X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Приёмы формированияматематической грамотности на уроках математики в 5-11 классах:

 

Планируемые результаты

 Метапредметные и предметные

 

 

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно-научная

Финансовая

5 класс

Уровень узнавания и понимания

находит и извлекает информацию из различных текстов

находит и извлекает математическую информацию в различном контексте

находит и извлекает информацию о естественно-научных явлениях в различном контексте

находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте

6 класс

Уровень понимания и применения

применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем

применяет математические знания для решения разного рода проблем

объясняет и описывает естественно-научные явления на основе имеющихся научных знаний

применяет финансовые знания для решения разного рода проблем

7 класс

Уровень анализа и синтеза

анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста

формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации

распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте

анализирует информацию в финансовом контексте

8 класс

Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания

оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания

интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации

интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания

оценивает финансовые проблемы в различном контексте

9 класс

Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания

оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания

интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации

интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания

оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения

10-11 класс

Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания

оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания

интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации

интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания

оценивает более сложные финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения

 

Личностные результаты

 

 

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно-научная

Финансовая

5-11 классы

оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны

 

 

 

 

УУД по формированию математической грамотности

Инструменты и средства

Представленная информация была полезной?
ДА
59.27%
НЕТ
40.73%
Проголосовало: 1186

5 класс

находить и извлекать математическую информацию в различном контексте

Определить вид текста, его источник. Обосновать своё мнение.

Выделить основную мысль в текст, резюмировать его идею.

Предложить или объяснить заголовок, название текста.

Ответить на вопросы словами текста. Составить вопросы по тексту.

Продолжить предложение словами из текста.

Определить назначение текста, привести примеры жизненных ситуаций, в которых можно и нужно использовать информацию из текста.

Тексты (учебный, художественный, научно-популярный, публицистический; повествовательный, описательный, объяснительный; медийный).

По содержанию тексты должны быть математические, естественно-научные, финансовые. Объём: не более одной страницы.

6 класс

применяет математические знания для решения разного рода проблем

Сформулировать проблему, описанную в тексте. Определить контекст.

Выделить информацию, которая имеет принципиальное значение для решения проблемы.

Отразить описанные в тексте факты и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице)

Из предложенных вариантов выбрать возможные пути и способы решения проблемы.

Вставить пропущенную в тексте информацию из таблицы, граф-схемы, диаграммы.

Привести примеры жизненных ситуаций, в которых могут быть применены установленные пути и способы решения проблемы.

Построить алгоритм решения проблемы по данному условию.

Задачи (проблемные, ситуационные, практико-ориентированные, открытого типа, контекстные).

Проблемно-познавательные задания.

Графическая наглядность: граф-схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты.

Изобразительная наглядность: иллюстрации, рисунки.

Памятки с алгоритмами решения задач, проблем, заданий

7 класс

формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации

Преобразовать информацию из одной знаковой системы в другую (текст в схему, таблицу, карту и наоборот).

Составить аннотацию, рекламу, презентацию.

Предложить варианты решения проблемы, обосновать их результативность с помощью конкретного предметного знания.

Привести примеры жизненных ситуаций, в которых опыт решения данных проблем позволить быть успешным, результативным.

Составить алгоритм решения проблем данного класса.

Сделать аналитические выводы.

Тексты, задачи, ситуации

Задачи (проблемные, ситуационные, практико-ориентированные, открытого типа, контекстные).

Проблемно-познавательные задания. Графическая наглядность: граф-схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты.

Изобразительная наглядность: иллюстрации, рисунки.

Памятки с алгоритмами решения

8 класс

интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации

Тексты, задачи, ситуации

Задачи (проблемные, ситуационные, практико-ориентированные, открытого типа, контекстные).

Проблемно-познавательные задания. Графическая наглядность: граф-схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты.

9 класс

интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации

Тексты, задачи, ситуации

Задачи (проблемные, ситуационные, практико-ориентированные, открытого типа, контекстные).

Проблемно-познавательные задания. Графическая наглядность: граф-схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты.

10-11 класс

интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации

Более сложные банковские задачи с использованием показательной и логарифмической функций; производной; наибольшего и наименьшего значения

Усвоения базисных основ математики, в большинстве своем,происходит в 5-6 классах, поэтому важно, чтобы на данном этапе обучения напервом плане стояло развитие математической грамотности учащихся. Что вдальнейшем поспособствует более глубокому и сознательному пониманию математики,как части общечеловеческой культуры.

Обучающиеся часто задаются вопросами: зачем им математика, как онапригодится им в дальнейшем, как знания формул и теорем помогут им вповседневной жизни? Ответить на эти вопросы, а также показать ученикам связьматематики с их будущей профессией, изменить их эмоционально-чувственноеотношение к предмету позволяют задачи прикладного характера.

Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 5класса. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости»,«пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» ит.п..

 

Формирование финансовойграмотности

Одной из составляющих математической грамотности является финансоваяграмотность.

В школьном курсе математики по ФГОС предлагается поэтапная схемавведения практических знаний о финансах. То есть не обрушивать настаршеклассника сразу весь объем информации, а с начальной школы предлагатьзадачи, которые отображают финансовые операции. И хотя я работаю по УМК Ю.М.Калягина, считаю, что данная схема подходит ко всем учебникам математики.

В начальной школе происходит знакомство с денежными знаками,ценой и стоимостью товаров. Младшие школьники учатся пользоваться карманнымиденьгами: оплачивать обеды в школе, рассчитывать сдачу. Дети знакомятся стоварами. Теперь, запоминая информацию о себе, ребенок сможет назвать не толькосвое имя, возраст, но и, например, размер одежды.

В 4 классе во время изучения долей предлагается составитьдиаграмму, отображающую бюджет семьи. Так ребенок впервые увидит, какраспределяются средства. Уже в 5 классе эта диаграмма приобретет новый вид —теперь статьи расходов будут отображаться в процентах. Научившись рассчитыватьпроценты, ученики смогут понять, как работает система кредитования и вкладов,как начисляются премии.

В 6 классе, познакомившись с пропорциями, ученики наблюдают, какснижаются или повышаются цены на те или иные товары, как зависит уплата налоговот заработной платы. Деление в данном отношении позволяет рассмотреть проблемураспределения прибыли пропорционально внесенным деньгам, оплаты за выполненнуюработу.

Изучение функций и их систем в 7 классе дает возможность ввестиогромное количество новых, уже более сложных понятий: спрос и предложение,рыночное равновесие, равновесная цена. Ученики начинают рассчитыватьоптимальные затраты на покупки и услуги. Задачи формулируются таким образом,чтобы спровоцировать обсуждение конкретной жизненной ситуации, так например,школьник должен в полной мере осознать, какова вероятность выиграть в лотерею,и к каким неоправданным тратам приведет его регулярное в ней участие.

В 8 классе вновь вернемся к кредитам и вкладам: квадратныеуравнения объяснят ситуацию с изменением процентов по вкладу, двухгодичныхкредитов и депозитов с фиксированным годовым процентом.

9 класс позволяет еще больше углубиться в эту тему: изучениестепени с целым показателем и формулы суммы геометрической̆ прогрессии поможетвывести формулы депозита и кредита. Имеет смысл начать говорить об ипотечномкредитовании, покупке и продаже акций.

10-11 классах при введении математического анализа ученикам будутпредложены более сложные банковские задачи с использованием показательной илогарифмической функций; производной; наибольшего и наименьшего значения.Учителю важно осознать, что на протяжении всего обучения решение подобных задачдолжно сопровождаться дискуссией и приводить учеников к самостоятельным выводамо том, как правильно распоряжаться финансами. Только в этом случае можноговорить не только о практическом применении знаний, но и именно о формированиифинансовой грамотности.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.27%
НЕТ
40.73%
Проголосовало: 1186

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет