а«Антон Павлович Чехов, рассказ «О любви»»
Урок: литература
Класс: 8
Тема: Антон Павлович Чехов,рассказ «О любви»
Цели урока:
● Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.
● Методологическая: развитие мышления учащихся через установлениепричинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.
● Метапредметная: формирование представлений о счастье
Тип урока:
Формы работы:фронтальная, индивидуальная
Основные понятия: любовь,счастье, выбор
План урока:
1 Организационный момент (1 минута)
2. Беседа учителя с учениками (14 минут)
3. Характеристика героев. (17 минут)
4. Выводы (7 минут)
5. Домашнее задание (1 минута)
Ходурока:
1Организационный момент
— Здравствуйте! Садитесь, открываем тетради и записываем число,классная работа. Тема урока: Антон Павлович Чехов (1860 — 1904), рассказ «Олюбви»
2.Беседа учителя с учениками
— Выпрочитали рассказ А. П. Чехова «О любви». Какие впечатления у вас вызвалопроизведение?
(ответыребят: грустные, печальные, жалостливые, возникает недоумение,недопонимание и т. д) (2 минуты)
— Очём этот рассказ?
(ответыребят: о двух людях, которые хотят быть вместе, но есть обстоятельства, непозволяющие им навсегда остаться рядом) (1 минуты)
-Сложилосьли бы всё по-другому?
(ответыребят: да, пояснение… нет, пояснение…) 2 минуты)
-Теперь давайте подумаем над темой произведения и запишем в тетрадь (ученикипредлагают свои варианты, учитель оценивает и выбирает верные: человеческийвыбор, о судьбе, о человеческой нерешительности, о неумении построить своюжизнь, смысл жизни) (3 минуты)
-Поговори о проблемах произведения (ученики предлагают свои варианты, учительоценивает и выбирает верные: что есть настоящая любовь? Что мешает двум людямбыть вместе? Какой выбор можно считать правильным? — нравственный) (3минуты)
-Значит, автор говорит о нравственном выборе.
-Давайте подумаем, могла ли Анна оставить детей и мужа (да, пояснение детей…,нет, пояснение…)
-Что помешало героям быть вместе? (положение в обществе) (3 минуты)
3.Характеристика героев.
-Поговорим о героях. В тетради делаем таблицу с двумя одинаковыми столбиками.
-Скем мы знакомимся из героев в самом начале? (Алёхин) От чьего лица идётповествование (от первого)
-Значит, в левом столбце пишем – Алёхин, в правом – Анна. Дайте характеристикугероев. (5 минут)
Алёхин |
Анна |
Характеристика героев |
|
● Господин Алехин — дворянин, небогатый помещик: «…много работаю, но всегда без гроша.» «Они были особенно трогательны, когда мне в самом деле приходилось тяжело, когда меня притеснял какой-нибудь кредитор или не хватало денег для срочного платежа…» ● Алехин является добрым, умным человеком: «…этот человек с добрыми, умными глазами, который рассказывал им с таким чистосердечием…» ● Будучи молодым человеком, Алехин заканчивает Московский университет и поселяется в имении своих родителей. Здесь он усердно занимается хозяйством, чтобы расплатиться с долгами отца: «В Москве, когда я еще был студентом…» «Я живу в Софьине и занимаюсь хозяйством уже давно, – начал Алехин, – с тех пор как кончил в университете.» «…на имении, когда я приехал сюда, был большой долг, а так как отец мой задолжал отчасти потому, что много тратил на мое образование, то я решил, что не уеду отсюда и буду работать, пока не уплачу этого долга. Я решил так и начал тут работать, признаюсь, не без некоторого отвращения.» Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251 ● Господин Алехин — хорошо образованный человек, знающий иностранные языки: «…я, образованный человек, знающий языки…» ● Алехин сам себя называет «белоручкой» и «кабинетным человеком». Он не привык к тяжелому физическому труду, но жизнь в деревне заставляет его измениться: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный человек…» ● Живя в деревне, Алехин привыкает к рабочей жизни и отчасти теряет свои «культурные привычки»: «В первое время мне казалось, что эту рабочую жизнь я могу легко помирить со своими культурными привычками…» «…летом, особенно во время покоса, я не успевал добраться до своей постели и засыпал в сарае в санях или где-нибудь в лесной сторожке – какое уж тут чтение? Я мало-помалу перебрался вниз, стал обедать в людской кухне, и из прежней роскоши у меня осталась только вся эта прислуга, которая еще служила моему отцу и которую уволить мне было бы больно.» «После спанья в санях, после людской кухни сидеть в кресле, в чистом белье, в легких ботинках, с цепью на груди – это такая роскошь!» ● Алехин становится почетным мировым судьей в своей местности. Эта деятельность развлекает его: «В первые же годы меня здесь выбрали в почетные мировые судьи. Кое-когда приходилось наезжать в город и принимать участие в заседаниях съезда и окружного суда, и это меня развлекало.»
|
● Анна Алексеевна Луганович является знакомой главного героя, господина Алехина: «…с Лугановичем я был знаком мало, только официально…» «И тут мне представился случай познакомиться с Анной Алексеевной, женой Лугановича.» ● Анна Алексеевна — жена господина Лугановича, 40-летнего добряка: «…женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти за старика (мужу было больше сорока лет), имеет от него детей, – понять тайну этого неинтересного человека, добряка, простяка…» ● Госпожа Луганович является молодой женщиной не старше 22-х лет (на момент знакомства с Алехиным): «Тогда она была еще очень молода, не старше двадцати двух лет…» ● Анна Алексеевна — состоятельная дворянка: «Кстати сказать, оба они были состоятельные люди.» ● Анна и ее супруг живут мирно и дружно. У них есть маленький ребенок (на момент знакомства с Алехиным): «…по некоторым мелочам, по тому, например, как оба они вместе варили кофе, и по тому, как они понимали друг друга с полуслов, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.» «…и в полночь пил у них чай в тихой, семейной обстановке, когда горел камин…» «…и за полгода до того у нее родился первый ребенок.» ● Анна Алексеевна является молодой, красивой и умной женщиной: «…я старался понять тайну молодой, красивой, умной женщины…» ● Анна — прекрасная, добрая, интеллигентная и обаятельная женщина: «…я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал…» ● О внешности героини известно следующее: «…но воспоминание о стройной белокурой женщине оставалось во мне все дни; я не думал о ней, но точно легкая тень ее лежала на моей душе.» «…опять то же самое неотразимое, бьющее впечатление красоты и милых ласковых глаз…» «Ее взгляд, изящная, благородная рука, которую она подавала мне…» ● Анна Алексеевна и ее муж являются заботливыми, внимательными людьми. Так например, они беспокоятся, когда Алехин долго не навещает их, предлагают ему деньги, когда тот испытывает финансовые трудности, дарят ему дорогие подарки: «Если я долго не приезжал в город, то, значит, я был болен или что-нибудь случилось со мной, и они оба сильно беспокоились.» «Они были особенно трогательны, когда мне в самом деле приходилось тяжело, когда меня притеснял какой-нибудь кредитор или не хватало денег для срочного платежа; оба, муж и жена, шептались у окна, потом он подходил ко мне и с серьезным лицом говорил: – Если вы, Павел Константиныч, в настоящее время нуждаетесь в деньгах, то я и жена просим вас не стесняться и взять у нас.» |
4 минуты Вопросы учителя и обсуждение 4 минуты |
|
— С какой целью он много работает? — Каким он был человеком? |
— Почему она раздумывает над тем, как ей поступить? — Она переживает из-за своей любви? |
-Могли бы наши герои быть вместе?
-Почему она не уходит от мужа? Это тоже нужно записать в тетрадь. (положениев обществе, воспитание, решает время) (2 минуты)
— Ачто мы можем сказать о герое? — Он человек слабый, в нём нет мужского, но онне абсолютно отрицательный герой.
-Ребята, вы осуждаете героев?
-Чтобы вы сделали на их месте?
-Давайте ещё раз вспомним, перед каким выбором ставит героев Чехов? (нравственным)(2 минуты)
4.Выводы (7 минут)
— Втетради записываем вывод: «Что автор хотел сказать этим произведением?» Такжеподумайте для чего Чехов ввёл ещё одну сюжетную линию, не забывайте пропроблемы и идею произведения. (3 минуты)
Ученикизачитывают записи в тетради. (3 минуты)
-Коровинпишет: «Писатель поведал о скорбной долерусского интеллигента, который не только по чужой, но и по собственной волеистощает чувства и убивает здоровые порывы и стремления».
— Человек хочет, но общество давлеет надним и делает его несчастным. (1 минута)
5.Домашнее задание (1 минуты)
Конспектпо учебнику о жизни и творчестве Бунина, можно пользоваться дополнительнойлитературой, но из учебника обязательно. Внимательно прочитать рассказ«Кавказ».
Списокиспользованной литературы:
1.Коровина В. Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 6-еизд. – М.: Просвещение, 2018. – 368 с.