X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Муниципальное казённоеобщеобразовательное учреждение

Борковская  средняяобщеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

внеклассного мероприятия политературе в 6-7 классах

Читая« Ночь перед Рождеством»

(  по формированию читательскойграмотности)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: учитель русского языкаи литературы Леташина З.В.

 

 

 

Борково, 2023

 

 

Аннотация

Методическаяразработка по приобщению школьников к духовно-нравственным традициям иценностям русского и украинского народов через знакомство с главнымипраздниками, обычаями и верованиями православных христиан. Проведение такихмероприятий среди школьников способствует воспитанию у детей толерантности иуважения к традициям других народов. Мероприятие состоит  из двухчастей: теоретической  и фольклорной (практической). В  информационной части,которая даёт  детям сведения о зимних святочных праздниках, о традицияхколядования,  предлагается  учащимся работа  с текстами( на формирование читательскойграмотности)
Фольклорная часть (собственно колядование) требует  значительной подготовки -реквизит, костюмы, слова.
Хорошо было бы подключить к этой работе родителей.

Цель мероприятия: Обобщить  изученноепо повести Н. В. Гоголя « Ночь перед Рождеством»;  расширитьи углубить   знания учащихся  о культуре, традициях  русского и украинскогонародов(о традициях колядования); пробудить у детей интерес к народным традициям;способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национальногочувства; побудить  детей к участию в традиционных святочных праздниках.

Оборудование: портретН.В.Гоголя,  иллюстрации по повести «Ночь перед Рождеством», атрибутыдля колядующих,  компьютер, видеопроектор, экран.

Ход мероприятия

Учитель: Сегодняу нас есть уникальная возможность перенестись в мир повести Н.В.Гоголя “Ночьперед Рождеством” и представить обстановку, место действия, украинские народныеобычаи.

Н.В.Гогольвырос в украинском поместье. Мир простых  селян был ему близок и понятен.Поэтому в этой повести ему удалось мастерски  передать атмосферу народнойжизни, создать яркий образ особого мира — мира традиций, верований и обрядовукраинского народа.

 Согласнодревним украинским верованиям в ночь перед Рождеством разворачивается борьбатемных и светлых сил: «…черт, которому последняя ночь осталась шататься побелому свету и выучивать грехам добрых людей, завтра же, с первыми колоколами кзаутрене, побежит без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу».

 1. Итак… ( чтение отрывка)

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночьнаступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрымлюдям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа 1. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, чтоскрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков непоказывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, какбы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тутчерез трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе сдымом поднялась ведьма верхом на метле.

Беседа по вопросам.

– Какие фантастические черты несет пейзаж?

(Пейзаж одушевлен: “Глянули звезды”, “Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…”, “месяцзаглядывал в окна хат”, ведьма собирает звезды в рукав)

Учитель:  —Фантастикапереплетается с реальностью

2. Показ отрывка из кинофильма « Ночьперед Рождеством».

Учитель:  -Какую традицию украинского народа вы увидели в этом фрагменте? Что делалипарубки и дивчины накануне Рождества?

 (Любимым развлечением молодежи наканунеРождества (вечером 6 января) было колядование

Учитель:  — Чтовы знаете об этом обычае?

( — Парни и девушкиходили по деревне и пели под окнами домов колядки – короткие обрядовые песни, вкоторых желали хозяевам благополучие, а те в ответ одаривали их кто чем мог –деньгами, вкусной едой , пирогами. Чем обильнее угощение, тем сытнее долженбыть будущий год. Такое поверье , распространено и у нас в России.)

Учитель: ребята,приближаются зимние праздники: Рождество, Новый год, Крещение. Вас ждут веселыеканикулы. Будете ли вы колядовать? Этот радостный праздничный обряд всегдаочень любили на Руси и на Украине. Недаром русские люди сберегли этот обряд сглубокой древности до наших дней. Но, к сожалению, многие сейчас не хотятизучать старинные обряды и сводят колядование к простому выпрашиванию денег. Япредлагаю вам сегодня больше узнать об этом необыкновенном обряде, и в январе вНочь перед Рождеством поколядовать по-настоящему, как это делали наши предки.

3.Работа с текстами по группам( тексты наформирование читательской грамотности).

1 текст ( предложено 7 заданий), 2 текст (создать по нему кластер)

Прием«Составление кластера»

Кластерявляется приемом графической систематизации материала. Этот прием

формируетумения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в

определенномпорядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.

Кластероформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В

центрерасполагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные

смысловыеединицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это

могутбыть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты,

образы,ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников»

центральнойпланеты могут находиться менее значительные смысловые единицы,

более полно раскрывающие тему ирасширяющие логические связи.

1 группа

 Прочитайте текст.

1 текст

История возникновенияКоляды

Историявозникновения традиции «колядования» на Руси, на Украине берет свое начало ещес давних времен, когда у наших предков,древних славян была языческая вера, жили они по солнечному календарю ипраздники их были ориентированы на Солнце.

Коляда́ —  традиционный праздник языческого  происхождения  у славянских народов,    связанный с зимнимсолнцестояниемпозднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания  (ряженье с использованием шкурмасок и рогов),колядованиеколядные песни,  одаривание  колядовщиковмолодёжные игрыгадания.

         Этот праздник корнями  уходит в глубокое прошлое,когда на Руси еще не было принято христианство, а люди верили в разных богов,уже  тогда существовала такая традиция, как Коляда. Праздник этот был посвященнебесному богу Даждьбогу. Колядусчитали одним из  младших сыновей Даждьбога. Он символизирует молодое солнце, которое сменяет старое,уставшее за год работы на небосклоне. Древние люди верили, чтопосле зимнего солнцестояния просыпается бог неба, и продолжительность дняначинает увеличиваться, а ночи – уменьшаться. Наши предки были благодарныДаждьбогу и начинали его восхвалять с помощью обрядовых песен – колядок.

Самым важным обрядомэтого периода было–колядование.

ЗнакомКоляды было колесо с восемью раскрашенными в яркие цвета спицами – знак солнца,а в центре помещался огонёк – пучок  соломы или факел. Призывая Коляду, какможно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями,втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этотдень гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь,называвшийся Колядин огонь. ПразднованиеКоляды происходило  с 25 декабря по 6 января, именно в это время наблюдалисьсамые сильные морозы. По древним поверьям –  это совпадало  с разгулом нечистыхсил.  Славление Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру наших далёкихпредков в неизбежность победы добрых начал

надсилами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов,  в этот деньжгли  костры,  плясали вокруг них,  пели песни.

Немногиелюди сейчас знают изначальную суть этого обычая; для большинства колядование –просто традиционное развлечение и не более того… А дело здесь вот в чём:колядовщики (называемые в народе также славцами, ряжеными) являлись своего рода«представителями» обитателей Иного Мира: и они не просто веселили народ,  обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки,виноградья, а выполняли важные задачи. Во-первых, собирали дары для обитателейИного Мира (в древности часть наколядованного, приносилась в жертву, а часть –поедалась колядовщиками на поминальной трапезе, разделяемой с духами Предков). Во-вторых,желали хозяевам всяческих благ, плодородие, богатство и удачу.

http://cs625823.vk.me/v625823828/f54e/mflQNhx7NC0.jpgКолядовщики наряжались стариком, старухой, чёртом –символизируя обитателей Иного мира.

 

 

 

 

Вывод:обряд  колядования  возник с давних времен и имел важное значение в жизнидревних славян.

1 задание

А)Определите стиль текста.

Б)Какова тема текста? Озаглавьте текст.

Характеристикизадания:

·        Ситуация:чтение для практических целей

·        Контекст:человек и природа

·        Читательскоедействие: интегрировать и интерпретировать информацию

·        Читательскоеумение: понимать смысловую структуру текста (определять тему, главнуюмысль/идею, назначение текста)

·        Уровеньсложности: средний

2 Задание

О чём не говорится в тексте?

А)Коляда́традиционный праздник языческого происхождения  у славянских народов,    связанный с зимним солнцестоянием

Б) Об особенностях обряда рождественскогоколядования

В) Праздник этот был посвящен небесному богу Даждьбогу. Коляду считали одним из  младших сыновей Даждьбога.

Характеристикизадания:

·       Ситуация:чтение для практических целей

·       Контекст:человек и природа

·       Читательскоедействие: находить и извлекать информацию

·       Читательскоеумение: определять наличие/отсутствие информации

·       Уровеньсложности: средний

Формат вопроса:задание с выбором ответа

3 Задание

-Каковы были  атрибуты праздника Коляды?

Характеристикизадания:

·     Ситуация:чтение для практических целей

·       Контекст:человек и природа

·       Читательскоедействие: находить и извлекать информацию

·                    Читательскоеумение: находить и извлекать одну или несколько единиц информации,расположенных в одном фрагменте текста

·       Уровеньсложности: низкий

·       Форматвопроса: задание с развёрнутым ответом

 

4 Задание

-Кого восхваляли с помощью колядок наши предки?

-Что было символом праздника?

Характеристикизадания:

·     Ситуация:чтение для практических целей

·       Контекст:человек и природа

·       Читательскоедействие: находить и извлекать информацию

·                     Читательскоеумение: находить и извлекать одну или несколько единиц информации,расположенных в одном фрагменте текста

·       Уровеньсложности: низкий

·       Форматвопроса: задание с развёрнутым ответом

5 Задание

-Как наши предки славяли Коляду? Дополните информацию

А) Снег посыпали цветными лоскутьями

Б)Втыкали  сугробы сухие цветы

В)В печах разводили новый огонь

Г) ……..?

Характеристикизадания:

       Читательскоедействие: находить и извлекать информацию

       Читательскоеумение: находить и извлекать одну или несколько единиц информации,расположенных в одном фрагменте текста

       Уровеньсложности: низкий

Формат вопроса:задание с развёрнутым ответом

6 Задание

-Какие важные задачи выполняликолядовщики?

Характеристикизадания:

       Читательскоедействие: находить и извлекать информацию

Представленная информация была полезной?
ДА
61.16%
НЕТ
38.84%
Проголосовало: 1429

       Читательскоеумение: находить и извлекать одну или несколько единиц информации,расположенных в одном фрагменте текста

       Уровеньсложности: низкий

Формат вопроса:задание с развёрнутым ответом

7 Задание

-Что вы думаете о наших предках–славянах после прочтения этого текста?

Характеристики задания:

        Ситуация:чтение для практических целей

        Контекст:человек и природа

        Читательскоедействие: осмыслять и оценивать содержание

        Читательскоеумение: понимать назначение структурной единицы текста

        Уровеньсложности: высокий

        Форматвопроса: задание с развёрнутым ответом

 

2 группа

Текст2

Прочитайте диалог . Создайте кластер по этому тексту.

Диалог

Таня. Бабушка, а мы под Новый год с ребятамиколядовать идем!

Бабушка. Да кто ж сейчас колядует? Еще ж доРождества целых семь дней!

Таня. А когда можно колядовать?

Бабушка. Скоро все православные будут праздноватьвеликий светлый праздник — Рождество Христово. Канун этого праздника называетсяСочельник. Знаешь, почему он так называется?

Таня. Ой, знала, да забыла уже!

Бабушка. Тогда слушай да на ус наматывай. В деньперед Рождеством, б января, запрещено вкушать пищу. Только после появления нанебе первой звезды можно есть сочиво — кашу с сушеными ягодами и медом, иликутью. Поэтому и день этот накануне Рождества называется Сочельник. В этотвечер на Руси и начинали колядовать.

     Таня. Ой, значит, и мы пойдем колядовать в Сочельник!А как вы колядовали?

     Бабушка.Ну, собирались ребята и девушки, брали звезду на палке, по домам ходили,славили Христа, пели колядки. http://upk31.minsk.edu.by/sm.aspx?guid=10963Обязательно должны были быть 3 человека. Глава колядующих — звездарь. Это человек, который идет первым,несет  Рождественскую восьмиконечную звезду и ведет разговор с хозяевами.. Следующим по старшинству шёл  звонарь.Его обязанность – нести большой колокольчик и оповещать людей звоном о том, чтоидут колядующие.Третьим, важным колядующим,являлся мехоноша. Этотчеловек должен быть сильным, так как ему приходится носить мешок и всё то, чтохозяева домов набросают в него. Именно набросают, так как колядующие не должныбрать ничего из рук – все подарки хозяева должны класть прямо в мешок.

    Таня. А все  хозяева вас угощали?

    Бабушка. Ну, конечно, в этот вечер люди не скупились,ведь от щедрости хозяев зависело счастье их семьи на весь год. Оттого и вечерэтот называли «щедрый». Денег, правда, давать было не принято. А вот пряников,конфет, пирогов собирали полные мешки.

    Таня. А как вы, бабушка, наряжались?

    Бабушка. Мы одевались в праздничную одежду и обязательно кто-тонаряжался медведем —  символбогатства и достатка, козой – ( она была символом жизненной силы.) Аесли была возможность, то даже  с собой  водили этих животных.

    Таня. И куда вы девали столько еды.

    Бабушка. Потом собирались в какой-нибудь избе иустраивали посиделки, там и поедали все угощение.

    Таня. Ой, бабушка, побегу я во двор, всем ребятамрасскажу, как и когда нужно колядовать.

    Бабушка. И будет у всех праздничное настроение, себе илюдям в утешение!

4.Защита работ по группам( ответы на вопросы, рассказ по кластеру)

5.Знакомство с колядками ( прослушивание исполнения колядок и коллективноеисполнение). 

Колядки

Коляда, коляда,

Отворяй ворота.

Мы к тебе пришли,

Рождество

 принесли.

 Новый Год пришёл ,

Старый прогнал,

Себя показал.

***********************

 

Коляда, коляда,

Отворяй ворота.

Новы Год встречай

Старый провожай,

Христа проыожай!

 

*******************

Коляда, коляда,

Отворяйте ворота,

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Хоть рубь,

Хоть пятак,

Не уйдём из дома так!

Дайте нам конфетку,

А можно и монетку

Не жалейте ничего

Накануне Рождество!

***

 

Коляда,коляда!

Отворяй ворота!

Ты подай пирога,

Хлеба кусочек,

Сметаны горшочек!

Не подашь пирогов-

Напускаем клопов,

Тараканов усатых

И зверей полосатых!

 

Сеем, веем, повеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Вы Христа прославляйте,

Угощенья нам давайте!

 

Уродилась коляда

Накануне Рождества.

За горою за крутою,

За рекою за быстрою.

За горою за крутою,

За рекою за быстрою

Стоят леса дремучие,

Во тех лесах огни горят,

Огни горят пылающие.

Вокруг огней люди стоят,

Люди стоят, колядуют:

«Ой коляда, коляда,

Ты бываешь, коляда,

Накануне Рождества».

***

Мы сегодня в доме вашем

В вашу честь споем и спляшем!

Всех зовем на наши святки!

Ждут вас игры и загадки.

Ждут гаданья, пляски, смех!

Шуток хватит здесь на всех!

***

С праздником великим,

Ласковый хозяин,

Радуйся, радуйся, земля,

Сын Божий родился.

Мы к тебе, хозяин,

С добрыми вестями.

Радуйся, радуйся, земля,

Сын Божий родился.

С добрыми вестями

Из святого града.

Радуйся, радуйся, земля,

Сын Божий родился

***

Добрый вечер добрым людям!

Пусть веселым праздник будет.

С Рождеством вас поздравляем.

Счастья, радости желаем!

Щедрый вечер, добрый вечер!

Добрым людям на здоровье!

***

Ангел с неба к нам спустился,

И сказал Иисус родился.

Мы пришли его прославить,

И вас с праздником поздравить.

***

Коляда! Коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком,

Или сена клок, Или вилы в бок.

Тут ходили,

Тут гуляли

Колядовщики, —

Искали коляду

По всем по дворам,

По всем улочкам,

Переулочкам.

6.Д/З выучить колядки, приготовить костюмы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Читая

    1 слайд

    Читая « Ночь перед Рождеством»
    Внеклассное мероприятие по приобщению школьников к духовно-нравственным традициям и ценностям русского и украинского народов через знакомство с главными праздниками, обычаями и верованиями православных христиан

  • расширение

    2 слайд

    расширение и углубление знаний учащихся о культуре, традициях русского и украинского народов через знакомство с повестью Н. В. Гоголя « Ночь перед Рождеством»;
    пробуждение у детей интереса к народным традициям;
    побуждение детей к участию в традиционных святочных праздниках.

    Цель:

  • Воспитательное

    3 слайд

    Воспитательное мероприятие состояло из двух частей: теоретической и фольклорной (практической). В информационной части, которая давала детям сведения о зимних святочных праздниках, о традициях колядования, предлагалась учащимся работа с текстами.
    Фольклорная часть (собственно колядование) требовала значительной подготовки — реквизит, костюмы, слова.

  • 1.Слово

    4 слайд

    1.Слово учителя о мире повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”

  • 2.

    5 слайд

    2. Работа с отрывком текста повести Н.В. Гоголя, беседа по содержанию(– Какие фантастические черты несет пейзаж?

    «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа 1. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле…»

  • 3.

    6 слайд

    3. Просмотр отрывка из кинофильма « Ночь перед Рождеством» ( колядование) и обсуждение.(- Какую традицию украинского народа вы увидели в этом фрагменте? Что делали парубки и дивчины накануне Рождества? — Что вы знаете об этом обычае?)

  • 4.Учитель

    7 слайд

    4.Учитель предлагает больше узнать об этом необыкновенном обряде, и в январе, в Ночь перед Рождеством, поколядовать по-настоящему, как это делали наши предки.

    Работа с текстами по группам( тексты на формирование читательской грамотности)
    1 текст ( предложено 7 заданий), 2 текст (предложено создать по нему кластер)

  • 1

    8 слайд

    1 группа
    Прочитайте текст и выполните задания
    История возникновения традиции «колядования» на Руси, на Украине берет свое начало еще с давних времен, когда у наших предков, древних славян была языческая вера, жили они по солнечному календарю и праздники их были ориентированы на Солнце.
    Коляда́ —   традиционный праздник языческого  происхождения  у славянских народов,  связанный с зимним солнцестоянием,  позднее  приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами 
    праздника являлись переодевания  (ряженье с использованием шкур,  масок и рогов), колядование, колядные песни,  одаривание  колядовщиков,  молодёжные игры, гадания.
    Этот праздник корнями уходит в глубокое прошлое, когда на Руси еще не было принято христианство, а люди верили в разных богов, уже тогда существовала такая традиция, как Коляда. Праздник этот был посвящен небесному богу Даждьбогу. Коляду считали одним из младших сыновей Даждьбога. Он символизирует молодое солнце, которое сменяет старое, уставшее за год работы на небосклоне. Древние люди верили, что после зимнего солнцестояния просыпается бог неба, и продолжительность дня начинает увеличиваться, а ночи – уменьшаться. Наши предки были благодарны Даждьбогу и начинали его восхвалять с помощью обрядовых песен – колядок.
    Самым важным обрядом этого периода было–колядование.
    Знаком Коляды было колесо с восемью раскрашенными в яркие цвета спицами – знак солнца, а в центре помещался огонёк – пучок соломы или факел. Призывая Коляду, как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Празднование Коляды происходило с 25 декабря по 6 января, именно в это время наблюдались самые сильные морозы. По древним поверьям – это совпадало с разгулом нечистых сил. Славление Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру наших далёких предков в неизбежность победы добрых начал
    над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, в этот день жгли костры, плясали вокруг них, пели песни.
    Немногие люди сейчас знают изначальную суть этого обычая; для большинства колядование – просто традиционное развлечение и не более того… А дело здесь вот в чём: колядовщики (называемые в народе также славцами, ряжеными) являлись своего рода «представителями» обитателей Иного Мира: и они не просто веселили народ, обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, а выполняли важные задачи. Во-первых, собирали дары для обитателей Иного Мира (в древности часть наколядованного, приносилась в жертву, а часть – поедалась колядовщиками на поминальной трапезе, разделяемой с духами Предков). Во-вторых, желали хозяевам всяческих благ, плодородие, богатство и удачу.
    Колядовщики наряжались стариком, старухой, чёртом – символизируя обитателей Иного мира.

  • 1

    9 слайд

    1 задание
    А)Определите стиль текста.
    Б)Какова тема текста? Озаглавьте текст.
    Характеристики задания:
    Ситуация: чтение для практических целей
    Контекст: человек и природа
    Читательское действие: интегрировать и интерпретировать информацию
    Читательское умение: понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)
    Уровень сложности: средний

    2 Задание
    О чём не говорится в тексте?
    А)Коляда́- традиционный праздник языческого происхождения  у славянских народов,  связанный с зимним солнцестоянием. 
    Б) Об особенностях обряда рождественского колядования
    В) Праздник этот был посвящен небесному богу Даждьбогу. Коляду считали одним из младших сыновей Даждьбога.
    Характеристики задания:
    Ситуация: чтение для практических целей
    Контекст: человек и природа
    Читательское действие: находить и извлекать информацию
    Читательское умение: определять наличие/отсутствие информации
    Уровень сложности: средний
    Формат вопроса: задание с выбором ответа

  • 2

    10 слайд

    2 группа
    Прочитайте диалог . Создайте кластер по этому тексту.

    Таня. Бабушка, а мы под Новый год с ребятами колядовать идем!
    Бабушка. Да кто ж сейчас колядует? Еще ж до Рождества целых семь дней!
    Таня. А когда можно колядовать?
    Бабушка. Скоро все православные будут праздновать великий светлый праздник — Рождество Христово. Канун этого праздника называется Сочельник. Знаешь, почему он так называется?
    Таня. Ой, знала, да забыла уже!
    Бабушка. Тогда слушай да на ус наматывай. В день перед Рождеством, б января, запрещено вкушать пищу. Только после появления на небе первой звезды можно есть сочиво — кашу с сушеными ягодами и медом, или кутью. Поэтому и день этот накануне Рождества называется Сочельник. В этот вечер на Руси и начинали колядовать.
    Таня. Ой, значит, и мы пойдем колядовать в Сочельник! А как вы колядовали?
    Бабушка. Ну, собирались ребята и девушки, брали звезду на палке, по домам ходили, славили Христа, пели колядки. Обязательно должны были быть 3 человека. Глава колядующих — звездарь. Это человек, который идет первым, несет Рождественскую восьмиконечную звезду и ведет разговор с хозяевами.. Следующим по старшинству шёл звонарь. Его обязанность – нести большой колокольчик и оповещать людей звоном о том, что идут колядующие.Третьим, важным колядующим, являлся мехоноша. Этот человек должен быть сильным, так как ему приходится носить мешок и всё то, что хозяева домов набросают в него. Именно набросают, так как колядующие не должны брать ничего из рук – все подарки хозяева должны класть прямо в мешок.
    Таня. А все хозяева вас угощали?
    Бабушка. Ну, конечно, в этот вечер люди не скупились, ведь от щедрости хозяев зависело счастье их семьи на весь год. Оттого и вечер этот называли «щедрый». Денег, правда, давать было не принято. А вот пряников, конфет, пирогов собирали полные мешки.
    Таня. А как вы, бабушка, наряжались?
    Бабушка. Мы одевались в праздничную одежду и обязательно кто-то наряжался медведем — символ богатства и достатка, козой – ( она была символом жизненной силы.) А если была возможность, то даже с собой водили этих животных.
    Таня. И куда вы девали столько еды.
    Бабушка. Потом собирались в какой-нибудь избе и устраивали посиделки, там и поедали все угощение.
    Таня. Ой, бабушка, побегу я во двор, всем ребятам расскажу, как и когда нужно колядовать.
    Бабушка. И будет у всех праздничное настроение, себе и людям в утешение!
     

  • Прием

    11 слайд

    Прием «Составление кластера»
    Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием
    формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в
    определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.

  • 5.

    12 слайд

    5. Защита работ по группам

  • 5

    13 слайд

    5 .Знакомство с колядками ( прослушивание исполнения колядок и коллективное исполнение).


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.16%
НЕТ
38.84%
Проголосовало: 1429

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет