Приёмы формированияматематической грамотности на уроках математики в 5-11 классах:
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
|
Грамотность |
|||
Читательская |
Математическая |
Естественно-научная |
Финансовая |
|
5 класс Уровень узнавания и понимания |
находит и извлекает информацию из различных текстов |
находит и извлекает математическую информацию в различном контексте |
находит и извлекает информацию о естественно-научных явлениях в различном контексте |
находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте |
6 класс Уровень понимания и применения |
применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем |
применяет математические знания для решения разного рода проблем |
объясняет и описывает естественно-научные явления на основе имеющихся научных знаний |
применяет финансовые знания для решения разного рода проблем |
7 класс Уровень анализа и синтеза |
анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста |
формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации |
распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте |
анализирует информацию в финансовом контексте |
8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания |
оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания |
интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации |
интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания |
оценивает финансовые проблемы в различном контексте |
9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания |
оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания |
интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации |
интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания |
оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения |
10-11 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания |
оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания |
интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации |
интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания |
оценивает более сложные финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения |
Личностные результаты
|
Грамотность |
|||
Читательская |
Математическая |
Естественно-научная |
Финансовая |
|
5-11 классы |
оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному |
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей |
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей |
оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны |
|
УУД по формированию математической грамотности |
Инструменты и средства Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186 |
5 класс |
находить и извлекать математическую информацию в различном контексте Определить вид текста, его источник. Обосновать своё мнение. Выделить основную мысль в текст, резюмировать его идею. Предложить или объяснить заголовок, название текста. Ответить на вопросы словами текста. Составить вопросы по тексту. Продолжить предложение словами из текста. Определить назначение текста, привести примеры жизненных ситуаций, в которых можно и нужно использовать информацию из текста. |
Тексты (учебный, художественный, научно-популярный, публицистический; повествовательный, описательный, объяснительный; медийный). По содержанию тексты должны быть математические, естественно-научные, финансовые. Объём: не более одной страницы. |
6 класс |
применяет математические знания для решения разного рода проблем Сформулировать проблему, описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет принципиальное значение для решения проблемы. Отразить описанные в тексте факты и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице) Из предложенных вариантов выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте информацию из таблицы, граф-схемы, диаграммы. Привести примеры жизненных ситуаций, в которых могут быть применены установленные пути и способы решения проблемы. Построить алгоритм решения проблемы по данному условию. |
Задачи (проблемные, ситуационные, практико-ориентированные, открытого типа, контекстные). Проблемно-познавательные задания. Графическая наглядность: граф-схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты. Изобразительная наглядность: иллюстрации, рисунки. Памятки с алгоритмами решения задач, проблем, заданий |
7 класс |
формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации Преобразовать информацию из одной знаковой системы в другую (текст в схему, таблицу, карту и наоборот). Составить аннотацию, рекламу, презентацию. Предложить варианты решения проблемы, обосновать их результативность с помощью конкретного предметного знания. Привести примеры жизненных ситуаций, в которых опыт решения данных проблем позволить быть успешным, результативным. Составить алгоритм решения проблем данного класса. Сделать аналитические выводы. |
Тексты, задачи, ситуации Задачи (проблемные, ситуационные, практико-ориентированные, открытого типа, контекстные). Проблемно-познавательные задания. Графическая наглядность: граф-схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты. Изобразительная наглядность: иллюстрации, рисунки. Памятки с алгоритмами решения |
8 класс |
интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации |
Тексты, задачи, ситуации Задачи (проблемные, ситуационные, практико-ориентированные, открытого типа, контекстные). Проблемно-познавательные задания. Графическая наглядность: граф-схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты. |
9 класс |
интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации |
Тексты, задачи, ситуации Задачи (проблемные, ситуационные, практико-ориентированные, открытого типа, контекстные). Проблемно-познавательные задания. Графическая наглядность: граф-схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты. |
10-11 класс |
интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации |
Более сложные банковские задачи с использованием показательной и логарифмической функций; производной; наибольшего и наименьшего значения |
Усвоения базисных основ математики, в большинстве своем,происходит в 5-6 классах, поэтому важно, чтобы на данном этапе обучения напервом плане стояло развитие математической грамотности учащихся. Что вдальнейшем поспособствует более глубокому и сознательному пониманию математики,как части общечеловеческой культуры.
Обучающиеся часто задаются вопросами: зачем им математика, как онапригодится им в дальнейшем, как знания формул и теорем помогут им вповседневной жизни? Ответить на эти вопросы, а также показать ученикам связьматематики с их будущей профессией, изменить их эмоционально-чувственноеотношение к предмету позволяют задачи прикладного характера.
Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 5класса. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости»,«пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» ит.п..
Формирование финансовойграмотности
Одной из составляющих математической грамотности является финансоваяграмотность.
В школьном курсе математики по ФГОС предлагается поэтапная схемавведения практических знаний о финансах. То есть не обрушивать настаршеклассника сразу весь объем информации, а с начальной школы предлагатьзадачи, которые отображают финансовые операции. И хотя я работаю по УМК Ю.М.Калягина, считаю, что данная схема подходит ко всем учебникам математики.
В начальной школе происходит знакомство с денежными знаками,ценой и стоимостью товаров. Младшие школьники учатся пользоваться карманнымиденьгами: оплачивать обеды в школе, рассчитывать сдачу. Дети знакомятся стоварами. Теперь, запоминая информацию о себе, ребенок сможет назвать не толькосвое имя, возраст, но и, например, размер одежды.
В 4 классе во время изучения долей предлагается составитьдиаграмму, отображающую бюджет семьи. Так ребенок впервые увидит, какраспределяются средства. Уже в 5 классе эта диаграмма приобретет новый вид —теперь статьи расходов будут отображаться в процентах. Научившись рассчитыватьпроценты, ученики смогут понять, как работает система кредитования и вкладов,как начисляются премии.
В 6 классе, познакомившись с пропорциями, ученики наблюдают, какснижаются или повышаются цены на те или иные товары, как зависит уплата налоговот заработной платы. Деление в данном отношении позволяет рассмотреть проблемураспределения прибыли пропорционально внесенным деньгам, оплаты за выполненнуюработу.
Изучение функций и их систем в 7 классе дает возможность ввестиогромное количество новых, уже более сложных понятий: спрос и предложение,рыночное равновесие, равновесная цена. Ученики начинают рассчитыватьоптимальные затраты на покупки и услуги. Задачи формулируются таким образом,чтобы спровоцировать обсуждение конкретной жизненной ситуации, так например,школьник должен в полной мере осознать, какова вероятность выиграть в лотерею,и к каким неоправданным тратам приведет его регулярное в ней участие.
В 8 классе вновь вернемся к кредитам и вкладам: квадратныеуравнения объяснят ситуацию с изменением процентов по вкладу, двухгодичныхкредитов и депозитов с фиксированным годовым процентом.
9 класс позволяет еще больше углубиться в эту тему: изучениестепени с целым показателем и формулы суммы геометрической̆ прогрессии поможетвывести формулы депозита и кредита. Имеет смысл начать говорить об ипотечномкредитовании, покупке и продаже акций.
10-11 классах при введении математического анализа ученикам будутпредложены более сложные банковские задачи с использованием показательной илогарифмической функций; производной; наибольшего и наименьшего значения.Учителю важно осознать, что на протяжении всего обучения решение подобных задачдолжно сопровождаться дискуссией и приводить учеников к самостоятельным выводамо том, как правильно распоряжаться финансами. Только в этом случае можноговорить не только о практическом применении знаний, но и именно о формированиифинансовой грамотности.