План-конспектоткрытого занятия по композиции для 3 класса потеме:
«Нетрадиционнаятехника «Акварель на мятой бумаге»
Ленинградская область, город Сланцы,
МУДО «Сланцевская детская художественнаяшкола»
Преподаватель – Прокофьева Светлана Георгиевна
Тема выбранав связи с её актуальностью. В модели занятия используются приёмы и методысовременной дидактики. Изучение предложенной темы даёт дополнительные навыки вприменении на практики приемов выполнения работы в нетрадиционной технике сприменением акварели.
Открытое занятие предполагается с совместно с родителями.
Урок рисованию предназначен для занятий с обучающимися в изостудиях и науроках изобразительного искусства. В такой технике могут пробовать свои силы,как младшие школьники, так и юные художники средних классов, педагоги иродители.
Направление:художественное творчество
Образовательныйкурс: 3 класс
Возрастобучающихся:12-13 лет
Количество учебных часов: 3
Темазанятия: Нетрадиционнаятехника «Акварель на мятой бумаге».
Цельзанятия:выполнить живописную композицию в нетрадиционной технике «Акварель на мятойбумаге».
Задачизанятия:
Задачи:
1.Образовательные: развивать понимание роли художника в создании произведенийискусства в окружающей жизни человека; познакомиться с историей возникновения праздника8 МАРТА; познакомитьдетей с нетрадиционной техникой рисования «Акварельна мятой бумаге»
2.Развивающие: развивать умение работать по заданному алгоритму; совершенствовать умения работать акварелью;развивать познавательные интересы, творческую активность и способностиприменения полученных знаний на практике.
3. Воспитательные:положительные эмоции от художественной деятельности, интерес кизобразительному творчеству; воспитывать уважение к ближнему; умениевзаимодействовать с другими членами коллектива.
Методобучения:
1.словесный(устное изложение, анализ задания);
2.наглядный(показ образцов, рассмотрение, наблюдение, работа по образцу);
3.практический.
Тип занятия:
1. Уроккомбинированный
2. Урок-практикум
Принципыобучения:
· Научность
· Наглядность
· Последовательность
· Доступность
· Активность
· Самостоятельность
Уровеньусвоения знаний:
· Через восприятие информации
· Усвоение способов применения знаний пообразцам
· Творческое применение знаний
Материалыдля преподавателя: презентации: «Историяпоявления праздника 8 марта», «Акварель на мятой бумаге»; работы,выполненные в нетрадиционной технике «акварель на мятой бумаге» изметодического фонда школы), акварель, бумага дляакварели формата А3, кисти, баночка с водой, фотографии цветов или натурнаяпостановка с цветами, ведро (или таз) с водой (для замачивания бумаги), утюг(для разглаживания поверхности мятой бумаги), гладильная доска.
Материалы для обучающихсяи родителей: акварель, бумага для акварели формата А3, кисти, баночка с водой,фотографии цветов.
План занятия:
1. Организационная часть. Проверка готовностик занятию.(3 мин.)
2. Актуализация знаний (7 мин.)
3. Мотивация (введениев тему урока, теоретическая часть; просмотр презентаций) «История появленияпраздника 8 марта», «Акварель на мятой бумаге», просмотр работ выполненные внетрадиционной технике «акварель на мятой бумаге» из методического фонда школы. (20 мин.)
4. Усвоение новых знаний и способов действий(выполнение эскиза — примерной компоновки элементов на бумаге, постановкахудожественной задачи).(15 мин.)
Перемена(10 мин.)
5. Первичное закрепление– выбор итоговой композиции для работы, практическое выполнение задачи.(45мин.)
Перемена(10 мин.)
5. Первичное закрепление – «доработка» работы(практическое выполнение задачи).(25 мин.)
6. Контроль и самоконтроль знаний и способовдействий (подведение итогов, «Вернисаж работ»).(10 мин.)
7. Домашнеезадание (закрепление материала урока). (5 мин.)
8. Подведениеитогов занятия. (5 мин.).
Модель урока:
Этапы урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент |
— Приветствие, фиксация отсутствующих; — Проверка подготовленности обучающихся и родителей к учебному занятию; — Организация внимания обучающихся и родителей. |
— Приветствие преподавателя; — Подготовка к занятию. |
Актуализация знаний |
— Выявление степени усвоения обучающимися заданного учебного материала (проверка домашнего задания «подборка фотографий цветов, букетов из цветов из интернета, домашнего фонда); — Определение затруднений и обнаружение причин невыполнения. |
— Обучающиеся сдают преподавателю домашнее задание на проверку. |
Мотивация (введение в тему урока, теоретическая часть; просмотр презентаций «История появления праздника 8 марта» и «Акварель на мятой бумаге») |
Преподаватель задаёт вопросы слушателям. 1. Как вы думаете, какой из праздников мы встречаем в марте? 2. Кто знает, что за праздник 8 марта? 3. Как вы думаете, кто является «главным» на праздника? Краткая информация «История появления праздника 8 марта» — просмотр презентации. 4.Что можно подарить на праздник? Проблема, сформированная преподавателем: с помощью каких материалов можно выполнить работу? 5. Кому можно подарить работу? (обучающиеся высказывают свою точку зрения по данным вопросам). — Тема учебного занятия «Нетрадиционная техника акварели» —Исходя из названия темы, вам предлагается несколько целей. Как вы считаете, какова цель данного учебного занятия? Выполнение работы в нетрадиционной технике Для того что бы выполнить работу в «нетрадиционной техники» с помощью акварели познакомимся с алгоритмом ее выполнения. «Акварель на мятой бумаге» — просмотр презентации. Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252 —Акварель – ( от франц. aquarelle – водяной, от лат. aqua – вода) краска для живописи. В ее состав входят мелко растертый пигмент, и легко растворимые в воде клеи. — Существует множество различных приемов исполнения акварельных работ. — «работа по-мокрому» (английская акварель) Английская акварель предполагает предварительное смачивание листа водой. Контуры объектов в этой технике расплывчаты, воздушны и плавно перетекают друг в друга. Еще одной «мокрой» техникой является a la prima. Ее особенностью является однослойность и свежесть красок. — «работа по-сухому» («итальянская акварель») «Сухие» техники предполагают нанесение краски на сухой лист бумаги, они хороши тем, что позволяют писать работу с перерывами, возвращаясь к ней по мере необходимости. Тут тоже имеются однослойные и многослойные техники. Одной из популярных многослойных сухих техник является лессировка. Ее основная особенность заключается в том, что краска наносится прозрачными слоями после полной просушки предыдущего слоя. Такая техника позволяет создать оптическое смешение цвета, так как каждый предыдущий слой просвечивается через последующий. Смешанная техника — это, когда в одной картине гармонично сочетаются как приемы «по мокрому», так и «по сухому». По используемой художником цветовой палитре выделим: ахроматическую (монохромную) акварель – гризайль, хроматическую (многоцветную) — классическую. Иногда при создании акварельных работ используются некоторые спецэффекты. Например, кристаллики соли, нанесенные поверх влажного красочного слоя, впитывают в себя часть пигмента, в результате оставляя на бумаге неповторимые разводы, движущиеся тональные переходы. Акварель, выполненная на предварительно мятой бумаге, благодаря чему краска особым образом скапливается в местах перегибов листа, создавая дополнительный объем. |
Обучающиеся и родители внимательно слушают вопрос и презентации преподавателя и отвечают на поставленный вопрос. |
Усвоение новых знаний и способов действий (выполнение примерной компоновки элементов композиции на работе, художественной задачи) |
— Основная идея изучаемого материала в словесной и иллюстративной формах. Просмотр работ выполненных в нетрадиционной технике «акварель на мятой бумаге» из методического фонда школы). Этапы работы над созданием живописной композиции: Элементы новой формы должны гармонично соотноситься друг с другом. Тогда они смогут восприниматься как единое целое. С чего начать? 1) Выбор формата для основы работы. 2) Выбор предмета для изображения. 3) Выполнить набросок карандашом. Делайте на гладкой сухой бумаге (если вы уверены в своей композиции, то можно и без предварительного рисунка – начинайте сразу акварелью) 4) Лист с готовым карандашным наброском необходимо намочить. Затем мокрый рисунок нужно смять и немного отжать. 5) На совсем мокрой и мятой бумаге рисовать не удобно, поэтому можно лист расправить и просушить утюгом. 6) Рисовать нужно быстро, пока бумага влажная . Излишки воды с листа можно удалить кусочком ваты, чтобы он перестал блестеть. Краску брать насыщеннее и гуще, чем обычно, ибо в бумаге много влаги. Рисунок выполняйте, делая предельно точные мазки. 7) После высыхания натюрморта некоторые элементы можно доработать по-сухому (элементы переднего плана). Например, палочки и крапинки. Поиск выполнение примерной компоновки элементов работы (постановка художественной задачи). Практический показ выполнение работы в нетрадиционной технике преподавателем. Обсуждение основных приемов компоновки при выполнении композиции. — Преподаватель снова проговаривает цель занятия и план его проведения. Уточняет задание. Выполните работу в нетрадиционной технике «акварель на мятой бумаге» —На выполнение практической части заданий вам будет отведено 2 урока, по 45 минут. — Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта обучающегося и опыта родителей. |
— Обучающиеся и родители внимательно выслушивают теоретическую часть нового материала. На первом этапе выполняют подготовительный рисунок. |
Первичное закрепление (Практическое выполнение задачи). |
— Проверка преподавателем понимания обучающимися того, что является сущностью основного содержания (опрос). — Выявление пробелов первичного закрепления в изучении нового материала и новой технике. — Во время работы обучающихся и родителей преподаватель помогает затрудняющимся советом, напоминанием, показом. |
— Обучающиеся и родители отвечают на поставленные преподавателем вопросы. — Ребята приступают к выполнению задания. – выбор итоговой композиции, выполнение этюда по-мокрой бумаге, прорисовка мелких деталей по-сухому. (практическое выполнение задачи) |
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий Подведение итогов. «Вернисаж работ») |
— Организация активной деятельности всей группы обучающихся и их родителей, в ходе проверки знаний пройденной темы (выставляются работы). — Разъяснение подхода к оцениванию (из группы, выбираются 2-3 человека которые, будут проводить анализ работ по предложенным критериям карточки). — Корректировка анализа и похвала. |
— Обучающиеся и родители выставляют свои работы для самоанализа. Выявление «+» и «-» в работах своих одноклассников. |
Домашнее задание |
— Информация о домашнем задании. — Выполнение дома работы «натюрморт» с применением нетрадиционной технике «акварель на мятой бумаге». |
— Обучающиеся запоминают или записывают домашнее задание. |
Подведение итогов занятия |
— Качественная оценка работ (похвалить всех обучающихся о проделанной работе) |
— Убирают свои рабочие места и сдают преподавателю карточки самоанализа. |
Информационныеисточники:
¢Сухаяи мокрая акварель. Описание техник. (livejournal.com)
¢Техникирисования акварелью — советы и приемы (wearts.ru)
¢Акварельныетехники . Обсуждение на LiveInternet— Российский Сервис Онлайн-Дневников
¢Международныйженский день — Википедия (wikipedia.org)
Критерииоценки работы
Критерии |
«+» |
«-» |
Компоновка предметов на картинной плоскости (выбор композиции по отношению к формату работы). |
|
|
Соблюдение алгоритма выполнения нетрадиционной техники «акварель на мятой бумаге». |
|
|
Готовая работа имеет законченный вид. Производит положительное эмоциональное восприятие. |
|
|
Итог |
|
|
_________________________Ф. И(обучающегося, класс)