Проверочная работа по родному русскомуязыку 6 класс
“Язык и культура речи”
1. Старославянский язык — это
1) язык первыхпереводов священных христианских книг
2) язык, на которомговорили в быту наши предки
3) современный русский литературный язык
2. Разновидности русского национального языка, характерные для определённыхтерриторий, — это
1) жаргонизмы
2) диалектизмы
3) профессионализмы
4) общеупотребительная лексика
3. Назовите основную, помнению лингвистов, причину появления заимствованной лексики врусском языке:
1) необходимостьуточнить называемое понятие или вид предмета. В таких случаях уже существующеев языке слово и вновь заимствованное по своему значению пересекаются, но несовпадают полностью.
2) заимствованное слово заменяетописательный оборот и поэтому легчеусваивается
3) заимствованиекультурное, когда иноязычное слово приходит в язык вместе с новой вещью илипонятием
4. Укажите ненужное (неуместное) заимствованноеслово в предложении “Что будемсинтезировать на завтрак?”- спросила я бабушку”.
Ответ:
5. Установите соответсвие:
Фразеологизм |
Значение |
А) Бить баклуши |
1) Дать себя обмануть, перехитрить |
Б) Попасться на удочку |
2) Испытывать сильное чувство стыда |
В) Сгорать от стыда |
3) Бездельничать, бесполезно проводить время. |
Г) Чёрное золото |
4) О человеке, способном искусно выполнить любую сложную работу. |
|
5) Испытывать сильный испуг |
|
6) Нефть |
А)- Б)- В)- Г)-
6. В одном из приведённых ниже слов допущенаошибка в постановке ударения (орфоэпичесая ошибка): НЕВЕРНО выделенабуква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
красИва
высОки повторИт срЕдства жалюзИ
7. Замените слово ГРОХНУЛСЯ в предложении “Лодкакачнулась, и Петя грохнулся в воду.” стилистическинейтральный синонимом.
Ответ:
8. Установите соответствие:
Некоторые разновидности омонимов |
Примеры |
А) Омофоны |
1) стакан из стекла — вода стекла |
Б) Омоформы |
2) за∕мок-замо∕к |
|
3) зелёный лук — зелёный луг |
А)- Б)-
9. В одном из приведённых ниже имён собственных допущена ошибка при его склонении.
Выпишите это имясобственное.
(Тетрадьученика 6 класса) Сергея Седыха
(Тетрадьученицы 6 класса) Натальи Петренко
(Тетрадь ученика6 класса) СтепанаКолесника
Ответ:
10. В одном из выделенных ниже слов допущенаошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите словоправильно.
пять КИЛОГРАММОВ яблок
живу среди ТУРКОВ
пара БОТИНОК
нет НОСКОВ
ДВУМСТАМ школьникам
Ответ:
11. Анализ содержания текста
Скольколет русскому языку? Ответить на этот вопрос нелегко. Лингвисты разделяютразговорный язык и язык литературный. Разговорный языкрождается из недр языка-предка, или праязыка, у которого тоже есть свойязык-предок и т. д. Поэтому точное время его появления определить практическиневозможно. Иное дело — литературный язык. Его история — это история нормы. В лингвистикенорма — это образец единообразного, общепризнанного употребления элементовязыка (слов, словосочетаний, предложений). Нормы литературного языка- этоправила использования языковых средств в определённый период развитиялитературного языка. Литературный язык возникает тогда, когда появляетсяписьменность, и поэтому момент его рождения обычно известен.
12. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
1) Разговорный язык — это тоже самое, что и литературный язык. Лингвисты не разделяют эти языки.
2) Время появленияразговорного языка установить легко.
3) Литературный язык появляется вместе с письменностью.
4) История литературного языка — это история нормы.
