Методическаяразработка занятия по изобразительному искусству
«Открыткак 23 февраля»
Автор:учитель изобразительного искусства Долгополова Е.Н.
Сведения об авторе: ДолгополоваЕкатерина Николаевна
Место работы: Муниципальное казенное образовательноеучреждение Чурманская основная общеобразовательная школа
Цельзанятия:формирование у обучающихся патриотических чувств, в процессе работы надплакатом, посвященном Дню защитника Отечества.
Задачи:
1.Познакомитьдетей со значением праздника День защитника Отечество и историей его возникновения.
2.Знакомствос плакатом, как видом графики и использованием символов, как средствареализации идеи в плакате.
3.Закреплятьзнания и умения по компоновке на плоскости листа и построению изображения.
4.Формироватьу обучающихся навыки владения гуашью и графическими материалами.
Вид деятельности: Открытка.
Методыобучения:
-объяснительно-иллюстративный (репродуктивный),
-частично-поисковый (эвристический),
-проблемное изложение.
Возрастобучающихся:8-10 лет
Материалы:Карандашпростой, ластик, бумага для черчения А3 гуашь, кисти плоские синтетические№ 2, № 4, круглая № 1, палитра, банка для воды, маркеры чёрные с широким итонким стержнем.
Зрительныйряд: Репродукциикартин В. Маторина «Куликовская битва», Ф.Д. Рубо «Гвардейские полки отражаютатаки французской кавалерии», В. Нестеренко «Мы — русские, с нами бог», А. А.Дейнека «Оборона Севастополя», подборка слайдов с фотографиями Вооружённых СилРоссийской Федерации, образец плаката.
Оборудование: мультимедийноеоборудование, доска, мольберты, подставки для красок, стулья.
Ходзанятия.
Теоретическаячасть.
23 февраля – День защитника Отечества. Уже более восьмидесяти лет сильнаяполовина человечества отмечает праздник силы, выносливости, патриотизма идобра.
Учитель предлагает детям поразмышлять над тем, что означает слово Отечество.(Отечество — родная страна. Это слово обозначает странупредков, отцов. Поэтому мы испытываем к нашему отечеству — России любовь, преданностьи чувство долга — патриотизм.)
Этот праздник напоминает нам о том, что всё самое дорогое, что у нас есть,может подвергнуться опасности. И долг каждого из нас, если придется, защититьсвоё Отечество. Ещё в давние времена воины не боялись с мечом в руках сражатьсяза свою родину.
Во все века героизм и мужество воинов России, мощь и слава русского оружия былинеотъемлемой частью величия Российского государства.
23 февраля — это день воинской славы России, которую российские войска снискалисебе на полях сражений. Изначально в этом дне был заложен высокий смысл -любить свою Родину и в случае необходимости уметь ее отстоять. А защищатьродную землю русским воинам приходилось неоднократно, и всегда русский солдат счестью выполнял свой долг.
Учительдемонстрирует картину А.А.Дейнека «Оборона Севастополя».
-Что художник изобразил на картине? (Великая Отечественная война. Битва заСевастополь.)
-Что он хотел сказать художник своей картиной? (Художник показал великийподвиг русских моряков. В смертельном бою с фашистами, ценой собственной жизниони сражаются за Родину. Несмотря на большие потери одержали победу.)
Позднее 23 февраля ежегодно отмечался в СССР как всенародный праздник ДеньСоветской Армии и Военно-Морского Флота. После распада Советского Союза датабыла переименована в День защитника Отечества.
На плазменной панели демонстрируется слайд – шоу сподборкой слайдов с фотографиями Вооружённых Сил Российской Федерации,
Российская армия — это вооруженные силы нашей Родины, которые защищают еенезависимость и свободу. Военнослужащие готовы бесстрашно отразить любуювоенную угрозу по отношению к России.
Праздник 23 февраля это дань нашего уважения всем поколениям российских воинов,от древних времен до сегодняшнего дня, мужественно защищавших родную землю отзахватчиков. В этот «мужской» день представители мужского пола, от мальчишек достариков, принимают поздравления и подарки, а военнослужащие обязательночествуются.
Сегодня на занятии мы нарисуем плакат, посвященный дню защитника Отечества.Этот плакат вы можете подарить дедушке, отцу, брату, которые уже отслужили вармии, или тем, кто только готовится стать защитником Отечества.
Учитель задаётвопрос:«Что такое плакат?»
Выслушиваетответы детей и подводит итог. Плакат-это броское, как правило,крупноформатное изображение, сопровождённоекратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных,информационных целях. Специфика образного языка плаката: ясность, лаконичностьобраза, броскость, декоративность, использование символов (смысл плаката долженбыть понятен с первого взгляда).
Учительдемонстрирует образец плаката.
-По каким признакам мы понимаем, что этот плакат посвящен Дню защитникаОтечества? (На плакате написана дата праздника, изображены символы: звезда,георгиевская лента и лавровая ветвь.)
-А какое значение имеют эти символы?
Учительвыслушивает ответы детей и подводит итог.
Георгиевская лентавсегда ассоциировалась с ратными подвигами русских воинов.
Ордена,обладающие такими цветами, считались исключительно воинской наградой. ЕкатеринаII своим приказом 1769г. основала орден Святого Георгия Победоносца, имнаграждали отличившихся солдат. К этому ордену крепилась лента такой жерасцветки и из-за этого ее называли георгиевской.
Ао чем говорит нам Красная звезда? История отечественных побед и военныхдостижений ХХ века неотделима от главного символа Красной, позднее — Советскойармии: красной звезды. Лаконичный и простой, легко запоминающийся и видныйиздалека, этот опознавательный знак русских воинов двадцатого столетия знают повсему миру. Красная звезда стала таким же знаменитым символом победы в ВеликойОтечественной войне, как танк Т-34 или штурмовик «Ил-2», автомат Калашникова.
Лавроваяветвь-это древний символ победы. Ещё в древней Греции лавровая ветвьилилавровый венок превратились в эмблему славы. В Древнем Риме лавровые ветви ивенки стали высшими знаками воинской доблести и славы. Этой же символикойЛавровая ветвь наделена и в наше время.
Значит цель изображения нашего плаката — это прославление доблестных защитниковроссийского Отечества.
Практическаячасть занятия.
Используярепродуктивный метод, учитель показывает на доске и подробно объясняет каждыйэтап работы над плакатом. Он контролирует, как справляются с заданиемобучающиеся. При необходимости помогает детям, испытывающим затруднение.
Подведение итогов занятия.
В завершении занятия учительспрашивает у детей кому подарят они плакат.
Закрепление пройденного материала.Обучающиеся отвечают на вопросы педагога: «Что такое плакат, в чем его отличиеот других видов графики?»
Почему в России принято широко праздноватьДень защитника отечества?
Варианты выполнения задания.
В этой работе можно заменить гуашь наакварель.
Для упрощения построения композицииплаката можно использовать шаблоны звёзд.