НовиковаСветлана Евгеньевна
Фамилия, имя,отчество
Технологическаякарта урока (занятия)
Предмет (направление внеурочной деятельности) |
Литературное чтение. |
Класс |
3 |
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
Технология построения урока (занятия) |
Продуктивного чтения |
Тема |
Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк»
|
Цель |
Знакомство с произведениями для определения их главной мысли. |
Основные термины, понятия |
Умел ходить на четвереньках; бросились врассыпную; калитка, враг шёл на приступ; оскаленная; клыкастая пасть; плакала навзрыд; ошейник; убежище; наперерез; фьють |
Планируемые результаты |
|
Предметные: формировать навык чтения, воссоздающее воображение; прогнозировать читаемое; определять личное отношение к персонажам; определять мотивацию персонажей; характеризовать персонажей; выявлять идею произведения; составлять план; соотносить пословицы с текстом; иллюстрировать прочитанное (графически и словесно); определять жанр произведения; сравнивать произведения; делать пересказ; создавать высказывание в виде продолжения прочитанного.
|
Личностные: формировать нравственно – эстетические ориентиры; формировать способность к нравственной оценке; развивать способность к эмоционально – личностной децентрии; развивать эмпатию. Метапредметные Регулятивные : принимать и выполнять поставленную учебную задачу; прогнозировать. Познавательные : ориентироваться в тексте произведения; определять главное; составлять план4 анализировать произведение с целью определения мотивации персонажей, анализировать произведение с целью характеристики персонажей; с целью личного отношения к персонажам; для произведения главной идеи; синтезировать прочитанное. Коммуникативное: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания; пересказывать прочитанное; создавать текст по заданным параметрам. |
Организация пространства |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
|
Книгопечатная продукция О.В. Кубасова Литературное чтение 3 класс Ассоциация XXI век Тетрадь на печатной основе Технические средства обучения Ноутбук, интерактивная доска, проектор. Оборудование портрет Н.Артюховой http://easyengl.ucoz.ru/_ld/138/82832228.jpg
|
Технологияизучения
Этапы урока (занятия) |
Формируемые умения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Мотивирование к учебной деятельности |
Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности |
Активизирует требования к ученикам со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность Ты улыбкой , Как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, У каждого в жизни Очень много бед и забот. Разве любим мы хмурые лица Или чью-то сердитую речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь.
Итак, мы начинаем урок литературного чтения |
Ученики проверяют свою готовность к уроку
Дети приветствуют друг друга улыбками, создавая дружественную обстановку для проведения успешного урока. |
Актуализация знаний пробное учебное действие |
Развивать учебно-познавательную активность учащихся.
Прогнозировать читаемое. |
— Вспомните, о каких качествах людей мы говорили, изучая произведения В.Осеевой «Волшебное слово» и Л. Пантелеева «Честное слово»? — Как вы думаете, нужно ли нам говорить об этих качествах людей? Работа с текстом до чтения(прогнозирование). — Предположите, о каких качествах людей могут быть произведения с такими названиями «Трусиха», «Мальчик – Огонек»? Как проверить наши предположения? — Откроем оглавление, найдем эти произведения. — Определяем тему урока.
|
Предполагаемые ответы учащихся: «Мы говорили о вежливости и о верности данному слову»
Аргументируют собственное мнение. Осуществляют поиск информации. Познакомиться с этими произведениями Эти произведения находятся в разделе «За доброе дело стой смело», страницы 18- 20 Определят тему урока. Сегодня мы знакомимся с рассказом Н. Артюховой «Трусиха» и сказкой Э. Киселевой «Мальчик — Огонек». Это тема урока.
|
Выявление места и причины затруднения |
Обогащение словарного запаса.
Прогнозируют текст. Определять жанр произведения. |
Объяснение терминов и понятий Умел ходить на четвереньках; бросились врассыпную; калитка, враг шёл на приступ; оскаленная; клыкастая пасть; плакала навзрыд; ошейник; убежище; наперерез; фьють Развивает интерес к прочтению.
– Что можно предположить о характере произведения по названию и иллюстрациям картинного плана? – О ком это произведение? – Что это – рассказ, сказка или стихи? Как вы определили?
– Как вы думаете, смешное это произведение или нет? — Почему так решили? |
Объясняют понятия и термины.
— О детях, о девочке, о трусихе…
Определяют жанр произведения. — Рассказ, так как ничего необычного, сказочного не изображено; не стихи, потому что текст написан не столбиком и нет рифмы. — Видимо, не смешное, так как на многих рисунках дети плачут, на одном из них – убегают от собаки. |
Построение проекта выхода из затруднения |
Понимать текст и извлекать информацию.
Учатся аргументировать свои ответы.
|
Обсуждение прочитанного. – Какое впечатление произвёл на вас рассказ, что удивило, взволновало?
Учитель – вызывает и сталкивает противоположные мнения учащихся по обсуждаемой проблеме — Считаете ли вы Валю трусихой? Почему? Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066
Подводит к итогу рассуждения. – Что вы можете сказать о названии рассказа?
— А как бы поступили вы, будучи на месте Вали? |
Читают молча при знакомстве с текстом, в слух при анализе текста
Отвечают на вопросы к произведению.
Свободно высказываются о неоднозначности характера персонажа. — Валя действительно является трусихой. Но, когда это было необходимо, в опасный момент Валя сумела преодолеть свой страх, чтобы прийти на помощь и защитить более слабого.
Определяют идею произведения Подводят итог — Автор вложила в заголовок второй смысл, который можно выразить словами «Вот вам и трусиха!».
(Ответы детей) |
Реализация построенного проекта. |
Выделяют главную мысль каждого эпизода.
Сопоставляют текст с картинками.
Соотносить пословицы с текстом.
Выявлять идею произведения. |
Даёт задание в тетради на печатной основе. — Рассмотрите картинный план в тетради и озаглавьте каждую картинку, чтобы получился словесный план.
Работа по карточкам — Выберите и отметьте пословицы к прочитанному рассказу. Обоснуйте свой выбор.
— Можно ли закончить работу с данным рассказом этими пословицами? Почему? |
Работа в парах. Составляют план. — 1) Игра на песке. 2) «Лохмач сорвался!» 3) Андрюша остался один. 4) Отчаянная защитница. 5) Опасность миновала.
Работа в группах. 1. Трус своей тени боится. 2. Кто дрожит – тот и бежит. 3. Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт. 4. Сам погибай, а товарища выручай!
— Да. Они выражают главную мысль этого рассказа. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Формировать воссоздающее воображение.
Прогнозировать чтение.
Определять мотивацию персонажа, характеризовать его.
Выявляют идею произведения. |
Знакомит со сказкой Э. Киселёвой «Мальчик-Огонёк» Во время чтения учитель делает остановки и просит детей сделать прогноз о последующих событиях. 1. — Как вы думаете, что сделал мальчик – Огонёк, видя в реке тонущего? 2. – Предположите, что стало с ним после случившегося? По ходу чтения проверяет прогнозы детей и кратко анализирует их ответы..
Обсуждает прочитанное произведение по вопросам. — — Это произведение весёлое или печальное? — Что это сказка, рассказ или басня? Поясните свой ответ. — Понравилось ли вам эта сказка? Чем? — Какое чудо происходит в этой сказке?
– Как характеризует мальчика-Огонька тот факт, что во время беды он вспомнил слова феи о том, что исчезнет, но всё же бросился в воду?
Подводит итог прочитанной сказки
— Зачем мы читали на уроке эту сказку?
|
Ответы детей.
Ответы детей. — Это сказка.
— Здесь происходит превращение огонька в мальчика.
(мужественный и добрый; готов пожертвовать ради других собой; настоящий человек; у нег столько в сердце благородства! Мы хотели бы в своей жизни встретить такого человека, и самим походить на него.)
— Мы оценили поступок героя, определив своё отношение к нему. А самое главное в нас осталось частичка того добра и благородства, которое было у мальчика — Огонька
|
Включение в систему знаний и повторение. |
Иллюстрировать прочитанное (словесно), сравнивать произведения. |
Проводит сравнение — Что объединяет два последних произведения – рассказ и сказку? |
Сравнивают произведения. Иллюстрируют прочитанное словесно. — Не случайно эти два произведения находятся в разделе «За доброе дело стой смело» — Тревога за брата предала Вале силы. Осознание чувства ответственности за более слабого, помогло преодолеть ей страх. — Мальчик – огонек думал, размышлял, но очень быстро. Огонек знал, на что он идет, а ведь ему так хотелось жить. Он очень просил фею сделать его мальчиком. Огонек «погас» спасая жизнь другого человека.
— В жизни всегда есть много случаев, когда люди приходят на помощь друг другу, рискуя жизнью. Вот и в этих произведениях мы видим яркий пример самопожертвования героев. Эти произведения о подвигах, смелости, самопожертвовании.
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
|
Ответьте на вопрос «Что мне сегодня удалось на уроке?»
· Понять содержание произведений · Оценить поступки героев · Определить главную мысль произведений · Сравнить два произведения
|
|