолкновения с айсбергом (титан — Титаник).

Метаграмма — загадка,в которой загаданное слово можно получить, заменив в исходном слове лишь однубукву на другую.

1.  Заменив первую букву вназвании химического элемента, можно получить слово, обозначающее названиепролива между Европой и Азией (фосфор — Босфор).

2.  Заменив последнюю букву,можно получить слово, обозначающее физическое тело со способностью притягиватьжелезные предметы (магний — магнит).

3.  Заменив букву в середине названияэлемента, можно получить слово, обозначающее жестокого правителя (титан -тиран).

4.  Заменив первую букву вназвании благородного металла элемента, можно получить слово, обозначающееместность, где много воды (золото — болото).

 

Химическая пауза (слайд№10)

 

Фейерверк в цилиндре.

Встеклянный цилиндр объемом 100-200 мл наливают 50-100 мл концентрированнойсерной кислоты, затем по стенке сосуда, стараясь не допустить смешивания,медленно приливают 30-60 мл этанола. Если теперь в цилиндр понемногу подсыпатьне слишком мелкие кристаллики перманганата калия, то на границе между слоемсерной кислотой и слоем спирта возникают огненные вспышки в виде фейерверка.

 

VI тур

«Находчивый»(слайд №11)

ПравилаIVтура:

Ваммы карточки даем.
 Там 13 букв найдете,
 Нам в 3 минуты соберете
 Вы названья элементов.
 Кто больше названий соберет –
 Больше баллов наберет!

Раздаютсякарточки.   Музыка 3 минуты

По 1 баллу за каждое название элемента.

Д   А  Р  И(Й)   К  С  О  В   Н   Т   Е  З  Л  (слайд №12)

Азот,  золото,  кислород,  водород, неон,  радий,  литий,  калий, натрий, йод, сера.

 

Молодцы ребята! Высправились со всеми испытаниями. Ну, а теперь просим жюри объявить победителейнашей игры. Слово жюри – подведение итогов.

Мы с химией пока едвазнакомы,

Ее мы учим только первыйгод,

Но знаем главные еезаконы,

А иногда, увы, наоборот!

Учитель нам в любой бедепоможет,

Он может все понятнообъяснить,

И с первых дней, хоть выне верите, быть может,

Мы научились химиюлюбить.

И уравнять мы сможемуравненья,

И постараемся загадкиразгадать,

К задачам мы найдемрешенья

И на вопрос ответим всена «5».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

1.Нахожусь, друзья, везде:

Вминералах и в воде.

Безменя вы как без рук:

Нетменя — огонь потух.

 

2.Яблестящий, светло-серый,

Образуюхлорофилл,

Именя фотограф первый

Оченьподжигать любил!

 

3.Я металл не заменимый,

Оченьлетчиком любимый,

Легкий,электропроводный,

Ахарактер — переходный.

 

4.Менялюбит человек!

Мноюназван целый век!

Яблестяща и рыжа,

Оченьв сплавах хороша!

 

5.Ясветоносный элемент.

Яспички вам зажгу в момент.

Сожгутменя — и под водой

Оксидмой статен кислотой.

 

6.В воде она родится,

Ностранная судьба:
          Воды она боится

Игибнет в ней всегда.

 

7.Есть я в каждом вашем пальце!
          Я в руках, в ногах, в зубах.
          Есть я в мраморной колонне,
          В меле, гипсе и бетоне.

 

8.Яйца, масло, хлеб и сыр,
          Йогурт, творог и кефир.
          Диетологи искали –
          И нашли в продуктах…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение2

1.атомная масса = 32, число нейтронов = 16.

2.число протонов = 17.

3.высшая степень окисления = +4, атомная масса=119

4.элемент 3 периода IIА группы.

5. элементIVBгруппы, атомная масса = 91.

6. числоэлектронов на последнем уровне = 5, число протонов=15.

7. атомнаямасса = 79, число нейтронов = 45

8. числоэлектронов = 24.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет