Консультация длявоспитателей дошкольных учреждений на тему:
«Принципыпостроения предметно-развивающей среды в ДОУ».
Однимиз важных условий в работе воспитателя является создание развивающегопространства в дошкольном образовательном учреждении.
Приорганизации предметно-пространственной среды в группе, педагоги должныучитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристикличности каждого ребенка: индивидуальные особенности и закономерностипсихического развития дошкольников, показатели их здоровья,психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевогоразвития.
Правильноорганизованная развивающая среда позволит каждому ребёнку найти занятие подуше, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать спедагогами и сверстниками.
Присоздании развивающего пространства в групповом помещении, необходимо учитыватьведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников. Это в свою очередьобеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие егоположительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям,к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основнымицелями дошкольного обучения и образования.
Всёгрупповое пространство должно быть доступно детям: игрушки, дидактическийматериал, игры. Дети должны знать, где взять бумагу и краски, костюмы иукрашения для инсценировки любимой сказки.
Создаваяпредметно-развивающую среду, педагоги должны учитывать период обучения,сезонности. Так, осенью группу украшает букет из осенних цветов и листьев, наподносе – собранный урожай; зимой в группе снежинки на окнах, украшенная ёлка,силуэты сказочных героев, сделанных из бумаги педагогами и детьми.
Рассмотримпринципы построения развивающей среды:
1.Принципдистанции, позиции при взаимодействии.
Одним из условийсреды, которое даёт возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка,а ребенку «подняться» до позиции воспитателя, — это разновозрастная мебель. Современнаямебель легко трансформируется и дает возможность педагогу ставить её по-разному.
Хорошо, елив группе есть уголок «взрослой» мебели – кухонный уголок, диван. В такойобстановке ребёнок чувствует себя комфортно.
2. Принципактивности, самостоятельности, творчества.
Уголок-лабораторияв группе помогает детям развивать любознательность и инициативность. В ходеэксперимента дети овладевают моделью исследовательской деятельности.
3. Принципдинамичности развивающей среды.
Предметно-развивающаясреда меняется в зависимости от возрастных особенностей, периода обучения иреализуемой педагогами программы. 4. Принцип чёткогозонирования.
Жизненноепространство в детском саду должно давать возможность построения пересекающихсясфер активности. Это позволяет детям в соответствии, со своими интересами ижеланиями в одно и то же время свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.
5. Принципиндивидуальной комфортности каждого ребенка.
Учитывая то,что ребенок в детском саду находится целый день, необходимо создавать емуоптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности.Каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство.
6. Принципэстетической организации среды.
В группедолжно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группыразвивает вкус, чувство прекрасного. Интерьер должен меняться. Целесообразноввести в предметно-развивающую среду предметы, атрибуты, игрушки, сделанныеруками взрослых.
7. Принципоткрытости – закрытости.
Среда организуетсятаким образом, чтобы способствовать формированию и развитию у ребёнка « Я-образа».
8. Принципыучета половых и возрастных различий детей.
При создании средыпедагоги должны учитывать возрастные особенности воспитанников, интересы.Наклонности мальчиков и девочек.
Предметнуюсреду в группе необходимо проектировать с учётом той программы, котораяреализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сампедагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. При отборепредметного содержания развивающей среды важно учитывать психологические,возрастные и индивидуальные особенности детей.
Впостроении развивающего пространства целесообразно использовать преимуществопринципа интеграции различных по содержанию видов деятельности. Создаваяусловия для гармоничного всестороннего развития ребенка, не стоит забывать обэстетической составляющей организации пространства. Поэтому в оформлениипомещений желательно соблюдать единый стиль.
Современныйдетский сад – это место, где каждый ребенок получает опыт широкогоэмоционального взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных дляразвития сферах жизни. Развивающая среда способствует установлению и утверждениюу дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать ииспользовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности,инициативности, творчества.