X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Алтайского края

Комитет администрации Чарышского района по образованию

МБОУ Малобащелакская СОШ

            РАССМОТРЕНО

Методическим советом

__________Чукотова Н.А.

Протокол  №________

от ___ ___   2022г.

СОГЛАСОВАНО  

Педагогическим советом

Протокол №_______
от ___ ___   2022г.

УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ Малобащелакская СОШ

______________ Е.В. Кравченко
Приказ №____
от ___ _____  2022 г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА

                                                Элективного курса

«Я — Россиянин»

для 5 классаосновного общего образования

на 2022-2023учебный год

 

 

 

 

 

Составитель: МихайловаТатьяна Юрьевна, учитель истории.

 

 

                                    С. МалыйБащелак  2022

 

Пояснительнаязаписка

 Рабочая программа учебногопредмета « Обществознание» для 5 класса составлена с учётом следующихнормативных документов и методических материалов:

-Приказа Минобрнауки Российской федерациио 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования» (в ред. ПриказовМинобрнауки Российской федерации от 29.12.2014 №1644 от 31.12.2015 №1577.

-Приказа Минобрнауки российской Федерацииот 31.03.2014 №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников,рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего.Среднего общего образования (с изменениями и дополнениями)

-приказа МБОУ «Малобащелакская СОШ»от_________ № ____ «Об утверждении основной образовательной программы основногообщего образования МБОУ «Малобащелакская СОШ»

-приказа МБОУ «Малобащелакская СОШ» от28.08.2020 №60 «Об утверждении Годового календарного учебного графика на2020-21-2020 учебный год МБОУ «Малобащелакская СОШ»

-приказа МБОУ «Малобащелакская СОШ»от___________ №60 «Об утверждении учебного плана основного общего образованияна 2020-2021 учебный год МБОУ «Малобащелакская СОШ».

-приказа МБОУ «Малобащелакская СОШ» от28.08.2020 № 60  «Об утверждении Положения о рабочей программе учебногопредмета, курса МБОУ « Малобащелакская СОШ».

-примерной основной образовательнойпрограммы основного общего образования (одобрена решением учебно –методическогообъединения по общему образованию 8 апреля 2015 года.

-учебно-методическогокомплекта по учебному предмету «Обществознани» для  5-9 классов под редакцией Л.Н. Боголюбова.

 

·         Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова,А.Ю.Лазебникова, А.И.Матвеев Обществознание. Рабочие программы. Предметнаялиния учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы. Учебное пособие дляобщеобразовательных организаций, Москва, Просвещение, 2016

·        Обществознание 5 классУчебник под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой- М.: Просвещение, 2016

·        Л.Ф.Иванова, Я.В.ХотеенковаОбществознание Рабочая тетрадь 5 класс, Москва, Просвещение, 2016

·        Обществознание. Поурочныеразработки. 5 класс:  Л.Ф.Иванова,   Москва, Просвещение, 2014

·        Обществознание. Тестовыезадания. А.Ю. Лабезникова,Е.Л. Рутковская .  М «Просвещение» 2017.

 

Данная рабочая программа рассчитана на 35часов в год,  1 час в неделю.

Для реализации рабочей программыиспользуется учебно-методический комплект авторов  Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова,А.И.Матвеев  , включённый в Федеральный переченьучебников, рекомендуемых к использованию при  реализации имеющихгосударственную аккредитацию образовательных программ начального общего,основного общего, среднего общего образования.

Цели и задачи обучения в 6 классесоответствуют целям обучения предмету определяемыми ФГОС и примернымипрограммами, а так же указаны в авторской программе, и не противоречат целям изадачам реализации ООП ООО  МБОУ «Малобащелакская СОШ»

Содержание рабочей программы и логика егоизучения не отличается от содержания авторской программы. Рабочая программапредусматривает реализацию практической части авторской программы в полномобъёме.

 

Нормативно-правовыедокументы, на основании которых разработана рабочая программа:

1.   ПриказМинистерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общегообразования

2.   ПриказМинистерства Образования и Науки РФ от 24 января 2012 г. № 39. О внесенииизменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартовначального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

3.   Федеральныйзакон от 29.12.2012 г.,№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4.    ПриказМинистерства Образования и Науки РФ от  31 марта 2014  г. №253  « Обутверждении федерального перечня    учебников, рекомендованных к использованиюпри реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования».

5.Федеральногогосударственного образовательного стандарта ( второго поколения)

Цели обучения

Изучениеобществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

–развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10–15лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятиясоциальной (в том числе экономической и правовой) информации и определениясобственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образамышления, способности к самоопределению и самореализации;

–воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правовогосамосознания, толерантности; приверженности гуманистическим и демократическимценностям, закрепленным в Конституции РФ;

-развитиеличности на исключительно важном этапе её социализации- в подростковомвозрасте, повышение уровня её духовно-нравственной, политической и правовойкультуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона иправопорядка, углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин,формирование способности к личному самоопределению, самореализации.Самоконтролю;

–освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых длясоциальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивнооцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействоватьв социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулированияобщественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека игражданина;

-овладениеумениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основныххарактерных для подросткового возраста социальных ролях;

–формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач вобласти социальных отношений; экономической и гражданско-общественнойдеятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различныхнациональностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;правоотношений; семейно-бытовых отношений

 

 

Задачи обучения:

-приобретениеоснов обществоведческих знаний и умений;

-содействиев усвоении на информационном, практическом и эмоциональном  уровне идеалов иценностей демократического общества;

-помощьпри ориентировании в основных этических и правовых нормах;

-овладениеобобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

-освоениекомпетенций ( учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностногосаморазвития. Ценностно-смысловой, информационно-технологической.)

 

Общая характеристика курса.

Рабочаяпрограмма составлена на основе Федерального государственного образовательногостандартаобщего образования (основное общее образование, фундаментального ядрасодержания общего образования. Она опирается на опыт создания курсаобществознания для основной школы.

Содержаниеосновного общего образования по обществознанию представляет собой комплексзнаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы,положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений.Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальныенавыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей;правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важнымэлементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опытпознавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированнымиисточниками социальной информации; решение познавательных и практических задач,отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектнойдеятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучениеобществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

•развитие  личности в ответственный период социального взросления человека(10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессевосприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации иопределения собственной позиции; нравственной и правовой

культуры, экономическогообраза мышления, способности к самоопределению и самореализации;

•воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения ксоциальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,закреплённым в Конституции Российской Федерации;

•освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,  необходимых длясоциальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивнооцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействоватьв социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулированияобщественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека игражданина;

•формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач вобласти социальных отношений;

экономическойи гражданско-общественной деятельности;

межличностныхотношений;

отношениймежду людьми различных национальностей и вероисповеданий;

самостоятельнойпознавательной деятельности;

 правоотношений;семейно-бытовых отношений.

Структура курса и последовательность предъявления материала.

Последовательностьобусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики егоразвертывания, также особенностями построения учебного содержания курса дляобучающихся-подростков.

Программапредусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучениякурса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Содержаниепервого этапа курса (5–7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту,посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме.Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении,Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла,справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовыенормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющегонравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер,связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапеобеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир»,изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», гдерассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательновводит обучающегося в расширяющийся круг социальных институтов: от самогоблизкого и эмоционально значимого – темы «Семья» и «Школа» через раскрытиеважнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественнозначимого – тема «Родина». Обучающиеся расширяют круг сведений не только оважнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествахчеловека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

Изучениесодержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязис содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детскихобщественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задачэтой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости кправонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижениепоставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предметапредполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первойступени основной школы, когда обучающиеся только начинают систематическоеизучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретаютметоды, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий иположений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, ссобственными наблюдениями обучающихся и с их уже сложившимися представлениями осоциальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у обучающихся 5 классовготовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможетреконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальныхситуаций, сложившихся практик поведения.

 

 

Местоучебного предмета в учебном плане

«Обществознание»в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять летобучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучениясоставляет 1 час. В 5 классе 35 учебных часов  за год включая часы напромежуточный и итоговый контроль. Большинство тем программы 5 класса разбитына  2 урока и предполагают выделение специальных уроков-практикумов, на которыхучащиеся выполняют практические задания, развивая свои познавательные,коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоение содержания.

Содержание программы.

Введение(1ч)

Значениеизучения общества для человека. Науки. Изучающие развитие общества. Сферы жизниобщества.

ГлаваI. Человек. (5 ч).

Целии ценность человеческой жизни. Природа человека.

Человек– биологическое существо. Отличие человека от животных, наследственность.

Отрочество– особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подросткао будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Почемучеловеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков сосверстниками, со старшими и младшими по возрасту партнёрами.

ГлаваII. Семья.(5 ч)

Семьяи семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Видысемей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Семейноехозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанностиподростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободноевремя. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечениячеловека. Значимость здорового образа жизни.

Яи моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг издоровый образ жизни.

ГлаваIII. Школа. (6 ч)

Рольобразования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступенишкольного образования.

Образованиеи самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы.Умение учиться.

Отношениямладшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Школав жизни человека и общества. «Век живи век учись». Учись учиться. Мои соученики(одноклассники).

ГлаваIV. Труд.( 6 ч)

Представленная информация была полезной?
ДА
60.16%
НЕТ
39.84%
Проголосовало: 1250

 Труд-основажизни.Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд –условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Ремесло.Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Какимбывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.

ГлаваV. Родина. ( 10 ч)

 НашаРодина – Россия. Россия – федеративное государство. Структура России какфедерации, права субъектов России. Русский язык как государственный.

Государственныесимволы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. Историягосударственных символов. Москва – столица России.

Гражданин– Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан РФ.Гражданственность. Юные граждане России: какие права получает человек отрождения.Россия – многонациональное государство. Национальность человека.Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональныеотношения.Наша Родина – Россия. «Честь российского флага». Быть настоящимгражданином. Уважать людей любой национальности.

Итоговыеуроки. (2 ч)

.Личный опыт -социальныйопыт. Значение курса в жизни каждого.

Тематический  план.

 

№ пп

Тема

Количество часов

1

Введение.

1

Глава I. Человек. ( 5)

2

Загадка человека. Я – гражданин России.

1

3

Отрочество — особая пора жизни

2

4

Практикум

1

Глава II. Семья.(5ч)

5

Семья и семейные отношения.

1

6

Семейное хозяйство.

1

7

Свободное время.

1

8

Практикум

2

Глава III. Школа. (6 ч)

9

Образование в жизни человека.

2

10

Образование и самообразование.

2

11

Одноклассники, сверстники , друзья.

1

12

Практикум

1

Глава IV. Труд.( 6ч)

10

Труд- основа жизни.

2

11

Труд и творчество.

2

12

Практикум

2

Глава V. Родина. ( 10 ч)

13

Наша Родина – Россия.

2

14

Государственные символы России.

2

15

Гражданин России.

2

16

Мы —  многонациональный народ.

2

17

Практикум

2

Повторение  (2ч)

16

 Моя Родина –Россия и я твой верный сын.

2

 

Общее количество часов

35

   

Планируемые результатыосвоения курса «Обществознание»

Личностные результаты:

• мотивированность  и направленность учеников на посильное и созидательноеучастие в жизни общества; заинтересованность не только в личном успехе, но и вблагополучии и процветании своей страны;

• наличие  ценностных ориентиров, основанные на идеях патриотизма, любви иуважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия;отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении кукреплению исторически сложившегося государственного единства; признанииравноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важностидля общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности застрану перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:

 

• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановкицели до получения и оценки результата);

• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научныхпозиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможныхперспектив;

• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватныеспособы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основныхсоциальных ролей, свойственных подросткам;

• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе сиспользованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальнойпрактике:

1)на использование элементов причинно-следственного анализа;

2)исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3)определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериевдля сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4)поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированныхисточниках различного типа;

5)перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, изаудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватнопознавательной и коммуникативной ситуации;

6)подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7)оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнениядругих людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающейсреде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологическихтребований;

8)определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулированиесвоей точки зрения.

Предметные результаты:

• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах иобластях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять сопорой на эти понятия явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнениястаршими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранныхисточниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческиетермины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные,соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям спозиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей вмотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитииобщества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание ихроли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы иправила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка нанеобходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственнойповседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм игражданственность;

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм,регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другимиспособами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении сдругими видами деятельности;

•  знание новых возможностей длякоммуникации в современном обществе; умение использовать современные средствасвязи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

 

 понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющееосознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Календарно-тематическоепланирование


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.16%
НЕТ
39.84%
Проголосовало: 1250

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет