Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Джалильскаясредняя общеобразовательная школа №2»
Сармановскогомуниципального района РТ
Конспект урока по обучениюграмоте в 1 б классе
Тема: «БуквыФ, ф и звуки [ф], [ф’]»
Составила: учитель начальных классов
I категории, ГаскароваЛ.М.
2022 год
Цели урока: ознакомление обучающихся с согласными звуками [ф], [ф],буквамиФ,ф.
Задачи урока:
образовательная отличатьновое от уже известного с помощью учителя, формировать познавательныецели;
развивающая развитие фонематического слуха, логического мышления,памяти.
воспитывающаяспособствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, интереса кизучаемому предмету, воспитывать чувство взаимопомощи. способствоватьвоспитании доброты.
Планируемыерезультаты:
Предметные:знать название и начертание строчной и заглавной букв ф,Ф уметьдавать характеристику новым звукам, определять позицию нового звука в слове, работатьс текстом ,читать слова, предложения с изученными буквами.
Личностные: проводитьсамооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: определятьи формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своёдействие в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД); слушатьи понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (КоммуникативныеУУД); ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из однойформы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Оборудование урока: компьютер, слайды, презентация, карточки
Тип урока: открытиеновых знаний
Методы обучения:
· создание проблемной ситуации;
· поисковый;
· наглядно-иллюстративный;
· словесный
Формы организации деятельности:
· парная
· индивидуальная
Средства обучения:
· букварь
· мультимедиа проектор
· наглядные пособия
Ход урока
1.Оргмомент. Психологический настрой.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня нашурок немного необычный. У нас на уроке присутствуют гости, и как гостеприимныехозяева поприветствуем их!
— Какое нужнонастроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вамсохранить хорошее настроение на весь урок.
-Садитесь
2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Вспомним чемунаучились!
Блиц- опрос(схема — карточка)
-На какие группы делятся звукинашего языка? (гласные и согласные)
-Какиебывают гласные( удар. и безуд.)
-Сколькогласных букв в алфавите? (10)
-Накакие группы можно разделить согласные (тв. и мягк.; звон. и глух.; парные инепарные)
— Как же будет звучать тема сегодняшнегоурока?
Определить тему урока поможет игра«Найди лишнюю букву»
Среди данных букв найдите лишнюю: а, е, ё, и,ф,у,ы,э,ю,я( букв ф)
-Почему? (согласная буква, остальные буквы гласные)
Давайте вместе определим задачи урока:
Познакомимся с … (новой буквой и звуками.)
Научимся слышать и отличать … (звуки [ф] и [ф’] и отличать ихот других звуков.)
Научимся читать … (слоги, слова и предложения с новойбуквой.)
3. Объяснение нового материала
-Междукакими буквами стоит буква Ф в русском алфавите?
-На что похожа буква Ф (эф)?
-Назовите слова с буквой Ф , чтобы буква стояла в начале (в середине, в конце) слова.
Артикуляционная гимнастика
Аф-аф-аф-живёт в Африке жираф.
Арф-арф–арф- я надену шарф
Фы-фы-фы– тут стоят шкафы.
-Чтение слогов и слов с буквой ф
· фа,фо,фи,фу,фы,фе,фё,фя,фэ;
· аф,оф,иф,уф,ыф,еф,ёф,яф,эф;
· са-ра-фан, фор-ма, фи-лин,фун-дук, фер-ма;
—Дайте характеристику звукам [ф], [ф’] (согл, тв, мягк, глухой, парный)
Игра Кулачок- подушечка,определитвердость-мягкость.
Ферма, финиш, форма, филин, фундук
Составьте слово с помощью букв ф, а,л,к,а и, –работа впарах
— Возьмите гласную букву и, положите на середину парты,слева от буквы и положите букву ф, справа- букву а , после буквыа положите л и а, а между буквами л и а букву к.Какое слово получилось? (Фиалка)
Звукобуквенный анализ слова фиалка
Игра «Звонкий-глухой».
-Очень часто дети путают звуки [в] и [ф] , так как они парные позвонкости и глухости. Поиграем в игру «Звонкий-глухой»
— Если в слове есть звуки [ф] и [ф’], то хлопаем в ладоши, еслинет — приседаем. Ветка, свет, Федя, свитер, филин, хвастун, фуфайка,фабрика, верба, светофор, фирма, вагон
«Кто больше?»
Придумайтекак можно больше слов, начинающихся с буквосочетания:
фа-(фартук, факел, фабрика, фазан, фантазия, фанты);
— «Превращение слов»Измените одну букву в словах: фикус (фокус), ферма (форма, фирма).
Физ.минутка « Сигналы светофора»
— Зарядку нампоможет провести светофор.
Зеленый свет –мы шагаем.
Красный свет –стоим на месте.
А желтый свет– садимся.
Письмо строчной и заглавной букв ф,Ф
— Из каких элементов состоит буква ф?
1. Показ с объяснением
2. Письмо в воздухе Веселый карандаш
3. Письмо в тетради
Анаграмма (фроам, фрутак, фнатки)
Физминутка для глаз( пульсирующий круг).
Работа с текстом
По льду быстро скользятфигуристы. Они рисуют коньками разные фигуры. Танец фигуристов красив и лёгок. Цветныефонари делают их движения волшебными. Зрители громко хлопают.
-Кто скользит по льду?
-Что делают фигуристы?
-Какие фонари делают их движения волшебными ?
-Что делают зрители?
-Озаглавьте текст
-Спишите первое предложение и составьте схему.
Итог урока.
— Какие задачи ставили?
— Удалось ли нам решить поставленные задачи?
Рефлексия.
Оцените свою работу по критериям.
Я знаю букву Ф и её звуки ф,ф*
Я умею… слышать и отличать новые звуки от других.
Я умею…читать слоги , слова и предложения с буквой ф.
-Что понравилось?
-Что у вас получилось?
-Над чем надо поработать?
Оценить цветом:
· кто всё усвоил, доволен собой,хорошее настроение – зеленым;
· испытывает затруднение- жёлтым;
· ничего не понял- красным;
— Желаю вам плодотворной работы на 3-ем уроке.
— Спасибо за урок!